СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги работы по реализации ФГОС ОО УО (ИН) в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоги работы по реализации ФГОС ОО УО (ИН) в начальной школе.»

Итоги работы по реализации ФГОС ОО УО (ИН) в начальной школе.


Завершился 1 этап реализации Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отличительной особенностью Стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки Стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Это отразилось и в рабочих программах, которые были разработаны по всем предметам для 1-4 классов (вариант 1 и 2). Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты). В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются базовые учебные действия (БУД). 

В 2016-2017 уч.г. на обучение по ФГОС перешёл первый класс, классным руководителем которого я была назначена. Количественный состав класса составляли 9 человек. Из них 4 девочки и 5 мальчиков. Три ребёнка поступили в 1 класс из других образовательных учреждений, трое уже являлись обучающимися нашей школы и перешли в 1 класс из 1 подготовительного. Трое детей поступили в школу из семьи и имели крайне низкий навык коммуникации с детьми и взрослыми. Из 9 обучающихся шестеро являлись инвалидами. Четверо детей имели диагноз РАС, один ребёнок – Синдром Дауна. Восемь человек обучались в классе, один индивидуально на дому. Все дети обучались в соответствии с рекомендации ЦПМПК по программе детей с лёгкой умственной отсталостью 1 класса в соответствии с ФГОС ОО УО (ИН)

В 2019-2020 учебном году (4 класс) количественный состав составляли - 14 человек, на конец 2019-2020 учебного года -13 человек. Из них 4 девочки и 9 мальчиков, 6 детей имеют инвалидность, 3 ребёнка с РАС. С 3 четверти один ребёнок переведён в класс для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (АОП вариант 2).

В состав 1 класса входили дети с различными поведенческими и эмоциональными расстройствами, антисоциальными и агресивным поведением, значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. На момент поступления детей в школу социализация и навыки самообслуживания были сформированы на разном уровне. Большинство детей плохо ориентировались в здании школы, не умели самостоятельно одеться, обуться, сходить в туалет, двое детей не могли самостоятельно кушать в столовой, дети нуждались в постоянном сопровождении, помощи и контроле. Уровень учебных возможностей детей был на разном уровне. Общеучебные навыки не были сформированы. Четверо обучающихся отказывались занимать свои рабочие места, сидеть во время учебных занятий, слушать учителя и выполнять инструкции. При возникновении трудностей в обучении и общении со сверстниками, не понимали, что нужно обратиться за помощью к педагогу. Пятеро детей не вступали в игровые взаимодействия друг с другом даже при непосредственном участии учителя, не умели общаться со сверстниками, одни выступали в качестве пассивных наблюдателей, другие провоцировали конфликты.

Согласно Стандартам, на протяжении всего периода обучения совместно со специалистами школы была проведена целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделялось развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

Важнейшим показателем сформированности БУД и психического развития учащихся в период с 2016 по 2020год, в целом является их обучаемость, т. е. то, как они поддаются обучению. Критерием обучаемости является объем и характер помощи, необходимых учащемуся для усвоения знаний или способов действий. Этот критерий указывает как на уровень ориентировки в задании, так и сформированность самоконтроля. Соответственно, с учетом объема и характера помощи взрослого, учитывается и показатель самостоятельности деятельности обучающегося, которая определяется путем учета количества работы, выполненной учащимся без помощи извне.

Степень сформированность БУД за период с 2016 по 2020 учебный год

Личностные БУД

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений.

  • Принимают образ «хорошего ученика»

  • Самостоятельно выполняют учебные задания, поручения, договорённости

  • Самостоятельно несут ответственность за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе

  • Самостоятельно адаптируются в окружающем мире

  • Сформированность и развитость социально значимых мотивов учебной деятельности

обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

К окончанию 4 класа обучающиеся принимают образ «хорошего ученика», большинство самостоятельно выполняют учебные задания и поручения.

Сформированы достаточном уровне – у 54% обучающихся

Сформированы на минимальном уровне – у 46% обучающихся

Коммуникативные БУД:

  • Всту­пают в контакт и работают в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс)

  • Обращаются за по­мо­щью и при­нимают помощь

  • Используют принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем

  • Слушают и понимают инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту

  • Сотрудничают со взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях

К окончанию начальных классов, обучающиеся научились работать в коллективе, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, слушать и выполнять инструкции учителя.

