СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История одной картины. " Христос в Гефсиманском саду" А.И. Куинджи (бинарный урок ОПК и МХК)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью раскрыть образный и содержательный смысл картины " Христос в Гефсиманском саду" Архипа Куинджи . Проводился с учениками 8 класса , 

Просмотр содержимого документа
«История одной картины. " Христос в Гефсиманском саду" А.И. Куинджи (бинарный урок ОПК и МХК)»

История одной картины. "  Христос в Гефсиманском саду" А.И. Куинджи

(фрагмент бинарного урока ОПК и ХК)

Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл картины А. И. Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»

Задачи урока:

  • проанализировать одно из лучших полотен выдающего русского художника А.И.Куинджи, выделить своеобразие его творчества;

  • развитие способностей детей к анализу выразительных средств живописи и композиционного построения картины, образного мышления;

  • развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при восприятии произведений

Оформление урока:  презентация Power Point «История одной картины. Мастер дивного света. А. Куинджи», иллюстративный материал.

Эпиграф«Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли,тогда поверят» А.И.Куинджи



Вступительное слово учителя

Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем или скульптором, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.

Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Настоящий художник не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует.

Независимо от стиля художника, от его техники или фантазии, написанные картины с натуры рукой мастера, всегда будет не просто застывшим мгновением или прекрасным видом – такая работа «живет» вне времени и места.

Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Это вопрос, на который мы с вами должны ответить в ходе сегодняшнего урока.


 Биография художника

27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей.

Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В Феодосии он познакомился с Айвазовским. По документам Куинджи значился "учеником школы Айвазовского". Есть свидетельство, выданное "ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии... признан достойным звания свободного художника".

Из-за слабой художественной подготовки он дважды сдавал экзамены и дважды проваливался. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников (бездетный Куинджи относился к своим ученикам как к собственным детям) поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.

Один из его учеников – Николай Рерих – характеризовал грандиозную личность своего учителя: "Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Знают о Куинджи - о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают как строгого критика».

Каждый большой мастер, приобщая зрителя к Красоте, вкладывает в свои произведения определенные идеи, создает определенные формы, в которые облачает эти идеи.

Чем насыщал свои полотна Архип Иванович Куинджи, о чем "говорят" его картины?

Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», - писал о Куинджи И.Е. Репин.

Куинджи при жизни был необыкновенно популярен. Коллекционеры, готовые платить за его картины любые деньги, буквально охотились за ними. Репин вспоминал: "Были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть художник берет что угодно, они небогаты, но они в рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за свой мазок, этюд или набросок..."

Зависть, вызванная невиданным триумфом Куинджи, привела к травле художника, распространению нелепых слухов и анекдотов. Чистяков писал Третьякову: "Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело нехитрое, а сами сделать его не могут…"

"Эффект Куинджи" – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф.Ф. Петрушевским, изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге "Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи".

Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д.И. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Рассказывают, что однажды Д.И. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей! Но главное-то, конечно, заключалось в общей гениальности натуры и необыкновенной работоспособности в письме. "Ах, как живо помню я его за этим процессом! - восклицал Репин. - Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка... Опять острейший луч волооких на холст; опять долгое соображение и проверка на расстоянии; опять опущенные на палитру глаза; опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту..."

Слово учителя:

К Куинджи, как магнитом, притягивало людей ищущих, целеустремленных. Их покоряло в нем преданность искусству, доброта и отзывчивость ко всему живому.А могучий, самобытный характер Архипа Ивановича, озаренный ореолом художественной гениальности, оставлял неизгладимые следы в памяти всех, с кем он встречался на жизненном пути.





Сценка:

