СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юридическая ответственность несовершеннолетних при обеспечении профилактики безнадзорности и правонарушений

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Юридическая ответственность несовершеннолетних при обеспечении профилактики безнадзорности и правонарушений»

Юридическая ответственность несовершеннолетних при обеспечении профилактики безнадзорности и правонарушений

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Основными видами ответственности в зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм являются: уголовная ответственность; административная ответственность; гражданская ответственность; дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, предусматривающей правовые последствия в связи с совершенным преступлением; государственное принуждение в форме наказания.

В ст. 20 УК РФ устанавливается, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За наиболее опасные преступления возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет – это:

   убийство (ст. 105);

   умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

   умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);

   похищение человека (ст. 126);

   изнасилование (ст. 131);

   насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

   кража (ст. 158);

   грабеж (ст. 161);

   разбой (ст. 162);

   вымогательство (ст. 163);

   неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

   умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167);

   терроризм (ст. 205);

   захват заложника (ст. 206);

   заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

   хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213);

   вандализм (ст. 214);

   хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

   хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

   приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

 

В главе 14 Уголовного кодекса РФ рассматриваются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Несовершеннолетними в уголовном праве признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Перечень видов уголовных наказаний несовершеннолетним устанавливается ст. 88 УК РФ: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается в размере от одной до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев. При отсутствии у несовершеннолетнего средств для выплаты штрафа по решению суда штраф может взыскиваться с родителей или законных представителей, но с их согласия.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не более двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет – трех часов в день. Работа должна быть посильной для несовершеннолетних и выполняться в свободное от учебы или основной работы время.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до 1 года.

Арест может назначаться несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. До настоящего времени данный вид наказания в связи с отсутствием арестных домов не применяется.

Несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше 6 лет, за исключением тех, кто совершил особо тяжкие преступления. Этой категории и остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет с отбытием в воспитательных колониях.

Несовершеннолетние, впервые совершившие преступления небольшой и средней тяжести в возрасте до 16 лет, к лишению свободы не приговариваются, так же как остальные несовершеннолетние, совершившие преступления небольшой тяжести впервые.

В соответствии с п. 6.1 ч. 2 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный УК РФ, сокращается наполовину.

Согласно ст. 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему должны учитываться условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Учитывая, что личность несовершеннолетнего в отличие от взрослого человека находится в стадии формирования и в большей степени подвержена педагогическому воздействию, ст. 90 УК РФ предусмотрено применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия, если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести и суд признал, что его исправление может быть достигнуто без уголовного наказания. Такими мерами являются:

   редупреждение;

   передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

   возложение обязанности загладить причиненный вред;

   ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Одновременно может назначаться несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок передачи под надзор и ограничения досуга устанавливается от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет – при совершении преступления средней тяжести.

В случае несоблюдения мер воспитательного воздействия несовершеннолетним он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ст. 92 УК РФ содержит разъяснение, что применение судом принудительных мер воспитательного воздействия является освобождением от наказания. Также данная статья предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего от наказания в виде лишения свободы (за совершение преступления средней тяжести и тяжких преступлений) путем помещения несовершеннолетнего до достижения им 18 лет в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на срок не более 3 лет.

Суд может снизить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, если признает, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, а может продлить срок, но только по ходатайству несовершеннолетнего для завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Ч. 5 ст. 92 УК РФ содержит перечень преступлений, совершение которых несовершеннолетним делает невозможным его освобождение от наказания в порядке ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, после фактического отбытия срока наказания в виде лишения свободы не менее одной трети за преступления небольшой, средней тяжести либо за тяжкое преступление и не менее двух третей срока наказания за особо тяжкое преступление.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) и освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК РФ) для несовершеннолетних по срокам, указанным в данных статьях, сокращено наполовину (ст. 94 УК РФ).

Сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, соответствуют одному году после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести и трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 95 УК РФ).

Ст. 96 УК РФ предусмотрено, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию.

