Иванушка-дурачок – персонаж русского фольклора |
VI муниципальная научно-практическая конференция школьников, посвящённая Дню российской науки
филологическая секция (литературоведение)
Выполнил ученик
8 класса Шашковской школы
Костылёв Иван
Александрович
Научный руководитель –
учитель русского языка и
литературы
МОУ Шашковская СОШ
Смирнова Ирина Юрьевна
Рыбинский муниципальный район
2013
Оглавление.
I Введение……………………………………………………………………3
II Основная часть
История имени………………………………………..………………4
Образ Ивана –дурака в русских народных сказках…………….….5
Загадка образа ……………………………………………………….8
III Заключение………………………………………………………..…….10
IV Список использованной литературы………………………………….11
V Приложения………………………………………………………....…..12
Введение
Сказки - наши «первые учителя». Именно эти незатейливые произведения заставляли нас страдать и переживать, радоваться, учиться делать выводы. Иванушка - дурачок - весьма интересный персонаж, так как, не обладая особым умом, ухитряется победить всех врагов, получить в жены царевну, да и притом полцарства в придачу. Я тоже Иван, и меня давно интересовал вопрос, почему в русских сказках делается акцент на характеристике героя как дурачка, дурака.
Моя гипотеза: описываемый в русских сказках Иванушка – дурачок не просто парень с недалеким умом, хотя это можно предположить из прозвища. Иванушка - не похожий ни на кого, простодушный, добрый, искренний герой, поэтому ему многие помогают (люди, звери, природа) и он находит свое счастье, особенно за него не борясь.
Итак, объект изучения—Иванушка – дурачок.
Цель данной работы: доказать, что «дурачок» в сказках не простоватый парень, а уникальный герой.
Задачи: изучить историю образа; систематизировать разновидности образа Ивана-дурака в русских народных сказках.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
поиск, изучение источников информации (научной и художественной); сравнение, обобщение; опрос учеников; анализ, классификация.
Нельзя сказать, что эта тема не изучалась. В процессе работы обнаружились интересные монографии, в том числе и зарубежных исследователей: «Дуракам везет или как детские сказки программируют будущую взрослую жизнь» Даниила Протаса, «Почему дуракам везет» Светланы Кузиной, «Иван-дурак: Очерк русской народной веры» А.Д.Синявского.
История имени
Начнём с анализа имени героя. Имя Иван по происхождению - древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский именник с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с Мариам (Марией) является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение. Мужчины с именем Иван нигде не пропадут, ведь в каждой стране они запросто найдут тёзку. Вот несколько их иностранных братьев по имени: англичанин Джон, армянин Ованэс, француз Жан,
немец Иоганн, итальянец Джанни и Джованни, испанец Хуан, венгр Янош, голландец Ян, грек Иоаннэс, грузин Иванэ, норвежец Йохан, португалец Жуан,
швед Йоханнес. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей. [См. Приложение 1]
Образ Ивана-дурака в русских народных сказках
Особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывал. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата.
Выявить отношение к герою современных школьников помог опрос среди учащихся 5-8 классов. Он показал, что большинство учащихся любят Иванушку-дурачка, считают его достойным славы, любят читать сказки про него. Половина опрошенных считает нужным ввести в школьный курс сказки про Иванушку-дурачка, т. к. они многому учат. [См. Приложение 2]
Анализ сказок позволил составить таблицы:
Название | Изображение | Проявляемые качества | Результат |
Сивка-бурка | Иванушка-дурачок – младший сын | Ответственный Смелый Добрый Хитрый | Стал красавцем- царевичем |
Хрустальная гора | Иван- – младший сын | Добрый Хитрый Воинственный Догадливый | Победил двенадцатиглавого змея, женился на царевне. |
Конек-горбунок | Младший сын, дурачок. | Храбрый Ответственный Добрый Доверчивый Наивный Выдумщик | Женится на царевне, становится царем, стал красавцем. |
Признаки Сказки | Бедняк | Работящий | Становится царем в конце | Имеет двух братьев | Женится на царевне |
Конек-горбунок | + | + | + | + | - |
Хрустальная гора | - | + | + | - | + |
Сивка-Бурка | + | - | + | + | + |
Сказка о молодильных яблоках и живой воде | - | + | + | + | + |
Как Иван-дурак дверь стерег | + | - | - | + | - |
Летучий корабль | + | + | + | + | + |
Иванушка-дурачок | + | - | - | + | - |
Подводя итог таблицам, можно сказать, что в большинстве данных сказок главный герой – трудолюбивый и добрый. По этим чертам можно определить, что ценили наши предки в человеке. У Дурака имеются два брата старше его. Они обычно относятся к нему пренебрежительно и с неприязнью, граничащей с презрением и ненавистью. Внешность у Иванушки-дурачка непрмечательная. Он не красавец, нет в нем знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. "Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий - Иванушка - дурачок". Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна "взглянула за трубу и увидела там Ивана - Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом"1 Социальный статус Иванушки Дурачка обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы. Нередко подчёркивается бедность, которая вынуждает Иванушку Дурачка идти «в люди», наниматься «в службу». Но в большей части сказок ущербность Иванушки Дурачка - не в бедности, а в лишённости разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от каких-либо «полезных» дел. Целые дни он лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе. Если его призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые должны ночью сторожить поле от воров, посылают вместо себя Иванушку - дурачка, а сами остаются дома и спят. Иванушка удачлив, так как в конце сказки он или женится на царевне и получает полцарства, либо просто становится царем и живет долго и счастливо.
