СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические аспекты музыкального образования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические аспекты музыкального образования

Просмотр содержимого документа
«Исторические аспекты музыкального образования»

Исторические аспекты развития общего музыкальногообразования.

Еще с самых древних времен для воспитания подрастающего поколения использовалась музыка. Во времена разных эпох выдвигались задачи, которые имели огромное значение в воспитании ребенка. Считалось, что музыка способствует развитию полноценной личности, поэтому всегда музыкальные занятия были в почете. Во все времена считалось, что формирование у детей положительных качеств, этической стороны, важной для человека достигается благодаря музыкальным занятиям.

Зарождение музыкального образования происходило с древних времен. Во времена каждой эпохи выдвигались различные задачи по музыкальному образованию общества. Мировоззрение, художественные взгляды и вкусы достигались благодаря именно музыкальному образованию. В античные времена для определения социальности человека способствовало музыкальное образование. В эпоху античности главным средством воспитания человека считалось музыкальное образование. Для человека главной целью эпохи античности являлась музыкальная душа и тело [4, с.270].

Первое музыкальное образование было основано на гармонии с различных сторон и возникло еще в Древней Греции. В Древней Греции музыкальному образование имело огромное значение. В античном образовании и воспитании действовала обязательная система обучения детей. Дети обучались с 7 летнего возраста. Существовали две школы: школа «грамматиста» и школа «кифариста». В школе «грамматиста» дети учились писать, читать и считать. А в школе «кифариста» дети учились играть на различных музыкальных инструментах: кифаре, флейте, лире. Эстетическое образование в эпоху античности осуществляли мусические школы. Ученики мусической школы изучали грамоту, литературу и музыку. Уже с IV века до нашей эры в мусической школе было введено изучение изобразительного искусства.

В Древней Греции считалось, что нравственное воспитание достигается путем привлечения к музыке. Именно поэтому было открыто учение об «этосе». Этос – это своеобразная форма и теория, которая воздействует на человека с помощью музыкального лада, музыкального инструмента и ритма. Пифагор утверждал, что музыка выполняет решающую роль в формировании характера человека, являясь «гимнастикой души», что именно в ощищении заключена вся сила музыки. Жители Древней Греции считали, что благоустроенное государство «музыкально», ибо подчиняется правильному «ладу».

В эпоху античности эстетико-педагогическую мысль представлял философ античности Аристотель. Им разработана целая система по музыкально-эстетическому образованию детей. Система включала в себя изучение четырех предметов, таких как музыка, гимнастика, грамматика и изобразительное искусство. Аристотель утверждал, что именно музыка воздействует на психику человека нравственно. Именно он первый философ античности, кто считал главной необходимостью внедрить в процесс обучения детей музыкальную деятельность практическую. И хотя дети обучались слушанию музыке, игре на музыкальных инструментах, Аристотель считал, что именно пение является главным в воспитании детей и подрастающего поколения.

В эпоху античности только привилегированный класс рабовладельческого общества имел право получить музыкальное образование. Не считались музыкально образованными люди, которые относились к угнетенному классу рабов. В эпоху античности человек, достигший 30 лет, должен был уметь играть на различных музыкальных инструментах, а также принимать участие в хоре. По мнению философа Платона, пение в хоре являлось священным долгом. Пение в хоре формировало положительные качества человека. Музыкально неграмотными в эпоху античности являлись те люди, которые не участвовали в хоре [5, с.7].

Таким образом, в античное время появились первые термины области музыкальной теории. Музыкальное образование эпохи античности стало важным критерием в развитии личности человека. В эпоху античности было разработано и исследовано понятие этоса.

В эпоху Средневековья было характерным идеологическая ориентация, которая была связана с укреплением христианства. Именно это и являлось содержанием и направлением музыкального образования данной эпохи. Христианство стало главной и всеобщей религией средневековой Европы и подчинило себе такие науки, как философия, этика, педагогика, искусство.

