СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История русского театра

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая история русского театра. Для стенда, лекции

Просмотр содержимого документа
«История русского театра»

DE FACTO



ЯКТЫ ЙОЛДЫЗЛАР









Вся наша жизнь-игра…













Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями. 
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова. 

Профессиональное лицо русский театр обрёл при царе Алексее Михайловиче. Императорский (придворный) театр основал лютеранский пастор Грегори. По государеву указу он набрал группу талантливых артистов и начал учить их комедийным миниатюрам. Для постановок привлекали иностранцев из Немецкой слободы, а в качестве музыкального сопровождения ставили инструментальную музыку. Впервые в русской культуре для представлений использовали декорации, в которых прослеживалась линейная перспектива. Артисты пели и танцевали, показывая разные сценки. Театр начали воспринимать как своеобразное зеркало, отражающее современную жизнь.

Императорские театры существовали за счёт средств императорского двора. К постановкам привлекали зарубежных деятелей, поэтому многие элементы, декорации и произведения были заимствованы с западной сцены.

Русский балет

Русская балетная школа вызывает интерес во всём мире. Сейчас балет собирает полные залы и билеты нужно покупать за несколько месяцев впёред. Но когда это искусство только пришло в Россию, ему была уготована роль коротких танцевальных вставок в антрактах к оперным и драматическим постановкам.

Во время реформ Петра I начали создавать театральные школы, в программу дворянских учебных заведений ввели уроки танца, в том числе балета. Тогда же стали приглашать зарубежных преподавателей и танцевальные коллективы. Но переломным моментом стало учреждение русской балетной труппы по указу Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. С каждым годом это танцевальное направление набирало популярность, а танцоры оттачивали своё мастерство.

В начале XIX века балет занял высшую ступень в театральном искусстве России. Выразительные танцы и особая грация русских балерин вызывали восхищение. Театры, в которых проходили балетные выступления в Москве и Петербурге, были прекрасно оснащены, а само направление хорошо финансировалось государством. Свой вклад в становление русской балетной школы внесли иностранные мастера: Шарль Дидло, Мариус Петипа, Артур Сен-Леон. В Европе XIX века высоко ценили большую, талантливую и подготовленную труппу балетных танцоров России. Поэтому в Москву и Петербург часто приезжали лучшие европейские хореографы.

Новое дыхание русский балет получил благодаря музыкальным произведениям П.И.Чайковского. До этого считали, что музыка не важна — только как сопровождение к танцам, ничего серьёзного. «Лебединое озеро» Чайковского перевернуло все представления о том, каким может быть балет. Он встал на одну ступень с оперной и симфонической музыкой. И если раньше мелодию подстраивали под танец, то теперь танец зависел от музыки. Это изменило подход к балетным постановкам в целом.

Следующим этапом стала школа балетмейстера А.Горского. Он провозгласил архаичность пантомимы, которую использовали в танце. И начал применять методы современной режиссуры. Одновременно Горский делал акцент на оформлении сцены, реалистичности и качестве декораций.

Хореограф Михаил Фокин предложил пересмотреть структуру балетных постановок. Он говорил, что для каждого спектакля нужны разные танцевальные движения и сценарий, в зависимости от темы, эпохи, музыкального сопровождения. Фокин вошёл в историю как реформатор русской балетной школы, рассматривающий каждый спектакль как отдельное произведение, не пересекающееся с другими постановками.

После революции 1917 года известные танцоры, хореографы и балетмейстеры в числе других деятелей искусства уехали из России. Но это не остановило развитие балета в молодом советском государстве. Перед новой властью возникла непростая задача: превратить высокое балетное искусство в жизненные спектакли, понятные простому народу. Появились произведения, в которых содержание известных произведений передавалось с помощью пантомимы и танца — так называемый драматический балет. На рубеже 1950-60-х годов возродилась хореографическая миниатюра, балет в один акт, балетная симфония. В следующее десятилетие возникло много независимых балетных трупп, в том числе студии современного балетного танца и свободной хореографии.

Театр в СССР

Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, не спешили отказываться от театрального искусства. Но репертуар полностью пересмотрели, убрали некоторые жанры и добавили новые. Советская власть делала акцент на пропаганду коллективизма и поддерживала развитие искусства в этом направлении.Главными положительными героями стали «простые советские люди», пролетарии. Негативные сатирические образы — это тунеядцы, алкоголики, прогульщики и прочие антисоветские элементы. По всей стране создавали новые театральные коллективы, открывали здания театров. Труппы гастролировали по всей стране, выезжали на фронт. Именно там зародился такой вид представлений, как коллективные инсценировки под открытым небом.

Постепенно на первый план вышла человеческая судьба, особенности формирования характера, отражение реальных событий (через призму пропаганды). Любимым жанром оставалась сатира и комедия. Самым известным в этом направлении был театр Мейерхольда: билеты на агитационные сатирические спектакли заканчивались очень быстро. Мейерхольд брал классические произведения, добавлял в сценарий трюки, юмор и превращал их в зрелищные представления. Но часто такие постановки теряли глубину и драматизм — так произошло при выходе спектакля по мотивам произведения Островского «Лес». Однако публика восприняла сатирическую интерпретацию классики с большим восторгом.

На сцене МХАТа (Московского художественного академического театра, созданного Станиславским и Немировичем-Данченко в 1898 году) ставили спектакли, раскрывающие духовные переживания человека. Сам Станиславский внес огромный вклад в развитие театрального искусства, создав уникальную систему работы актёра над образом. Для него было важно объединить внутренний мир и поведение актёра с образом героя. Комедия Островского «Горячее сердце», поставленная примерно в то же время, что и «Лес» в обработке Мейерхольда, была раскрыта через яркие образы главных героев. На десятилетия вперёд она задала планку развития советского театра при постановке классики.

После прихода к власти Сталина в театре начали высмеивать всё, что имело отношение к Западу. Запрещалось пародировать должностных лиц СССР и партийных работников. Оттепель 60-х годов открыла дорогу для новых направлений. Был создан театр на Таганке под руководством Ю.Любимова, где ставили поэтические, площадные спектакли, отказавшись от постановок соц.реализма. Место стало популярным в Москве и во всём Союзе, хотя официально его относили к «низкосортным» театрам — ниже в официальной иерархии стояли только самодеятельные коллективы.

В это же время в Советском Союзе появился постоянный театр для глухонемых людей. Он стал первым в мире театром в данном направлении. Смысл речи и переживаний героев передавали через искусство пантомимы, жестов, пластики, танца. Также было синхронное озвучивание каждого спектакля диктором.

Централизованная советская власть собирала в Москве и Ленинграде самых талантливых деятелей искусства, в том числе актёров и режиссёров. Провинциальные сцены пустели, разница в качестве постановок и актёрской игре была колоссальная. Одновременно за творческой интеллигенцией тщательно наблюдали, чтобы сократить негативное обсуждение советской власти, не допустить «западных» настроений в речах и произведениях. Многие писали свои произведения «в стол» и пытались вырваться за «железный занавес» в эмиграцию. Во время перестройки так и произошло, что ряд видных деятелей культуры и искусства покинул страну.

История развития татарского театра восходит к началу XX века — времени пробуждения татарской демократической культуры.

Первый татарский спектакль был сыгран на широкую публику 5 мая 1906 года в зале союза приказчиков. Представление назвали «генеральной репетицией».

По официальной версии, первый публичный спектакль на татарском языке состоялся в Казани 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!