В январе 1898 года один из учеников Архипа Ивановича готовился «Весенней выставке» в Академии художеств. Встретившись с Архипом Ивановичем в Академии, попросил его зайти на квартиру посмотреть работы. 
На следующий день, около полудня, в коридоре, ведущем к нашей комнате, послышались знакомые мерные шаги. Я бросился к двери. Перед нами стоял Архип Иванович в своей черной шинели с бобровым воротником и в меховой шапке. 
Раскрасневшееся лицо приветливо улыбалось. 
- Ну, вот, здравствуйте! Я сразу нашел вас... 
Я не сниму галош, у меня... ноги... Ну, что вы делаете? 
Нет, это не попало, а тут слабо, не годится, - сказал он. 
У Гриши вытянулось лицо. 
- Архип Иванович, - робко начал он, - я все стараюсь передать свет... Но солнце на траве все не выходит... 
- И не выйдет, нельзя... Это грязь, и все это тяжело, - произнес Архип Иванович, указывая на траву и проводя рукой по горизонту неба. - Дайте красок и смотрите, что надо сделать... 
Гриша подал палитру, обтер тряпкой несколько кистей и принялся раскладывать этюды по полу. 
- Этюдов не надо... Надо светлый кадмиум и нужна киноварь на палитру... 
Гриша выдавил требуемых красок. С необыкновенным вниманием и методичностью Архип Иванович стал смешивать краски на палитре. 
- Нужно чистый тон света взять для травы, - сказал он, трогая кистью траву у ног овец. 
- Вы никогда этих этюдов не копируйте, - надо только посмотреть на них и припомнить, как писали натуру, и уже по впечатлению писать... 
- Что мне с овцами сделать? - робко спросил Гриша. 
- А их вот так, вот так! - с этими словами Архип Иванович мазнул их почти чистой белой краской по спинам и головам. - Помните, какие краски я брал и сколько... мало белил.

- Архип Иванович, посмотрите мои летние работы, - обратился к нему

- Вы это в первый раз писали лунную ночь на море? - спросил он, строго взглянув в глаза Гриши. 
- Нет, я копировал несколько вещей Айвазовского... и писал этюды по впечатлению. А потом эту картину... 
- А ночью вы смотрели на натуру? - продолжал допрашивать Архип Иванович. 
- Конечно, смотрел и подробно изучал, и даже карандашом записывал, где какие тона, - как-то обиженно ответил Гриша. 
- Зачем же вы тут черноту сделали? - сказал Архип Иванович, указывая на небо у горизонта, как раз над отражением лунного света. 
- Я эту темноту заметил в натуре... 
Но вы не должны были этой черноты писать... Этим вы картину испортили, - решительно сказал Архип Иванович.

- Ну вот, вы оба плохо смотрели на натуру, а вы еще хуже написали эту картину, - спокойно сказал он. - Да, в натуре темное пятно есть, - повторил Архип Иванович, - но вы не должны были его писать: оно должно само собою явиться в вашей картине... 
- Ну как же оно может само собою явиться? Ведь краски не изменяются? - недоверчиво спросил он. 

- Это темное пятно в натуре является вследствием контраста неба с отраженным светом луны, а в картинах сгущение тона является само собой только в тех случаях, когда художник верно взял отношение красок и не замарал чернотой горизонт, как вы это сделали... 
- Теперь запомните: когда будете летом наблюдать лунную ночь на море, возьмите кусок черного картона и держите перед собою так, чтобы все лунное отражение на воде было закрыто: посмотрите на горизонт неба и увидите, что темнота исчезнет. Вот так и пишите в этих тонах, а потом напишите отраженный свет, и если отношение будет верно взято, то у вас сама собой появится сгущенная темнота, которая даст полную иллюзию света в вашей работе... 
Мы оба молчали. 
- А если, - продолжал Архип Иванович, - темное пятно само собою не появится, то это значит, что вы неверно взяли отношение, и должны еще раз написать, но вы никогда не должны умышленно сгущать краски в этом месте. Вот запомните это, что я говорю, и проверьте мои слова по натуре... 

- Жаль, жаль... А может быть, это были бы хорошие картины... 
Он рассказал, как он много лет назад наткнулся на этот лунный эффект и как, исключительно благодаря случаю, убедился, что никогда не следует писать результат эффекта, а надо добиваться, чтобы результат этот появился в картине сам собой - от верного отношения света и тени... 
Архип Иванович ушел от нас, оставив самое теплое, радостное чувство. 





Слово учителя:

Загадочен свет на полотнах Куинджи, загадкой в жизни художника стал тот факт, что в разгар своей славы он перестал показывать свои картины, участвовать в выставках. Он «замолк» более чем на двадцать лет, практически до самой смерти. Что же толкнуло художника на этот столь исключительный шаг? Некоторые исследователи, как например Н.Н Новоуспенский, считают, что это решение появилось в результате крайне обостренного чувства общественной ответственности. Да, в какой — то степени и гражданский шаг, но, скорее всего тут речь идет о душевном, духовном переломе. Ведь для Куинджи жизнь — это творческий поиск, искусство эксперимента.

Перестав выставляться, художник, тем не менее, продолжал много писать и создал эскизы и композиции, отличающиеся высоким мастерством живописи, смелостью и эпическим обобщением. Его посмертное наследие включает в себя белее пятисот произведений, значительная часть которых написана в Крыму.

