СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исторические дебаты» - проект постоянно действующего клуба в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой описание проекта постоянно действующего клуба «Исторические дебаты» в образовательном учреждении. Материал включает в себя пояснительную записку с указанием цели, задачи, актуальности и особенностей реализации проекта в МБОУ МПЛ города Димитровграда Ульяновской области. Дана оценка эффективности проекта, обозначены перспективы развития проекта в 2020-2021 учебном году.

Далее представлено описание хода реализации проекта. В разработке обозначен список использованной литературы. В Приложения включены такие значимые для проекта материалы, как Схема проведения дебатов, Описание функций участников команд, Чек лист «Оценка эффективности проведения дебатов»; вложены фотоматериалы.

Просмотр содержимого документа
««Исторические дебаты» - проект постоянно действующего клуба в образовательном учреждении»

«Исторические дебаты» - проект постоянно действующего клуба

в образовательном учреждении


АННОТАЦИЯ


Данная методическая разработка представляет собой описание проекта постоянно действующего клуба «Исторические дебаты» в образовательном учреждении. Материал включает в себя пояснительную записку с указанием цели, задачи, актуальности и особенностей реализации проекта в МБОУ МПЛ города Димитровграда Ульяновской области. Дана оценка эффективности проекта, обозначены перспективы развития проекта в 2020-2021 учебном году.

Далее представлено описание хода реализации проекта. В разработке обозначен список использованной литературы. В Приложения включены такие значимые для проекта материалы, как Схема проведения дебатов, Описание функций участников команд, Чек лист «Оценка эффективности проведения дебатов»; вложены фотоматериалы.


Пояснительная записка


Обилие информации в современном мире, частая смена ситуаций, в рамках которых необходимо определять и аргументировать личную позицию ставят перед современным образованием задачи формирования особой личности - личности мобильной, умеющей, искать и анализировать различную информацию, критически к ней относиться, грамотно формулировать свою точку зрения и работать в команде.

Для решения этих задач на уроках истории как нельзя лучше подходит такая форма организации работы с учащимися, как дебаты.

Дебаты (с греческого – обсуждение) берут своё начало в Древней Аттике, где они являлись важнейшим средством обучения и одним из элементов греческой демократии. В средневековых университетах диспуты были главной формой обучения. С открытием славяно-греко-латинской академии и университета в Москве такая форма общения студентов на научные темы появилась в России. В настоящее время дебаты широко распространены в университетах всего мира.

В учреждениях среднего образования дебаты менее распространены. Однако это не значит, что дебатам в школе не место. Начиная с 8 года обучения, такая форма работы вполне уместна на уроках повторения-обобщения гуманитарного цикла.

Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Возможность рассмотреть спорный вопрос с противоположных точек зрения – одно из преимуществ дебатов. Суть события – каждая из команд должна убедить нейтральную третью сторону (судей), в своей правоте, привлекая различные аргументы.

Дискуссия помогает развить исследовательские и организационные навыки, умение работать в команде, грамотно формулировать собственную точку зрения и адекватно оценивать, как свой ответ, так и ответы других участников.

Дебаты как динамичная форма обмена мнениями привлекают учащихся возможностями проявления лидерских качеств, «разрешенного и одобряемого обществом» способа ведения спора. Важно, что в дебатах выполняется главное условие федеральных государственных стандартов – системно-деятельностный подход. Обучающиеся в живом общении применяют полученные на уроках теоретические знания.

В многопрофильном лицее города Димитровграда Ульяновской области имеется опыт проведения дебатов на уроках обществоведческого цикла. Чаще всего это проводимые время от времени рядом педагогов, диспуты, без подкрепления их проведения на других уроках или в других параллелях. Таким образом, выполняется одна из задач – знакомство с этой формой ведения дискуссии, но не закрепляются навыки ведения дебатов.

В связи с этим молодым специалистом лицея, учителем истории и обществознания Шубенковой Анастасией Олеговной, было принято амбициозное решение о создании постоянно действующего школьного клуба «Исторические дебаты». Основными участниками клуба должны стать учащиеся 8-11 классов лицея.

