СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Из опыта введения ФГОС ООО"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит практические рекомендации введения и реализации ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«"Из опыта введения ФГОС ООО"»

Из опыта введения ФГОС ООО.


Мамонова Г.Н., директор, учитель культуры общения и ОРКСЭ МКОУ Садовской СОШ № 2 Аннинского р-на, Воронежской обл.

Плохих Л.Е., замдиректора по УВР, учитель физики МКОУ Садовской СОШ № 2

Несветаев В.С., учитель физической культуры МКОУ Садовской СОШ № 2

В 2015-2016 учебном году МКОУ Садовская СОШ № 2 начала переход на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Для того, чтобы посмотреть готовность участников образовательного процесса к переходу на новые стандарты, мы провели всестороннее самообследование по готовности образовательной организации, в частности, педагогического коллектива.

Мониторинги выявили ряд важных моментов, которые необходимо было решать, в том числе проблемы, связанные с педагогическими работниками.

      Процесс работы над внедрением  ФГОС ООО в школе  начался еще в 2014 году и  осуществлялся  через  изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с    требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.

Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС ООО были решены следующие задачи:

- дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами;

- на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС ООО;

- проведен опрос родителей с целью изучения запроса по организации внеурочной деятельности и формирования учебного плана;

- скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС ООО, и разработку программ;

- включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы.

 В дальнейшем были изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС ООО, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, проведены различные анкетирования, диагностики, позволяющие проанализировать запрос обучающихся.

Основным инструментом реализации стандарта является учебный план. Структура учебного плана для 5 класса МКОУ Садовской СОШ № 2 полностью удовлетворяет требованиям стандарта: содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% в соответствии с п. 15 ФГОС ООО.

Содержательное наполнение части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, основано на учете мнения обучающихся, родителей, а также специфики МКОУ Садовской СОШ № 2.

Изучив большое количество научно-методической литературы, администрация школы, педагоги разработали и подготовили к использованию все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Тем самым обеспечили плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была разработка рабочих программ по предметам для 5-9 классов и модификация  программ внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.

         В МКОУ Садовской СОШ № 2 сложился сплоченный, дружный, творческий коллектив. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с тем, введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.

  В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей.  С этой целью в общей системе методической работы разработан блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС ООО.   

На данный момент есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей школы:

  • положительная мотивация заметно растет;

  • все учителя расширили представление о содержании ФГОС;

  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;

  • создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.

  Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся. Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.
Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: участие в работе семинаров, проводимых школами - инновационными площадками, 100% курсовую переподготовку, организованное тьюторское сопровождение, именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным. Вопрос разработки инструментария для итоговой оценки остается незакрытым по сегодняшний день.

  Следует отметить, что в целом переход на ФГОС ООО состоялся, но проблемы ещё есть:
- в части материально-технического обеспечения:
в здании  школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности;

- в части информационно-методического обеспечения: требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

- проблемы кадрового характера: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;

- в части оценочной деятельности и диагностики: отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; работа по ведению портфолио, как формы оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.

          Проблем, связанных с реализацией ФГОС ООО, достаточно много. Коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности педагога ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Очень важно сформировать мотивационную готовность педагогов. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.


Использованная литература:

  1. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом Паганель, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Москва, 2010.

  3. Дьякова, Т.М. Проблемы перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] / Т.М. Дьякова // Методист. – 2011. - №6. – С.51-54.

  4. Интернет-ресурсы: http://fcoit.ru/internet_conference/podgotovka_ped_kadrov_dlya_realizatsii_fgos/



      





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!