СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение. В помощь выпускнику.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение. В помощь выпускнику.»

План (структура) итогового сочинения 2023-2024

План (структура) итогового сочинения 2023-2024

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:   Как писать итоговое сочинение ? Какой  алгоритм написания  сочинения? Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:

Как писать итоговое сочинение ?

Какой  алгоритм написания  сочинения?

Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?

Структура итогового сочинения   I.  Вступление  (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II.  Основная часть  (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.  Тeзис 1  (20-30 слов) Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo) Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo) Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли Тeзис 2 Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли III.  Заключение  (60-70 слов)

Структура итогового сочинения

I.  Вступление  (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II.  Основная часть  (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. 

Тeзис 1  (20-30 слов)

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

Дoкaзaтeльствa, пpимepы

Микpoвывoд

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III.  Заключение  (60-70 слов)

Вступление состоит из 3 элементов:   1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.     Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Вступление состоит из 3 элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты; 2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; 3. ответ-тезис на главный вопрос темы.   Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:   тема-вопрос   — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д., тема-утверждение   (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение  (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы .

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-вопрос   — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,

тема-утверждение   (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение  (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы .

II. Основная часть   раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.   Основная часть = Тезис + 1 Аргумент   Тезис  — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.  Помни! По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптимaльнoe кoличeствo – 2. Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!  

II. Основная часть   раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент  

Тезис  — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. 

Помни!

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

 

Связка   - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Связка   - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент  нужно:   1. привести из литературных источников. 2. выделить в отдельный абзац. 3. в конце каждого абзаца написать микровывод. 4. к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. 5. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент  нужно:

1. привести из литературных источников.

2. выделить в отдельный абзац.

3. в конце каждого абзаца написать микровывод.

4. к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

5. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:   Обращение к литературному произведению  - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию  - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод  ( он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.  

Аргумент состоит из 3 элементов:

Обращение к литературному произведению  - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию  - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод  ( он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

 

III.   Заключение  подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять т.е. микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение-призыв . Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .

Заключение  — выражение надежды , позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата , подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.  Помни смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!