СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История пожарной охраны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учащихся на конкурс. В презентации изложена история пожарной охраны в России

Просмотр содержимого документа
«История пожарной охраны»

МОУ «СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Выполнили учащиеся 10 класса Мирсолиев Руслан и Евстифеев Андрей Руководитель: Дряпак Людмила  Николаевна

МОУ «СОШ п.Белоярский

Новобурасского района Саратовской области»

Выполнили учащиеся 10 класса

Мирсолиев Руслан и Евстифеев Андрей

Руководитель: Дряпак Людмила

Николаевна

История пожарной охраны на Руси. История пожарной техники.
  • История пожарной охраны на Руси.
  • История пожарной техники.
Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси. Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Город сгорел полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя.  Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси. Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Город сгорел полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя.

Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Феодальное общество оказалось полностью неспособным к борьбе с пожарами. Не было единой структуры, которая могла бы противостоять огню. В частности, стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием

Феодальное общество оказалось полностью неспособным к борьбе с пожарами. Не было единой структуры, которая могла бы противостоять огню. В частности, стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз. В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси.

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.).

Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям.

А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана . По концам городских улиц устанавливаются особые заставы -

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана .

По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин.

Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы.

Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля.

Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века.

В 1547 году запретительные меры дополнил указ Ивана Грозного, обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами.  С развитием промышленности, ремесел, роста населения (численность населения в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары становились тормозом экономического прогресса. С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы.

Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. В начальный период их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов.

Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. В 1649 году на Руси принимаются два документа:

Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения.

Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. В 1649 году на Руси принимаются два документа: "Наказ о градском благочинии", вышедший 6 апреля, предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. - "Уложение царя Алексея Михайловича". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, "что Государь укажет". За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.

Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I. Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли

Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I. Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, "дабы в церковной службе остановки не было", но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.

Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре, был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу. С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I "О неукоснительном прибытии войск на пожары".

При земском приказе в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками. Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей.

В 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше.

В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара.

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В начале XIX века правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано МВД. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.

В 1809 году в дополнение к существующим издаются правила, согласно которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 25 м друг от друга. Строительство деревянных двухэтажных домов запрещалось.

Несение службы в пожарных командах регламентировалось "Уставом пожарным", принятым в 1832 году.

17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером.

За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал "Пожарный". Его издатель - известный пожарный деятель, граф А.Д.Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал "Пожарное дело". Редактирование журнала осуществлял князь А.Д.Львов.

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь.

В 1876 году в Санкт-Петербурге образован Комитет об устройстве пожарных инструментов, который возглавил Н.Н.Божерянов. Одна из первых работ комитета - сравнительные испытания пожарных насосов. С одобрения комитета на вооружение пожарной охраны поступили пенные огнетушители, распылители, пеногенераторы и другая техника. Для защиты промышленных предприятий - спринклерное оборудование, системы сигнализации и прочее. Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. 6 августа 1916 г. в России был принят закон

В 1876 году в Санкт-Петербурге образован Комитет об устройстве пожарных инструментов, который возглавил Н.Н.Божерянов. Одна из первых работ комитета - сравнительные испытания пожарных насосов. С одобрения комитета на вооружение пожарной охраны поступили пенные огнетушители, распылители, пеногенераторы и другая техника. Для защиты промышленных предприятий - спринклерное оборудование, системы сигнализации и прочее.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав.

6 августа 1916 г. в России был принят закон "О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии".

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов.

17 апреля 1918 В. И. Ленин подписал декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". В 1924 в Ленинграде открылся пожарный техникум. В 1925 начал выходить журнал "Пожарное дело".  

Первые насосы были крайне несовершенны – дальность водяной струи не превышала 6 м, так что пожарным приходилось находиться в непосредственной близости от огня. Кроме того, такие устройства не были предназначены для всасывания воды из природных источников, поэтому приходилось транспортировать бочку, куда по мере необходимости доливалась вода из ведер. Все это также требовало больших затрат ручного труда. Так, для обслуживания одной такой установки могло быть задействовано до 50(!) человек.

