Итоговая контрольная работа по обществознанию
9 ___ класс
ВАРИАНТ 1
Фамилия________________________________
Имя__________________________
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРИЗНАКИ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
ПРИЗНАК | СУЩНОСТЬ |
Дееспособность | Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права |
... | Признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности |
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политические деятели, президент государства, лидеры общественно-политических движений, лидеры политических партий, руководители парламентских фракций.
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.
1) прогул
2) желание работника
3) инфляция
4) истечение срока договора
5) дефолт
6) разглашение тайны
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие политические партии по составу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) консервативная
2) массовая
3) кадровая
4) коммунистическая
5) нелегальная
6) социал-демократическая
6. Установите соответствие между правами человека и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА | | ВИДЫ ПРАВ |
А) равенство перед законом Б) право частной собственности В) право на участие в референдуме Г) право на жизнь Д) свобода труда | | 1) личные 2) политические 3) экономические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «субъекты гражданского права»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах субъектов гражданского права;
− одно предложение, раскрывающее сущность понятия дееспособности.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение
Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.
В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.
8. Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте?
Ответы. Вариант 1
№ | Правильный ответ | Количество баллов |
1 | правления | 1 |
2 | правоспособность | 1 |
3 | политические деятели | 1 |
4 | 35 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
5 | 23 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
6 | 13213 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
7 | 1) смысл понятия, например: субъекты гражданского права – это обладатели гражданских прав и обязанностей. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах субъектов гражданского права, например: Субъектами гражданского права могут быть граждане (физические лица), юридические лица, государства. (Может быть составлено любое другое предложение о видах субъектов гражданского права.) 3) одно предложение, раскрывающее сущность понятия дееспособности, например: Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность понятия дееспособности.) | Всего 4 балла. Определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно – 2. Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия -2. Составлено одно предложение – 1. |
| 8. Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте? | |
8 | 1) социальную функцию правовой культуры: формирование у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, правового поведения; 2) структурные элементы правовой культуры: — право как система норм; — правоотношения; — правосознание; — правовые учреждения; — правовое поведение. | Правильно даны ответы на три вопроса -2. Правильно даны ответы на любые два вопроса -1. Правильно даны ответы на любой один вопрос - 0 |
Критерии оценивания
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов | 1-6 | 7-9 | 10 – 13 | 14 -13 |
Итоговая контрольная работа по обществознанию
9 ___ класс
ВАРИАНТ 2
Фамилия________________________________
Имя__________________________
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАЗВАНИЕ | ПРИЗНАКИ |
Правящие | Партии, обладающие большинством в представительных органах власти и реализующие свою программу в политических решениях |
... | Партии, критикующие политику правительства и предлагающие альтернативные политические решения и реформы |
2. Запишите термин, пропущенный в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | ПРИЗНАКИ |
... | Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением |
Нормы права | Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государства |
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Либерализм, социал-демократия, национализм, консерватизм, идеология, анархизм.
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение».
1) деяние
2) соблюдение закона
3) правовой обычай
4) неосторожность
5) умысел
6) вина
5. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) политическая
2) правоохранительная
3) социальная
4) демократическая
5) этническая
6. Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ |
А) борьба с уличной преступностью Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни В) вынесение решения или приговора Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений | | 1) суд 2) прокуратура 3) полиция |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «Юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности;
− одно предложение, суть принципа неотвратимости юридической ответственности.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
8.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
Ответы. Вариант 2
Ответы 1
№ | Правильный ответ | Количество баллов |
1 | оппозиционные | 1 |
2 | нормы морали | 1 |
3 | идеология | 1 |
4 | 23 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
5 | 123 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
6 | 32121 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
7 | Юридическая ответственность — неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые он обязан претерпеть, налагаемые в рамках установленного государством процессуального порядка. К видам юридической ответственности относят дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную. Каждый человек, совершивший правонарушение должен понести наказание, — в этом заключается принцип неотвратимости юридической ответственности. | Всего 4 балла. Определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно – 2. Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия -2. Составлено одно предложение – 1. |
8 | Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте. | |
8 | 1) право — это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа; 2) право — это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости | Правильно даны ответы на любые два вопроса -2. Правильно даны ответы на любой один вопрос - 1 |
Критерии оценивания
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов | 1-6 | 7-9 | 10 – 13 | 14 -13 |
Итоговая контрольная работа по обществознанию
9 ___ класс
ВАРИАНТ 3
Фамилия________________________________
Имя__________________________
1 Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Форма правления | Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти |
... | Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий |
Государственное устройство | Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной |
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТЬ |
Уголовная | Налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права |
... | Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера |
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Равноправие, демократия, политический плюрализм, права меньшинства, парламентаризм.
4. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».
1) установлена государством
2) имеет письменную форму
3) представление о добре
4) содержит в нормативно-правовых актах
5) внутреннее побуждение
6) охраняется и защищается государством
7) регулятор общественных отношений
5. Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) монархия
3) конфедерация
4) республика
5) федерация
6. Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА | | КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ |
A) федеративное Б) демократическое B) авторитарное Г) унитарное Д) республиканское | | 1) политический режим 2) государственное устройство 3) форма правления |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «отрасль права»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права;
− одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
8. Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?
Ответы. Вариант 3
№ | Правильный ответ | Количество баллов |
1 | политический режим | 1 |
2 | гражданская | 1 |
3 | демократия | 1 |
4 | 35 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
5 | 135 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
6 | 21123 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
7 | 1) смысл понятия, например: система правовых норм, регулирующая целую сферу общественных отношений; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией об основных отраслях российского права, опирающейся на знания курса, например: «К основным отраслям российского права относят конституционное, гражданское, административное, трудовое, семейное, уголовное право и др.»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию об основаниях деления права на отрасли.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса предмет регулирования одной из отраслей российского права, например: «Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает меру наказания за их совершение». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса предмет регулирования одной из отраслей российского права. | Всего 4 балла. Определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно – 2. Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия -2. Составлено одно предложение – 1. |
8 | Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм? | |
8 | 1. Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. 2. Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина | Правильно даны ответы на любые два вопроса -2. Правильно даны ответы на любой один вопрос - 1 |
Критерии оценивания
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов | 1-6 | 7-9 | 10 – 13 | 14 -13 |
Итоговая контрольная работа по обществознанию
9 ___ класс
ВАРИАНТ 4
Фамилия________________________________
Имя__________________________
1 Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОТРАСЛИ ПРАВА | РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
... | Основы конституционного строя, территориальное устройство, правовой статус гражданина, систему государственных органов и органов местного самоуправления |
Административное | Отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления |
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократия, республика, форма государства, конфедерация, монархия.
4. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение».
1) охраняемое государством; 2) урегулированное нормами права; 3) виновное; 4) общественноопасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников.
5. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тайная подача голосов
2) наличие возрастного ценза
3) доступность правдивой информации о кандидатах
4) равноправие избирателей
5) наличие альтернативных кандидатов
6) регистрация избирателей на избирательных участках
6. Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ТИПЫ ГОСУДАРСТВА |
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами Б) независимость судов от исполнительной власти B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права Г) взаимная ответственность государства и гражданина Д) верховенство права (закона) в обществе | | 1) только правовое государство 2) государство любого типа |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «нормативно-правовой акт»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах нормативно-правовых актах;
− одно предложение, содержащее информацию о нормативно-правовом акте, обладающим высшей юридической силой в РФ.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).
1. Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
2. Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний — все это относится к области правовой психологии.
На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни...
Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.
Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права... Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм...
... правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.
8. Укажите два элемента правосознания, которые называет автор?
Ответы. Вариант 4
№ | Правильный ответ | Количество баллов |
1 | культура | 1 |
2 | конституционное | 1 |
3 | форма государства | 1 |
4 | 34 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
5 | 1345 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
6 | 21211 | полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. |
7 | 1)Смысл понятия, например: Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий правовые нормы и охраняемый силой государственной власти. 2) Два предложения: — Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. — Нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой в РФ − это Конституция РФ.. Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об нормативно-правовых актах. | Всего 4 балла. Определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно – 2. Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия -2. Составлено одно предложение – 1. |
8 | Укажите два элемента правосознания, которые называет автор? | |
8 | — научное правосознание (правовая идеология); — обыденное правосознание (правовая психология). | Правильно даны ответы на любые два вопроса -2. Правильно даны ответы на любой один вопрос - 1 |