Сформированы достаточном уровне – у 69% обучающихся

Сформированы на минимальном уровне – у 31% обучающихся

Регулятивные БУД:

  • Входят и выходят из учебного помещения со звонком, передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения, ориентируются в пространстве класса

  • Адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • Пользуются учебной мебелью, работают с учебными принадлежностями и организовывают рабочее место

  • При­нимают цели и произвольно включаются в деятельность, сле­дуют предложенному плану и работают в общем темпе

  • Активно уча­с­т­вуют в де­ятельности, контролируют и оценивают свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников

Выпускники начальной школы ориентируются в пространстве класса, адекватно используют ритуалы школьного поведения, большинство обучающихся контролируют и оценивают свои действия и действия одноклассников.

Сформированы достаточном уровне – у 77% обучающихся

Сформированы на минимальном уровне – у 23% обучающихся

Познавательные БУД:

  • Выделяют некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов

  • Делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют на наглядном материале

  • Наблюдают под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

  • Пользуются знаками, символами, предметами-заместителями, самостоятельно пишут

  • Работают с несложной по содержанию и структуре информацией (понимают изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях)

К окончанию 4 класса все обучающиеся самостоятельно делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют, самостоятельно пишут, читают, решают, большинство обучающихся способны самостоятельно работать с схематическими изображениями, планами, таблицами на различных носителях.

Сформированы достаточном уровне –у 54% обучающихся

Сформированы на минимальном уровне – у 46% обучающихся

Навыки самообслуживания

Сформированы в полном объёме – у 100% обучающихся

Общеучебные навыки сформированы у обучающихся класса на разном уровне.

В полном объёме – у 85% обучающихся класса

На достаточном уровне – у 15% обучающихся класса

Сработать на уроке (и\или с направляющей помощью учителя): писать в тетради, отвечать на вопросы, работать у доски т. д., способны 69% обучающихся класса. Нуждаются в контроле и помощи – 31% обучающихся класса. Несмотря на то, что у обучающихся класса разный уровень учебных возможностей – наблюдается положительная динамика в обучении.

Уровень учебных возможностей обучающихся.

Так как количественный и качественный состав класса постоянно изменялся, то общая картина уровня учебных возможностей в разные года обучения получилась различной.

2016-2017 учебный год 1 класс):

  1. Усваивают программу на достаточном уровне - 44%

  2. Усваивают программу на минимальном уровне - 44%

  3. СИПР – 22%

    1. учебный год (2 класс):

1.Усваивают программу на достаточном уровне - 33%

2.Усваивают программу на минимальном уровне - 54%

3.СИПР – 23%

2018-2019 учебный год 3 класс):

  1. Усваивают программу на достаточном уровне - 46%

  2. Усваивают программу на минимальном уровне - 46%

  3. СИПР – 8%

2019-2020 учебный год 4 класс):

  1. Усваивают программу на достаточном уровне - 54%

  2. Усваивают программу на минимальном уровне - 46%

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адаптированная образовательная программа реализовывалась, в том числе и через внеурочную деятельность, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность решает следующие задачи:

  • обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

  • оптимизирует учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшает условия для развития ребёнка;

  • учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Разработаны программы внеурочной деятельности по направлениям:

НАПРАВЛЕНИЯ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно-оздоровительное

Азбука пешехода

Ритмика

Что такое хорошо и что такое плохо

Ритмика

Правила Мойдодыра

Ритмика

Компьютер и дети

Ритмика

Общекультурное

Я познаю мир

Чем пахнут ремёсла

Маленький труд лучьше большого безделья

Маленький чистюля

Социальное

Играя развиваюсь

Что такое хорошо и что такое плохо

Если скажем слово «Родина»

Город в котором мы живём

Духовно-нравственное

Я гражданин России

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Культура общения

Этикет или просто хорошие манеры

Внеурочная деятельность реализовывалась через:

  • классное руководство (классные часы, экскурсии, соревнования, общественно полезная практика, конкурсы, викторины ВВМ, праздники и т.д.)

  • коррекционно-развивающие занятия со специалистами школы: психогом, дефектологом, логопедом.

Основными видам деятельности являлись: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность.

Обучающиеся в течение всего периода обучения принимали активное участие в различных конкурсах проводимых, как в рамках школы, так и различных городских, областных и всероссийских. Неоднократно становились призёрами, победителями и лауреатами творческих конкурсов различного уровня. Ребята участвовали в школьных праздниках, концертах и выставках творческих работ посвящённых различным праздникам и памятным датам.

Подбор тем классных часов направлен на:

  • формирование навыков адаптивного поведения, формирования положительной школьной мотивации, усвоение правил школьника, формирование навыков поведения в классе, школе, общественных местах

  • формирования товарищеских взаимоотношений в классном коллективе, толерантности, терпимости и сопереживания по отношению к одноклассникам и людям разных национальностей

  • воспитания уважительного отношения к взрослым людям (учителям, родителям), окружающим, одноклассникам

  • формирования любви и уважения к отечеству, своей малой родине

  • экологическое воспитание

  • воспитание личной безопасности, знание ПДД и противодействия экстремизму,

формирования здорового образа жизни, заботы о своём здоровье.

