ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО М.Д.К. 01.02 «УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
И КОНТРОЛЬ ЗА НИМ»
Орлова Лариса Анатольевна
преподаватель
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается организация практических работ с применением стендов-тренажеров «Холодильно-компрессорный агрегат»
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) предусмотрено проведение практических работ по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам.
Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций.
Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемых дисциплин и междисциплинарным курсам;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных; конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
В соответствии с областной целевой программой «Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011-2015гг» наш техникум приобрел стенды-тренажеры «Холодильно-компрессорный агрегат».
Благодаря этому у студентов появилась возможность во время выполнения лабораторныхработ приобретать практические навыки по эксплуатации и обслуживанию холодильных установок. Это играет важную роль в подготовке квалифицированных специалистов, в формировании их профессиональных и личностных компетенций и соответствует требованиям ФГОС СПО.
Приобретение этих стендов дало возможность не только давать лекционный материал по МДК 01.02 «Управление технической эксплуатацией холодильного оборудования (по отраслям) и контроль за ним» с просмотром видеофильмов, но и закреплять эти знания и получать профессиональные навыки при выполнении практических и лабораторных работ.
Рисунок 1– Выполнение лабораторной работы
Лабораторная установка смонтирована на базе бытового однокамерного холодильника PozisСвияга 410. Все элементы холодильного оборудования выведены на стенд, что позволяет студентам получить навыки работы с приборами. В результате выполнения практических и лабораторных работ студенты осваивают следующие умения: эксплуатировать холодильное оборудование; осуществлять операции по технической эксплуатации холодильного оборудования; осуществлять операции по обслуживанию холодильного оборудования; выбирать температурный режим работы холодильной установки; регулировать параметры работы холодильной установки; производить настройку контрольно-измерительных приборов; обеспечивать работу холодильной установки.
Это позволяет овладеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Осуществлять обслуживание и эксплуатацию холодильного оборудования (по отраслям).
ПК 1.2. Обнаруживать неисправную работу холодильного оборудования и принимать меры для устранения и предупреждение отказов и аварий.
ПК 1.3 Анализировать и оценивать режимы работы холодильного оборудования.
ПК 1.4. Проводить работы по настройке и регулированию работы систем автоматизации холодильного оборудования.
Мною были разработаны методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ. Перед каждым практическим занятием студенты повторяют правила техники безопасности для работы на этих стендах. Практические и лабораторные работы на стендах-тренажерах выполняются студентами в парах. Я считаю, что это мобилизует студентов, возлагает ответственность на каждого, чтобы не подвести товарища. На примере одной лабораторной работы «Анализ температурно-энергетических показателей бытового холодильника» я хочу показать работу студентов на стендах-тренажерах.
На первом этапе выполнения работы они снимают начальные данные температуры окружающей среды и электроэнергии. На втором этапе работа начинается с включения автомата, затем микропроцессорный контроллер устанавливается на заданный температурный режим, после чего начинается цикл охлаждения. В момент включения и выключения компрессора студенты записывают показания датчиков температур,затем записывают значения напряжения и силы тока, потребляемых компрессором по вольтметру и амперметру. Для данного положения контроллера производятся измерения во время работы цикла и их результаты заносятся в таблицу. По измеренным значениям напряжения и тока, потребляемого компрессором, студенты определяют средний часовой расход электроэнергии. Так как бытовые холодильники работают в трех температурных режимах: -60С, -120С, -180С, на третьем этапе каждая группа устанавливает микропроцессорный контроллер на один температурный режим, снимает показания, затем обмениваются данными и делают вывод, при каком температурном режиме расход электроэнергии оптимальный.
По окончании работы студентам предлагается оформить результаты расчетов и замеров в бланке отчета, который соответствует ГОСТ 2.301-68. Выполненные отчеты хранятся на сервере техникума в папке «Практические работы по МДК.01.02. Управление технической эксплуатацией холодильного оборудования (по отраслям) и контроль за ним». Преподаватель оценивает качество выполненных практических работ по следующим критериям:
соблюдение требований охраны труда,
соблюдение последовательности выполнения работы согласно алгоритма,
точность снятия показаний,
правильность выполнения расчетов,
оформление результатов работы в бланке-отчете и формулирование выводов.
Особенностью освоения учебных элементов данного междисциплинарного курса является возможность выполнять регулировки механизмов, снимать параметры и текущие характеристики с приборов и оборудования, обсуждать конкретные производственные ситуации, делать выводы.
Во время выполнения лабораторных работ, на стендах имитируются различные неисправности, возникающие при эксплуатации холодильников. Это дает возможность имотработать приемы по определению этих неисправностей и их устранению.
При проведении экзамена квалификационного в состав экзаменационной комиссии входил наш социальный партнер - генеральный директор ООО «Мегахолод» Юрий Юрьевич Щеголев. Он оценил значимость этого оборудования и отметил необходимость приобретения практических навыков при работе на стенде-тренажере «Холодильно-компрессорный агрегат».
Приобретенные навыки помогают студентам успешно адаптироваться при прохождении производственной практики на предприятиях г.Курска, а после окончания техникума квалифицированно обслуживать бытовые и промышленные холодильные установки.
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании». В редакции, действующей с 1 января 2011 года. – М.: Проспект, 2011. – 80 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования".
Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 05.04.99 № 16-52-58 ин/ 16-13.
Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: в 2 т. / Н. А. Морева. – М.: Академия, 2008. – Т.1: Дидактика. – 432 с.
Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014г. №348);