СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Избранные вопросы по биологии» 10 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Избранные вопросы по биологии» 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по биологии» 10 класс составлена на основе следующих документов:


Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в 1.Российской Федерации»; с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии среднего общего образования по биологии для 10 - 11 класса «Биология. Общая биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.; Дрофа, 2011 год. – 256с) с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, предназначена для изучения биологии на профильном уровне.


Рабочая программа внеурочной деятельности конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Изучение программного материала курса внеурочной деятельности по биологии для 10-х классов рассчитана на 35 академических часа.

Планируемые предметные результаты.

    • результате посещения занятий элективного курса ученик должен: Знать/понимать:

  1. основные положения особенности строения растительного и животного мира, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы;


  1. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;


  1. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);


  1. современную биологическую терминологию и символику;

Уметь


  1. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

взаимосвязи организмов и окружающей среды;


2) сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и


агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;


3) осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. грамотного оформления результатов биологических исследований;

2) определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

● Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

● Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт

● Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения

● Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии

● Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

● Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.

● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы

● Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет)

● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

● Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию

● Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Познавательные УУД:

● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала

● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений

● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков

● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания

● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

● Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы

Коммуникативные УУД:

● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.

● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

● характеризовать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

● характеризовать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

● объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

● изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

● распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,

● выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

● сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

● определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

● анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

● проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
















































Тематическое планирование (35 часов)

Ко-во

часов

Тема

План

Факт


Раздел. Система и многообразие организмов (34 часа)



Тема 1. Основные систематические группы живых организмов.



Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.



Тема 2. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.



Царство Вирусы.



Отдел Лишайники, особенности строения, типы лишайников.



Решение типовых заданий ЕГЭ



Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции.



Вегетативные органы, их функции (корень и побег).



Генеративные органы, их функции.



Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.



Решение типовых заданий ЕГЭ.



Тема 3. Классификация растений.



Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.



Мхи, их признаки, роль в природе и в жизни человека.



Папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.



Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.



Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки.



Основные семейства Однодольных и Двудольных.



Решение типовых заданий ЕГЭ.



Тема 4. Царство Животные, основные признаки, классификация. Виды взаимоотношений животных.



Характеристика одноклеточных животных



Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Губки.



Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Кишечнополостные.



Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Черви.



Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Иглокожие.



Решение типовых заданий ЕГЭ.



Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых природе и жизни человека. Рыбы.



Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых природе и жизни человека. Земноводные.



Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.



Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы.



Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.



Экологические группы Млекопитающих



Тренировочные тестирования.



Тренировочные тестирования.



Тренировочные тестирования.


























































Содержание курса (35 часов)


Раздел

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ. СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (34 ЧАСА)




Тема 1. Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.


Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.





Урок общеметодологической направленности. Урок отработки умений и рефлексии. Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра

Фронтальная; Групповая;

Парная; Индивидуальная.

Работа с иллюстративным

материалом, текстом,

беседа, работа в парах, группах, индивидуальная

работа. Лабораторные

работы. Работа с таблицами, схемами и

микропрепаратами

Самостоятельная работа с учебным пособием;

Практическая деятельность.

    • Практическая работа:

1 «Решение типовых заданий ЕГЭ».


Тема 2. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.


Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни человека, в его хозяйственной деятельности.


Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение.


Урок

общеметодологической

направленности. Урок

отработки умений и

рефлексии. Урок

сообщение нового

материала, урок с

элементами

исследовательской

деятельности, урок –

беседа, урок-игра

Фронтальная; Групповая;

Парная; Индивидуальная форма работы учащихся - усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала.

Работа с иллюстративным

материалом, текстом,

беседа, работа в парах, группах, индивидуальная

работа. Лабораторная

работа. Работа с таблицами, схемами и

микропрепаратами

Самостоятельная работа с учебным пособием;

Практическая деятельность

    • Практическая работа:

2 «Решение типовых заданий ЕГЭ».


Тема 3. Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.


Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.


Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Особенности процессов жизнедеятельности растительного организма.


Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека. Особенности организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение. Особенности Зелёных водорослей, Красных и Бурых водорослей.


Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.


Особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе.

Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.


Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными.

Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений.характеристики семейств.


Урок

общеметодологической

направленности. Урок

отработки умений и

рефлексии. Урок

сообщение нового

материала, урок с

элементами

исследовательской

деятельности, урок –

беседа, урок-игра

Фронтальная; Групповая;

Парная; Индивидуальная.

Работа с иллюстративным

материалом, текстом,

беседа, работа в парах, группах, индивидуальная

работа. Лабораторная

работа. Работа с таблицами, схемами и

микропрепаратами

Самостоятельная работа с учебным пособием;

Практическая деятельность.

    • Практическая работа:

3 «Решение типовых заданий ЕГЭ».


Тема 4. Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших, их основные типы, многообразие видов, среда обитания и приспособленность к жизни в ней основных представителей Простейших каждого из типов, значение Одноклеточных в природных сообществах, в жизни человека.


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Губки. Происхождение, многообразие видов, особенности строения и жизнедеятельности губок как примитивных многоклеточных.


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих.

Кишечнополостные.


Особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных.


Многообразие Кишечнополостных, классы Сцифоидных, Коралловых полипов, разнообразное значение Кишечнополостных в природных сообществах, практическое значение.


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Черви. Особенности строения, жизнедеятельности Плоских, Круглых и Кольчатых червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными; многообразие видов. Сравнение типов червей между собой.


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности Моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кольчатыми червями, происхождение Моллюсков. Особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.

Членистоногие.


Особенности строения Членистоногих как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Кольчатыми червями, многообразие видов, объединённых в классы.


Общая характеристика класса Паукообразных, особенности строения, жизнедеятельности, связанные с наземной средой обитания. Представители класса Паукообразных на примере отрядов Скорпионы, Пауки и Клещи, многообразие видов, образ жизни, приспособленность к жизни на суше. Особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания.


Иглокожие. Повторение особенностей Типа Иглокожих - донных морских животных, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, их роль в водных природных сообществах.


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы.


Особенности организации рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов.


Характерные признаки основных групп Хрящевых и Костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные.


Особенности строения, жизнедеятельности Земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде.


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.

Особенности строения, жизнедеятельности Пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы.

Основные особенности организации птиц и их широкое распространение на нашей планете, происхождение птиц. Многообразие птиц, особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоёмов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в природе и значение в жизни человек. Особенности организации птиц, связанные с жизнью в степях и пустынях, антарктических морях; осёдлые, кочующие и перелётные птицы, роль пернатых в природе.


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.


Прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять основные среды жизни, сходство с Пресмыкающимися; отметить их происхождение от зверозубых рептилий. Особенности строения и жизнедеятельности Млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных, особенности строения нервной системы, органов чувств, систем внутренних органов, обеспечивающих высокий уровень обмена веществ. Особенности размножения, развития плацентарных млекопитающих, основные отряды, роль их основных представителей в природных сообществах. Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.


Урок

общеметодологической

направленности. Урок

отработки умений и

рефлексии. Урок

сообщение нового

материала, урок с

элементами

исследовательской

деятельности, урок –

беседа, урок-игра

Фронтальная; Групповая;

Парная; Индивидуальная форма работы учащихся - усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтор создание и обобщение пройденного материала.

Работа с иллюстративным

материалом, текстом,

беседа, работа в парах, группах, индивидуальная

работа. Лабораторная

работа. Работа с таблицами, схемами и

микропрепаратами

Самостоятельная работа с учебным пособием;

Практическая деятельность.

    • Практическая работа:

4 «Решение типовых заданий ЕГЭ».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!