Сделать это возможно в содружестве с другими педагогами, работающими в данных параллелях. Развитие клуба «Исторические дебаты» было запланировано на ближайшие годы:

Постепенное вовлечение в структуру клуба учащихся новых параллелей (фактически это всегда учащиеся 8-х классов), проведение дебатов на уровне классов, параллелей, между параллелями, должно способствовать достижению главной цели – формирование у обучающихся навыков ведения цивилизованной дискуссии.

Сотрудничество двух педагогов способствует обеспечению преемственности основного и среднего общего образования в области «История» с одной стороны, и взаимному обучению педагогов в области организации дебатов с другой. Интересно, что в данном случае происходит перенятие опыта молодого педагога (выпускника Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, в котором сложились устойчивые традиции проведения дебатов) старшим специалистом (не имеющим такого практического опыта).

Проведение дебатов планируется в урочной деятельности (на уровне класса на уроках повторения-обобщения) и во внеурочной деятельности (между классами одной параллели или командами разных параллелей, например, 8-х и 9-х классов). Дебатам предшествует подготовительная работа, осуществляемая в основном во внеурочной деятельности.

Итак, цель проекта: формирование навыков ведения дебатов (дискуссии) у обучающихся 8-11 классов (по методике Карла Поппера).

Задачи проекта:

  1. Организовать проведение дебатов на историческую тематику на регулярной основе во внеурочное время среди учащихся 8-11 классов (поэтапно в течение 4-х лет).

  2. Создать условия для поиска и анализа информации обучающимися из различных источников по темам дебатов

  3. Способствовать формированию у обучающихся умений устанавливать причинно-следственные связей ключевых исторических событий, грамотно формулировать собственную точку зрения и работать в команде.

Ход реализации проекта


Первый год – апробация технологии дебатов в 8-х классах на уроках повторения-обобщения по истории (учитель Шубенкова А.О.).

Второй год – проведение дебатов в 8-9-х классах лицея (учителя Шубенкова А.О., Батырова А.Е. – наставник Шубенковой А.Е., далее те же педагоги).

Третий и четвёртый годы – проведение дебатов в 8-10-х и в 8-11-х классах лицея.

Дебаты имеют особую структуру, правила и ограничения. Ученики выполняют свои функции в соответствии с распределенными заранее ролями. Каждый участник должен владеть информацией по теме дебатов.

Педагоги, задействованные в проекте, смогут применять следующие педагогические методы работы: наблюдение за ходом ведения дебатов, изучение продуктов ученического творчества (подготовка ответов команд, наработки вопросов для противоположной команды, работа учеников, выполняющих роль прессы и пр.), организация включенности каждого ученика в процесс дебатов, независимо от выполняемой им роли. Учащиеся будут активированы на применение следующих научных методов - анализ, синтез, сравнение, моделирование исторических ситуаций

В 2019-2020 учебном году был реализован первый этап проекта. В него были включены учащиеся 8Б и 8Г класса многопрофильного лицея города Димитровграда.

Организационно-подготовительный этап проекта (1 февраля – 24 февраля 2020 года) предусматривал:

- формирование методических материалов (подбор тем, материалов для подготовки в учебнике, дополнительной литературе и в сети Интернет, знакомство учащихся с технологией дебатов, с правилами ведения дебатов, которые придётся соблюдать, совместное с учащимися составление критериев оценки ответов команд; выбор тематики дебатов и другое);

- формирование команд, распределение ролей – команда утверждения, команда отрицания, команда судей, зрители;

- изучение материала в рамках уроков и на внеурочной деятельности; консультации для команд.

На данном этапе важно сопровождение деятельности команд учителем. Внутри команд возникают конфликты, учащиеся быстро «перегорают», интерес к идее дебатов снижается. В этом случае необходимо предложить учащимся для изучения ограниченный, но достаточный набор материалов для подготовки, разбавить его интересными для данного возраста формами (например, короткие видеоролики, исторические мемы, краткие воспоминания-зарисовки, рисунки-карикатуры). Затягивать с данным этапом не стоит, максимальное время от знакомства с идеей до собственно проведения дебатов – не более трёх недель.

На основном этапе (25 февраля - 15 марта 2020 года) отдельно среди учащихся 8Б и 8Г были проведены дискуссии по теме «Реформы Петра I – блестящая ошибка». В каждом классе был проведён анализ события: оценивались ответы команд и работа судей. Ребята думали над совершенствованием структуры спора и предложили добавить приз зрительских симпатий (произвести подсчет голосов зрителей и сообщить его результат собравшимся вместе с вердиктом судей). Данное предложение педагогически оправданно – зрители получили активную роль в дебатах.

