СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История балета. Легенда мировой культуры. "Сильфида". Мария Тальони.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в рамках воспитательной и образовательной программы  Образцового Ансамбля танца "Невская акварель" по истории балета для обучающихся четвертого года обучения перед совместным с педагогом культпоходом  на балет "Сильфида" в Мариинский театр Санкт-Петербурга.

Просмотр содержимого документа
«История балета. Легенда мировой культуры. "Сильфида". Мария Тальони.»

История балета. Легенда мировой культуры.

«Сильфида». Мария Тальони.


В 1832 году во Франции произошло событие, определившее дальнейшее развитие классического танца: балерина, танцуя, впервые поднималась на кончики балетных туфелек. Это произошло в балете «Сильфида», поставленном хореографом Филиппом Тальони специально для своей дочери Марии Тальони (1804-1884).














«Сильфида» – балет прекрасной, но сложной судьбы. Премьера прошла 12 марта 1832 года в Париже на сцене Королевской академии музыки и танца. Спектакль, повествующий о дочери воздуха, погубленной любовью к крестьянину, старейший из дошедших до нас хореографических спектаклей. Его называют старшей сестрой «Жизели», и именно «Сильфида» открыла в балете новую эру - эру романтической хореографии.

Первая хореографическая поэма имела огромный успех у современников. Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822) на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера. Шотландская история о Сильфиде, которая увлекла понравившегося ей крестьянина Джеймса накануне свадьбы в лес и погибла от волшебного шарфа, врученного герою злой колдуньей, стала одним из символом эпохи романтизма и поворотным пунктом в истории балета и поразила зрителей и любителей балета художественным совершенством и поэтическим содержанием, созвучного умонастроениям того времени. Балетом восхищались Фредерик Шопен и Гектор Берлиоз, Виктор Гюго и Ганс-Христиан Андерсен.

«Сильфида», созданная Филиппо Тальони для своей дочери, Марии Тальони, стала одним из главных спектаклей в ее жизни, открывшим ей путь к признанию, сделавшим ее имя легендарным.

В детстве нескладная, сутулая и некрасивая, Тальони абсолютно не соответствовала своим обликом героиням балетов, требовавших от балерин изящных форм и грации античных статуй. «Маленькая горбунья» - так называли ее девочки, с которыми она училась танцевать. И Филиппо Тальони решил, что старая французская система обучения танцам не соответствует индивидуальности дочери, и стал заниматься с ней сам. Это была очень жестокая школа. Отец требовал от дочери безукоризненно простых, благородных, лишенных малейшего налета фривольности движений. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель - преодолеть земное притяжение. Он отточил технику дочери так, что она могла минутами удерживаться на кончиках пальцев без поддержки партнера, а прыгала так высоко, легко и бесшумно, что создавала иллюзию парения.


В этом балете Тальони впервые поднялась на кончики балетной туфельки не ради удивления публики, а во имя художественной идеи. Едва касаясь сцены кончиками пальцев, она создавала образ девы воздуха, увлеченной и увлекающей, не подчиняющегося человеческим правилам и законам, зовущей прочь от земли, от прозы быта. Танец населявших фантастический мир небесных подруг Сильфиды был начисто лишен бытовых примет. Тогда как танцевальные характеристики персонажей реального мира - шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы - строились на основе народной хореографии. Манящему, прекрасному миру мечты, воспетому классическим танцем сильфид, хореограф противопоставлял и мрачный гротеск сцены шабаша нечисти: вокруг кипящего котла плясали ведьмы, вампиры, козлоногие карлики, гномы и джинны. Из этого котла колдунья Мэдж извлекала роковой шарф - она была призвана разбить мечту романтического героя, устремляющегося за прекрасным видением. По законам романтизма идеал недостижим: едва герой, пожелав остановить мгновение и обладать неуловимым, накидывал на плечи Сильфиды шарф, и она умирала.

