СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юный Эколог» (программа ДО)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Юный Эколог» (программа ДО)»

Департамент Смоленской области по образованию и науке


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области




«Рассмотрена»

«Утверждена»

протокол №

приказом от « » августа 20____ г.

от « » августа 20____ г.

Руководитель ШМО

Директор

____________/Полуэктова Е. А.

___________/Аношенкова С.С.








Дополнительная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Юный Эколог»

стартовый уровень


Возраст обучающихся: 11- 12 лет.

Срок реализации: 1 год


базовый уровень


Возраст обучающихся: 12- 17 лет.

Срок реализации: 2 года






Автор - составитель:

Баранова Марина Алексеевна,

учитель химии и биологии



пгт. Кардымово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный Эколог» разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015г. № 1040)

  • Примерной программы «Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2005г, авторы  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, а также на основе проекта Регионального стандарта географического образования,  автор А.Б. Криворучко, опубликованного в журнале «Советы учителю» №3, 2005г


Актуальность программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный Эколог» определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретёт характер фактора выживания человечества. Наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время личностно – ориентированный и деятельностный подходы. Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, а экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде.


Педагогическая целесообразность программы.

На сегодняшний момент экология как предмет не имеет место в обязательном федеральном компоненте школьного образования, не все вопросы, касающиеся экологии рассматриваются на уроках естествознания. В связи с этим, педагогическая целесообразность данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в возможности использования детьми приобретенных знаний и умений, полученных в результате работы, в последующем освоении предметов общеобразовательной школы, а также в повседневной жизни. Игры, проекты, конференции, участие в акциях «Посади дерево», «Покормите птиц», «Чистая река», участие в праздниках «День птиц», «День воды», «День Земли» и т.д. служат теми методами, при помощи которых обучающиеся решают проблемные ситуации, делают простейшие умозаключения и выводы. Приобретенные экологические знания помогут ребятам определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, а также определять необходимые меры охраны природы.

Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в постепенном соединении двух, казалось бы, абсолютно разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия. Гармоничное соединение этих направлений возможно при создании детского экологического театра и включения в разделы программы сценариев и представлений экологического характера, а также выступления. Экологический театр – синтез искусства и науки, изучающий природоохранную деятельность человека, его отношение ко всему живому. Это воспитание способствует приобщению школьников к искусству театрального мастерства, экологической направленности многостороннего художественно-творческого развития личности ребенка, расширению сферы его духовных потребностей, обобщению нравственно-эстетических представлений, знаний и навыков.


Цель программы: формирование нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.


Задачи:

Личностные:

  • формировать понятие Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

  • воспитывать терпение, волю, усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

  • формировать у детей способности эмоционально - эстетического восприятия окружающего мира и воображения своего отношения к увиденному;

  • формировать понимание необходимости бережного отношения к природе;

  • формировать понимание своей сопричастности к жизни страны;

  • формировать внимательное отношение к красоте окружающего мира, природы своей Родины;

  • формировать интерес к современной экологической культуре;

  • ориентировать детей на выполнение основных правил безопасного поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах.

Метапредметные:

  • развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

  • научить осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

  • научить самостоятельно, организовывать учебное взаимодействие в малых группах;

  • научить ставить проблемы, искать цели и задачи их решения, участвовать в коллективном обсуждении данной проблемы;

  • научить находить взаимосвязи между растительным и животным миром в сообществах, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • расширить творческие способности через развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

Предметные:

  • формировать представления об охраняемых территориях России и своей области;

  • учить проводить наблюдения за объектами природы;

  • изучать и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы;

  • углубить теоретические знания обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

  • формировать систему знаний об экологических проблемах;

  • обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность обучающихся по изучению и охране окружающей среды родного города;

  • укрепить знания о взаимоотношении человека и природы через игру и театрализованные постановки.

Отличительная особенность.

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая направленность: реализуются конкретные дела по формированию экологической культуры окружающих людей, практическая природоохранная деятельность. Обучающиеся под руководством педагога сами создают образовательные продукты: исследовательские проекты, презентации, информационные бюллетени, передают свои знания в творческой форме дошкольникам, обучающимся начальной и средней школы самостоятельно.


Адресат программы.

Программа «Юный Эколог» рассчитана на 3 года обучения для детей от 11 до 16 лет. Данные границы возраста являются оптимальными, так как ребенок начинает мыслить абстрактно, способен к логическому мышлению, сложному восприятию времени и пространства, проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений. Этот возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе. Изучение данной программы способствует формированию ценностного отношения обучающихся к природе, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.


Объем и срок освоения программы.

Данная программа подразделяется на «Стартовый уровень» 1 год обучения, «Базовый уровень» 2 года обучения. Срок реализации программы 3 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 576 учебных часов.

Объем часов программы в год составляет: Первый год обучения 144 часа. Второй год обучения 216 часов. Третий год обучения 216 часов.