Дурак отличается от умного тем, что он не боится делать ошибки, а потому и воспринимается среди окружающих дураком. «Дураку закон не писан» - говорит еще одна поговорка.
Загадка образа
По мнению иностранцев, сказки про дураков безнравственны. Главный герой - бездельник и получает ничем не заслуженную награду, и узнав, что в России подобные сказки популярны, засомневались в полноценности русского национального характера.2 Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод - помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, - находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку. [См. Приложение 3]
Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:
“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.”
Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее, он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом.
Итак, иностранцы выделили только лень у главного героя, оставив без внимания его другие качества: находчивость, незлобность, простодушие, остроумие.
Главный герой – Дурачок не похож на типичных американских супергероев или на японских самураев. В Иване – дураке и есть разгадка загадочной русской души и ключ к национальному характеру. Он полная противоположность Герою. Он неказистый, смешной, нелепый, униженно-приниженный, глупый, покорный жестоким и злым людям, но всегда преодолевающий все препятствия и беды, Иванушка-дурачок весь создан из противоречий. Он выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый и пассивный на вид, но в решающий момент действует быстро, смело и очень активно; он неотесанный и тонкий, беспечный и заботливый, хитрый и доверчивый. Он всех побеждает в конце сказки терпением, добротой, смекалкой и отсутствием претензий. Его сила в том, что своей добротой и непрактичностью он производит на алчных окружающих впечатление слабого и глупого, и они, считая его дураком, не могут себе представить его умным, смелым, находчивым, каким он является на самом деле.
«Дураки в русской фольклорной традиции - самые продвинутые существа. Об этом свидетельствовали и многочисленные пословицы:
Заключение
Так кто же такие эти Иваны - дураки в русских народных сказках?
Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами:
Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем.
Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.
В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.
Дурак отличается от умного тем, что он не боится делать ошибки, а потому и воспринимается среди окружающих дураком. Во всех сказах про дурачков он добивается своих целей. При этом, ему не приходится кривить душой, подличать. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: описываемый в русских сказках Иванушка-дурачок - не просто парень с недалеким умом, хотя это можно предположить из прозвища. Иванушка - не похожий ни на кого, простодушный, добрый, искренний герой.
Список используемой литературы.
Афанасьев А.И., Народные русские сказки. В 3-х т. - М., 1957.
Бажов П.П. «Уральские сказки», из-во «Правда», Москва, 1988г
В. Долохов В. Гурангов «Фейерверк волшебства»,
Кузина С., « Почему дуракам везет» Комсомольская Правда от 12.07.10
Мелетинский Е. М. «Миф и сказка»
Протас Д., «Дуракам везет или как детские сказки программируют будущую взрослую жизнь»
«Путешествия в сказку», изд-во «Кристина и Ольга», Москва, 1993 г
«Рубиновая книга сказок», ЗАО «Славянский дом книги» Предприятие «Слово», Москва, 2002г.
Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001.
«Сказки» из серии «Библиотека русского фольклора», Москва,1989г.
Яндекс. Картинки. (Ресурсы Интернета)
1 Афанасьев А.И., Народные русские сказки с.160-161
2 Там же.