Легкая, утонченная Тальони, словно преодолевая силу земного притяжения, своим танцем воплощала мир грез. Воздушность ее танца подчеркивал и костюм: летящая газовая туника создавала ощущение невесомости, а белый цвет открытого платья, открывающий покатые плечи, подчеркивал свободу от земных страстей.

В создании пластической характеристики образа Сильфиды балетмейстер исходил из особенных индивидуальных своей дочери - большой и свободный прыжок, точность фиксации, естественная грация, необычайная лёгкость и изящество танца. При этом учитывались особенности ее сложения и ограниченные возможности в области пантомимы, это искусство Марии плохо давалось. Партия Сильфиды была насыщена разнообразными прыжковыми движениями, арабесками в статике и динамике, позами на высоких полу-пальцах.

Собственно хореография Филиппо Тальони и воспринималась через совершенство уникального таланта его дочери. Редкостно слились природные возможности и стиль балерины с поэтической идеей балета. Можно сказать, что не только Тальони вызвала к жизни Сильфиду, но и «Сильфида» сформировала талант легендарной танцовщицы и принесла 28-летней Марии Тальони мировую славу, которую она удерживала четверть века.



Этот балет стал первым, в котором женский танец стал доминировать над мужским. Впоследствии пуанты открыли перед исполнительницами новые горизонты - теперь им было где проявить техническую виртуозность, и мужчины-танцовщики вынуждены были уступить им ведущее место и лавры. Балетмейстеры эпохи романтизма Филиппо Тальони, Жан Коралли, Жюль Перро возвели женский танец до уровня, недосягаемого для мужчин-танцовщиков по выразительности и техническому мастерству. С тех пор балет надолго превратился в царство женщин. Арабеск Тальони, простирающийся вдаль, его парящая линия, его силуэт стал эмблемой р
омантического балета.

Мария Тальони (Сильфида) и Мазилье (Джеймс) (Louis Maleuvre)



—--------

Вторая известная версия балета появилась 28 ноября 1836 года в Королевской опере в Копенгагене. Её появление было чистой случайностью. По иронии судьбы, изначально балетмейстер Август Бурнонвиль планировал показать оригинальную версию балета в исполнении Датского королевского балета, однако Парижская опера заломила столь высокую цену за партитуру Шнейцхоффера, что балетмейстер вынужден был обратиться к другому композитору - Герману Левенскольду. В своей партитуре он использовал традиционные шотландские мелодии. Хореография, в основу которой легла первоначальная версия Тальони, принадлежала Бурнонвилю.

Сценарий балета в целом не изменился, да и хореографию можно считать талантливым переносом парижского спектакля с учетом «стиля Бурнонвиля». Владение этим стилем сегодня рассматривается как признак хореографической культуры любой балетной труппы. Главную партию исполнила семнадцатилетняя Люсиль Гран, роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. Эта постановка вошла в историю балета, и именно она до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира.





Люсиль Гран (Сильфида)











__________

В Россию «Сильфида» впервые попала достаточно быстро. С 1837 года в течение пяти лет Петербург наслаждался искусством самой Марии Тальони, в репертуаре которой «Сильфида» занимала центральное место. Среди многочисленных поклонников балерины были и Николай I, а восторженные журналисты писали: «Никакая поэзия не может сравниться с поэзией воздушных па и грациозных движений госпожи Тальони!», «Она не танцует, а поет, как скрипка Паганини, рисует, как Рафаэль». Среди почитателей таланта Марии Тальони было немало ее знаменитых современников - Белинский, Гоголь, Герцен, Огарев.

Первой русской Сильфидой стала балерина Екатерина Санковская. Ее Сильфида отличалась от тальоновской большей эмоциональной выразительностью, и не случайно - в юности балерина брала уроки актерского мастерства у знаменитого актера Михаила Щепкина. Две великие танцовщицы исполняли одну и ту же роль одновременно - Мария Тальони в Петербурге, а Екатерина Санковская в Москве. И оба исполнения, причем совершенно разные, признавались великолепными. Сильфида Тальони, смиряясь с обстоятельствами, уводила зрителей в мир мечты, в то время как Санковская создавала образ, протестующей против окружающей действительности. Наградив свою воздушную героиню человеческими качествами, ее Сильфида сама стремилась к людям и погибала в их мире.

