СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа»

Итоговая контрольная работа

По русскому языку

За курс 5 класса

___________________________

Вариант 1

Блок «А» ( базовый уровень )


1.Найдите слово с ошибкой в ударении. Перепишите его, поставьте правильное ударение

а) жалюзИ б) квартАл в) позвОнит г) хвОя


2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие .

        а ) песня       б ) шубка         в ) жук  г ) помощь


3.Какая форма множественного числа образована неправильно? Запишите слово в правильном варианте

        а ) шофера                 б ) номера                    в ) якоря г ) профессора


4. У какого слова лексическое значение определено неверно ?

        а ) партер - места для зрителей в театре, расположенные ближе всего к сцене

        б ) жюри - группа специалистов, присуждающая премии или награды на выставках, конкурсах, состязаниях

        в ) бирюзовый – черно- белый цвет, цвет коры

        г ) изумрудный - ярко-зелёный


5.Разберите по составу слова: подберезовик, красноватый, полететь


6. Выпишите ряд, в котором во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением.

         а ) р…са , увл...кать , гл...тать б ) м...лина , отл...чаться , возр...ст

         в ) р...бина , в…кзал , к...нфета г ) изл...жение , выр...с , обл...гчить


7.Выпишите ряд, где во всех словах пропущена буква  е (ё) .

         а ) щ...ки , плеч...м , испеч...м б ) яркой свеч...й , ш...л , крыш...й

         в ) ж...лтый , саж...й , под душ...м г ) товарищ...м , гараж...м , силач...м



8. Выпишите слово с буквой А в корне

а) р…сток; б) р…стительное ; в) водор…сли ; г) предл…жили.



9.Выпишите ряд, в котором все существительные пишутся с мягким знаком.

        а ) гореч... , кирпич... , дрож б ) пять дач... , ноч... , глуш...

        в ) вещ... ,доч... , палач.. г ) два руч...я , полноч... , рож...


10.Выпишите существительное с окончанием   .


а ) расположился на ветк…б ) не знал об этом событи... в ) путешествовал по Инди... г ) сидел на лошад...


11.Выпишите прилагательное с окончанием   .


а) в син..й шинели; б)в дремуч…м лесу ; в) горюч…м веществом ; г) о вечерн…м закате.


12. Укажите букву, где пишется  -тся (без мягкого знака)

        а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит...ся целый день !

        б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат...ся с силой !

        в ) Но курам никогда до облака не добрат...ся !

        г ) Как взмолит...ся золотая рыбка !


13. Выпишите слово с буквой «И» в окончании глагола

а) пыш?т зноем; б) лес дремл?_т; в) он гон?тся; г) чита…т


14.Укажите номер предложения, где «не» с глаголом пишется слитно.

        а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя .б ) В прошлом году (не) было сильных морозов .

        в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома .г ) Дедушке (не) нравится моё пение



15. Укажите неверное утверждение .

Над седой равниной моря ветер тучи собирает .

        а ) это предложение повествовательное б ) это предложение простое

        в ) главные члены - тучи собираетг ) это предложение распространённое


16. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой . Перепишите его, поставьте правильно знаки препинания

        а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко .

        б ) Показалась ранняя зорька , и журавли опять отправились в дальний путь .

        в ) Ты советуешь Таня мне прочитать роман «Робинзон Крузо»?

        г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.


17. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения , чтобы получился текст .

        А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан .

        Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду .

        В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с какой-то шишкой на переносье .

        Г. Собственно головы у него, казалось , не было .


        а ) А , Г , Б , В     б ) Г , В , А , Б        в ) В , Г , Б , Аг ) А , Г , В , Б


18. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте

необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.


1) По словам Олега всё стихотворение он выучил наизусть

2) Олег сказал что не понял вопрос Ольги Ивановны.

3) Таня предложила Пойдёмте в кино

4) Таня передай мне книгу.



Блок «В» ( выше базового уровня ) .

Часть 2

(1) Болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветоч­ка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлага­ясь, в удобрении передавали его, как наследство, дру­гим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травин­кам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это доб­ро под водой сохраняется, болото становится кла­довой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.

( По М. М. Пришвину )


1. Определите тип речи

       а ) рассуждение б ) описаниев ) повествование


2. В предложении (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, выпиши его .


3. Из предложения (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами .


