5 КЛАСС ИСТОРИЯ ВАРИАНТ III .
БЛОК А
(Правильный ответ – 1 балл.)
1.Наукой о времени является:
А) археология
Б) этнография
В) хронология
2. Египетское государство появилось:
А) на берегах рек Тигр и Евфрат
Б) на берегах рек Янцзы и Хуанхэ
В) на берегах реки Нил
3. Городами-государствами древнейшей цивилизации Междуречья были города:
А) Мемфис и Фивы
Б) Ур и Вавилон
В) Олимпия и Афины
4. Как назывался торговый путь, связывающий Китай с Европой:
А) «Путь пряностей»
Б) «Путь из варяг в греки»
В) «Великий шёлковый путь»
5. Гибель Микенского царства в XII веке до н.э. была вызвана вторжением с севера на Балканский полуостров диких, но вооружённых железными мечами, племён:
А) дорийцев
Б) ариев
В) латинов
6. Как назывались в Греции 8-6 веков до н.э. небольшие поселения, ставшие впоследствии городами-государствами:
А) полисы
Б) общины
В) племена
7. Как назывался свод законов, который был принят в Риме в середине 5 века до н.э. и выставленный на форуме на медных досках для всеобщего ознакомления:
А) Законы Клисфена
Б) Законы XII таблиц
В) Законы Драконта
8. Леонид, Ганнибал, Юлий Цезарь – это:
А) герои мифов
Б) полководцы
В) архитекторы
9. Первые христианские общины в Древнем Риме совершали тайные богослужения в природных или специально выстроенных пещерах, которые назывались:
А) термы
Б) амфитеатры
В) катакомбы
10. Датой основания Рима принято считать:
А) 1200 год до н.э.
Б) 753 год до н.э.
В) 74 год до н.э.
11. Кузнецы, ткачи, кожевники, строители и другие в Древнем Египте. Всех их можно объединить одним словом:
а) рабы
б) вельможи
в) ремесленники
12. Древние египтяне почитали священных животных. Среди них был:
а) слон
б) крокодил
в) дракон
13. Какой из этих городов был основан в Древнем Египте:
А) Мемфис
Б) Вавилон
В) Персеполь
14. Берега рек Тигр и Евфрат стали родиной древневосточного государства:
а) Древний Египет
б) Древняя Индия
в) Древнее Междуречье
15. Отметить растение, которое НЕ выращивали древние индийцы:
а) хлопчатник
б) оливковые деревья
в) сахарный тростник
16. Древние китайцы изобрели:
а) колесо, клинопись
б) порох, бумагу, шёлк
в) шахматы, цифры
17. На каком полуострове римляне создали древнюю цивилизацию:
а) на Апеннинском
б) на Пиренейском
в) на Балканском
18. Как называли воинов в Древнем Риме:
а) легионеры
б) гоплиты
в) ликторы
19. Римская империя стала родиной новой мировой религии, почитателям которой императором Константином была дана свобода вероисповедания в 313 году:
а) буддизм
б) ислам
в) христианство
20. Гигантский амфитеатр, построенный в I веке в Риме, где проходили гладиаторские бои, получил название:
а) Парфенон
б) Пантеон
в) Колизей
21. Гаю Юлию Цезарю славу полководца принесло:
а) подавление восстания Спартака
б) покорение Галлии
в) покорение Парфии
22. Гражданские войны в Риме - это:
а) войны между гражданами Рима
б) между Римом и Карфагеном
в) между гражданами Рима и рабами
23. Кем были колоны, появившиеся в Древнем Риме в поздний период его истории:
а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет
б) греки – основатели колоний в Северном Причерноморье
в) пленники-чужеземцы
24. Что из нижеперечисленного НЕ входит в состав Библии:
а) Ветхий Завет
б) «Сказание о Гильгамеше»
в) «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис)
25. Во времена правления этого императора христианам было разрешено строить храмы и открыто молиться:
а) Константин
б) Траян
в) Нерон
26. В каком году прекратила существование Римская империя:
а) в 390 г.
б) в 410 г.
в) в 476 г.
