СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работаю над методической темой "Развитие самостоятельности обучающихся средствами творческого проектирования". Главная цель моей работы - развивать самостоятельность, интерес и творческие способности, повышать технологическую грамотность, учить проявлять инициативу, расширять кругозор,, раскрывать индивидуальные способности, помогать в профессиональном самоопределении обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Пермский край

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

«Бажуковская основная общеобразовательная школа»








Развитие самостоятельности обучающихся

средствами творческого проектирования








Из опыта работы

учителя технологии

Хатыповой Элиды Мухаметовны








В настоящее время в нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов.

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Метод учебного проекта позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний, поэтому с 2017 года начала работать над методической темой  «Развитие самостоятельности обучающихся средствами творческого проектирования».

Главная цель моей работы – развивать самостоятельность, интерес и творческие способности, повышать технологическую грамотность, учить проявлять инициативу, расширять кругозор, раскрывать индивидуальные способности, помогать в профессиональном самоопределении обучающихся. С этой целью на уроках технологии большую роль отвожу обучению школьников самостоятельной организации работы: планированию, определению технологической последовательности изготовления изделия, поиску рациональных приемов работы.

В настоящее время метод проектов стал неотъемлемой частью обучения. Учащиеся уже с 5 класса успешно реализуют свои возможности в проектировании изделий по следующим темам программы: культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов. Темы предлагаю выбрать из банка проектов, который создан мною и постоянно пополняется темами выполненных проектов. Стараюсь предлагать такие темы, которые актуальны, социально значимы, и востребованы, так как одним из критериев оценки деятельности обучающегося является полезность проектируемого изделия. Изготовленные своими руками изделия, учащиеся дарят на праздники своим родным и близким, оставляют в кабинете технологии, как наглядные пособия.

В 6-7 классах расширяем тематику проектов. Девочки выполняют проекты, связанные с экономикой домашнего хозяйства, экологией: «Вторая жизнь упаковки», «Огород круглый год», «Моя усадьба» и другие. Свои идеи они реализовывают летом на своих огородах и пришкольном участке.

В 8-9 классах особое внимание уделяю проектам, посвященным изучению традиционных народных ремесел и профессиональному самоопределению учащихся: «Татарский народный костюм», «Вышивка в народном костюме», «Моя будущая профессия», «Мое собственное дело». Девушки составляют профессиограмму профессий, выявляют собственные интересы и способности, обосновывают выбор профессии, специальности, учебного заведения.

Особое внимание уделяю проектам, которые очень тесно связаны с историей и культурой татарского народа, его традициями и обычаями. Сначала проводим исследовательскую работу. Например, изучаем какие виды народно-прикладного творчества в нашей деревне более развиты, а какие уже забываются. Встречаемся с мастерами своего дела и изучаем технологию изготовления изделий: вышивки, ткачества, кулинарного блюда и работаем над проектированием. Так появились проекты: «Камзол для бабушки», «Женский праздничный головной убор – калфак», «Старинное татарское блюдо – пахлава».

Результатом этой работы является то, что изделия, выполненные руками девочек, демонстрируется на различных выставках, а в последующем становятся частью национальных костюмов для фольклорной группы школы.

Большое внимание также уделяю комплексным проектам, где реализуются межпредметные связи, что способствует более глубокому освоению учащимися изученного материала путем систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Например, в 5-м классе по теме «Оформление фартука» на уроке изобразительного искусства обучающиеся выполняют эскиз фартука, прихватки. А на уроках технологии занимаются изготовлением этих изделий. На уроках рисования по теме «Национальные традиции в культуре народа» предлагаю составить орнамент для национального костюма, разрабатываем различные варианты орнаментов, а на уроках технологии приступаем к их воплощению в изделиях.

В настоящее время без использования информационных технологий невозможно качественно выполнить практические работы по созданию технологических карт, чертежей, технических рисунков, презентаций. Поэтому я на своих уроках, и мои учащиеся в процессе выполнения проекта, широко используем ИКТ-технологии. Разработала серию уроков с применением ИКТ-технологий, тестовые задания нескольких уровней (основной, продвинутый и творческий). В моей работе важное место занимает работа с Интернет-ресурсами, которая необходима для разработки и реализации собственных идей.

Много лет занимаюсь вышивкой, вязанием и делюсь своими знаниями и умениями с учащимися. Поскольку на уроках время для этого ограничено, заинтересовавшиеся этим видом декоративно-прикладного искусства школьницы овладевают им в руководимом мною кружке «Волшебный клубочек».

В результате выполнения проектов у школьников воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации; позволяет моим учащимся занимать призовые места на районных олимпиадах, выставках и конкурсах.

Результатом работы считаю и победу в 2017 году в методическом фестивале профессионального мастерства «Признание» - в номинации «Методическая продукция».

Постоянно работаю над пополнением и развитием кабинета. Содержание имеющихся в кабинете стендов многогранно – от инструкции по безопасному поведению до наглядного раскрытия тематики занятий, владения инструментами, разработки проектов. Традиционно оформляются выставки работ учащихся: «Умелые ручки», «Лучшие работы учащихся». Ежегодно провожу школьную олимпиаду, внеклассные мероприятия по предмету.

В 2018 году в муниципальном смотре–конкурсе учебных кабинетов образовательных учреждений, в номинации «Технология», заняла III место. 

В этом учебном году участвовали в V краевом фестивале «Содружество». Учащиеся показали свое мастерство в номинациях «Хоровод народных кукол», «Татарская национальная кухня». Традиционно участвуем в межрайонном фестивале «Карьевская весна» для обучающихся национальных школ. В процессе фестиваля учащиеся показывают свои способности, вбирают их мастерство, приобретают умение общаться, сотрудничать с другими, узнают много интересного. Все эти полученные знания им пригодятся при выполнении творческих проектов.

Работая над данной темой, заметила, как у обучающихся появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. 
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Если раньше при выполнении творческих работ не все ребята справлялись с выполнением проектов, то теперь все задания выполняются всеми детьми правильно. Лучшие проекты представляем на олимпиаду школьников по технологии.

Внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность детьми. Постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный - 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний:

Выпускницы 9 классов ежегодно выбирают защиту проекта, как форму сдачи экзамена по технологии. Это говорит о том, что мои уроки технологии нравится им, они задумываются о будущей взрослой жизни, о выборе профессии.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!