СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта организации проектной деятельности на уроках МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках МХК

Просмотр содержимого документа
«Из опыта организации проектной деятельности на уроках МХК»

Выполнила Земленухина О.В., учитель русского языка, литературы и МХК

Выполнила Земленухина О.В., учитель русского языка, литературы и МХК

«Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел.»  Марк Твен  Марк Твен  Марк Твен  Марк Твен  Марк Твен

«Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел.»

Марк Твен

  • Марк Твен
  • Марк Твен
  • Марк Твен
  • Марк Твен
Наше педагогическое кредо Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность

Наше педагогическое кредо

Единственный путь, ведущий

к знаниям – это деятельность

Актуальность педагогического проекта Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно-ориентированный подход. Формирование умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умений критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Формирование исследовательских, творческих навыков проектной деятельности.

Актуальность педагогического проекта

  • Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно-ориентированный подход.
  • Формирование умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умений критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
  • Формирование исследовательских, творческих навыков проектной деятельности.
 Цель проекта :  способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии и МХК. Объект – развитие творческой самостоятельности у учащихся в образовательной области МХК.  Предмет  – организация проектного обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся.   Гипотеза : эффективность развития и формирования самостоятельной творческой личности возрастет при условии включения его в активную учебно-познавательную проектную деятельность.

Цель проекта : способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии и МХК.

Объект развитие творческой самостоятельности у

учащихся в образовательной области МХК.

Предмет организация проектного обучения, в процессе

которого развивается творческая самостоятельность и

навыки самообразования учащихся.

Гипотеза : эффективность развития и формирования

самостоятельной творческой личности возрастет при условии

включения его в активную учебно-познавательную проектную

деятельность.

Педагогические задачи: Развитие познавательной активности и творческих  способностей учащихся.  Развитие эстетических представлений и художественного  вкуса учащихся.  Развитие критического мышления, навыков групповой  самоорганизации, умения вести диалог.  Формирование умений у учащихся применять полученные  знания на практике.  Воспитание активной жизненной позиции и чувства  патриотизма.

Педагогические задачи:

  • Развитие познавательной активности и творческих

способностей учащихся.

  • Развитие эстетических представлений и художественного

вкуса учащихся.

  • Развитие критического мышления, навыков групповой

самоорганизации, умения вести диалог.

  • Формирование умений у учащихся применять полученные

знания на практике.

  • Воспитание активной жизненной позиции и чувства

патриотизма.

Основные задачи развития учащихся  Развитие интеллектуальных и творческих  способностей.  Расширение кругозора учащихся.   Развитие общеучебных умений и навыков.   Развитие умений и навыков сотрудничества,  взаимопомощи и взаимовыручки, ученического  самоуправления.  Развитие личной целеустремленности,  самоконтроля и др.

Основные задачи развития учащихся

  • Развитие интеллектуальных и творческих

способностей.

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Развитие умений и навыков сотрудничества,

взаимопомощи и взаимовыручки, ученического

самоуправления.

  • Развитие личной целеустремленности,

самоконтроля и др.

       Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению   1. Формирование у учащихся понимания нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 2. Применение различных типов уроков: - уроки, основанные на развитии творческих способностей (уроки творчества, уроки – практикумы, уроки-конкурсы, игровые уроки); - уроки, напоминающие публичные формы общения (урок – презентация; урок – выставка); - уроки, основанные на развитии творческих способностей (уроки творчества, уроки – практикумы, уроки-конкурсы, игровые уроки); - уроки, напоминающие публичные формы общения (урок – презентация; урок – выставка);  - интегрированные уроки;  - уроки, основанные на аналитических методах, используемых  в общественной практике (урок-исследование, мозговой штурм).  в общественной практике (урок-исследование, мозговой штурм). 3. Изучение разнообразных видов творческой деятельности. 4. Положительная эмоциональная атмосфера на занятиях.

Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению

1. Формирование у учащихся понимания нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

2. Применение различных типов уроков:

- уроки, основанные на развитии творческих способностей (уроки творчества, уроки – практикумы, уроки-конкурсы, игровые уроки);

- уроки, напоминающие публичные формы общения (урок – презентация; урок – выставка);

  • - уроки, основанные на развитии творческих способностей (уроки творчества, уроки – практикумы, уроки-конкурсы, игровые уроки); - уроки, напоминающие публичные формы общения (урок – презентация; урок – выставка);

- интегрированные уроки;

- уроки, основанные на аналитических методах, используемых

в общественной практике (урок-исследование, мозговой штурм).

  • в общественной практике (урок-исследование, мозговой штурм).

3. Изучение разнообразных видов творческой деятельности.

4. Положительная эмоциональная атмосфера на занятиях.

Метод проектов- это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

Метод проектов-

это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

Цели проектной деятельности Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. 3. Развитие исследовательских умений. 4. Приобщение к практической деятельности

Цели проектной деятельности

  • Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  • Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

3. Развитие исследовательских умений.

4. Приобщение к практической деятельности

Требования к использованию методов проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); 3 . Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов

Требования к использованию методов проектов

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

3 . Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов

Требования к использованию методов проектов  4 . Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта . 5.  Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода

Требования к использованию методов проектов

4 . Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта .

