СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Кроссворд как форма работы на занятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: Кроссворд как форма работы на занятии. Содержит характиристику применения кроссвордов на занятии.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Кроссворд как форма работы на занятии»

Кроссворд как форма работы на занятиях по ОДБ «История»

В современной системе образования существует много методов обучения, которые помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Одним из методов заинтересовать студента в изучении истории является кроссворд.

Использование кроссворда на занятиях по учебной дисциплине «История» дает возможность не только эффективно проверить знания обучающихся темы, но позволяет самому студенту попробовать себя в роли составителя кроссвордов. Использование кроссвордов дает ряд преимуществ: в первых способствует активности обучающихся на занятии, развивает всесторонне развитую личность, во вторых, формирует навыки самостоятельной работы, повышает уровень грамотности обучающихся.

Данный метод работы на занятиях, ввиду того что используется большое количество слов, может быть использован и как на занятиях общения и повторения темы, так и во время проведения итогового занятия, или на уроках повторения в конце учебного года.

Так же можно составлять небольшие кроссворды в несколько слов (5-10) для проверки домашнего задания или закрепления знаний обучающихся по новой теме.

Предлагая студентам разгадать кроссворд на занятии впервые, преподаватель должен обязательно подробно провести инструктаж с обучающимися и обратить внимание на выделенные столбики и ряды, которые помогут вспомнить слово.

Кроссворд как метод обучения не является универсальным методом, хотя использование его способствует тому, что преподаватель может контролировать работу обучающихся с текстом учебника и использование дополнительной литературе по теме.

Правильное использование метода кроссворда позволяет преподавателю разнообразить форму работы, привлечь к участию всю аудиторию.

История кроссворда

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Кроссворд, в современном понимании этого слова, появился совсем недавно, около века назад (для сравнения — шахматам и шашкам более полутора тысяч лет). Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны — Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика — оспаривают ныне право называться родиной кроссворда.

Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете «Таймс», а первым автором игры был Майкл Девис. Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Один издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилось читателям, что они, в своих многочисленных письмах, просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.

Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна. Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган. Если появление первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В. Набоков.

Виды кроссвордов

Классический кроссворд представляет собой сетку из белых клеток, в которые вписываются буквы, и чёрны или серых, обозначающих пустоты. Каждая клетка в цепочке предполагает одну букву.

Круговые кроссворды - на сетке, похожей на распустившийся цветок.

Кроссворд-дуаль. В каждую клетку вписаны две буквы. Нужно вычеркнуть лишние буквы, и в итоге слова переплетутся как в обычном кроссворде.

Сканворд - то один из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками.

В сетке идеального сканворда не должно быть пустых клеток. Чем плотнее сетка сканворда, тем сложнее его составлять и легче решать. Определения могут носить ассоциативный характер (например, верным ответом на определение «Царь» может быть горох, Салтан, государь и т.д.). При решении сканвордов важным качеством является интуиция. Главная изюминка сканвордов именно в том, что определения находятся в теле самого сканворда, а также разнонаправленность адресации к словам, возможность использовать в качестве загадок картинки и фото.

Чайнворд — родитель линейного кроссворда; вид кроссвордов, удобных для составления, но неудобных для разгадывания. Сеткой в нем служат линейные клеточки (квадратики), вычерченные в любой геометрической форме.

Цепочка слов строится методом стыкования, где последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. Этот стык и нумеруется. В чайнворд вводятся только имена существительные в единственном числе. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. Иногда цепочку слов изгибают для придания сетке причудливой формы.

В линейных кроссвордах слова могут перекрываться не только одной, но и двумя или тремя буквами, поэтому их длина указывается скобкой, в которой дается определение слова.

Венгерский кроссворд, или филворд. При разгадывании венгерских кроссвордов нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать. Это очень похоже на английский кроссворд, но есть два принципиальных отличия — слова обычно изгибаются как змеи, а каждая буква не может принадлежать двум или большему количеству слов. В венгерском кроссворде нет заштрихованных клеток, а все буквы уже приведены. Необходимо отыскать слова, к которым даются определения; слова могут ломаться в любом направлении по вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть использована только один раз. После вычеркивания всех слов пустых клеток остаться не должно.

Японский - особый вид головоломки, в котором нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках, разгадать не слова, а зашифрованную картинку.

Существует два вида японских кроссвордов: черно-белые и цветные. Числа показывают, сколько слитных клеток данного цвета находятся в соответствующей колонке или строке. Группы клеток обязательно должны разделяться как минимум одной пустой (белой) клеткой. Задача разгадывающего сводится к тому, чтобы узнать, сколько именно пустых клеток разделяет группы. Хотя этот вид задачек по большому счету не является кроссвордом как таковым, словосочетание «японский кроссворд» прижилось.

Кейворд (ключворд)— буквы в кейворде заменены числами; одинаковым буквам соотвествуют одинаковые числа, разным буквам — разные. Необходимо определить это соотвествие и получить сетку с согласовывающимися между собой словами. В качестве подсказки может быть открыто какое-то слово либо буквы.

Кейворд — популярная за рубежом разновидность кроссворда — лингвистической задачи. В каждую клетку кроссворда внесено число, заменяющее букву. Одним и тем же буквам соответствуют одни и те же числа. Иногда к кроссворду прилагается табличка с цифрами, для вписывания уже отгаданных букв. Буквы или слова-ключи даются в табличке либо в самом кроссворде.

Сотовый кроссворд - ответы вписываются по часовой стрелке, начиная с ячейки со стрелкой. Определения формулируются одним или двумя словами и вписываются в центральный шестиугольник.

Кроссворд «путаница» - в нем уже приведены ответы, но в них перемешаны буквы, ученики должны правильно составить слово. Используется преимущественно в 5-6 классах, для повышения интереса к предмету.

Кроссдат - задача-головоломка – заполнение цифрами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные даты

Кроссворд может использоваться на разных этапах занятия:

- повторение изученного, проверка домашнего задания

- постановка учебной задачи

- первичное повторение и закрепление

Методика работы с кроссвордом на уроках:

Показателем успешности овладения учебным материалом при решении того или иного кроссворда, может служить коэффициент усвоения К, который принимается равным отношению числа М (правильно отгаданных слов) к общему числу слов в кроссворде N.

К=M/N

В качестве самостоятельной работы можно давать задание составлять кроссворды самим обучающимся.

Можно предложить такие виды заданий:

- сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы (как правило, это задание группе);

- называется только тема курса истории, все остальное обучающиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально).

Интернет-сервисы работы с кроссвордами

Где же учителю взять кроссворды для своих занятий. Можно составить самому, а можно найти готовые. Где найти? Во-первых, можно взять кроссворд из тетради на печатной основе, во-вторых из специальных сборников. Но в XXI веке все гораздо проще, есть специальные интернет-сервисы которые помогут вам составить кроссворд.

  1. http://cross.highcat.org/ru_RU/#

Cross: составь свой кроссворд онлайн

Просто вводите нужное вам количество слов, затем нажимаете создать кроссворд, программа вам генерирует сетку кроссворда, сохраняете в и остается только записать вопросы

  1. http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/

Очень полезный сайт, во-первых здесь есть база готовых кроссвордов, как по истории, так и по обществознанию. Во-вторых, если вам не понравился готовый кроссворд, то вы можете его отредактировать. Нажав на карандаш рядом с кроссвордом появится генератор кроссвордов и дается три способа на выбор:

1) создать из готовых определений и вопросов к ним

2) создать из своего набора слов (файл) (Инструкция)

3) создать из своего набора слов (форма ввода)

Правда 3 способ платный, бесплатно можно создать только из 8 слов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!