Формы обучения.

Форма обучения очная. (Закон № 273-Ф3, гл. 2, ст. 17, п. 2).


Особенности организации образовательного процесса.

Программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие, имеющие интерес к данной предметной области, дети разного возраста от 11 до 16 лет, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы. Группы могут быть сформированы по возрастному признаку: 11-12 лет; 12-14 лет; 14-16 лет. Состав группы – 12 человек.


Режим занятий.

Занятия для групп 1-го года обучения «Стартовый уровень» проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 144 часа в год. Занятия для групп 2-го и 3-го года обучения «Базовый уровень» проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа, 216 часов в год.


Планируемые результаты освоения программы.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

  • понятия «родная земля», «родной город», «Родина»;

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;

  • целостность взгляда на мир средствами биологических знаний;

  • ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе изучения закономерностей и явлений природы;

  • осознание значимости практических занятий для личного развития.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектами;

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучение животного и растительного мира разных экосистем;

  • сравнивать и давать характеристику биологическим объектам, определять причины экологических бедствий и находить способы их решения;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических, проектных работ, в игре и конкурсах.

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, комментировать;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • брать на себя ответственность за мероприятия, роль в театрализованном представлении;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • осуществлять взаимный контроль.

Обучающиеся будут уметь:

  • использовать различные источники экологической информации (картографические, тестовые, видео- и фото - изображение, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориетированных задач;

  • составлять описание биологических объектов и явлений с использованием разных источников биологической информации;

  • называть характерные признаки животных из разных природных зон;

  • различать, называть и приводить примеры живой природы разных сообществ;

  • определять породы животных, сорта растений;

  • различать изученные биологические объекты, процессы и явления, сравнивать объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их классификацию;

  • создавать сценарные планы мероприятий;

  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на биологические объекты.

Обучающиеся будут знать:

  • экологические проблемы своей местности, пути решения этих проблем;

  • концепцию создания сценарных планов, презентаций, зарисовок представлений;

  • растения и животных из разных природных зон и давать характеристику;

  • отличительные признаки групп животных (хищники, травоядные, падальщики);

  • значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

  • обитателей морских глубин, рек и озер, выделять их существенные признаки;

  • охраняемые растения и животные Смоленской области;

  • животных по способу питания и рассказывать об их значении в природе.

Предметные:

  • знание растений и животных из разных природных зон;

  • выполнение правил поведения в природе, знание охраняемых растений и животных Смоленской области;

  • знание животных и растений в составе Красной книги Смоленской области и России;

  • составление схем пищевой цепи в любом сообществе на примерах представителей разных групп животных и растений.

Формы аттестации.

  • собеседование;

  • тестирование;

  • творческие и самостоятельные работы;

  • контрольные занятия;

  • практические работы;

  • зачеты;

  • выставки;

  • конкурсы;

  • праздники;

  • экскурсия;

  • беседы, викторины;

  • просмотр видеофильмов, презентаций;

  • открытые занятия.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Данная программа предусматривает методы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • вводный контроль - оценка исходного уровня знаний обучающихся;

  • текущий контроль - проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (мини – опрос, наблюдение);

  • комплексный контроль – проходит после изучения каждого раздела программы (тестирование, готовые материалы, викторины, конкурсы, занимательные материалы, мини-выставки). Этот контроль помогает педагогу проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога;

  • итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году (итоговое занятие, участие в конференциях, результат участия в конкурсе с тем или иным материалом, выставки, участие в творческих конкурсах).

В конце учебного года обучения по дополнительной образовательной программе «Юный Эколог» каждый обучающийся на итоговое занятие готовит презентацию своих успехов. На итоговое занятие приглашаются родители обучающихся. По итогам работы за весь период обучения вручаются благодарственные письма родителям лучших воспитанников.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • защита творческих работ;

  • открытое занятие;

  • диагностическая карта.


Материально-техническое обеспечение.

Характеристика помещения для занятий по программе.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди расположения обучающегося. Инструкции по охране труда № 31, 32,46,47,74.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

  • рабочие столы для обучающихся - 12 шт.;

  • стулья для обучающихся - 12 шт.;

  • шкафы для хранения принадлежностей, необходимых для занятий - 3 шт.;

  • выставочное оборудование: шкаф - 1шт. и стенд для размещения образовательных результатов - 1шт.;

  • огнетушитель - 1 шт.

Информационное обеспечение:

  • мультимедийный проектор - 1шт;

  • компьютер с программным обеспечением - 1шт;

  • многофункциональное устройство - 1шт.;

  • электронная библиотека по экологии;

  • видео по экологии.



Кадровое обеспечение.

Для реализации данной программы нужны педагоги дополнительного образования, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы, владеющие базовыми знаниями по экологии, а также по возрастной и педагогической психологии, педагогики и методики организации работы с детьми среднего школьного возраста


УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

Всего


Теория


Практика

1.