Административная ответственность несовершеннолетних Административная ответственность несовершеннолетних – это предусмотренное в санкциях норм административного законодательства наступление неблагоприятных последствий для несовершеннолетних в связи с совершенным административным правонарушением.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаками административного правонарушения, влекущими за собой административную ответственность, являются: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, административные дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются, как правило, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное Указом ПВС РСФСР от 3 июня 1967 г., регламентирует принятие мер к несовершеннолетним без привлечения их к административной ответственности: выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др.

Целями административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Особенностью административной ответственности несовершеннолетних является одновременное наступление административной ответственности их родителей, согласно ст. 5.35 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35, 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей); ст. 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ); ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). В данной статье предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.

Ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Гражданская ответственность – один из видов юридической ответственности, установленный нормами гражданского права, предусматривающей юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, связанных с нарушением субъективных гражданских прав другого  лица. Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер и выражается в наступлении неблагоприятных имущественных последствий для лица, признанного виновным в гражданском правонарушении.

Гражданская ответственность наступает в форме: возмещения убытков (расходов) или вреда (имущественного, физического, морального); уплаты неустойки; потери задатка; приостановления или прекращения соответствующей деятельности; обязанности исправить поврежденную вещь; обязанности возвратить неосновательное обогащение; возмещения потерпевшему недополученных доходов и др.

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних связана с объемом их дееспособности, то есть не только гражданских прав, но и гражданских обязанностей, предусматривающих гражданскую ответственность.

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних связана с понятием деликтоспособности, что означает возможность самостоятельно нести имущественную ответственность.

Общими условиями возникновения гражданско-правовой ответственности является состав гражданского правонарушения, включающий в себя:

   противоправное поведение субъекта;

   возникновение вреда (убытков) потерпевшего;

   причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшим вредом;

   вину лица, причинившего вред.

За вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет (малолетними), отвечают их родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Под опекунами следует понимать и воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения (ст. 35 ГК РФ), в которых малолетние содержатся в силу закона.

Во время нахождения малолетнего на основании договора под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения последние также отвечают за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред возник не по их вине в осуществлении надзора.

Обязанность родителей (усыновителей), опекунов по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если субъекты гражданской ответственности умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда (ст. 1073 ГК РФ).

Согласно ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях за исключением случаев отсутствия у них доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, а также случаев нахождения несовершеннолетних на попечении воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений. При наличии таких исключений родители (усыновители), попечители и перечисленные учреждения привлекаются к возмещению вреда полностью или в недостающей части, если не докажут, что вред возник не по их вине, и возмещают вред до достижения причинителем вреда совершеннолетия или появления у него доходов (имущества), достаточных для возмещения вреда.

Суд может возложить ответственность на родителя, лишенного родительских прав, за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (ст. 1075 ГК РФ).

Статьей 1078 ГК РФ предусмотрено, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет не отвечает за причиненный им вред при нахождении в состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими, за исключением доведения самого себя до такого состояния путем употребления спиртных напитков, наркотических средств или иным способом.

Если вред причинен жизни или здоровью потерпевшего, суд может с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств возложить обязанность по возмещению вреда полностью или частично на причинителя вреда.

Пленум ВС РФ в своем постановлении от 28 апреля 1994 г. № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» разъяснил, что под виной родителей или опекунов следует понимать как неосуществление должного надзора за малолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганские действия, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.п.).

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда. В отношении несовершеннолетних такая ответственность может наступать в сфере образовательных отношений.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка к несовершеннолетнему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, не считая мер материального воздействия.

С несовершеннолетними не может быть заключен договор о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ), полная материальная ответственность несовершеннолетних предусмотрена ст. 242 ТК РФ лишь в случаях:

   умышленного причинения ущерба;

   ущерба, причиненного в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

   ущерба, причиненного в результате совершения преступления или административного проступка.

Материальная ответственность предусмотрена за прямой действительный ущерб. Под ним понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам (ст. 238 ТК РФ).

В сфере образовательных отношений дисциплинарная ответственность несовершеннолетних может быть предусмотрена уставами образовательных учреждений (предупреждение, выговор и т.п.), а также Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательные правоотношения.

По решению органа управления образовательного учреждения согласно п. 7 ст. 19 Закона «Об образовании» допускается исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет, при следующих условиях:

   совершение неоднократных грубых нарушений устава образовательного учреждения;

   когда меры воспитательного характера не дали результата;

   когда дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжения его обучения в другом образовательном учреждении.

