Просмотр содержимого документа
«Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ. Критериальная система оценивания. Подготовка к итоговому собеседованию 2024 г.»
Итоговое собеседования в 9 классе как допуск к ОГЭ 2024 г Критериальная система оценивания. Подготовка к итоговому собеседованию.
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и литературы Коновалова Наталия Васильевна
2
Критерии оценивания грамотности речи
Коммуникативная компетенция
- владение грамотной речью;
- богатый словарный запас;
- способность наладить контакт с разными людьми;
- анализ своего речевого поведения и собеседника;
- речевая этика.
Пособие для подготовки к итоговому собеседованию. https://vk.com/doc287780655_670498524?hash=MVbF6UoDVb88hyHuI1H5tKDn3M5m56UPJ0wxQ0XJwmo&dl=Zx3oYOg43EF81H6IwLSkDWDCdMa4SlWAzoKzVsC2d58
Задание №1. Чтение текста вслух. Как готовиться к чтению текста?
- Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.
- Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания.
- Помните, что во время собеседования производится аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.
- Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения. Соблюдайте правильную интонацию.
- Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения.
- Обратите внимание на абзацное членение текста. В конце каждого абзаца следует делать более длительную паузу, чем в конце предложения
- На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делаются
паузы.
Как читать текст вслух?
- Читайте текст не спеша, с паузами.
- Не глотайте слова.
- Правильно произносите окончания слов.
- Не нарушайте орфоэпические нормы языка.
- Соблюдайте темп речи и доверительную интонацию.
- Читайте вслух как можно больше и чаще.
- Читайте внимательно и вдумчиво, пытаясь понять мысли автора.
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Способы включения цитаты в пересказ
1. Прямое цитирование (дословная передача слов)
Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):
ФИО говорил: «Цитата».
Недаром ФИО утверждал: «Цитата».
Заслуги (ФИО героя текста в родительном падеже) подтверждают слова ФИО (того, кому принадлежит высказывание): «Цитата».
«Цитата», — так говорил об этом человеке ФИО.
Сам ФИО (героя текста) говорил следующее: «Цитата».
2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений)
ФИО говорил, что…
ФИО утверждал, что…
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Подготовка к пересказу
- При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова.
- Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. Держите это в голове при пересказе.
- 3. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.
- 4.Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.
- 5.Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ.
- 6.Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Совет 1
- Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!
Совет 2
- Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце.
- Вам могут не дать балл по критерию П3 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П4 («Способы цитирования»).
Описание фотографии
- 1. Передо мной интересная фотография.
- 2. На ней изображен(а)…………..
- 3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
- 4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
- 5. На переднем плане мы видим….
- 6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
- 7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
- 8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
- 9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
- 10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Задание №4.Диалог
Диалог с экзаменатором
- Это единственная часть итогового собеседования, которая проводится без подготовки. Отвечать на вопросы нужно сразу. Это совсем не страшно, если внимательно слушать вопрос и давать прямые ответы.
- Совет 1 : Постарайтесь сконцентрироваться и понять вопрос. Но если вдруг вы отвлеклись или не услышали его, можно попросить экзаменатора повторить вопрос. Если совсем не знаете, что отвечать, это также поможет выиграть время.
- Совет 2 : Не давайте односложных ответов: «Да» или «Нет». Сразу постарайтесь развёрнуто донести свою точку зрения. Хорошим считается ответ объёмом от 2 до 4 предложений. А построение может быть примерно таким: «Я согласна с этим, потому что…». «Нет, для меня это непривычно/ я так не считаю, ведь…».
- Совет 3 : Помните, что в вопросе всегда содержится информация, с которой можно начать ответ. Пример: «Как часто Вы посещаете библиотеку и какие книги выбираете?» Ответ: «Я посещаю библиотеку довольно часто, особенно школьную. В основном я выбираю книги необходимые мне для уроков литературы или истории, но могу попросить библиотекаря посоветовать мне интересную приключенческую книгу».
Задание №4.Диалог
- Речевые клише для диалога
- Я думаю, что…
- Я считаю, …
- Как мне кажется, …
- По-моему, …
- По моему мнению, ...
- По-видимому, …
- Следовательно, …
- Итак, …
- Таким образом, …
- Например, ...