Далее сборные команды 8Б и 8Г классов «столкнулись в прениях» по теме «Правление Екатерины II принесло благо для России».

Команды отлично подготовились: цитировали разные источники информации, обращались к анализу последствий тех или иных событий, грамотно излагали собственную точку зрения, действовали сообща, прислушиваясь к мнению друг друга и оппонентов.


Оценка эффективности проекта


Сразу после дебатов ребятам отметили, что им было интересно попасть в команду, которая доказывала точку зрения, противоречащую их изначальному мнению. Большинство учащихся заявили в той или иной форме, что благодаря дебатам они поняли, как неоднозначны исторические события и политика правителей.

Вторые дебаты показали более высокий уровень активности как участников команд, так и зрителей. Уменьшилась доля обучающихся «отсиживающихся» на уроке. Увеличилась степень привлечения материалов к формированию аргументации у команд. Отметим и уровень соблюдения правил дискуссии – дебаты прошли динамичнее, команды быстрее реагировали на высказывания оппонентов, что говорило об уровне владения материалом. Участники команд и судьи чаще произносили фразы, необходимые для выстраивания цивилизованного аргументированного диалога – «Мы считаем, что … потому что …», «Доказательствами данного положения являются …» и другие. По итогам проведённых контрольных работ было выявлено, что процент обучающихся справившихся с заданиями повышенного уровня, в том числе в работе с историческими документами, увеличился в обоих классах (8Б и 8Г) на 1,8% и 1,4% соответственно, в то же время в других классах (8А, 8Б), где не проводились дебаты, этого роста не произошло.

На итоговом этапе (16 марта - 20 марта 2020 года) молодым педагогом был проведён самоанализ проведенной работы с учениками, дана оценка эффективности проекта (соответствие поставленных задач с полученными результатами). Были обновлены: схема проведения дебатов; описание функций участников команд утверждения и отрицания; чек-лист «Эффективность проведения дебатов» (см. Приложения 1, 2, 3).

Данный проект был представлен на областном Фестивале молодых педагогов «Педагогическая проба-2020» и получил высокую оценку экспертов, а также вызвал наибольший интерес со стороны слушателей.


Перспектива развития проекта


В 2020-2021 учебном году дебаты будут проведены уже в параллелях 8-х и 9-х классов. Ближайшие из них состоятся в середине ноября 2020 года.

В структуре работы Клуба возможны следующие изменения – функцию судей поручить учащимся 9-х классов, имеющим опыт дебатов; провести дебаты в тех 9-х классах, в которых они не состоялись в прошлом учебном году.

В 2021 году предполагается участие команды учащихся 10-х классов в областном мероприятии «Учебный суд», которое ежегодно проводится в форме дебатов в ульяновском государственном университете. Эти мероприятия должны вывести проект «Исторические дебаты» на уровень постоянно действующего клуба.

В будущем планируется выход на городской и региональный уровень в «дебатном движении» – поиск информации об учреждениях, в которых развита эта форма ведения дискуссии, организация игр между командами города и области. В МБОУ МПЛ второй год действует «Педагогическая академия». Учащиеся данной академии активно взаимодействуют с УлГПУ им. И.Н.Ульянова в рамках работы Распределённого лицея. Данный опыт может пригодиться при проведении дебатов, так как именно в данном вузе эта форма проведении споров на историческую тематику наиболее актуальна.



Список использованных источников

  1. Учебное пособие по игре Дебаты имени Карла Поппера [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/uchebnoe_posobie_po_igre_debaty_imeni.html Дата обращения 01.02.2020

  2. Из опыта проведения дебатов [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/iz-opita-provedeniya-debatov-3916495.html Дата обращения 03.02.2020

  3. Методическое пособие «Технология проведения дебатов» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-tehnologiya-provedeniya-debatov-527062.html Дата обращения 07.03.2020





Приложение 1.


Схема проведения дебатов на уроке


1) У1

4 мин

2) О3 к У1

2 мин

4) У3 к О1

2 мин

3) О1

4 мин

5) У2

4 мин

6) О1 к У2

2 мин

8) У1 к О2

2 мин

7) О2

4 мин

9) У3

3 мин

10) О3

3 мин

11) С1

2 мин

12) З1

2 мин*


У1, У2, У3 - спикеры утверждающей команды, О1, О2, О3 – отрицающей команды.