Первые насосы были крайне несовершенны – дальность водяной струи не превышала 6 м, так что пожарным приходилось находиться в непосредственной близости от огня. Кроме того, такие устройства не были предназначены для всасывания воды из природных источников, поэтому приходилось транспортировать бочку, куда по мере необходимости доливалась вода из ведер. Все это также требовало больших затрат ручного труда. Так, для обслуживания одной такой установки могло быть задействовано до 50(!) человек.

Для перевозки бочек и труб, по которым подавалась вода, использовались повозки различной компоновки. Например, на повозке насос размещали между сиденьем извозчика и бочкой. Повозки имели большой диаметр колес и рессоры. Поначалу они изготавливались полностью из дерева, а позже стали добавляться и металлические элементы, что позволило повысить прочность и снизить вес экипажей. Немало внимания уделялось и раскраске. Повозки покрывали лаком, украшали резьбой и орнаментом. Однако в оформлении всех их объединяло одно: уже на рубеже ХХ столетия в окраске преобладали красные цвета, так до сих пор и использующиеся в оформлении современных пожарных автомобилей.

Для перевозки бочек и труб, по которым подавалась вода, использовались повозки различной компоновки. Например, на повозке насос размещали между сиденьем извозчика и бочкой. Повозки имели большой диаметр колес и рессоры. Поначалу они изготавливались полностью из дерева, а позже стали добавляться и металлические элементы, что позволило повысить прочность и снизить вес экипажей. Немало внимания уделялось и раскраске. Повозки покрывали лаком, украшали резьбой и орнаментом. Однако в оформлении всех их объединяло одно: уже на рубеже ХХ столетия в окраске преобладали красные цвета, так до сих пор и использующиеся в оформлении современных пожарных автомобилей.

Первые пожарные автомобили начала ХХ века имели внешний облик конных экипажей, однако оснащались уже электродвигателем на аккумуляторных батареях. На такие пожарные электромобили устанавливался насос, бочка на несколько сотен литров воды, катушка, на которую наматывалось несколько десятков метров рукавов, лестница и прочий инвентарь. Также предполагались места и для пожарных, а водитель сидел впереди на высоких козлах, как на конных экипажах. Батарея весила немало – почти 600 кг, но запаса энергии хватало автомобилю на преодоление 60 км со средней скоростью 20 км/ч. Повысилась и оперативность – теперь для подготовки насоса требовалось не более трех минут.

Первые пожарные автомобили начала ХХ века имели внешний облик конных экипажей, однако оснащались уже электродвигателем на аккумуляторных батареях. На такие пожарные электромобили устанавливался насос, бочка на несколько сотен литров воды, катушка, на которую наматывалось несколько десятков метров рукавов, лестница и прочий инвентарь. Также предполагались места и для пожарных, а водитель сидел впереди на высоких козлах, как на конных экипажах. Батарея весила немало – почти 600 кг, но запаса энергии хватало автомобилю на преодоление 60 км со средней скоростью 20 км/ч. Повысилась и оперативность – теперь для подготовки насоса требовалось не более трех минут.

Первый пожарный автомобиль

Первый пожарный автомобиль "Паровой слон" был изготовлен в 1859 г. и он был на паровом ходу. В России первый пожарный автомобиль был построен 10 июня 1904 г. на петербургской фирме "Фрезе и К". Автомобиль имел 9-сильный одноцилиндровый двигатель "Де Дион-Бутон" (размер поршня и ход 100х120мм и рабочим объемом 0,942л) и был предназначен для транспортировки команды из 10 человек. В комплект линейки входили две пожарные лестницы, стендер и 80 саженей рукавов. Привод на ведущие задние колеса осуществлялся посредством цепной передачи. Мощность двигателя составляла всего 8л.с., скорость 15 км/ч. Вместо сплошных резиновых шин, которые устанавливали на грузовиках "Фрезе", линейка имела пневматические.

