СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление куклы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изготовление куклы»

Конспект урока по технологии УМК «Перспектива» ( класс )

Тема: Изготовление куклы «Мартиничка»

Цель: Познакомить учащихся с историей народной игрушки, технологией

изготовления куклы из ниток «Мартиничка»

Формируемые УУД:

Личностные: сформировать положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; сформировать ориентацию на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; сформировать критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям; формировать умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач.

Предметные: научить приемам изготовления куклы из волокнистых материалов; расширить представления о народных обычаях , о роли вещей в обрядах и их символическом значении; осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон – картона;

Метапредметные:

- познавательные: умение использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора; умение проводить сравнение предметов и изделий по самостоятельно предложенным критериям.

- регулятивные: сформировать умение определять необходимые этапы выполнения работы; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно; формировать умение определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.

- коммуникативные: сформировать умение контролировать свои действия; сформировать умение принимать чужое мнение; сформировать умение принимать инициативу в ситуации общения.



Тип урока: урок-практикум

Оборудование: образец куклы «Мартиничка», вязальные нитки, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели, темы урока.

-Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а её отгадка будет являться названием нашего изделия.

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

- О чем говорится в загадке? (О кукле).

- Как вы думаете из каких материалов можно изготовить куклу?( Из пластилина, соломки, ниток).

- Правильно, ребята, а вы знаете как называются куклы, сделанные из ниток? (Нет.)

- Эти куклы называются «Мартинички».

- Какова же тема нашего урока?( Изготовление куклы «Мартиничка»).

- Сегодня на уроке мы научимся изготавливать куклу.



  1. Работа над темой урока.

Актуализирующая беседа:

(Рассказ учителя о народной кукле, как об одном из видов декоративно-прикладного творчества).

Обрядом «закликания» весны начинался цикл весеннее – летних праздников в русской литературе. Обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками».

В Болгарии существует древний, очень хороший обычай поздравлять друг друга с приходом весны, изготавливать своими руками и дарить на счастье сувениры, очень простые по исполнению. Сувениры эти называются мартиничка, от названия первого месяца весны. Делают их из ниток разнообразными по форме: в виде кукол, кисточек помпонов. Сувениры делают парными, например, две куклы, две кисточки, два помпона.

Сочетание цветов всегда одинаково: белый и красный, реже белый и синий.

Белый цвет символизирует зиму, красный – весну. Сувениры крепят к одежде как украшение и носят до прилёта журавлей или ласточек в зависимости от местных традиций. Дарят и носят мартинички и стар и млад.

Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучна пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняную рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище. В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно и цвета ниток стали намного разнообразнее.

- Сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку»

- Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?

Анализ образца изделия:

(Учитель показывает куклу из ниток «Мартиничка»)

- Ребята, рассмотрите образец и расскажите, как изготавливается эта кукла?

-Какие нитки используются?

-Какой формы может быть кукла?

  1. Практическая часть.

- Как будете выполнять работу?

(Детям раздаются инструкции по выполнению куклы из ниток):

1. Вырезать шаблон из картона . Намотать подготовленные нитки на картон;

3. Сверху связать часть заготовки нитками совпадающими по

цвету с поделкой;

4. Нижнюю часть разрезать ножницами, снять картон, подравнять

нитки;

5. Выделить и перевязать голову;

6. Отделить часть ниток для рук, укоротить их и завязать;

7. Перевязать туловище куклы;

8. Разделить нитки на две части, перевязать ножки;

9. Подрезать неровные нитки;

10.К готовой поделке привязать петельку.

(Ученики самостоятельно выполняют работу).



  1. Физкультминутка.

  2. Практическое использование работы.

(Демонстрация изделий учеников, оценивание)?

- Кому подарите свою куклу?

-Как можно ее использовать?

Критерии оценки:

- Аккуратно ли намотаны нитки на картон?

- Ровные ли получились части тела?

- Хорошо ли закреплены части тела у куклы?







  1. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня вы познакомились с выполнением изделия кукла «Мартиничка» из ниток.

- Какие для этого нужно взять нитки?

- В чем вы испытали затрудения?

- Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

- Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

  1. Уборка рабочего места.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!