4. Озаглавьте текст



Блок «С» ( повышенный уровень )

Часть 3

 

Напишите сочинение - миниатюруна тему «Природа – наше богатство». Объём сочинения – не менее 5 предложений.

 






ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по русскому языку ЗА КУРС 5 КЛАССА



Вариант 2.

Блок «А» ( базовый уровень )

Часть 1

1. Найдите слово с ошибкой в ударении. Перепишите его, поставьте правильное ударение

а)кУхонный       б) тортЫ      в) красИвее г) звонИт


2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

  а)полет       б)ехать   в) южный г) подъём


3.Какая форма множественного числа образована неправильно? Запишите слово в правильном варианте

а) апельсинов           б)мандаринов           в) чулков      г) носков


4.У какого слова лексическое значение опреде­лено неверно?

а) невежливый - грубый, неучтивый

б) жюри - человек, который присуждает награду

в) маяк - высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов

г)  бирюзовый - зеленовато-голубой


5. Разберите по составу слова: подоконник , кисловатый, нарисовала


6. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Р…са прим…рять (друзей) прим…рять (платье) зам…рает


7. Выпишите ряд, где во всех словах пропущена буква  О .

а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м б) ш..фёр, приш..л, ткач..м в) мяч..м, пыльц..й, ш..колад


8. Выпишите слово с буквой «И» в корне :

а) заб…ру; б)соб…ру; в) расст…лю; г) заж..гаю


9. Выпишите ряд, в котором все слова пишутся с мягким зна­ком.

а)  нож.., мяч.., помощ.. б) мыш.., ран..ше, у руч..я в)  ноч.., печ..ка, руж..ё г)  мелоч.., много дач.., печ..


10.Выпишите существительное с окончанием   .

а) заботиться о здоровь... б) ошибка в упражнени.. в) рассказывал об авари.. г) был в Сибир..


11. Выпишите прилагательное с окончанием   .


а) в син…й шинели; б) син…м пламенем ; в) горюч…м веществом ; г) с вечерн…м закатом.


12.Укажите букву, где в глаголе пишется –тся (без Ь)

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся. б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся. г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.



13. Укажите букву, где в окончании глагола пишется -ишь:

а)  Правду, как солнце, рукой не закро..шь.

б) Будешь двигаться- через хребет перевал..шь, бу­дешь сидеть- в яму скат..шься.

в)  Без труда не вын..шь и рыбку из пруда.

г)  Получишь от дерева плоды, если стан..шь ухаживать за егокорнями.


14. В каком примере не пишется слитно?

а)  Бабушке сегодня (не)здоровится. б)  Наш кот (не)станет есть соленую рыбу.

в)  (Не)бойтесь холода, закаляйтесь! г)  Никто (не)мог предположить, что к вечеру похолодает



15.  Найдите неверное утверждение.
     Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

а)это предложение повествовательное б)это предложение простое

в) главные члены - белка поётг) это предложение распространённое


16.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Перепишите его, поставьте правильно знаки препинания

  а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

  бВетер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.

  в) Колючий иней тут же растаял на цветах, травинках и кустах.

 г) Не кричи так жалобно, кукушка!



17.   Укажите, в каком порядке следует расставитьпредложения, чтобы получился текст.

A. У меня прямо начиналось головокружение, когда явидел на улице мороженщика со своей тележкой.

 Б. Но тогда это было что-то особенное.

 B. Конечно, я его люблю и сейчас.

 Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В   б)А, Г, Б, В                     в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А



18.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте

необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.


1) По словам Коли он не знает решения этой задачи.

2) Оля сказала что не пойдет в музей.

3) Катя предложила Пойдёмте кататься.

4) Валя передай мне книгу.


Блок «В» ( выше базового )

Часть2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поистине сентябрь - чародей цвета. (2)Чистое голу­бое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные ли­стья осин создают его неповторимую палитру. (3)Каких только оттенков я не увидел! (4)Тут есть и тяжелая по­следняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.(5)Березы стали золотыми, а листья бересклета окра­сились в фиолетовый. (6)В красную одежду оделись рябины, ольха так и осталась зеленой.

 

1. Определите тип текста

       а ) рассуждение б ) описание в ) повествование


2. В предложении (3) найди слово, состоящее из приставки , корня , суффикса , окончания выпиши его .


3. Из предложений (5-6) выпишите олицетворение.


4. Озаглавьте текст



Блок «С» ( повышенный уровень )

Часть 3

 

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень – прекрасная пора». Объём сочинения – не менее 5 предложений.