Если для античности был характерен культ чувственной красоты и наслаждения, то для средневековья был характерен христианский аскетизм, который ограничил и подавлял чувственные желания и потребности человека. Музыка средневековья являлась вспомогательным звеном в области усвоения религии и религиозных истин. Музыкальное искусство придавало огромное эмоционально-нравственное значение при богослужении. В результате этого музыкальное искусство приобрело характер прикладной. Музыка формировала эстетические вкусы при церковных обрядах, наделяя их эмоциональностью и художественностью. Главная задача эстетичности была определена воспитанием религиозной нравственности.

Церковные мыслители считали, что народная и светская музыка является греховной, так как она увеселяет и услаждает слух. Именно поэтому они ее и отвергали. Мотив, который был лишен чувственной окраской, стал идеалом музыки духовной. Данный мотив имел простую форму и содержание. Например, григорианский хорал мы можем отнести к образцу мотива. Для григорианского хорала характерны строгость ритма, плавное движение мелодии. Все это создает впечатление душевности и способствует духовному и созерцательному состоянию человека во время богослужения.

Для музыкального образования в певческих школах организовывались хоры. Хор в церковных школах был связующим звеном между личностью и общиной. Обучение хоровому пению в церковных школах основывалось на усвоении песнопений по слуху. Учитель пользовался методом показов направления мелодии условными движениями рук. Такой метод носил название хейрономия. Методы хейрономии в хоровом образовании были изменены с введением нотной записи на четырех линейках. Именно с этого времени возникли различные системы символизации.

Одним из наиболее значительных реформаторов в области музыкального образования Средневековья был Гвидо д'Ареццо (ок. 992 - 1050). Он ввел в употребление четырехлинейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи.В начале XII вв. появился новый метод демонстрации звуковой системы, который был назван «гвидонова рука» ( гармоническая рука). Создателем данного метода является Г. д'Ареццо. Сущность этого метода заключалась в том, что все звуки употребительного в то время звукоряда от до с2 условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки; самый высокий звук учащиеся представляли себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащиеся буквально "по пальцам" высчитывали интервалы, гексахорды, мутации (переходы) из одного гексахорда в другой.

. В эпоху Возрождения появляется новое осмысление мира – антропоцентрическое, которое провозглашает самоценность личности. Это и явилось главным фактором в появлении новой цели воспитания всесторонне развитой личности. Новые идеалы отразились в трактактах о воспитании. В каждом трактате говорилось о значении и роли искусства в образовании поколения. К таким трактатам можно отнести "О благородных нравах и свободных науках" Пауло Верджерио, "О воспитании детей и их добрых нравах" Матео Веджио, "О порядке обучения и изучения" Баттисто Гуарино, "Трактат о свободном воспитании" Энео Сильвио Пикколоминти и другие.

Витторино де Фельтре была основана Мантуанская школа, в которой молодежь училась воспринимать музыкальную гармонию. В данной школе большое значение придавалось пению. Витторино де Фельтре утверждал , что чувственность и восприятие основано на музыкальном образовании, так как музыка и время взаимосвязаны [6, с.185].

В эпоху Возрождения появилось многоголосное пение. Хоры становятся двойными и тройными. Полифоническое письмо достигло уровня стогого стиля. Хор был разделен на четыре основных хоровых партий сопрано, альты, тенора и бас. Хоровое пение было предназначено для церковного пения. Была утверждена своими правами хоровая светская музыка: баллады, мадригалы, мотеты, шансоны.

Музыкальное образование того времени получалось в метризах. Метризы- это певческие школы, которые находились в католическом храме. Музыкально одаренные дети получали свое образование в сиротских приютах под названием консерватория. В таких консерваториях вели свою преподавательскую деятельность такие выдающиеся музыканты той эпохи, как А.Вивальди, А.Скарлатти [7, с.115].