На ЮБК Куинджи приобретает недвижимость: в районе Кацивели, в Алупке и самое обширное имение /более 225 дес./ с девственной природой, с причудливой красоты прибрежной полосой и скалой Узуи-Таш в Кикинеизе. Его он особенно любил и часто изображал. В настоящее время этот некогда божественный уголок обезображен производимым тут строительством. А когда-то сюда, в ЭТО царство природы Куинджи привозил на пленер своих учеников: Н.К. Рериха, К.Ф. Богаевского, А.А. Рылова, М.П. Латри, В.И. Зарубина и др.

Ученик:

О нравственной красоте Куинджи, о его мятущейся душе рассказывает картина «Христос в Гефсиманском саду». Ее первый и единственный при жизни художника показ являлся исключением в период «молчания» и состоялся 4 ноября 1901г. в мастерской Архипа Ивановича. Туда были приглашены его друзья: Д.И. Менделеев с женой, художник М.П. Боткин, писательница Е.П. Леткова, архитектор Н.В. Султанов, а также некоторые ученики. Участник показа И.И. Ясинский восторженно писал в статье под интригующим названием «Магический сеанс у А.И. Куинджи»: «Опять собрался в складки черный коленкор — и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, спивающийся с зеленью деревьев и травы, и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…”

Учитель:

Картина потрясла зрителей. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к евангелической теме. А в России на рубеже столетий она приобрела особое значение. К ней в 1880-1890 гг. пришел Н.Н. Ге, в картинах «Что есть истина?», Голгофа», “Распятие”. К этим работам по духу и живописному подходу близко произведение И.Е. Репина «Иди за мною, сатана».

Данным картинам предшествовала работа И.Н. Крамского “Христос в пустыне” /1872г./ У всех перечисленных художников Иисус Христос представлен либо как бунтарь, либо как  миссионер, но во всех указанных случаях он — смертный человек. Куинджи подошел к образу Иисуса по иному.

Ученик:

Вглядимся в картину. В ней нет прозаической описательности, немногие детали приобретают символический смысл. Отталкиваясь от евангельского текста, от реальных, форм и красок природы, Куинджи гиперболизирует их, создает декоративно- плоскостную живопись. Цветовая гамма произведения является как бы развитием, продолжением широко известной картины Куинджи “Ночь на Днепре”.

В полотне «Христос в Гефсиманском саду, как ни в каком другом его произведении выражен живописный метод, получивший название «куинджиевского пятна», основанного на сопоставлении освещенных и затемненных цветовых плоскостей. Этот живописный прием был выработан художником благодаря наблюдениям над южной природой .Выразительность художественных средств полотна «Христос в Гефсиманском саду” позволила художнику выйти за пределы конкретного сюжета. Именно в этом полотне волшебный свет, характерный для произведений Куинджи, материализуется в фигуру человека — Иисуса Назаретянина. Фигура Иисуса изображена схематично. Она освещена невидимым источником света так, что создается иллюзия свечения самого Спасителя. Невольно вспоминаешь евангельские строки: «Бог есть свет» Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в него не оставался во тьме. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка, «Поступающий по правде идет к свету, дабы видны были дела его, потому что они в боге сделаны», «Ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы» (Ев, от Иоанна гл,3; 20-21). Последние строки относятся к тем, кто прячется среди гигантских деревьев сада — к римским легионерам, готовящимся схватить Иисуса Христа.


Учитель:

Попытаемся понять светоносную философию данного произведения. Тема «серебряной ночи», лунного света была одной из самых популярных в русской поэзии конца ХIХ-начала XX столетия. Зарождению художественного стиля символизма немало способствовала философия  З. Соловьева,  значительно повлиявшая на искусство этого времени Свет, проникающий сквозь тьму и материю, символ борьбы с хаосом, символ порядка…

Был ли знаком с философией Соловьева А.И. Куинджи мы не знаем. Более вероятным, думается, что в картине “Христос в Гефсиманском саду” отразилась мысль гностического учения, рожденного в IV веке нашей эры и получившего свое новое развитие в конце столетия. Согласно этому учению имя Иисуса Христа трактуется так: Иисус — искупление, «назар» — истина, а значит «назаретяник» — кто от истины. Гностическое учение обращено к внутреннему миру изолированного человека, в нем сочетается преодоление изолированности с соединением человеческого духа со всеобщей божественней духовной сущностью. Современный человек у гностиков обличается совершенным светом.

