СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по русскому языку в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит тестовые задания. Работу  можно провести в конце учебного года

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по русскому языку в 10 классе»

Тестовая работа по русскому языку в 10 классе содержит 2 варианта по 19 заданий с кратким ответом.

Предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

  • задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;

  • задание на многократный выбор из списка.

Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.


Варианты тестов равноправны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находятся задания, проверяющие один и тот же аспект знаний. На выполнение работы отводится 1 урок (40 минут)

Оценивание работ

За верно выполненное задание ученик получает по 1 баллу. За неверный ответ 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить ученик, правильно выполнив все задания, 25 баллов.

Критерии оценивания

За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 1, 7, 15) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно

получить максимально 25 баллов.

Количество баллов

0 - 16

18 - 19

20 - 23

24 - 25

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»







Спецификация

контрольной работы по русскому языку в 10 классе


п/п

Проверяемые элементы содержания

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров


2

Средства связи предложений в тексте

3

Лексическое значение слова

4

Орфоэпические нормы

5

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным

лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

6

Морфологические нормы

(образование форм слова)

7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

8

Правописание корней

9

Правописание приставок

10

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н/-НН-)

11

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

12

Правописание НЕ и НИ

13

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

14

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом

предложении с однородными членами

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи



Кодификатор требований к уровню подготовки

учащихся 10 класса по русскому языку.

Кодификатор составлен на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки учащихся основной школы.

Код раздела

Код контролируемого элемента

Требования (умения), проверяемые заданиями контрольной работы


Фонетика


1.1 1.2

Звуки и буквы. Фонетический анализ слова


Лексика и фразеология


2.1 2.2 2.3

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты

3.





4.




5.

3.1

3.2 3.3

3.4


4.1

4.2

4.3


5.1

5.2

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы)

Морфемный анализ слова

Основные способы словообразования

Словообразовательный анализ слова

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Морфологический анализ слова

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.















5.3

5.4

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

6.1

Второстепенные члены предложения

Двусоставные и односоставные предложения

Распространенные и нераспространенные предложения

Полные и неполные предложения

Осложненное простое предложение

Сложное предложение

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между

частями сложного бессоюзного предложения

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Способы передачи чужой речи

Синтаксический анализ простого предложения

Синтаксический анализ сложного предложения

Синтаксический анализ (обобщение)

6.






















7.























8.





9.



6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

6.10

6.11

6.12

6.13

6.14

6.15

6.16

6.17

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7


7.8


7.9

7.10


7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

7.17

7.18

7.19

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

9.1

9.2

9.3

9.4

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

Орфография

Орфограмма

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов

Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей

речи

Орфографический анализ

Пунктуация

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих членах предложения Знаки препинания при обособленных членах предложения

(обобщение)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной

связью

Тире в простом и сложном предложениях

Двоеточие в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Языковые нормы

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Грамматические нормы (морфологические нормы)

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Выразительность русской речи

Выразительные средства словообразования

Выразительные средства лексики и фразеологии

Выразительные средства грамматики















Вариант 1


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (……. )нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

Поэтому

Именно

Так

В связи с этим


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОМАНДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Команда, -ы, ж.

1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».

2. Автоматически передаваемый сигнал, вызывающий действие какой-нибудь системы, механизма. Система команд.

3. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой офицера.

4. Группа связанных чем-нибудь людей. Команда президента.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

при´нял тамо´жня на´долго

перелила´ озло´бить


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые КАТЕРА скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

ТРОЕ братьев у новых ТУФЛЕЙ

без ВИШЕН


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

К..рпорация обж..гать

пом..стить расст..лая с..туация


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

р..спорядиться, с..гласие

чере..чур, бе..болезненный,

пр..образовать, пр..следовать

о..пирать, по..тянуть

без..мянный, сверх..зобретательный


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Блюд..чко Зареч..нский

претерп..вать привередл..вый плутони..вый


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

догон..шь, разбуд..шь

беспоко..шься шепч..шься

расчист..вший


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.

Мост (не)построен.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

(В) ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

(В) СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО) КРУГ было покрыто водой.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.


15. Укажите предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

3) За чаем собрались гости да хозяева.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми

5)Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.





























Вариант 2



Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению.(2) (…….), дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей.(3) Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

3) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

4) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины – это представители второй земной цивилизации.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

Бесспорно

Именно

Так как

Без сомнения


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СПОСОБНОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СПОСОБНОСТЬ, -и, ж. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие-нибудь действия. Способность двигаться. Покупательная способность населения.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

посла´ла

сняла´

нажи´вший

дони´зу

позвони´т


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.

Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САПОГОВ

гораздо ЛУЧШЕ

ЧЕТЫРЬМЯ способами

ЛЯГТЕ

килограмм ЯБЛОК


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
4) Картина изображала корабль, вздымающейся на гребень морского вала.

5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

6)Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.

7) В журнале «Непоседе» много интересных заданий для учеников младших классов.

8) Малыш громко кричал, что хочу эту машину.

9) Автор подвергает героя различным испытаниям и этим раскрыл полно его характер.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

перег..ревший

проб..раться,

ср..внительный,

тр..пинка,

агр..ном


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

О..бить, по..строить

з..частую, п..завчера

пред..стория, не..звестный

пр..ложение, пр..огромный

во..делывать, ра..думывать


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

угодл..вый отта..вать

откле..вать вол..вой

жемчуж..нка


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завиду..шь негоду..шь

выпячива..мый бре..шься

завис..мый


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

Киты часто глотают предметы, явно (не) служащие для них кормом.

Я поселился в (не) большой, светлой комнате.

В квартире всё оставалось (не) тронутым со дня отъезда Лизы.

Альпиниста влекут (не) покорённые вершины.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(По) этому пути давно не ездили, (от) того дорога поросла густой травой.

Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.

Пришлось отказаться (от) того, что было задумано, так как деньги (на) счёт не поступили.

Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

5) На небе появились сизые тучи ( ) и в воздухе повеяло сыростью.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.




























Вариант 3

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Человекообразные обезьяны (орангутан, шимпанзе и горилла) – кровные наши родственники в буквальном смысле этого слова. (2)(……..) недавно кровь этих обезьян не умели отличить от человеческой благодаря наличию тех же групп крови, почти тех же белков плазмы, сходному химическому составу. (3)В последнее время установили, что ближе всех нам по крови карликовый шимпанзе, кровь которого можно переливать человеку (с соответствующей группой) без всякой предварительной обработки.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Человекообразные обезьяны (орангутан, шимпанзе и горилла) являются не только нашими кровными родственниками, но и самыми умными из животных; они легко дрессируются, и обучить их можно очень многому.

2) Кровь человекообразных обезьян имеет те же группы, почти те же белки плазмы, что и кровь человека, однако сильно отличается от неё по своему химическому составу.

3)Кровь карликового шимпанзе нельзя переливать человеку без предварительной обработки.

4) Человекообразные обезьяны настолько близки к людям по химическому составу крови и по её группам, что кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку без всякой обработки.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

Особенно

Также

Ничуть

Ещё

Совсем


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГРУППА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Группа, -ы, ж.

1. Несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга, соединённых вместе. Г. Строений. Г. Всадников.

2. Совокупность людей, объединённых общностью интересов, профессии, деятельности, а так же совокупность предметов, объединённых общностью признаков. Общественные группы. Г. учащихся.

3. Класс, категория, разряд чего-нибудь. Первая группа инвалидности.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обогнала´

занята´

коры´сть

обле´гчит

влила´сь


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.

Со временем ВОДЯНИСТАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.


6.. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПУСКАЙ читают

СИЛЬНЕЕ ВСЕГО

в ДВУХ ТЫСЯЧ ЧЕТВЁРТОМ году

ИХ встречи

Пять КИЛОГРАММОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году,  на 28 августа.

2) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют  шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.

3) Почти все любят путешествия и фотографировать.
4) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.
5) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

6) Следя за логикой развития персонажа, осознаёшь, что насколько он безнравственен.

7) В районной газете «Искре» напечатана статья о нашей школе.

8) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.

9) По приезду в Петербург я сразу отправился на экскурсию.



8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..гаться надл..мить

оз..боченный р..сточек обр..зцовый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

ра..цветить, бе..вкусный

пр..зрительный, пр..готовить,

нед..рисовать, под..йти

с..грать, за..нтриговать

по..строить, о..бежать


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выздоров..ть натри..вый

наста..вать желтоват..нький

блюд..чко


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

очист..вший смож..шь

скрюч..шься расстел..т дыш..т


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.

Привыкнув к людям, бобры (не) страшились выходить днём из своих хаток.

(Не) расчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.

Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Рекомендованная книга (не)прочитана.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО) ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?

ПО(ТОМУ) , как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.

Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО) ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.

НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК) ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5)Внезапно потемнело ( ) и сверху на лес стал быстро опускаться густой туман.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!