Как классному руководителю и учителю, мне пришлось столкнуться с проблемами выстраивания взаимоотношений с родителями и среди родителей обучающихся.

Большинство семей обучающихся относятся к категории неполных, многодетных и малообеспеченных семей. Одни родители обучающихся не желали нести ответственность за детей и возлагают функцию обучения и воспитания на школу, другие напротив, чрезмерно опекали детей, помогали во всем, тем самым обучающиеся были не самостоятельным, беспомощными в жизни. Следующая группа родителей предъявляла несогласованные (с членами семьи, медицинскими работниками, педагогами и специалистами школы) завышенные требования к обучению детей и и к результатам обучения, зачастую не понимая что их ожидания не совпадают с психофизическими возможностями обучающихся. Неблагоприятные условия воспитания сказывались на развитии детей. Подобные особенности родителей затрудняли установление контакта с педагогами и препятствовали привлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс. Непростые взаимоотношения складывались и в родительском коллективе. Периодически возникали конфликтные и неприязненные взаимоотношения среди родителей обучающихся, оказывали негативное влияние на поведение и отношения между детьми.

Чтобы наладить взаимодействие с семьями, сплотить родительский коллектив, а также повысить результативность процесса обучения и воспитания обучающихся в семье и школе, были использованы все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями. Существование различных групп родителей привело к использованию дифференцированного подхода к работе по распространению педагогических знаний для родителей, наиболее деятельное вовлечение их к воспитанию детей, предоставление эффективной помощи в организации воспитания и улучшения домашних условий.

Работа с родителями:

  • Приглашение и вовлечение родителей на общешкольные и классные мероприятия.

  • Индивидуальные и тематические консультации

  • Оказание консультативной помощи родителям, дети которых перешли в класс из других образовательных организаций, по вопросам адаптации к школе, выстраивания взаимоотношений между детьми и родителями, воспитания и подготовки детей к учебным занятиям.

  • Разрешение конфликтных ситуаций, снятие напряжённостей, возникающих во взаимоотношениях между отдельными родителями обучающихся класса.

  • Посещение и оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

  • Рейды в семьи стоящие на внутришкольном контроле.

  • Проведение родительских собраний. Инструктирование родителей на время каникул.

  • Проведение разъяснительных бесед.

  • Решение вопросов осуществления единых требований семьи и школы, родительской любви, здоровья и личной безопасности ребёнка.

  • Беседы с родителями по вопросам взаимоотношений между детьми, детской агрессии, причинами возникновения конфликтов и способами их разрешения.

  • Проведение индивидуальных бесед с родителями об успехах и проблемах детей в обучении и поведении.

На протяжении всего периода обучения создавались условия для тесного общения детей и родителей во внеклассных и внеурочных мероприятиях. Все результаты социализации достигнуты благодаря активному участию детей в жизни класса и школы, взаимодействию детей друг с другом, с учителями, детьми других классов. Большинство обучающиеся в составе 4а класса учиться любят, на уроках активны, инициативны, все требования и инструкции учителя выполняют. Трудные дети прислушиваются к значимым взрослым, пытаются исправить своё поведение. Налажено взаимодействие с родителями, в соответствии с единством требования семьи и школы. К окончанию начального периода обучения между большинством родителей и учителями, специалистами сопровождения сложились доверительные отношения. Родители регулярно обращаются за помощью к педагогам и специалистам школы.

Проблемы:

  • Класс разноуровневый по учебным и воспитательным возможностям. Когда одни дети осваивали образовательные программы на достаточном уровне, другим освоение программы давалось тяжело даже на минимальном уровне

  • Несамостоятельность некоторых обучающихся нуждающихся в контроле и помощи не только во время уроков, но и во внеурочное время, на переменах.

  • Пятеро детей стоят на внутришкольном контроле и нуждаются в особой помощи учителей и специалистов школы.

  • Четверо детей класса склонны к девиантным формам поведения (ко лжи, воровству.)

  • Сложный родительский контингент.

Перспективы и рекомендации:

  • В среднем звене необходимо продолжить работу, направленную на обучение школьников правильно выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями, соблюдать нормы этического поведения в повседневной жизни, продолжить учить решать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.

  • Необходимо поддерживать постоянную связь с родителями,

  • Быть в курсе происходящего в семьях обучающихся, оказывать им помощь и поддержку.

  • Работать над сплочением не только детского, но и родительского коллектива.

  • Желательно разделить класс не только по уровню учебных возможностей, но и на основании сложившихся взаимоотношений между детьми и их родителями.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!