Следуя такой трактовке света в произведении «Христос в Гефсиманском саду» Куинджи, возникает вопрос — как же объяснить то, что фигура Иуды Искариота отмечена в ней ярким пятном света? Что это означает? Известна полемика, возникшая в русских литературных кругах того времени, о Иуде Искариоте, когда сложилось несколько совершенно разных точек зрения на его роль в земной жизни Христа.

Ученик:

“Может быть фигура Иуды выделена Куинджи как подтверждение мысли, высказанной М. Волошиным и А.Ремизовым. Они предполагали, что Иуда — самый лучший и преданный ученик Христа, принявший на себя тяжкий крест перед человечеством для того, чтобы-выявить божественную суть своего учителя.


Ученик:

Материальность и бескорыстие. Православная духовность и воинствующее безбожие. Это непримиримо. С 1925 года в Воронцовском музее хранится картина Архипа Куинджи «Иисус Христос в Гефсиманском саду», и никогда ни один из советских, да и сегодняшних пост советских искусствоведов-критиков не написал о ней. Не смеют, ибо само существование этой картины развенчивает всю гору клеветы и фальсификации, нагроможденную вокруг духовного мира и творческого пути Архипа Куинджи . Именно эту картину писал он последние двадцать лет, когда его критики упрекали в коммерции и оскудении таланта. Он писал картину как монах – в затворе, хотя жил на виду у всего блистательного Санкт-Петербурга .

Эта картина напрочь разбивает советский миф о Куинджи как аполитичном мастере пейзажа. Здесь художник предстает как верующий право славный художник. Вглядитесь в лицо Спасителя. Он изображен в ту минуту, когда он совершенно один. Закончена молитва Богу Отцу о даровании сил испить Чашу. Ученики спят. Иуда приближается со стражей, чтобы схватить Учителя. Вот это жуткое одиночество – не автобиографично ли оно? Не такое ли одиночество чувствовал Куинджи в окружавшем его мире? И, кажется, в самом лике Спасителя ясно проступают греческие черты...

Духовное одиночество художника среди массы людей – образованных, талантливых, гениальных, но таких далеких по духу. Не в тенях ли, скрывающих силуэты людей, идущих схватить Спасителя, – те страсти и искушения, которые подстерег али молодого Куинджи в блистательном Санкт-Петербурге? В момент, когда он работал с передвижниками и пошел, было, по пути «социального искусства». Но вовремя остановился. Кто остановил его? Не молитвы ли матери – православной гречанки из города, носящего имя Матери Божией? Не помощь ли Ангела-хранителя, по воле Божией подавшего руку помощи художнику и уведшего его из болота «социального искусства», которое семимильными шагами двигалось в сторону безбожной абстракции? Архип Куинджи, мальчик-сирота, не учившийся живописи, начал с пейзажей родного Приазовья, а закончил иконой «Иисус Христос в Гефсиманском саду». Я не ошибся, написанное Куинджи – это не столько картина, сколько икона. На нее хочется не просто смотреть, перед ней хочется молиться…


Картины Архипа Куинджи, написанные православным человеком, понятны тем, кто старается во всем видеть спасительный Божий Промысел. Его жизнь, творчество были поставлены на службу Тому Единому, Кто дал ему талант писать картины, которые люди, стремящиеся жить с Богом в сердце и по Его святым заповедям, назовут ЗАСТЫВШЕЙ МОЛИТВОЙ.

Игра: «Магический кристал»

Рефлексия: Игра:«Дальше»

 

Стихотворение:

Здравствуй, брат!Ты снова среди нас.
Лик спокоен твой, и светел взгляд.
Снова входишь в Гефсиманский сад,
Знаешь, что никто не виноват.

Раз случилось - так тому и быть,
Стрелки времени назад не повернёшь.
Время жить, и время уходить,
Жизнь - любовь, а остальное - ложь.

Как тебе наш сад? Узнал его? -
Тот же мрак, едва прогляден свет.
Может вспомнишь ты из нас кого?
Ты принёс какой-то нам ответ?

Знаю, скажешь, Он опять молчит,
Всё по Воле, но, ради чего?
Разве кто-то есть, кто нам велит?
Есть лишь Дух, и рядом - никого.

Дай мне руку, брат, я не предам!
Я всегда с тобою, знаешь сам.
Шла когда-то по твоим следам,
Только... много ль верили словам...