Ключ к  итоговой контрольной работе по русскому языку за курс 5 класса


Таблица 1

Блок А ,

№ задания

1

вариант

2

вариант

3 ВАРИАНТ

1

жалюзИ, позвонИт

Б) тортЫ   

3

2

б

в

  1. звонИм

3

шофёры

В чулок

  1. большой айсберг

4

в

б

2

5

По составу

По составу

По составу

6

А)роса, увлекать , глотать

замирает

б) приложение

7

В)жёлтый , сажей , под душем

в) мяч..м, пыльц..й, ш..колад

б) циркуль

8

Б)растительное

г) заж..гаю

в) ш…л

9

г) два ручья , полночь рожь

б) мышь, ран..ше, у ручья

4) дуешь

10

А) на ветке

а) заботиться о здоровье

  1. весенним утром

11

В) горючим

а) в син…й шинели;

  1. любоват_ся

12

г

г

в) клеит конверт

13

В) он гонится

б

4

14

в

а

2

15

в

в

Ветер гуляет, подгоняет.

16

В)Ты советуешь,Таня, мне прочитать роман «Робинзон Крузо»?

бВетер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

1

17

г

г) Г, В, Б, А

БАВГД

18

3 Таня предложила:«Пойдёмте в кино»

3) Катя предложила: «Пойдёмте кататься».

в) Мы купили фрукты: бананы, апельсины и груши.

Количество

баллов

 

19 (за схему в 18 зад. 1б доп)


19

18

 

Таблица 2

Блок В ,

№ задания

1

 Вариант

2

 вариант


1

А

б


2

Передать

оттенков


3

Травинки , цветочка , кустика ягодки

оделись рябины


4

Кладовая солнца

сентябрь - чародей цвета


Количество

баллов

 

4

 

4


Максимальное количество баллов, которое можно получить учащийся за выполнение заданий блока «А» и «В» , -23 балла .

 

Часть 3 количество баллов – 5

Максимальное количество баллов , которое может получить учащийся за выполнение всех заданий блока «А» и «В», С , -28 баллов .

Вариант 1,2

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-12

13-18

19-25

26-28

Вариант 3 Максимальное количество баллов , которое может получить учащийся за выполнение всех заданий блока «А» и «В», С , -23 балла

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-10

11-16

17- 24

21-23



Пояснительная записка .

 

1.     Назначение работы - оценить подготовку учащихся 4 класса по русскому языку с целью итоговой аттестации за курс 5 класса основной общеобразовательной школы .

2.     Документы , определяющие содержание итоговой работы :

1 ) обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету ;

2 ) федеральный компонент государственного стандарта общего образования .

3 ) примерные программы основного общего образования - М. : Дрофа , 1999 .

3. Характеристика структуры и содержания итоговой работы .

    В работу по русскому языку включено 1 задание творческого характера и 22 задания с выбором ответа из 4-х предложенных .

    Итоговая работа по русскому языку состоит из 3-х частей , которые последовательно выполняются учениками . Выполнение трёх частей обязательно для всех учащихся .

    Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа , проверяющие знания , умения и навыки учащихся в области орфографии , орфоэпии , фонетики , лексики , синтаксиса и пунктуации и др.

    Часть 2 содержит 4 задания с выбором ответа , проверяющие умения извлекать информацию из текста при чтении , определять принадлежность текста к определённому функционально-смысловому типу речи , а также ряд умений , связанных с анализом языковых единиц , представленных в прочитанном тексте.

    Часть 3 содержит задание открытого типа с развёрнутым ответом ( сочинение),

 проверяющее умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации , извлечённой из прочитанного текста.

    Варианты итоговой работы равноценны по трудности , одинаковы по структуре , параллельны по расположению заданий : под одним и тем же порядковым номером в обоих вариантах работы находится задание , проверяющее один и тот же элемент содержания .

    Распределение заданий по частям итоговой работы представлено в таблице 1 .

Таблица 1 .

Части работы

Число заданий

Макси-

мальный

балл

% максимального балла за задания данной части от максимального балла за всю работу, равного 36 баллам

Тип задания

1

Часть 1

18

18

78,3%

Задание с выбором ответа

2

Часть 2

 

4

 

4

 

17,4%

Задание с выбором ответа

3

Часть 3

1

14

4,3%

Задание с развёрнутым ответом

4

Языковые и речевые нормы

Часть 3 (в целом)



Творческая работа


итого

23

36

100%


4       . Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2 .

