СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ю.А.Фанкин "Хлебушки". Анализ произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ю.А.Фанкин "Хлебушки". Анализ произведения.»

Открытый урок по литературе в 6 классе


Тема. Внеклассное чтение по рассказу Ю.А.Фанкина «Хлебушки». Анализ произведения.


Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.А.Фанкина, продолжить формировать умение работать с текстом, выявить проблемы, затронутые автором.


Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся через совместное проектирование урока;

воспитывать гордость за свою Родину;

создать условия для получения учащимися знаний о традициях своей малой Родины.


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий (комбинированный)


Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, ИКТ, элементы частично- поисковой и проектно- исследовательской технологии


Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характер героев.


Метапредметные:

Регулятивные УУД 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.  

Коммуникативные УУД  

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме, обосновывать высказанное суждение. 

Познавательные УУД  

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. 


Личностные: сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Оборудование: текст рассказа, компьютер, детские работы, книга Ю.Фанкина.


Методические приемы:

- рассказ учителя,

- сообщения учеников,

- выразительное чтение,

- анализ рассказа,

- беседа по вопросам,

- групповая и индивидуальная работа.



Ход урока:


  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Слово учителя. Введение в тему урока.

- Хлеб всему голова…избитое выражение, не правда ли? «Добр как хлеб»,- говорят о человеке. Щедр как хлеб. Прост как хлеб. Действительно, что может быть проще хлеба. Но говорить о хлебе так же трудно, как и о жизни.

Именно поэтому сегодня мы с вами обратимся к еще одному рассказу Юрия Александровича Фанкина «Хлебушки». ( Слайд 1) Я уверена: рассказ позволит нам не только прикоснуться к прошлому, но и раскроет многие секреты, связанные с хлебом. А какую цель мы поставим на урок?


III. Реализация домашнего задания.


- А что мы знаем о хлебе? В каких жанрах литературы мы встречаемся с этим словом? Каждый ряд получал свое задание. ( по одному ученику от ряда выступают перед классом) ( Слайд 2,3)


- Стихи. Песни.. Об этом поговорим позже.


- А какой обычай, связанный с хлебом был на Руси и сейчас есть? ( Встречать гостей хлебом-солью)

- Молодцы. А знаете ли вы, что хлебом на Руси называли только ржаной хлеб? А белый- пироги, блины, калачи. Вспомните герб города Мурома. (Слайд 4)


IV.Словарная работа.

- Перед тем , как читать текст, проведем словарную работу. Ребята 3 ряда искали в словаре устаревшие слова, сейчас они нас познакомят с их значением. (читают по цепочке. Слайд 5,6)


V. Чтение текста. ( читают подготовленные ученики)


- А сейчас обратимся к тексту. Будем же внимательны к Его Величеству Слову


Аналитическая работа по тексту.


1.- «Хлебушки»… Этого слова нет ни в одном словаре. Почему же «Хлебушки», а не «Хлеб»? Произнесите «Хлебушки». Понаблюдаем за звучанием этого слова. Что слышим? Нежность, ласка, теплота. Рассказ повествует о…процессе приготовления хлебушков.


2. Начало рассказа. Описание караваев.

- На что обращает наше внимание автор? «Жарко дышащие», «Одно загляденье». И главное – запах! Почему именно запах?

Верно. На вид – ничего особенного. А запах издали зазывает в дом.


3. Дома я просила вас в сочинениях-миниатюрах описать запах хлеба. Вы отметили, что задание очень сложное. Несколько строк из ваших работ.( Слайд 7)

- А какие слова для описания запаха нашел Мастер? (Текст) «Густой», «Солодовый». Красивые слова! Точные!

И не случайно повествование ведется от лица мальчика (передача традиций). Вы все воспринимаете острее.


4. – С чего начинается приготовление хлебушков? ( С замешивания. В деже)

- К 12 часам- обваривали кипятком. Зачем?

- Добавляют муку и закваску. А что такое закваска? А сколько надо муки? Бабки говорят, «Сколько тесто возьмет». Что это значит7

- И начинает бабка « Кулачить» тесто. Как это?

– Ночью встают к тесту ( как… к ребенку). На утро снова кулачат.

- Ребята, а почему мальчик так все подробно запомнил? ( хлеб пекли один раз в неделю. Поэтому и «Хлебушки», а не «Хлебушек»)

- А сколько по времени занимает весь процесс? (около двух суток. Тяжело достаются хлебушки).

- Как об этом говорит автор?

- Тяжело. Но и радостно. (текст) Почему?

- И вновь описание Ефанкинских хлебушков…( Как мне помнится…)

- И первым снимает пробу …дед. Почему? Традиция – почитание старших.

- Как ест дед хлебушки? Почему ? ( вертел ржаной кусок…) знает цену.

- Хлеб – это так просто. И зачем нам в 21 веке знать, как пекли его когда-то?

Важно передать нить традиции, чтобы не оборвалась, не потерялась, он знает цену хлебу. И о военных хлебушках знает. Как он их описывает? ( «с горьковатой лебедой»)

- А как сегодня мы называем ржаной хлеб? Буханки. Сопоставьте со словом «Хлебушки». И о них есть в рассказе. (Противопоставление по звучанию, по смыслу понятий, по способу приготовления:

Хлеб- руки- тепло- душа.

Буханки- машина-холод- одно лицо- безликие)

- Как называет их автор? (новобранцы). Кто такие новобранцы?

- Заканчивается рассказ на грустной ноте. Почему?

Время другое…жаль…а кто пробовал домашний хлеб? Отличается он от покупного?

-А некоторые ребята, у кого еще живут бабушки в деревни, смогли найти рецепты приготовления хлеба. Но очень мало.


- И песни есть о хлебе, и загадки, и пословицы. Почему же рецептов так мало?

Не дошли до нас. Потому, что «из рук в руки передавались». Как в рассказе описал Ю.А.Фанкин. описал и передал нам. Берегите. Не в этом ли идея?


- Хлеб- это так просто. И сложно…


VI. Итоги урока:

- Ребята, вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы их?

- А какие знания помогли достигнуть цели?

- Что нового узнали на уроке? О каких традициях узнали?


VII. Рефлексия.

- Кому тема урока показалась интересной?

- Кто доволен своей работой на уроке? Улыбнитесь!


Оценивание.

- Вы сегодня очень хорошо потрудились. Вы – молодцы.


Д/З: подготовить рассказ о традициях своей семьи (письменно)


-И в заключение урока песня «Хлеб всему голова»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!