Один из первых пожарный автомобиль в советское время под названием

Один из первых пожарный автомобиль в советское время под названием "Подстволовый" был создан в июле 1926 г. в С.-Петербурге (Ленинграде) на 1,5-тонном шасси АМО-Ф-15. Автомобиль мог перевозить 8 пожарных и на нем располагался насос производительностью 1200 л/мин.

  Одной из главных единиц пожарного расчета остаются автонасосы и автоцистерны.  Это пожарные-универсалы, способные самостоятельно и автономно тушить пожар. Автоцистерна имеет  емкость с водой, объем которой может доходить до 2 тыс. литров, бак для пенообразователя для борьбы с горящими нефтепродуктами. При сильных пожарах, для тушения которых требуется больше воды, используется автонасос, который может

 

Одной из главных единиц пожарного расчета остаются автонасосы и автоцистерны.  Это пожарные-универсалы, способные самостоятельно и автономно тушить пожар. Автоцистерна имеет  емкость с водой, объем которой может доходить до 2 тыс. литров, бак для пенообразователя для борьбы с горящими нефтепродуктами. При сильных пожарах, для тушения которых требуется больше воды, используется автонасос, который может "подключаться" к внешним источникам – пожарным гидрантам или водоемам.

  В наше время, когда городская инфраструктура стремится

 

В наше время, когда городская инфраструктура стремится "вверх", не менее актуальными становятся выдвижные лестницы. В малоэтажной Западной Европе их длина, как правило, не превышает 30 м. Однако этого для высотных зданий явно маловато. "Потолком", куда пока может добраться пожарный, является высота в 110 м – такая лестница точно "дотянется" до 40-го этажа. Но такие экземпляры штучные, а потому проблема пожарной безопасности высотных зданий пока остается. Кстати, еще несколько лет назад в Киеве серьезно дискутировали по поводу строительства сверхвысотных зданий, то есть выше 25 этажей. Пожарные беспокоились, ведь их автолестницы поднимаются лишь на 50 м.

Робот-пожарный

Робот-пожарный

http://ogpn-zentr.ucoz.ru http://www.6pch.ru/konsp/ogp/574-istoriya-razvitiya-pozharnoj-oxrany-rossii.html http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=194&ed=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&p=0&img_url=stupenbku.ucoz.ru%2Favatar http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=194&ed=1&text=% http://bazar.nikolaev.ua/content http://peker.ru/25-ya-pozharnaya-chast.html http://www.b-port.com/news/item/19538.html http://www.vol-info.ru/catalog.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=94 http://www.pozhtechnika.ru/se.php?r_id=2&product=30&func=5 http://nar0d.narod.ru/vc-2.html http://avtobazar.ua/man/marka/ http://roboslavie.su/page/4/ http://regionsamara.ru/readnews/21817 http://fire-tor.chat.ru/pojteh.htm
  • http://ogpn-zentr.ucoz.ru
  • http://www.6pch.ru/konsp/ogp/574-istoriya-razvitiya-pozharnoj-oxrany-rossii.html
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=194&ed=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&p=0&img_url=stupenbku.ucoz.ru%2Favatar
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=194&ed=1&text=%
  • http://bazar.nikolaev.ua/content
  • http://peker.ru/25-ya-pozharnaya-chast.html
  • http://www.b-port.com/news/item/19538.html
  • http://www.vol-info.ru/catalog.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=94
  • http://www.pozhtechnika.ru/se.php?r_id=2&product=30&func=5
  • http://nar0d.narod.ru/vc-2.html
  • http://avtobazar.ua/man/marka/
  • http://roboslavie.su/page/4/
  • http://regionsamara.ru/readnews/21817
  • http://fire-tor.chat.ru/pojteh.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!