Я хочу с тобой, хочу как ты,
Чтобы знать, и не терять надежды.
Я хочу, чтобы мои мечты
Не подвластны были дням мятежным.

Сад всё так же мрачен? Нет, не сад -
Это мрак души, во тьме он стонет.
Час придёт, и каждый этот ад
Сам поймёт, и прочь его прогонит!






Скажут: "Здравствуй, брат!Ты снова среди нас!
Как блуждали долго мы в ночи!"
Верь, Иисусе, близок этот час,
Утра близятся рассветного лучи!

Знаю, веришь, знаешь наперёд
Разве кто от Света утаит?
Просто тот, кто за собой ведёт -
Думает... поэтому молчит.

Вывод.

Учитель:

 А вывод нам поможет сделать Куинджи, который вечен, как лунный свет, пробившийся сквозь толщу времен.

Он считал, что «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Тут больше ничего и не добавишь!

Вернемся к началу урока к вопросу, который задает ученик Куинджи Н. Рерих, ученик Куинджи, и сам же на него отвечает. «Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных".

У каждого живущего на этой земле есть своя Голгофа, свой Гефсиманский сад. Картина Куинджи «Христос в Гефсиманском саду” — результат духовного Гефсиманского сада» художника. Она говорит о нем как о глубоко верующем человеке, она — его духовное завещание.





 Биография художника

27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей.

Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В Феодосии он познакомился с Айвазовским. По документам Куинджи значился "учеником школы Айвазовского". Есть свидетельство, выданное "ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии... признан достойным звания свободного художника".

Из-за слабой художественной подготовки он дважды сдавал экзамены и дважды проваливался. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников (бездетный Куинджи относился к своим ученикам как к собственным детям) поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.

Один из его учеников – Николай Рерих – характеризовал грандиозную личность своего учителя: "Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Знают о Куинджи - о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают как строгого критика».

Каждый большой мастер, приобщая зрителя к Красоте, вкладывает в свои произведения определенные идеи, создает определенные формы, в которые облачает эти идеи.


Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», - писал о Куинджи И.Е. Репин.

Куинджи при жизни был необыкновенно популярен. Коллекционеры, готовые платить за его картины любые деньги, буквально охотились за ними. Репин вспоминал: "Были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть художник берет что угодно, они небогаты, но они в рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за свой мазок, этюд или набросок..."

Зависть, вызванная невиданным триумфом Куинджи, привела к травле художника, распространению нелепых слухов и анекдотов. Чистяков писал Третьякову: "Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело нехитрое, а сами сделать его не могут…"

"Эффект Куинджи" – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф.Ф. Петрушевским, изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге "Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи".

Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д.И. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Рассказывают, что однажды Д.И. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей! Но главное-то, конечно, заключалось в общей гениальности натуры и необыкновенной работоспособности в письме. "Ах, как живо помню я его за этим процессом! - восклицал Репин. - Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка... Опять острейший луч волооких на холст; опять долгое соображение и проверка на расстоянии; опять опущенные на палитру глаза; опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту..."








О нравственной красоте Куинджи, о его мятущейся душе рассказывает картина «Христос в Гефсиманском саду». Ее первый и единственный при жизни художника показ являлся исключением в период «молчания» и состоялся 4 ноября 1901г. в мастерской Архипа Ивановича. Туда были приглашены его друзья: Д.И. Менделеев с женой, художник М.П. Боткин, писательница Е.П. Леткова, архитектор Н.В. Султанов, а также некоторые ученики. Участник показа И.И. Ясинский восторженно писал в статье под интригующим названием «Магический сеанс у А.И. Куинджи»: «Опять собрался в складки черный коленкор — и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, спивающийся с зеленью деревьев и травы, и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…”























Вглядимся в картину. В ней нет прозаической описательности, немногие детали приобретают символический смысл. Отталкиваясь от евангельского текста, от реальных, форм и красок природы, Куинджи гиперболизирует их, создает декоративно- плоскостную живопись. Цветовая гамма произведения является как бы развитием, продолжением широко известной картины Куинджи “Ночь на Днепре”.