 

Таблица 2 .

Содержательные разделы

Число

заданий

Максимальный балл

%максимального балла за задания данного блока содержания от максимального балла за всю работу , равного 36 баллам

Речевая деятельность .

Письмо ( сочинение - рассуждение )

1

14

38,9%

Речевая деятельность .

Письмо ( сочинение - описание )

1

14

38,9%

Речевая деятельность .

Чтение .

4

4

11%

Текст как продукт речевой деятельности .

Функционально - смысловые типы речи.

1

1

2,8%

Текст как продукт речевой деятельности Средства связи предложений в тексте .

2

2

5,6%

Морфемика и словообразование

3

3

8,3%

Лексика .

2

2

5,6%

Морфология .

1

1

2,8%

Синтаксис .

Пунктуация .

2

2

5,6%

Орфоэпия .

1

1

2,8%

Орфография .

9

9

25%

Речь .

4

17

47,2%

Фонетика .

1

1

2,8%

 

Языковые и речевые нормы .

Орфографические нормы.

Пунктуационные нормы .

Грамматические нормы .

Речевые нормы .

 

Часть 3

(в целом)

 

14

 

38,9%

Итого

23

36

100%

Задания итоговой работы по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала ( см. таблицу 3 ) . Аттестуемый работает с отобранным языковым материалом , представленным в виде отдельных слов , словосочетаний или предложений ; с языковыми явлениями , предъявляемыми в тексте ; создаёт собственное монологическое высказывание .

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом .

Таблица 3 .

Виды работы с языковым материалом .

Число заданий .

Максимальный балл .

%

Написание сочинения - рассуждения или - описания .

1

6

16,7%

Работа с текстом .

4

4

11%

Соблюдение языковых и речевых норм .

Часть 3 .

6

16,7%

Итого


6


    При разработке содержания итоговой работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний , но и , в равной мере , проверки овладения умениями , представленными в таблице 4 .

 

Таблица 4

Перечень проверяемых умений .

1

Умение понимать содержание текстов различных функционально-смысловых типов речи и стилей .

2

Умение понимать основную мысль прочитанного текста .

3

Умение озаглавливать текст .

4

Умение определять тип речи прочитанного текста .

5

Умение последовательно излагать собственные мысли .

6

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой , целью , стилем и типом речи .

7

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка .

8

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими , грамматическими , пунктуационными и речевыми нормами литературного языка .

9

Умение проводить звуко - буквенный анализ слов .

10

Умение определять лексическое значение слова .

11

Умение проводить морфемно - словообразовательный анализ слова .

12

Умение определять принадлежность слова к определённой части речи .

13

Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу , интонации и грамматическим признакам .

14

Умение находить грамматическую основу предложения .

15

Умение применять знания по фонетике , лексике , морфемике , словообразованию , морфологии и синтаксису в практике правописания .

16

Умение логически мыслить .

5. Время выполнения работы и условия её проведения .

На выполнение работы отводится 90 минут . Сначала ученики выполняют тестовые задания с выбором ответа

Затем переходят к выполнению заданий части 2 . После этого ученики приступают к написанию сочинения - рассуждения (1в.) и сочинения - описания (2в.) .

6. Система оценивания заданий и работы в целом .

Максимальная сумма , которую может получить учащийся , правильно выполнивший задания части 1 и 2 - 22 балла ( по одному баллу за каждый верный ответ ) . Максимальная сумма , которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы по критериям С1 - С4 - 6 баллов . Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки сочинения в целом ( с учётом положения о грубых и негрубых , однотипных ошибках ) . Максимальная сумма , которую может получить учащийся за соблюдение языковых и речевых норм , - 8 баллов .

Максимальная сумма , которую может получить учащийся , правильно выполнивший итоговую работу , - 36 баллов .

7 . Рекомендации по подготовке к итоговой работе .

При подготовке к итоговой работе рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ :

1 . Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений ; Научный редактор акад. РАО Н. М. шанский . - М. : Просвещение .

2 . Разумовская М. М. , Львова С. И. , Капинос В. И. и др. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией М. М. Разумовской , П. А. Леканта , - М. Дрофа .

3 . К итоговой работе можно готовиться также по другим учебникам , включённым в «Федеральный перечень учебников , рекомендованных Министерством образования и науки РФ .

8.План итоговой работы . Кодификатор .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!