Проект
Геометрия BMX рамы и её влияние на велосипед
Выполнил ученик 11 Б класса: Попова И.А.
Цели и задачи
1) Выяснить, как геометрия рамы влияет на весь велосипед
2) Рассмотреть особенности строения BMX рамы
3) Познакомиться со строением и технологией изготовления BMX рамы
4) Увидеть изменение поведения велосипеда при разных геометриях рам
Введение
Самое важное в велосипеде - это его рама. В отличии от остальных компонентов, которые можно быстро и легко заменить, выбор рамы является зачастую монументальным выбором, сделанным всерьез и надолго. Именно рамой во многом предопределено удобство катания в той или иной дисциплине и комфорт выполнения трюков. Сегодня подробнее поговорим о BMX раме.
Верхняя труба
Подседельная труба
Рулевой стакан
Верхнее перо
Нижняя труба
Нижнее перо
Угол рулевого стакана (headtube angle, HA) - угол между поверхностью земли и линией проведённой через центр рулевого стакана. Измеряется в градусах °. Самыми распространёнными, на рынке BMX рам, являются 3 показателя: 74.5°, 75° и 75.5°. Существуют углы, как больше, так и меньше этих размеров, но встречаются реже и в основном являются характеристикой промодельной детали. Более тупой угол наклона рулевой будет способствовать вращениям и трюкам на переднем колесе, также он даст ощущение, что TT (TopTube — верхняя труба) — длиннее, чем есть на самом деле. Так например ростовка 20.5″ на раме с углом рулевой 75°, будет ощущаться, как ростовка 20.75″ на раме с углом рулевой 74.5°. Разница в угле рулевой колонки в 0.5° примерна равна трём миллиметрам выбега, на вашей вилке.
Углу подседельной трубы всегда уделяется мало внимания при выборе рамы, а он является чуть ли не самым главным, после TT, HA и Chainstay. Вся его каверзность заключается в том, что он влияет на ощущение ростовки рамы.Чем меньше угол подседельной трубы, тем дальше подседельная труба отклоняется назад и тянет за собой рулевую трубу с вилкой и рулём. Чем он больше, тем больше подседельная труба смещается вперёд и, как следствие, смещает вперёд всю переднюю часть рамы. Например рама с ростовкой 20.75″ и углом подседельной трубы в 72° кажется длиннее рамы с ростовкой 20.75″
Угол подседельной трубы (Seat Tube angle, он же SA, он же ST) - угол между поверхностью земли и подседельной трубой. Измеряется в градусах °. Самыми распространёнными показателями является углы в диапазоне: от 69° до 72.5°, существуют показатели как больше так и меньше этих размеров, но они чаще всего являются характеристиками промодельных деталей. Большой угол подседельной трубы позволяет удобней зажимать седло ногами при барспине и даёт ощущение стабильности. Соответственно, чем меньше угол подседельной трубы, тем дальше уезжает назад седло.
Длина нижних перьев (чейнстэй, Chainstay Length) - наряду с длиной верхней трубы, определяет управляемость и поведение байка. Измеряется в дюймах — inches, 1 inch = 25.4 мм, обозначается “. Чем нижнее перо короче, тем проще выдергивать и закручивать байк; чем оно длиннее, тем больше спортсмен получает стабильности на больших пролётах.
Длина нижних перьев колеблется в районе 12.5”-14”. Что интересно, на протяжении последних 10 лет заметна тенденция к уменьшению задних перьев. Если раньше, чейнстэй 13.25” считался агрессивно коротким, то сейчас уже не удивить рамой с длиной перьев 12.6”.
Вывод
Исходя из разных параметров длин переднего и заднего треугольников, мы можем сказать как поведёт себя рама при конкретных параметров её треугольников, высоты подседельной трубы и колёсной базы. Можно добавить, что чем длиннее колёсная база, тем стабильней велосипед. Короткая же база, делает велосипед более манёвренным и вёртким.
Также колёсная база сильно влияет на поведение велосипеда в воздухе, таким образом, выходит, что более длинная база будет стабильнее и более стабильная и управляемая, нежели короткая база, но и в тоже время с помощью короткой базы более удобно выполнять трюки, которые не связаны с большими пролётами.
Заключение
Разумеется, выбирать раму по цифрам и градусам с точностью до миллиметра — не самый разумный подход. Далеко не все спортсмены задумываются над геометрией. Тем не менее, понимание того, о чем я рассказал позволит точнее подобрать велосипед для ваших нужд и немного расширит кругозор, что тоже полезно.
В заключение можно сказать, что геометрия рамы играет важную роль в изменении поведения BMX велосипедов. Различные параметры, такие как высота и угол рулевой трубы, длина верхней трубы и заднего треугольника, могут повлиять на устойчивость, манёвренность и скоростные характеристики велосипеда. Важно учитывать индивидуальные особенности спортсмена при выборе геометрии рамы и настраивать её соответствующим образом для достижения наилучшей производительности. Поэтому рекомендуется тратить время на изучение темы, чтобы правильно выбрать раму и улучшить свои навыки езды на BMX велосипеде.
Спасибо за внимание