ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ И УДМУРТСКИЙ КРЕЗЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
РОДИНЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
Ф.И.О. лектора: Тутолмин Александр Викторович (Гранд д.н., проф., Засл деят. науки.УР)
Ф.И.О. ведущего: Тутолмин-Линдт Павел Александрович (Советник РАЕ, методист ДДН)
Ф.И.О. звукорежиссёра: Петров
Иллюстраторы: Дарья Золотарёва, Изабэлла Марукян, Суронова Анна (студенты), Тутолмин А.В. (пре. ГГПИ им. В.Г. Короленко)
4.Аудитория: Студенты (2 курс фак. ПиХО), жители города, культработники ДДН
5. Дата: 15 Апреля (пятница)
6. Предмет: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
7. Тема: «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ И УДМУРТСКИЙ КРЕЗЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОДИНЫ П.И. ЧАЙКОСКОГО»
8. Тип занятия: Интегрированное.
9. Вид занятия: Лекция-исследование
10. Цель: раскрыть слушателям суть и специфику устно-песенного фольклора в музыкальной культуре Удмуртии, дать систематизированные знания в области теории и истории русской народной песни и удмуртского крезя, проиллюстрировать сходство и особенности русской и удмуртской песенности в творчестве П.И. Чайковского.
11. Планируемые результаты: Формирование, общекультурной, этнопедагогической и креативной компетенций.
Знать основы народного музыкального искусства и его роль в воспитании подрастающих поколений; стилевые, интонационные особенности и общность музыкального языка русского и удмуртского устно-песенного фольклора, историю возникновения крезя.
Уметь анализировать и обобщать искусствоведческую информацию, определять собственную эстетическую позицию к народному устно-песенному фольклору.
Владеть устойчивой мотивацией к постижению тайн музыкального искусства русского и удмуртского народов.
12. Основные понятия: Фольклор. Искусство. Музыка. Гусли. Крезь. Синкрезис. Интонационое многообразие. Песня.
13. Форма организации учебно-исследовательской деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Диалогическое сотрудничество.
14. Межпредметные связи: Эстетика, педагогика, музыкознание, музыкальная психология, теория и история народного музыкального творчества, ИЗО, литература и поэзия.
15. Ресурсы: Актовый зал ДДН (ул. Пряженникова), музыкально-художественное оформление зала (иллюстрации картин балезинского художника Вл. Наговицына), журнальный столик, статуэтка с крезем, подсвечник, кресло, три стула перед сценой (для крезчи-иллюстраторов), музыкальные инструменты: крези (3), баян; экран, медиапроетор, ноутбук, звукооператорский центр, программные продукты: медиапрезентация, электронный пульт переключения слайдов, лазерная указка, флэш-карта с фоно- и медиа-иллюстративными материалами.
16. Монографии и учебные пособия: Травина И.К. Русские народные песни Родины П.И. Чайковского. - М., 1978; Русский фольклор Удмуртии / сост. А. Г. Татаринцев. — Ижевск: Удмуртия, 1990. 368 с.; Шуклина Т. А. Традиции русской культуры. Свадьба. – Глазов, 2001.
История музыкального образования // материалы междунар. сессий и симпозиумов Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – М., Пермь, Екатеринбург, Великий Новгрод, 2010-2013. Вып. 1-3; Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – ГГПИ. Глазов, 2003.
17. Краткое описание:
- пропедевтика основ музыкальной культуры Удмуртии в ходе лекции-исследования, обсуждение вопросов синкретичности (неразрывного единства) и интонационного своеобразия русского и удмуртского устно-песенного фольклора;
- содержательное обобщение о напеве (напевности) в музыкальном фольклоре славянских и угро-финских народов;
- сравнительный анализ конструктивного сходства русских гуслей и удмуртских крезей, этно-футурологическое, историко-мифологическое, психолого-педагогическое, музыковедческое толкование (герменевтика) устно-песенного фольклора Удмуртии и его «аранжирование» П.И. Чайковским в оперном творчестве;
- аналитическое и креатологическое проведение параллелей современной бардовской (народной) песни и с истоками крезя и русской народной песни;
- обогащение общекультурной эрудиции слушателей через восприятие и осмысление графической наглядности и презентаций; слушание музыки, элементарное музицирование, хоровое пение.
18. Музыкальный материал:
Гимн России, Гимн Удмуртии, Гимн Америки, р.н.п. «Хаз-Булат», р.н.п. «Из-за острова на стрежень».
Матвиенко И. песня: «Конь», р.н.п. «Тонкая рябина», удм. хоровод «Ширьян», Л.в.Бетховен «Сурок», П.И. Чайковский «Французская песенка» из «Детского альбома», р.н.пл. «Кадриль», укр. н.т. «Гопак», удм. н. т. «Балезинский тыпыртон».
П.И. Чайковский «Уж как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин», Главная тема (укр.н.п. «Веснянка») первого концерта для фортепиано с оркестром.
Кунгуров С. «Фантазия», Бурановские бабушки «Party For everybody».
Р.н.п. «Топится, топится в огороде баня», удм. н.п. «Ялыке», русские частушки, лирические страдания, удм. лирич. Частушки «Ой, лё-ле, ой, лё-ле», р.н.п. «Виновата ли я», Мокроусов «Одинокая гармонь», Родыгин «Уральская рябинушка», Митяев, «Изгиб гитары жёлтой», удм. н.п. «Ой ты чебер нал ёс».
19. Презентации:
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ И УДМУРТСКИЙ КРЕЗЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОДИНЫ П.И. ЧАЙКОСКОГО» (20 слайдов)
20. Видео-фильмы:
«Меч Идна-батыра», «Мария Корепанова в передаче «Минута славы»
21. Афиша:
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ И УДМУРТСКИЙ КРЕЗЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОДИНЫ П.И. ЧАЙКОСКОГО»
22. Викторина:
* название р.н.п., удм.н.п. по аналоговому описанию;
*музыкальная угадайка на определение русских и удмуртских песен, танцев и плясок.
Разработали:
д.п.н., проф. Тутолмин А.В.
методист ДДН Тутолмин-Линдт П.А.