Введение

3

1

2

Видео экскурсия, викторина, беседа.

1.1.

Вводное занятие

3

1

2

Видео экскурсия, викторина, беседа.

2.

Жизнь на Земле

11

5

6

Беседа, групповая работа в игре, просмотр обучающего фильма, работа с микроскопом.

2.1.

Возникновение жизни на Земле.

4

2

2

Беседа, групповая работа в игре.

2.2.

Живой организм.

7

3

4

Беседа, просмотр обучающего фильма, работа с микроскопом.

3.

Влияние экологических факторов на размножение живых организмов

21

12

9

Беседа, выставка рисунков, просмотр видео, игры, викторины.

3.1.

Воспроизводство себе подобных

4

2

2

Беседа, выставка рисунков размножения растений.

3.2.

Половое и бесполое размножение

6

4

2

Беседа, просмотр видео, групповая игра.

3.3

Оплодотворение

5

3

2

Беседа, просмотр видео, игра по ролям, введение в творческий подход.

3.4

Перекрестное и самоопыление

6

3

3

Беседа, викторина.

4.

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

32

16

16

Беседа, экскурсия, выставка рисунков, работа с интерактивной доской, карточками, игра по ролям, просмотр видео и презентаций, подготовка и защита проектов.

4.1

Благоприятные и неблагоприятные условия среды.

8

4

4

Беседа, экскурсии, выставка рисунков.

4.2

Приспособленность живых организмов к условиям среды.

6

3

3

Беседа, работа с интерактивной доской, работа с карточками.

4.3

Причина гибели живых организмов.

5

3

2

Беседа, игра по ролям.

4.4

Взаимоотношения живых организмов

13

6

7

Беседа-обсуждение, просмотр видео и презентаций, подготовка и защита проекта.

5.

Питание живых организмов

39

19

20

Беседа, экскурсия, обсуждение, индивидуальная и групповая работа, игра, фото-проекты.

5.1

Способы питания

8

4

4

Беседа, наблюдение о время экскурсии, семинар-обсуждение.

5.2

Хищники и паразиты

11

5

6

Беседа, индивидуальная работа, работа в группах по составлению цепей, экскурсия

5.3

Движение энергии. Куда она девается?

9

5

4

Групповая и индивидуальная работа, подготовка индивидуальных фото-проектов.

5.4

Вещества

11

5

6

Плановая индивидуальная и групповая работа, игра по командам.

6.

Многообразие органического мира

29

15

14

Беседы, лабораторные работы, практические занятия экологического театра, экскурсия.

6.1

Одна клетка – целый организм

6

3

4

Беседа, лабораторные работы.

6.2

Многоклеточный организм

12

6

6

Беседы, лабораторные работы, практические занятия экологического театра.

6.3

Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

10

6

4

Практические занятия экологического театра, экскурсия

7.

Безопасность дорожного движения

7

3

4

Видео экскурсия, беседа, составление памяток

7.1.

Правила поведения на дорогах и улицах города

3

1

2

Беседа, составление памяток

7.2.

Правила перехода улиц и дорог.

4

2

2

Викторина

8.

Итоговое занятие.

Показ экологической сказки, выступление.

2

1

1

Показательное выступление


Итого:

144

72

72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Раздел 1. Введение (теория 1 ч., практика 2 ч.)

Тема 1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Знакомство с детским коллективам и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Правила поведения на занятие. Техника безопасности. Видео экскурсия по теме.

Практика (2 ч.): Викторина «Экология и я».

Раздел 2. Жизнь на Земле (теория 5 ч., практика 6 ч.)

Тема 1. Возникновение жизни на Земле.

Теория (2 ч.): История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов Земле.

Практика (2 ч.): Игра «Первые научные открытия».

Тема 2. Живой организм.

Теория (3 ч.) Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.

Практика (4 ч.): Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли.

Раздел 3. Как размножаются живые организмы (теория 12 ч., практика 9 ч.)

Тема 1. Воспроизводство себе подобных.

Теория (2 ч.): Размножение или репродукция – способность организмов воспроизводить себе подобных, в результате чего обеспечивается непрерывность и преемственность жизни.

Практика (2 ч.): Выставка рисунков по воспроизведению растениями себе подобных.

Тема 2. Половое и бесполое размножение.

Теория (4 ч.): Организация полового и бесполого размножения, сходства и различия способов размножения, примеры всех царств живой природы в отношении способов размножения. В чем различие потомства от одного и двух родителей.

Практика (2 ч.): Игра «Размножение живых организмов».

Тема 3. Оплодотворение.

Теория (3 ч.): Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы.

Практика (2 ч.): Игра по ролям «Откуда появилось яблоко?»

Тема 4. Перекрестное и самоопыление растений.

Теория (3 ч.): Перекрестное опыление - условие появления здорового потомства. Самоопыление растений.

