СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление поясов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Искусство ткачества – одно из самых древних на земле. Оно представляет собой процесс изготовления тканей вручную, на ткацком станке или другом приспособлении путем переплетения нитей основы и нитей утка.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление поясов.»

Тема: Изготовление поясов.

Искусство ткачества – одно из самых древних на земле. Оно представляет собой процесс изготовления тканей вручную, на ткацком станке или другом приспособлении путем переплетения нитей основы и нитей утка. Простейший прием перекрестного переплетения нитей, изобретенный в глубокой древности, лежит в основе создания всего многообразия видов текстильных изделий.

Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. В то же время оно оказало заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени и подготовило художественную практику XX и XXI веков. Профессионалы, работающие в области современного дизайна и искусства текстиля, проявляют интерес к использованию традиционных текстильных техник, в частности ручного ткачества и плетения.

Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк. По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство. Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки. Искусство ковроделов было развито еще у древних египтян, у греков, у персов, скифов.  В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.   Слово «гобелен» (техника: закладное ткачество) родилось во Франции в 17 веке. Произошло оно от фамилии семейства Гобеленов и перешло сначала к названию фабрики и местности, где фабрика была устроена, а потом и к ее изделиям. В 17 веке Людовик 14 купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру».

Найденные при археологических раскопках пряслица и кусочки ткани свидетельствуют о том, что узорное ткачество было известно ещё в Древней Руси. Узорные скатерти, столешники, полотенца и другие тканые изделия часто упоминаются в описях имущества XVIIв. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяется ткачество Русского Севера, центральных и южных районов России, Поволжья, Северного Кавказа и других регионов.

Народное творчество коренных малочисленных народов Ямала складывалось на протяжении веков и тысячелетий, оно донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а традиционные промыслы и ремесла ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян свидетельствуют о тесной связи с природой, с окружающим миром. Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особый быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, существующие и поныне, объединившей человека и среду его обитания в единое неразрывное целое.

На Русском Севере широко были развиты все виды народного текстиля, но ткачество поясов занимало особое место.
До середины XIX в. ткачество поясов не носило товарного характера. Чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам.

У многих народов мира пояс как часть одежды человека бытует с самых древних времён и является обязательным элементом народного костюма, наделён глубоким символическим смыслом.  От пояса веет древними временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди ищут у них помощи и покровительства.

Ханты и ненцы считают, не подпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники. Есть такая пословица: «Антапӆы хоят еӆта ныӆа» (Ленивого человека издали узнаешь (без пояса).  По русским поверьям, ходить без пояса было "грешно", ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Пояс имеет место в народных гаданиях, обрядах, и во многих заговорах и как оберег.                                     

С давних пор материалом для изготовления ненецкого и хантыйского мужского пояса служила кожа морских и других животных.

Женские пояса ненецкого и хантыйского народов плетутся из цветных ниток, существует несколько вариантов плетения женского пояса из ниток, методом плетения тынзяна или аркана. Этот метод плетения раньше использовался только у мужчин для изготовления тынзяна или аркана из длинных четырёх верёвок обработанной кожи северного оленя.

В настоящее время этот метод плетения перенят женщинами для изготовления национального пояса, так как он более прост, чем остальные виды плетения поясов.

 Берем нити двух цветов. Складываем в четыре слоя, отмеряем приблизительно полтора метра, например, две красной нити и две нити желтого цвета.

Соединяем вместе все четыре нити.  Начинаем плести с середины, для этого делаем узелок и привязываем эту часть, чтобы удобно было плести. Для этого нити накладываем друг на друга крест на крест, но третью нить оставляем сзади, а сюда накладываем четвёртую нить, и плетём способом перекидывания нити. На конце пояса все нити делим на две части и каждую часть делим ещё на две части и накручиваем способом переплетения для того, чтобы подсоединить кисточки.     

Таким образом, с древнейших времен народ любой национальности рассматривал пояс как некий оберег, способствующий благополучию и удаче.


Литература:

1. Статья Лар Т. Жизнь начинается… с пояса. //Красный Север. -1999. -13 мая (№54);

2. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.143

3. Статья Н. Гарина «Ни – пояс» журнал «Северные просторы» стр.50-51

4. Северянин И. «Пояс в славянской традиции»










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!