Открытый урок по литературе в 6 классе
Тема. Внеклассное чтение по рассказу Ю.А.Фанкина «Хлебушки». Анализ произведения.
Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.А.Фанкина, продолжить формировать умение работать с текстом, выявить проблемы, затронутые автором.
Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся через совместное проектирование урока;
воспитывать гордость за свою Родину;
создать условия для получения учащимися знаний о традициях своей малой Родины.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий (комбинированный)
Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, ИКТ, элементы частично- поисковой и проектно- исследовательской технологии
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характер героев.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, обосновывать высказанное суждение.
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Личностные: сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Оборудование: текст рассказа, компьютер, детские работы, книга Ю.Фанкина.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- сообщения учеников,
- выразительное чтение,
- анализ рассказа,
- беседа по вопросам,
- групповая и индивидуальная работа.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Слово учителя. Введение в тему урока.
- Хлеб всему голова…избитое выражение, не правда ли? «Добр как хлеб»,- говорят о человеке. Щедр как хлеб. Прост как хлеб. Действительно, что может быть проще хлеба. Но говорить о хлебе так же трудно, как и о жизни.
Именно поэтому сегодня мы с вами обратимся к еще одному рассказу Юрия Александровича Фанкина «Хлебушки». ( Слайд 1) Я уверена: рассказ позволит нам не только прикоснуться к прошлому, но и раскроет многие секреты, связанные с хлебом. А какую цель мы поставим на урок?
III. Реализация домашнего задания.
- А что мы знаем о хлебе? В каких жанрах литературы мы встречаемся с этим словом? Каждый ряд получал свое задание. ( по одному ученику от ряда выступают перед классом) ( Слайд 2,3)
- Стихи. Песни.. Об этом поговорим позже.
- А какой обычай, связанный с хлебом был на Руси и сейчас есть? ( Встречать гостей хлебом-солью)
- Молодцы. А знаете ли вы, что хлебом на Руси называли только ржаной хлеб? А белый- пироги, блины, калачи. Вспомните герб города Мурома. (Слайд 4)
IV.Словарная работа.
- Перед тем , как читать текст, проведем словарную работу. Ребята 3 ряда искали в словаре устаревшие слова, сейчас они нас познакомят с их значением. (читают по цепочке. Слайд 5,6)
V. Чтение текста. ( читают подготовленные ученики)
- А сейчас обратимся к тексту. Будем же внимательны к Его Величеству Слову
Аналитическая работа по тексту.
1.- «Хлебушки»… Этого слова нет ни в одном словаре. Почему же «Хлебушки», а не «Хлеб»? Произнесите «Хлебушки». Понаблюдаем за звучанием этого слова. Что слышим? Нежность, ласка, теплота. Рассказ повествует о…процессе приготовления хлебушков.
2. Начало рассказа. Описание караваев.
- На что обращает наше внимание автор? «Жарко дышащие», «Одно загляденье». И главное – запах! Почему именно запах?
Верно. На вид – ничего особенного. А запах издали зазывает в дом.
3. Дома я просила вас в сочинениях-миниатюрах описать запах хлеба. Вы отметили, что задание очень сложное. Несколько строк из ваших работ.( Слайд 7)
- А какие слова для описания запаха нашел Мастер? (Текст) «Густой», «Солодовый». Красивые слова! Точные!
И не случайно повествование ведется от лица мальчика (передача традиций). Вы все воспринимаете острее.
4. – С чего начинается приготовление хлебушков? ( С замешивания. В деже)
- К 12 часам- обваривали кипятком. Зачем?
- Добавляют муку и закваску. А что такое закваска? А сколько надо муки? Бабки говорят, «Сколько тесто возьмет». Что это значит7
- И начинает бабка « Кулачить» тесто. Как это?
– Ночью встают к тесту ( как… к ребенку). На утро снова кулачат.
- Ребята, а почему мальчик так все подробно запомнил? ( хлеб пекли один раз в неделю. Поэтому и «Хлебушки», а не «Хлебушек»)
- А сколько по времени занимает весь процесс? (около двух суток. Тяжело достаются хлебушки).
- Как об этом говорит автор?
- Тяжело. Но и радостно. (текст) Почему?
- И вновь описание Ефанкинских хлебушков…( Как мне помнится…)
- И первым снимает пробу …дед. Почему? Традиция – почитание старших.
- Как ест дед хлебушки? Почему ? ( вертел ржаной кусок…) знает цену.
- Хлеб – это так просто. И зачем нам в 21 веке знать, как пекли его когда-то?
Важно передать нить традиции, чтобы не оборвалась, не потерялась, он знает цену хлебу. И о военных хлебушках знает. Как он их описывает? ( «с горьковатой лебедой»)
- А как сегодня мы называем ржаной хлеб? Буханки. Сопоставьте со словом «Хлебушки». И о них есть в рассказе. (Противопоставление по звучанию, по смыслу понятий, по способу приготовления:
Хлеб- руки- тепло- душа.
Буханки- машина-холод- одно лицо- безликие)
- Как называет их автор? (новобранцы). Кто такие новобранцы?
- Заканчивается рассказ на грустной ноте. Почему?
Время другое…жаль…а кто пробовал домашний хлеб? Отличается он от покупного?
-А некоторые ребята, у кого еще живут бабушки в деревни, смогли найти рецепты приготовления хлеба. Но очень мало.
- И песни есть о хлебе, и загадки, и пословицы. Почему же рецептов так мало?
Не дошли до нас. Потому, что «из рук в руки передавались». Как в рассказе описал Ю.А.Фанкин. описал и передал нам. Берегите. Не в этом ли идея?
- Хлеб- это так просто. И сложно…
VI. Итоги урока:
- Ребята, вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли мы их?
- А какие знания помогли достигнуть цели?
- Что нового узнали на уроке? О каких традициях узнали?
VII. Рефлексия.
- Кому тема урока показалась интересной?
- Кто доволен своей работой на уроке? Улыбнитесь!
Оценивание.
- Вы сегодня очень хорошо потрудились. Вы – молодцы.
Д/З: подготовить рассказ о традициях своей семьи (письменно)
-И в заключение урока песня «Хлеб всему голова»