Практика (3 ч.): Викторина «Способы размножения живых организмов».

Раздел 4. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (теория 16 ч., практика 16 ч.)

Тема 1. Благоприятные и неблагоприятные условия среды.

Теория (4 ч.): Благоприятные условия окружающей среды, их влияние на живой организм. Примеры благоприятных условий. Влияние и примеры неблагоприятных условий окружающей среды.

Практика (4 ч.): Экскурсия «Фенологические наблюдения», экскурсия «Факторы окружающей среды», выставка рисунков «Влияние факторов окружающей среды на организмы».

Тема 2. Приспособленность живых организмов к условиям среды.

Теория (3 ч.): Приспособления растений, животных, человека, грибов, бактерий к условиям окружающей среды. Адаптация и дегенерация живых организмов. Взаимосвязь различного влияния одного фактора среды на организмы.

Практика (3 ч.): Работа с карточками на распределение влияния условий среды и живого организма.

Тема 3. Причина гибели.

Теория (3 ч.): Причины гибели живых организмов, регуляция численности живых организмов.

Практика (2 ч.): Игра по ролям «Влияние живых организмов друг на друга».

Тема 4. Взаимоотношения живых организмов.

Теория (6 ч.): Сожительство, паразитизм, хищничество, растительноядность, конкуренция. Разница и взаимосвязь типов отношений между организмами. Роль растений и животных в жизни человека, как типы взаимоотношений.

Практика (7 ч.): Просмотр видео о типах взаимоотношений, подготовка проектов «Мой пример взаимоотношений живых организмов».

Раздел 5. Питание живых организмов (теория 19 ч., практика 20 ч.)

Тема 1. Способы питания

Теория (4 ч.): Автотрофы и гетеротрофы. Типы питания живых организмов. Питание животных, растений и человека. Источники энергии: пища или солнце.

Практика (4 ч.): Экскурсия «По способам питания», семинар-обсуждение обучающихся о различных типах питания живых организмов.

Тема 2. Хищники и паразиты

Теория (5 ч.): Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии.

Практика (6 ч.): Работа в группах: составление цепей питания живых организмов. Экскурсия «Цепи питания вокруг нас».

Тема 3. Движение энергии. Куда она девается?

Теория (5 ч.): Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека.

Практика (4 ч.): Викторина, подготовка фото-проектов «Питание-дыхание-энергия»

Тема 4. Вещества.

Теория (5 ч.): Органические и неорганические вещества, минеральные вещества, органические и минеральные удобрения, их роль в питании живых организмов.

Практика (6 ч.): Обсуждение примеров органических и неорганических веществ, игра по командам «Движение пищи».

Раздел 6. Многообразие органического мира (теория 15 часов, практика 14 часов)

Тема 1. Одна клетка — целый организм.

Теория (3 ч.): Одноклеточные животные, одноклеточные растения, бактериальная клетка. Особенности образа жизни одноклеточных организмов. Признаки живого. Клетка – единица жизнедеятельности.

Практика (4 ч.): Лабораторные работы: просмотр в микроскоп микропрепаратов бактериальной клетки, одноклеточных водорослей, инфузорий, а также зарисовка живых организмов.

Тема 2. Многоклеточный организм.

Теория (6 ч.): Многообразие многоклеточных организмов. Взаимосвязь клеток многоклеточного организма. Систематика. Таксоны: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, отдел, царство.

Практика (6 ч.): Лабораторные работы: сравнение в микроскоп одноклеточных и многоклеточных организмов, изучение клеток многоклеточного организма. Практическое занятие по ролям над сценарием экологической сказки.

Тема 3. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

Теория (6 ч.): Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Влияние живых организмов на окружающую среду.

Практика (4 ч.): Тренировка сценической речи по ролям в экологической сказке. Экскурсия «Среды жизни».

Раздел 7. Безопасность дорожного движения (теория 3 часа, практика 4 часа)

Тема 1. Правила поведения на дорогах и улицах города

Теория (1 ч.): Беседы о правилах поведения на дорогах и улицах города, о личной безопасности и ответственности каждого. Обсуждение опасных мест по пути следования из дома в школу и обратно. Типичные ошибки поведения детей на дорогах, приводящие к несчастным случаям и авариям. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках. Дорожные знаки.

Практика (2 ч.): Составление схемы «Безопасный путь». Работа с памятками по правилам безопасного поведения на дорогах, игры «Опасный маршрут», «Дорожные знаки».

Тема 2. Правила перехода улиц и дорог.

Теория (2ч.): Элементы дорог: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожка. Дорожная разметка. Перекресток. Регулированные и неурегулированные перекрестки. Почему нельзя играть на улицах и дорогах. Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешен переход: подземный переход, перекресток, «Зебра». Переход улицы с односторонним движением и двухсторонним движением. Переход улицы по сигналам светофора и Регулировщика.

