Конспект урока по технологии УМК «Перспектива» ( класс )
Тема: Изготовление куклы «Мартиничка»
Цель: Познакомить учащихся с историей народной игрушки, технологией
изготовления куклы из ниток «Мартиничка»
Формируемые УУД:
Личностные: сформировать положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; сформировать ориентацию на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; сформировать критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям; формировать умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач.
Предметные: научить приемам изготовления куклы из волокнистых материалов; расширить представления о народных обычаях , о роли вещей в обрядах и их символическом значении; осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон – картона;
Метапредметные:
- познавательные: умение использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора; умение проводить сравнение предметов и изделий по самостоятельно предложенным критериям.
- регулятивные: сформировать умение определять необходимые этапы выполнения работы; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно; формировать умение определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
- коммуникативные: сформировать умение контролировать свои действия; сформировать умение принимать чужое мнение; сформировать умение принимать инициативу в ситуации общения.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: образец куклы «Мартиничка», вязальные нитки, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков
Ход урока
Организационный момент.
Постановка цели, темы урока.
-Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а её отгадка будет являться названием нашего изделия.
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
- О чем говорится в загадке? (О кукле).
- Как вы думаете из каких материалов можно изготовить куклу?( Из пластилина, соломки, ниток).
- Правильно, ребята, а вы знаете как называются куклы, сделанные из ниток? (Нет.)
- Эти куклы называются «Мартинички».
- Какова же тема нашего урока?( Изготовление куклы «Мартиничка»).
- Сегодня на уроке мы научимся изготавливать куклу.
Работа над темой урока.
Актуализирующая беседа:
(Рассказ учителя о народной кукле, как об одном из видов декоративно-прикладного творчества).
Обрядом «закликания» весны начинался цикл весеннее – летних праздников в русской литературе. Обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками».
В Болгарии существует древний, очень хороший обычай поздравлять друг друга с приходом весны, изготавливать своими руками и дарить на счастье сувениры, очень простые по исполнению. Сувениры эти называются мартиничка, от названия первого месяца весны. Делают их из ниток разнообразными по форме: в виде кукол, кисточек помпонов. Сувениры делают парными, например, две куклы, две кисточки, два помпона.
Сочетание цветов всегда одинаково: белый и красный, реже белый и синий.
Белый цвет символизирует зиму, красный – весну. Сувениры крепят к одежде как украшение и носят до прилёта журавлей или ласточек в зависимости от местных традиций. Дарят и носят мартинички и стар и млад.
Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучна пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняную рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище. В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно и цвета ниток стали намного разнообразнее.
- Сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку»
- Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
Анализ образца изделия:
(Учитель показывает куклу из ниток «Мартиничка»)
- Ребята, рассмотрите образец и расскажите, как изготавливается эта кукла?
-Какие нитки используются?
-Какой формы может быть кукла?
Практическая часть.
- Как будете выполнять работу?
(Детям раздаются инструкции по выполнению куклы из ниток):
1. Вырезать шаблон из картона . Намотать подготовленные нитки на картон;
3. Сверху связать часть заготовки нитками совпадающими по
цвету с поделкой;
4. Нижнюю часть разрезать ножницами, снять картон, подравнять
нитки;
5. Выделить и перевязать голову;
6. Отделить часть ниток для рук, укоротить их и завязать;
7. Перевязать туловище куклы;
8. Разделить нитки на две части, перевязать ножки;
9. Подрезать неровные нитки;
10.К готовой поделке привязать петельку.
(Ученики самостоятельно выполняют работу).
Физкультминутка.
Практическое использование работы.
(Демонстрация изделий учеников, оценивание)?
- Кому подарите свою куклу?
-Как можно ее использовать?
Критерии оценки:
- Аккуратно ли намотаны нитки на картон?
- Ровные ли получились части тела?
- Хорошо ли закреплены части тела у куклы?
Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня вы познакомились с выполнением изделия кукла «Мартиничка» из ниток.
- Какие для этого нужно взять нитки?
- В чем вы испытали затрудения?
- Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?
- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
- Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
Уборка рабочего места.