27. Город Рим был назван так в честь первого царя:
а) Ромула
б) Рема
в) Рамы
28. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
а) термы
б) акведуки
в) триумфальные арки
29. Какого римского императора называли «актёром на троне»:
а) Траян
б) Диоклетиан
в) Нерон
30. Как в ранний период истории Рима называли переселенцев из разных областей Италии в Рим:
а) плебеи
б) рабы
в) патриции
БЛОК В
(1 правильный ответ – 8 баллов)
Установите соответствие между произведением и местом его создания:
Произведение: Место создания:
1). «Илиада» | А) Израиль |
2). «Махабхарата» | Б) Греция |
3). «Сказание о Гильгамеше» | В) Индия |
4) «Евангелие» | Г) Китай |
| Д) Шумер |
2. Установите соответствие между знаменитыми сооружениями и странами, где они находились:
Страны: Сооружения:
1). Египет | А) Колизей. |
2). Вавилон | Б) Кёльнский собор |
3). Китай | В) Библиотека Ашшурбанапала. |
4). Ассирия | Г) Ворота богини Иштар, храм-зиккурат бога Мардука. |
5). Рим | Д) Гробница императора Цинь Шихуанди. |
| Е) Город Ахетатон – «Горизонт Атона». |
3. Установите соответствие между видом общины и характеризующими её признаками. Ответ в виде буквы внесите в таблицу:
Признаки:
Вид общины:
1. Часть земель – пахотные угодья, разделяются между отдельными семьями. | А) Родовая. |
2. Основа хозяйства – совместный труд всех членов общины. |
3. Выделяются более зажиточные и менее зажиточные семьи. | Б) Соседская |
4. Всё произведённое в общине делится поровну. |
4. Отметить знаком «+» утверждения, с которыми вы согласны:
а) Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» был Гомер.
б) Александр Македонский участвовал в сражении при Марафоне.
в) В Древней Греции город-государство назывался полис.
г) Правителя Древнего Египта называли фараоном.
д) Царь Леонид командовал в битве при Карфагене.
е) Солон провёл в Афинах реформы, отменившие долговое рабство.
ж) Материалом для письма в Междуречье служила бумага.
з) Главные реки Китая – Тигр и Евфрат.
5. Вычеркните лишний термин:
Канал, шадуф, папирус, фараон, саркофаг, Парфенон, Амон-Ра.
Блок С
(30 баллов за полный ответ части С)
Задание № 1
(10 баллов)
Прочитайте отрывок из труда древнего историка и ответьте на все вопросы:
«…он не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но ещё более того он возбудил недовольство бедняков, потому что он не произвёл передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».
Вопросы:
1. О ком идёт речь в отрывке? В каком греческом полисе он жил?
2. Чем он был знаменит? Какая его деятельность отражена в этом отрывке?
3. О каких «столбах долговых» говорится в этом отрывке? Что они означали?
4. Какие ещё реформы и в каком году он провёл?
Задание № 2
(10 баллов)
Прочитайте текст «Как обучали детей в Древнем Египте» и ответьте на все вопросы после текста:
«Опытный высокопоставленный чиновник брал подростков к себе в ученики – «сыновья» - и знакомил их с техникой управления, составления документов, с обычаями и порядками, учил почитанию богов.
Дети знати воспитывались при дворе фараона вместе с наследником престола. Они преимущественно занимались физическими и военными упражнениями (плавание, стрельба из лука, езда на колеснице), чтением и письмом. Их учили правилам поведения и дворцового распорядка».
Вопросы:
1. Как обучали детей знати в Древнем Египте?
2. Чему обучали детей в Древнем Египте?
3. Как детей знати готовили к должности сановника?
Задание № 3
(10 баллов)
Прочитайте отрывок из книги римского историка Страбона и дайте ответы на вопросы после текста:
«В этой стране на некоторых деревьях появляется «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для набивки сёдел...
Он говорит о тростнике, который даёт мёд, хотя и без пчёл; действительно, это – плодоносное дерево, из плодов которого приготовляют мёд, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми».
Вопросы:
О какой древневосточной стране идёт речь в этом отрывке?
Как сегодня мы называем «шерсть», о которой пишет Страбон?
Что это за тростник, который даёт мёд?
Какие ещё изобретения были сделаны в этой стране в древности?
5