Практика (2ч.): Викторина «Правила перехода улиц и дорог». Игра «Сигналы светофора и Регулировщика».

Раздел 8. Итоговое занятие.

Тема 1 Показ экологической сказки.

Теория (1 ч.): Подготовка к выступлению, направление обучающихся.

Практика (1 ч.): Выступление.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

Всего


Теория


Практика

1.

Введение

2

1

1

Видео экскурсия, беседа.

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

Видео экскурсия, беседа.

2.

Свет в жизни растений

20

8

12

Беседа, экскурсия, написание сценария, картотека растений, просмотр видео, гербарии, модели.

2.1

Среда обитания и условия существования растений.

4

2

2

Беседа, экскурсия.

2.2

Свет как экологический фактор

6

2

4

Беседа, создание сценария экологической сказки.

2.3

Экологические группы по отношению к свету

4

2

2

Экскурсия, создание списков.

2.4

Приспособления растений

6

2

4

Беседа, просмотр видео, работа с гербариями, моделями.

3.

Тепло в жизни растений

23

8

15

Лекция, лабораторная работа, видео, театральная постановка, творческая работа.

3.1.

Тепло необходимо

8

4

4

Лекция, лабораторная работа, видео.

3.2.

Разнообразие температурных условий на Земле

6

2

4

Театральная постановка, творческая работа.

3.3.

Экологические группы растений по отношению к теплу

9

2

7

Театральная постановка, творческая работа.

4.

Вода в жизни растений

15

3

12

Беседа, театральная постановка, экскурсия,

4.1.

Вода как необходимое условие жизни растений

5

1

4

Беседа, театральная постановка.

4.2.

Приспособления растений к водному режиму

5

1

4

Беседа, экскурсия, театральная постановка.

4.3.

Экологические группы растений по отношению к воде

5

1

4

Беседа, театральная постановка, работа с гербариями.

5.

Воздух в жизни растений

20

6

14

Экскурсия, викторина, беседа, практическая работа.

5.1.

Газовый состав воздуха в жизни растений

8

2

6

Практическая работа, игра, беседа.

5.2.

Приспособления растений к опылению ветром

6

2

4

Экскурсия, викторина, беседа.

5.3.

Приспособления растений к распространению ветром

6

2

4

Экскурсия, викторина, беседа.

6.

Почва в жизни растений

20

6

14

Практическая работа, беседа, игра-интерактив, экскурсия, просмотр видео, репетиция театральной постановки.

6.1.

Почва как необходимое условие жизни растений

6

2

4

Практическая работа, беседа.

6.2.

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв

8

2

6

Игра-интерактив, репетиция театральной постановки.

6.3.

Действия человека, влияющие на качество почв

6

2

4

Практическая работа, беседа, экскурсия, просмотр видео.

7.

Животные и растения

8

4

4

Театральная репетиция, беседа, просмотр видео.

7.1.

Взаимное влияние животных и растений.

4

2

2

Театральная репетиция, беседа.

7.2.

Растения хищники

4

2

2

Просмотр видео, театральная репетиция.

8.

Влияние растений друг на друга, фенология

36

17

19

Просмотр таблиц, просмотр видео, экскурсия-прогулка, игра-викторина, создание и ведение дневника фенологических наблюдений, театральная репетиция, выступление.

8.1.

Прямое и косвенное влияние растений друг на друга

6

3

3

Просмотр таблиц, игра-викторина, театральная репетиция.

8.2.

Приспособленность растений к сезонам года

6

2

4

Экскурсия-прогулка, театральная репетиция.

8.3.

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды

8

4

4

Экскурсия прогулка, создание и ведение дневника фенологических наблюдений.

8.4.

Периодичность и возрастные состояния растений.

3

1

2

Просмотр видео, театральная репетиция.

8.5.

Разнообразие условий существования растений

3

2

1

Просмотр видео, театральная репетиция.

8.6.

Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни

10

5

5

Экскурсия по дороге на творческое выступление, выступление с театральным представлением.

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

8

4

4

Просмотр видео, лекция.

9.1.

Роль грибов и бактерий в жизни растений

4

2

2

Просмотр видео, лекция.

9.2.

Бактериальные и грибковые болезни растений

4

2

2

Просмотр видео, лекция.

10.

Жизненные формы, растительные сообщества и их охрана

12

6

6

Экскурсия, викторина, просмотр видео, лекция, семинар.

10.1.

Разнообразие жизненных форм растений

2

1

1

Экскурсия, викторина.

10.2.

Растительные сообщества, их видовой состав

2

1

1

Просмотр видео, лекция.

10.3.

Строение растительных сообществ

2

1

1

Просмотр видео, лекция.

10.4.

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах

2

1

1

Лекция, игра-викторина.

10.5.

Обеднение видового разнообразия растений

2

1

1

Просмотр видео, лекция.

10.6.

Охраняемые территории и растения Московской области

2

1

1

Семинарское занятие.