В сфере образовательных отношений правовое регулирование ответственности учащихся, родителей и лиц, их заменяющих, за соблюдение этических норм, обеспечивающих нормальный процесс обучения, является явно недостаточным. На практике это вызывает большие проблемы у педагогов, порождая в то же время иждивенческие настроения обучающихся и их родителей. Возможно, имеет смысл предусмотреть административную ответственность родителей и лиц, их заменяющих, а также несовершеннолетних с шестнадцатилетнего возраста за действия, нарушающие нормальный образовательный процесс, учитывая, что подобное поведение учащихся в образовательных учреждениях является довольно распространенным явлением.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ целесообразно предусмотреть ответственность несовершеннолетних за приобретение алкогольной и табачной продукции.

Общественная палата Российской Федерации придерживается на этот счет противоположной точки зрения, полагая, что необходимо усиливать ответственность образовательных учреждений. По результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 414169-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» Общественная палата пришла к выводу, что по смыслу Конституции Российской Федерации норма об обязательности общего образования относится главным образом к родителям или лицам их заменяющим, которые обязаны обеспечить получение такого образования, а равно к государству и обществу. В отношении самих же обучающихся эта норма носит декларативный характер, поскольку она не может быть снабжена необходимым признаком правовой нормы: санкции к несовершеннолетним за ее нарушение отсутствуют, установить юридическую ответственность несовершеннолетних не представляется возможным.

Если несовершеннолетний по тем или иным причинам указанную обязанность не выполнит, применение правового принуждения его к выполнению обязанности невозможно в силу специфики образовательных отношений. В частности, эта специфика состоит в том, что в отличие от иных правоотношений необходимым элементом получения образования является активная позиция самого обучающегося, направленная на получение образования (деятельности только других участников образовательного процесса для образования не достаточно). Обязательность того или иного уровня образования, обращенная к несовершеннолетним гражданам, не реализуема законодательными мерами, так как личное отношение и (или) способности к обучению находятся за пределами возможностей правового регулирования. Таким образом, установление федеральным законом обязательности получения образования по отношению к самим несовершеннолетним не имеет юридического смысла и, по существу, является необеспеченной правовыми средствами декларативной нормой.

Отмечая, что законопроектом вводится обязательное общее образование при отсутствии ответственности должностных лиц, учреждений и органов, осуществляющих полномочия в этой сфере, Общественная палата предлагает в целях правового обеспечения обязательности общего образования внести дополнение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, включив в главу 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» отдельную статью, которая предусматривала бы административную ответственность образовательных учреждений, должностных лиц образовательных и иных учреждений и органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению условий для получения гражданами общего образования, а также за воспрепятствование получению гражданами общего образования.

В настоящее время, ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда предусмотрена ст. 5.35. КоАП РФ только в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних за нарушение ими обязанностей «по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». По мнению Общественной палаты РФ введение административных санкций для учреждений и должностных лиц за аналогичные нарушения повысило бы ответственность государства и сбалансировало бы нормы КоАП РФ.

В действующем законодательстве, регулирующем защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, можно без труда отыскать явные несоответствия. Например, согласно ст. 156 УК РФ уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусматривает штраф до сорока тысяч рублей, а в качестве самого строгого наказания - исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет. При этом уголовное наказание в виде ограничения свободы до сих пор не применяется в связи с отсутствием необходимых для этого условий.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 245 УК РФ, за жестокое обращение с животными предусмотрен штраф от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до двух лет. При сравнении данных норм уголовного права можно сделать очевидный, но ложный вывод, что жестокое обращение с ребенком является менее опасным общественным деянием, чем жестокое обращение с животными.

Воспитание у несовершеннолетних чувства ответственности за свои поступки имеет решающее значение при формировании их социального и правопослушного поведения. Законодательное регулирование общественных отношений, связанных с воспитательным воздействием на несовершеннолетних затрагивает практически все сфере общественной жизни и должно предусматривать определенные виды ответственности как самих несовершеннолетних, так и лиц, ответственных за обеспечение правового воспитания ребенка. Решение указанных проблем требует своего законодательного решения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!