5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", творческих отчетов защиты проекта, пр.).
  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • корректировка;
  • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", творческих отчетов защиты проекта, пр.).
Классификация проектов   По характеру результата   По форме   По характеру доминирующей в проекте деятельности   По профилю знаний   По характеру координации   По уровню контактов   По количеству участников   По продолжительности   По типу объекта проектирования

Классификация проектов

  • По характеру результата
  • По форме
  • По характеру доминирующей в проекте деятельности
  • По профилю знаний
  • По характеру координации
  • По уровню контактов
  • По количеству участников
  • По продолжительности
  • По типу объекта проектирования
Разнообразие проектов по форме Информационный и исследовательский проект  Творческий проект  Практико-ориентированный проект  (прикладной) видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера, изделие, услуга Проекты-инсценировки, или организационные проекты  по характеру результата

Разнообразие проектов

по форме

Информационный и исследовательский проект

Творческий проект

Практико-ориентированный проект (прикладной)

видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера, изделие, услуга

Проекты-инсценировки, или организационные проекты

по характеру результата

Разнообразие проектов

требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

исследовательские

С труктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

П редполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

О тличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников .

Т ребующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

творческие

ролево — игровые

информационные проекты

практикоориентированные

Разнообразие проектов  По профилю знаний проекты подразделяются на: монопроекты  межпредметные  проекты  К ак правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как:

Разнообразие проектов

По профилю знаний проекты подразделяются на:

монопроекты

межпредметные проекты

К ак правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.).

П о одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.

Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть :  с открытой, или явной, координацией   В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников .  со скрытой координацией  В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов

По характеру координации проекты могут быть :

с открытой, или явной, координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников .

со скрытой координацией

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов По уровню контактов проекты подразделяются на: В нутришкольные или внутриклассные.  Это проекты, организуемые внутри одной школы или класса, на уроках по одному предмету или междисциплинарные.  Региональные,,межрегиональные. Проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, одной страны.

Разнообразие проектов

По уровню контактов проекты подразделяются на:

В нутришкольные или внутриклассные.

Это проекты, организуемые внутри одной школы или класса, на уроках по одному предмету или междисциплинарные.

Региональные,,межрегиональные.

Проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, одной

страны.

Разнообразие проектов личностные  П о продолжительности проекты могут быть :   По количеству участников можно выделить проекты:   парные  Краткосрочными на нескольких уроках (3-6)  С редней продолжительности (один-два месяца) групповые  Д олгосрочными (до года)

Разнообразие проектов

личностные

П о продолжительности проекты могут быть :

По количеству участников можно выделить проекты:

парные

Краткосрочными

на нескольких уроках (3-6)

С редней продолжительности

(один-два месяца)

групповые

Д олгосрочными

(до года)

Классификация проектов  Проекты по типу объекта проектирования:    морфологическое (проектирование вещей);  социальное  (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);  экзистенциальное  (проектирование личностного развития человеческого

Классификация проектов

Проекты по типу объекта проектирования:

  • морфологическое (проектирование вещей);
  • социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);
  • экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
Этапы разработки проекта   Организационно-  подготовительный  Технологический  Заключительный

Этапы разработки проекта

Организационно-

подготовительный

Технологический

Заключительный

Этапы  разработки  проекта и их содержание  Этап 1 Организационно-подготовительный Цель Мотивация, планирование проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели. Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. Разработка различных вариантов выполнения проекта. Выбор оптимального варианта. Подбор материалов.

Этапы

разработки

проекта и их

содержание

Этап 1

Организационно-подготовительный

Цель

Мотивация, планирование проектировочной деятельности

Содержание деятельности

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели. Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. Разработка различных вариантов выполнения проекта. Выбор оптимального варианта. Подбор материалов.

Этапы  разработки проекта и их содержание Этап 2 Технологический Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий. Содержание деятельности  Выполнение технологических операций.

Этапы

разработки

проекта и их

содержание

Этап 2

Технологический

Цель

Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий.

Содержание деятельности

Выполнение технологических операций.

Этапы  разработки  учебного проекта и их содержание  Этап 3 Заключительный Цель Защита проекта. Рефлексия. Содержание работы ученика Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Представление содержания работы, обоснование выводов

Этапы

разработки

учебного

проекта и их

содержание

Этап 3

Заключительный

Цель

Защита проекта. Рефлексия.

Содержание работы ученика

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Представление содержания работы, обоснование выводов

С чего начинается освоение метода проектов?  Из опыта организации проектной деятельности Н ачинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех учеников методу и алгоритму проектирования. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусматривать последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности . Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились:

С чего начинается освоение метода проектов?

Из опыта организации проектной деятельности

Н ачинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех учеников методу и алгоритму проектирования.

Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусматривать последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности . Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились:

Организация деятельности учащихся Формирование групп для работы Формулирование проблемных вопросов Обсуждение проблемы Обсуждение источников информации Подготовка презентации Самостоятельная работа групп Защита полученных результатов Оценивание результатов Рефлексия

Организация

деятельности

учащихся

Формирование

групп для работы

Формулирование

проблемных

вопросов

Обсуждение

проблемы

Обсуждение

источников

информации

Подготовка

презентации

Самостоятельная

работа групп

Защита

полученных

результатов

Оценивание

результатов

Рефлексия

Из опыта организации проектной деятельности Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся(индивидуально или в группе) Имя (имена): Тема: Основополагающий вопрос: Проблемные вопросы: Этапы работы исследовательской деятельности учащихся: № этапа  Название этапа  Вид деятельности учащихся Источники информации: Форма защиты:

Из опыта организации проектной деятельности

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся(индивидуально или в группе)

Имя (имена):

Тема:

Основополагающий вопрос:

Проблемные вопросы:

Этапы работы исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

Источники информации:

Форма защиты:

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Команды не соревнуются В команде нет лидеров. Все члены команды равны Правила и принципы успешности проектной деятельности Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание Все члены команды  должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»

Команды не соревнуются

В команде нет лидеров. Все члены команды равны

Правила и принципы успешности проектной деятельности

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

 Благодарим за внимание

Благодарим за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!