11.

Экология животных, условия их существования

18

8

10

Просмотр видео, репетиция, лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

11.1.

Экология животных как раздел науки

2

1

1

Лекция, совместное создание стихотворений о сохранении природы.

11.2.

Среда обитания и условия существования, предельные условия существования

3

1

2

Просмотр видео, лекция.

11.3.

Пища животных. Способы добывания пищи

3

1

2

Экскурсия, игра, викторина.

11.4.

Вода в жизни растений

2

1

1

Просмотр видео, репетиция.

11.5.

Воздух в жизни растений

2

1

1

Просмотр видео, репетиция.

11.6.

Температура среды обитания

2

1

1

Просмотр видео, репетиция.

11.7.

Свет в жизни животных

2

1

1

Просмотр видео, репетиция.

11.8.

Жилища животных

2

1

1

Просмотр видео, репетиция.

12.

Среды жизни

12

5

7

Экскурсия, лекция, сценарная отработка, просмотр видео, репетиция.

12.1.

Наземная среда обитания. Животный мир суши

3

1

2

Экскурсия, лекция, сценарная отработка.

12.2.

Водная среда обитания

3

1

2

Просмотр видео, репетиция.

12.3.

Почва как среда обитания животных

2

1

1

Просмотр видео, репетиция.

12.4.

Живой организм как среда обитания

4

2

2

Лекция, просмотр видео, репетиция.

13.

Биотические и абиотические экологические факторы в жизни животных

14

7

7

Лекция, просмотр видео, игра, репетиция.

13.1.

Растения в жизни животных

3

2

1

Лекция, просмотр видео.

13.2.

Взаимоотношения между животными (одного вида и различных)

4

2

2

Лекция, игра, репетиция.

13.3.

Сезонные изменения в жизни животных

3

1

2

Репетиция, просмотр видео.

13.4.

Оцепенение. Спячка

2

1

1

Лекция, просмотр видео.

13.5.

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания

2

1

1

Лекция, просмотр видео.

14.

Популяции животных. Изменения в животном мире.

18

9

9

Лекция, репетиция, семинар, беседа, викторина, просмотр видео, работа с красной книгой.

14.1.

Популяции животных и динамика их численности.

3

2

1

Лекция, репетиция.

14.2.

Многочисленные и малочисленные виды.

3

1

2

Семинарское занятие.

14.3.

Причины сокращения численности видов

2

1

1

Обсуждение вопросов, викторина.

14.4.

Человек и животные

4

2

2

Просмотр видео, лекция.

14.5.

Красная книга

3

2

1

Работа с Красной Книгой, репетиция.

14.6.

Охраняемые территории России и Смоленской области

3

1

2

Работа с Красной Книгой, репетиция.


Итого:

216

92

124



Содержание программы базовый уровень 1 года обучения.

Раздел 1. Введение (теория 1ч., практика 1ч.)

Тема 1. Вводное занятие.

Теория (1ч.): Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Практика (1ч.): Техника безопасности на экскурсиях, лабораторных и практических занятиях. Знакомство с театральной постановкой стартового года обучения.

Раздел 2. Свет в жизни растений (теория 8 ч., практика 12 ч.)

Тема 1. Среда обитания и условия существования растений.

Теория (2 ч.): Знакомство со средами обитания растений. Экологические факторы и их действие на растительный организм.

Практика (2 ч.): Экскурсия «Среды обитания и факторы».

Тема 2. Свет как экологический фактор.

Теория. (2 ч.): Влияние света на рост и развитие растений.

Практика (4 ч.): Тренировка по созданию сценария экологической сказки.

Тема 3. Экологические группы по отношению к свету.

Теория. (2 ч.): Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения.

Практика (2 ч.): Составление списков разных экологических групп растений по итогу экскурсии «Любит, не любит».

Тема 4. Приспособления растений.

Теория. (2 ч.): Видоизменения органов растений в зависимости от света.

Практика (4 ч.): Просмотр видео, работа с гербариями и моделями плодов, корнеплодов, корневищ.

Раздел 3. Тепло в жизни растений (теория 8 ч., практика 24 ч.)

Тема 1. Тепло необходимо.

Теория (4 ч.): Тепло - необходимое условие жизни растений. Нормальный температурный режим для жизни растений. Тепло – источник энергии. Тепло, выделяемое при обмене веществ

Практика (4 ч.): Лабораторная работа «Тепло в жизни растений». Просмотр видео.

Тема 2. Разнообразие температурных условий на Земле.

Теория (2 ч.): Способность растений адаптироваться к высоким температурным условиям. Максимальный и минимальный температурный порог для жизни растений.

Практика (8 ч.): Репетиция экологической сказки по ролям. Творческая работа «Выносливые растения».

Тема 3. Экологические группы растений по отношению к теплу.

Теория (2 ч.): Нежаростойкие растения и нежаровыносливые растения. Криофилы и термофилы.