С1 – вердикт судьи. 31 – заключение представителя зрителей.

* предложено учащимися по итогам обсуждения первой серии дебатов.


Приложение 2.


Описание функций участников команд


Конструктивная речь: У1, О1.

Представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс.

В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.

У1:

О1

  • представляет утверждающую команду;

  • представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;

  • дает определение терминам (понятиям) входящим в тему;

  • представляет точку зрения утверждающей команды;

  • представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (сам У1 их не доказывает, этим занимается в основном У2 и при возможности У3);

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

  • задает перекрестные вопросы О2 (второму спикеру отрицающей команды).

  • представляет отрицающую команду;

  • отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

  • принимает определения, представленные утверждающей стороной; добавляет свои, если команда утверждения что-то не назвала

  • представляет позицию отрицающей стороны;

  • представляет аргументы отрицающей стороны (сам О1 их не доказывает, этим занимается в основном О2 и при возможности О3)

  • опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

  • задает перекрестные вопросы У2

Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2.

Участники опровергают аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после "атаки" оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.

У2

О2

  • восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, и доказательств;

  • восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре;

  • приводит доказательства аргументов, выдвинутых У1;

  • подробно развивает утверждающую позицию;

  • опровергает отрицающий кейс;

  • новые аргументы не приводятся;

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

  • отвечает на перекрестные вопросы О1.

  • восстанавливает отрицающую позицию, используя гипотезы, примеры, и доказательства;

  • подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

  • продолжает опровергать утверждающую позицию;

  • приводит новые доказательства (доказывает аргументы, выдвинутые У1);

  • не приводит новых аргументов;

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

  • отвечает на перекрестные вопросы У1.

Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3.

Внимание должно быть обращено на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывает своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.

У3:

О3

  • еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (для судьи обозначает самые важные вопросы);

  • следует структуре утверждающего кейса;

  • возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

  • выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

  • сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими

  • объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

  • не приводит новых аргументов;

  • завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

  • задает вопросы О1.

  • еще раз акцентирует узловые моменты (для судьи обозначает самые важные вопросах);

  • следует структуре отрицающего кейса;

  • возвращается к критериям (аспектам) выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

  • выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

  • сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

  • завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

  • не приводит новых аргументов;

  • задает вопросы У1.


Приложение 3.


Чек-лист «Оценка эффективности проведения дебатов»


критерий

показатель

max балл

1

Привлечение материалов к формированию аргументации командами

Предложенные материалы использованы максимально – 2 балла, в основном – 1 балл; минимально – 0 баллов.

Использованы дополнительные материалы, привлечённые участниками командами самостоятельно – дополнительно 1 балл.

3

2

Динамичность дебатов

Участники команд быстро реагируют на высказывания оппонентов – 2 балла. Участники команд изредка создают паузы в речи, связанные с незнанием материалов или невниманием к аргументам команд – 1 балл.

Участники команд постоянно создают паузы в речи, связанные с незнанием материалов или невниманием к аргументам команд – 0 баллов.

2

3

Культура ведения диспута

Участники команд пользуются речевыми заготовками типа «Мы считаем, что … потому что …», «Доказательствами данного положения являются …», поддерживают друг друга, проявляют уважение к оппонентам, выслушивая аргументацию без агрессии – постоянно - 2 балла; часто – 1 балл; редко – 0 баллов.

2

4

Заинтересованность в проведении дебатов в будущем

Учащиеся отмечают заинтересованность в проведении дебатов в будущем: 100-70% – 2 балла, 69-40% - 1 балл; 39-1% - 0 баллов.

2

5

Динамика количества учащихся, справившихся с заданиями повышенного уровня (работа с документами, выявление причинно-следственных связей)

Рост показателей – 2 балла;

сохранение показателей – 1 балл;

падение показателей – 0 баллов.

2


Оценка эффективности производится в динамике по итогам как минимум двух дебатов (пункты 1-3 – наблюдение педагога, пункт 4 – реакция обучающихся, пункт 5 – по итогам как минимум двух контрольных работ).



Приложение 4.


Фрагменты проведения дебатов в 8Б и 8Г классах


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!