В полотне «Христос в Гефсиманском саду, как ни в каком другом его произведении выражен живописный метод, получивший название «куинджиевского пятна», основанного на сопоставлении освещенных и затемненных цветовых плоскостей. Этот живописный прием был выработан художником благодаря наблюдениям над южной природой .Выразительность художественных средств полотна «Христос в Гефсиманском саду” позволила художнику выйти за пределы конкретного сюжета. Именно в этом полотне волшебный свет, характерный для произведений Куинджи, материализуется в фигуру человека — Иисуса Назаретянина. Фигура Иисуса изображена схематично. Она освещена невидимым источником света так, что создается иллюзия свечения самого Спасителя. Невольно вспоминаешь евангельские строки: «Бог есть свет» Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в него не оставался во тьме.» Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка.И кто прячется среди гигантских деревьев сада — к римские легионеры, готовящиеся схватить Иисуса Христа.



















Материальность и бескорыстие. Православная духовность и воинствующее безбожие. Это непримиримо. С 1925 года в Воронцовском музее хранится картина Архипа Куинджи «Иисус Христос в Гефсиманском саду», и никогда ни один из советских, да и сегодняшних пост советских искусствоведов-критиков не написал о ней. Не смеют, ибо само существование этой картины развенчивает всю гору клеветы и фальсификации, нагроможденную вокруг духовного мира и творческого пути Архипа Куинджи . Именно эту картину писал он последние двадцать лет, когда его критики упрекали в коммерции и оскудении таланта. Он писал картину как монах – в затворе, хотя жил на виду у всего блистательного Санкт-Петербурга .

Эта картина напрочь разбивает советский миф о Куинджи как аполитичном мастере пейзажа. Здесь художник предстает как верующий право славный художник. Вглядитесь в лицо Спасителя. Он изображен в ту минуту, когда он совершенно один. Закончена молитва Богу Отцу о даровании сил испить Чашу. Ученики спят. Иуда приближается со стражей, чтобы схватить Учителя. Вот это жуткое одиночество – не автобиографично ли оно? Не такое ли одиночество чувствовал Куинджи в окружавшем его мире? И, кажется, в самом лике Спасителя ясно проступают греческие черты...

Духовное одиночество художника среди массы людей – образованных, талантливых, гениальных, но таких далеких по духу. Не в тенях ли, скрывающих силуэты людей, идущих схватить Спасителя, – те страсти и искушения, которые подстерег али молодого Куинджи в блистательном Санкт-Петербурге? В момент, когда он работал с передвижниками и пошел, было, по пути «социального искусства». Но вовремя остановился. Кто остановил его? Не молитвы ли матери – православной гречанки из города, носящего имя Матери Божией? Не помощь ли Ангела-хранителя, по воле Божией подавшего руку помощи художнику и уведшего его из болота «социального искусства», которое семимильными шагами двигалось в сторону безбожной абстракции? Архип Куинджи, мальчик-сирота, не учившийся живописи, начал с пейзажей родного Приазовья, а закончил иконой «Иисус Христос в Гефсиманском саду». Я не ошибся, написанное Куинджи – это не столько картина, сколько икона. На нее хочется не просто смотреть, перед ней хочется молиться…





Картины Архипа Куинджи, написанные православным человеком, понятны тем, кто старается во всем видеть спасительный Божий Промысел. Его жизнь, творчество были поставлены на службу Тому Единому, Кто дал ему талант писать картины, которые люди, стремящиеся жить с Богом в сердце и по Его святым заповедям, назовут ЗАСТЫВШЕЙ МОЛИТВОЙ.



































Игра «Дальше»

1.В каком году картина «Христос в Гефсиманском саду» появилась в музее Воронцовского дворца?(в 1925 году).

2.Где писалась картина «Христос в Гефсиманском саду» А.И.Куинджи.(В мастерской в Санкт –Петербурге)

3.В каком году А.И.Куинджи организовал поездку за границу для молодых художников и пожертво вал в Академию художеств 100000 рублей. (В 1898 году )

4.Как расшифровать выражение "Эффект Куинджи"( виртуозное владение цветом)

5. Кому пренадлежит выражение:«Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» (И.Е. Репин.)

6. В каком году и где состоялся первый и единственный при жизни художника показ картины «Христос в Гефсиманском саду»

(4 ноября 1901г. в мастерской Архипа Ивановича)

7.По технике работы и работе с цветом, по цветовой гамме на какую из картин была похожа картина «Христос в Гефсиманском саду» ? (“Ночь на Днепре”.)

8. Как называласть статья И.И. Ясинского о показе картины «Христос в Гефсиманском саду»? ( «Магический сеанс у А.И. Куинджи»)

9.Почему А.И.Куинджи любил южный берег Крыма?( Считал , что девственная природа Крыма, чуть причудливая, лучше всего служит для написания пейзажем)

10.Чьи слова: «"Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным.»( Н.Рерих)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!