Практика (12 ч.): Репетиция экологической сказки по ролям. Продолжение творческой работы «Выносливые растения».

Раздел 4. Вода в жизни растений (теория 9 ч., практика 21 ч.)

Тема 1. Вода как необходимое условие жизни растений.

Теория (3 ч.): Вода и обмен веществ. Транспорт воды растительным организмом. Достаточное обеспечение растительного организма водой.

Практика (7 ч.): Репетиция экологической сказки по ролям. Беседа с обучающимися.

Тема 2. Приспособления растений к водному режиму.

Теория (3 ч.): Влажность. Адаптация растений к поддержанию водного баланса. Приспособленность разных отделов растений.

Практика (7 ч.): Репетиция экологической сказки по ролям. Экскурсия «Место обмена веществ растения в круговороте воды».

Тема 3. Экологические группы растений по отношению к воде.

Теория (3 ч.): Гигрофилы, ксерофилы, мезофилы. Влаголюбивые, сухолюбивые растения, промежуточная группа растений по их отношению к воде. Подгруппы экологических групп растений.

Практика (7 ч.): Репетиция экологической сказки по ролям. Изучения гербария и разделение растений на группы судя по строению органов растений.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

Всего


Теория


Практика

1.

Ведение в курс экологии человека и курс ландшафтной экологии

2

1

1

Видео экскурсия, беседа.


Экология человека

2

1

1

Видео экскурсия, беседа.

2.

Человек и окружающая среда

12

5

7

Беседа, групповая работа в игре, просмотр обучающего фильма

2.1

Особенности восприятия человеком окружающей среды

2

1

1

Просмотр видео, лекция.

2.2

Абиотические факторы и здоровье человека

3

1

2

Лекция, игра-викторина.

2.3

Экстремальные факторы окружающей среды

2

1

1

Просмотр видео, лекция.

2.4

Основные химические загрязнения

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

3.

Вода, почва, воздух и человек

16

7

9

Просмотр видео, репетиция, лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

3.1

Вода, как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

5

2

3

Просмотр видео, лекция.

3.2

Почка и здоровье человека

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

3.3

Основные воздушные факторы, влияющие на здоровье человека

4

2

2

Просмотр видео, репетиция, викторина.

3.4

Шум и здоровье человека

3

1

2

Лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

4.

Биотические факторы и их влияние на человека.

12

4

8

Лекция, лабораторная работа, видео, театральная постановка, творческая работа.

4.1

Биотические факторы

9

3

6

Просмотр видео, лекция

4.2

Человек и животные, микроорганизмы

3

1

2

Просмотр видео, репетиция, викторина.

5.

Человек и социальные факторы, культура

16

6

10

Лекция, лабораторная работа, видео, творческая работа.

5.1

Социальные факторы и их влияние на человека

6

2

4

Просмотр видео, лекция

5.2

Здоровый образ жизни. Вредные привычки

6

2

4

Беседа, творческая работа, викторина

5.3

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира

4

2

2

Просмотр видео, лекция.

6.

Реакция человека на факторы окружающей среды

4

2

2

Просмотр видео, репетиция, лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

6.1

Стресс и биоритмы

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

7.

Основные понятия ландшафтной экологии

10

4

6

Просмотр видео, репетиция, лекция, экскурсия, игра, викторина.

7.1

Биосфера и ландшафт

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

7.2

Классификации и компоненты ландшафта

4

1

3

Экскурсия, лекция

7.3

Структура и функции ландшафта

2

1

1

Лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

8.

Природно-антропогенный ландшафт

28

11

17

Экскурсия, викторина, просмотр видео, лекция, семинар.

8.1

Основные формы воздействия человека на ландшафт

2

1

1

Лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

8.2

Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта

3

1

2

Лекция, игра-викторина.

8.3

Типы природно-антропогенных ландшафтов

4

2

2

Экскурсия, лекция

8.4

Урбанизированные территории

2

1

1

Лекция, совместное создание стихотворений о сохранении природы

8.5

Культурный ландшафт

7

2

5

Лекция, игра-викторина.

8.6

Ландшафтный мониторинг

6

2

4

Лекция, совместное создание стихотворений о сохранении природы

8.7

Охрана ландшафта, охраняемые территории Смоленской области

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

9.

Региональная ландшафтная экология

16

7

9

Просмотр видео, репетиция, лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

9.1

Типы природно-антропогенных ландшафтов Смоленской области

2

1

1

Лекция, игра-викторина.

9.2

Современное состояние и проблемы природопользования Смоленской области

4

2

2

Беседа, групповая работа в игре, просмотр обучающего фильма

9.3

Урбанизированные территории Смоленской области

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

9.4

Влияние ландшафтов на здоровье человека

6

2

4

Лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

10.

Введение в общую биологию

34

13

21

Экскурсия, викторина, просмотр видео, лекция, семинар.