Однако, в дальнейшем сценическая судьба «Сильфиды» в России была неудачной. Совершенство «Жизели» заслонило нежный полевой цветок романтизма. Постепенно «Сильфида» превратилась в легенду. Правда, в 1892 году Мариус Петипа, сохранив оригинальный сценарий и дополнив партитуру музыкой Риккардо Дриго, сочинил в Мариинском театре новую хореографию для Варвары Никитиной и Павла Гердта. Но и этой «Сильфиде» не удалось выдержать соревнование с «Щелкунчиком» и «Спящей красавицей». Казалось, что время первенца романтического балета прошло навсегда.

Но в 1971 году балет по хореографии Ф. Тальони (Ж.Шнейцхоффер) воссоздал хореограф Пьер Лакотт, сначала в телеверсии, а в следующем 1972 году эта постановка заняла место на сцене Парижской оперы. В этой версии на пуантах танцуют все, хотя в подлинной «Сильфиде» быть такого не могло: в 1832 году позы на кончиках пальцев были эксклюзивом Марии Тальони. Да и специальных туфель для этого еще не изобрели, Тальони проделывала свой трюк в тоненьких шелковых мягких балетках.

В 1975 году «Сильфида» вновь вернулась в Россию, но впервые в редакции Августа Бурнонвиля (Х.Левенсхольда). Постановку в Ленинградском Малом театре оперы и балета (Михайловский театр) осуществила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен, когда-то сама исполнявшая партию Сильфиды. Спектакль, найдя здесь достойных исполнителей, не сходит со сцены до сих пор.

В 1981 году эту постановку с небольшими добавлениями переносят в Кировский (Мариинский) театр. В 1994 году датская версия Эльзы Марианны фон Розен впервые добралась до Большого. Её перенесли из Петербурга в Москву тогдашний руководитель балета Мариинского театра Олег Виноградов и балетмейстер-репетитор этой труппы, экс-прима-балерина Габриэла Комлева.

Сюжет Действие 1

Молодому шотландцу Джеймсу, накануне его свадьбы с Эффи, является Сильфида - пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, полюбившей его, пытается поймать её, но она исчезает. Когда собираются гости, Сильфида появляется вновь - невидимая никому, кроме Джеймса. Колдунья Мэдж предсказывает Эффи совсем другого жениха - Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять её чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.

Действие 2

Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у неё в руках длинный прозрачный шарф. Царство сильфид в зачарованном лесу. Джеймс следует за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать её. Она возникает перед ним, подает воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать её, но она недосягаема. Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет свои крылья и не может улететь. Но и жить она тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака… Вдали проходит свадебное шествие, это свадьба Эффи и Гюрн. Джеймс понимает, что потерял земное счастье в погоне за призрачной мечтой.


__________

Сильфида - мифологический дух воздуха в образе прекрасной девушки, увлеченной и увлекающей, не подчиняющегося человеческим правилам и законам. Образ Сильфиды сложен и многозначен. Она скорее мечта человеческая, тот желанный и недостижимый идеал, который гибнет от любого грубого прикосновения. И мир Сильфиды, это мир чудесной, нетронутой природы, полный щебета птиц, мелькания стрекоз, журчания ручья, который также можно безвозвратно погубить.

__________

«Сильфида» недаром считается спектаклем для гурманов балетного искусства. В нем все вызывает восхищение и дарит эстетическое наслаждение - от утонченного хореографического рисунка до костюмов, изысканных в своей простоте. А занимательный сюжет, в котором фантасмагория тесно переплетается с действительностью, и переживания главного героя, перед которым стоит проблема выбора, делают балет простым и понятным даже для неискушенного зрителя.

_________

В русском языке слово «Сильфида» обрело переносный смысл. Так стали называть женщин, обладающих особым изяществом, тонкой и легкой фигурой.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!