10.1

Предмет экологии и ее разделы

2

1

1

Лекция, игра-викторина.

10.2

История развития экологии как науки

3

1

2

Обсуждение вопросов, викторина.

10.3

Возможности размножения организмов

4

2

2

Лекция, игра-викторина.

10.4

Основные пути приспособления организмов

6

2

4

Лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

10.5

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

5

2

3

Экскурсия, лекция

10.6

Среды жизни и пути взаимодействия организмов на среду обитания

6

2

4

Беседа, групповая работа в игре, просмотр обучающего фильма

10.7

Приспособительные формы организмов, ритмы жизни

8

3

5

Лекция, создание стихотворений, экскурсия, игра, викторина.

11.

Сообщества и популяции

40

16

24

Экскурсия, викторина, просмотр видео, лекция, семинар.

11.1

Типы взаимодействия организмов

5

2

3

Обсуждение вопросов, викторина.

11.2

Воздействия человека на живую природу через биотические связи

4

1

3

Экскурсия, лекция

11.3

Законы следствия пищевых отношений, конкурентные отношения в природе

4

2

2

Обсуждение вопросов, викторина.

11.4

Популяция

6

2

4

Экскурсия, лекция, сценарная отработка.

11.5

Отношения в популяции и практическая деятельность

3

1

2

Беседа, групповая работа в игре, просмотр обучающего фильма

11.6

Демографическая структура популяций

5

2

3

Обсуждение вопросов, викторина.

11.7

Рост численности и плотность популяции

4

2

2

Экскурсия, лекция

11.8

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе

3

1

2

Обсуждение вопросов, викторина.

11.9

Видовой состав биоценозов

4

2

2

Беседа, групповая работа в игре, просмотр обучающего фильма

11.10

Условия устойчивости природных сообществ

3

1

2

Экскурсия, лекция, сценарная отработка.

12.

Экосистемы

26

10

16

Лекция, репетиция, семинар, беседа, викторина, просмотр видео

12.1

Понятие экосистемы

2

1

1

Семинар, беседа

12.2

Биологический круговорот веществ

4

2

2

Лекция, репетиция.

12.3

Законы биологической продуктивности

3

1

3

Семинарское занятие.

12.4

Экологические пирамиды

4

1

3

Обсуждение вопросов, викторина.

12.5

Агроценоз и агроэкосистема

3

1

2

Просмотр видео, лекция.

12.6

Саморазвитие экосистем

2

1

1

Экскурсия, репетиция.

12.7

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

4

2

2

Экскурсия, репетиция.

12.8

Биосфера

4

1

3

Лекция, репетиция.



216

86

130




Содержание программы базовый уровень 2 года обучения.

Тема 1. Ведение в курс экологии человека и курс ландшафтной экологии. Экология человека.

Тема 2. Человек и окружающая среда. Особенности восприятия человеком окружающей среды. Абиотические факторы и здоровье человека. Экстремальные факторы окружающей среды. Основные химические загрязнения.

Тема 3. Вода, почва, воздух и человек. Вода, как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека. Почка и здоровье человека. Основные воздушные факторы, влияющие на здоровье человека. Шум и здоровье человека.

Тема 4. Биотические факторы и их влияние на человека. Биотические факторы. Человек и животные, микроорганизмы.

Тема 5. Человек и социальные факторы, культура. Социальные факторы и их влияние на человека. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Восприятие и преобразование человеком окружающего мира.

Тема 6. Реакция человека на факторы окружающей среды. Стресс и биоритмы

Тема 7. Основные понятия ландшафтной экологии. Биосфера и ландшафт. Классификации и компоненты ландшафта. Структура и функции ландшафта.

Тема 8. Природно-антропогенный ландшафт. Основные формы воздействия человека на ландшафт. Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Урбанизированные территории. Культурный ландшафт. Ландшафтный мониторинг. Охрана ландшафта, охраняемые территории Смоленской области.

Тема 9. Региональная ландшафтная экология. Типы природно-антропогенных ландшафтов Смоленской области. Современное состояние и проблемы природопользования Смоленской области. Урбанизированные территории Смоленской области. Влияние ландшафтов на здоровье человека.

Тема 10. Введение в общую биологию. Предмет экологии и ее разделы. История развития экологии как науки. Возможности размножения организмов. Основные пути приспособления организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни и пути взаимодействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов, ритмы жизни.

Тема 11. Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Воздействия человека на живую природу через биотические связи. Законы следствия пищевых отношений, конкурентные отношения в природе. Популяция. Отношения в популяции и практическая деятельность. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяции. Динамика численности популяций и ее регуляция в природе. Видовой состав биоценозов. Условия устойчивости природных сообществ.

Тема 12. Экосистемы. Понятие экосистемы. Биологический круговорот веществ. Законы биологической продуктивности. Экологические пирамиды. Агроценоз и агроэкосистема. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Биосфера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!