Капиталистические отношения общества были сформированы в XVII в. в странах Западной Европы. Капиталистические общественные отношения сопровождались открытиями наук математики, медицины, механики и астрономии. Также для стран Западной Европы было характерным расцвет искусства. Религиозная идеология в странах Европы была сформирована в XVII веке и усилена зависимостью художников от правившей знати.

Воспитание делового человека, который стремился к жизненному успеху зависело от эстетического воспитания. Идея утилитарной пользы от занятий искусством привела к ограниченности его использования. Поэзия, живопись, музыка оттесняются на второй план. Необходимыми человеку становятся танцы, фехтование, верховая езда, охота, владение оружием и пр.

Концепция Рудольфа Штайнера в ХХ веке стала основой в музыкальном образовании поколения. Р.Штайнер придавал огромное значение в музыкальном образовании детей. Р.Штейнер считал, что такие виды музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, игра в оркестре и различных ансамблях должны присутствовать в жизни детей каждый день. Тем самым Р.Штайнер убеждал, что музыка является самостоятельной отраслью, которая дополняет основное обучение и углубляет детей в художественно – эстетическом воспитании. Считалось, что каждый урок превращался в урок искусства внедрением в урок различных видов музыкальной деятельности. Эстетизация всего учебного процесса и деятельностный подход в музыкальном образовании явились главным критерием в концепции р.Штейнера [8, с.12].

В России музыкальное образование развивалось параллельно с музыкальным образованием Европы. Еще издревне в России было главенствующим хоровое пение, которое развивалось вплоть до XVIII века. Хоровое пение было обучающим предметом в школах при церквях и монастырях. В Москве, Пскове и других городах открывались новые певческие школы. В 1783 году была открыта Певческая школа в Глухове. Выпускники глуховской певческой школы имели право поступить в придворную капеллу. Директорами Капеллы в разное время были музыкальные деятели и композиторы Д.Ф.Бортнянский, М.А.Балакирев, А.С.Аренский и др. Крестьянские дети, которые считались музыкально одаренными, тоже могли получать музыкальное образование. Граф Н.П.Шереметев являлся первооткрывателем певческих школ для крестьянских музыкально одаренных детей. В таких певческих школах крестьянские дети изучали музыкальную грамоту и пение.

Для развития музыкального образования М.А.Балакиревым была открыта бесплатная музыкальная школа в 1862 году. В бесплатной музыкальной школе пропагандировалась и классическая музыка. В бесплатной музыкальной школе могли получить музыкальное образование студенты, служащие и рабочие. В общеобразовательную программу было также включено церковное пение. Приобщение к музыке крестьянских детей осуществлялось открытием классов музыки и пения. Классы музыки и пения были организованы Л.Н.Толстым.

1891 году В.П. Гутор призвал к внедрению обязательного музыкального образования в массовых школах: «Организация музыкального образования должна быть такова, чтобы дать возможность существующим талантам обнаружиться и развиться до такой степени, до которой каждый талант способен подняться. Для этого музыкальное образование должно быть повсеместным и общедоступным…» [10, с.56].

Музыкальное образование после революции 1905 года осуществлялось в различных музыкальных обществах, курсах и учебных заведениях. Открытие Московской консерватории явилось большим событием того времени. В консерватории изучались многие музыкальные дисциплины, главной из которых было изучение музыкальной грамоты.

В развитии музыкального образования поколения огромное значение имеет деятельность Б.Л.Яворского. В.Н. Шацких и С.Т.Шацких внесли огромный вклад в развитие музыкального образования в России. Ими была организована детская колония «Бодрая жизнь», которая находилась в Калужской губернии. Музыкальное образование в колонии «Бодрая жизнь» было разносторонним и глубоким. Своей педагогической деятельностью В.Н.Шацкая насытила теорию и методику музыкального образования средствами развития старшеклассников.

Музыкальное образование после Октябрьской революции сыграло важное значение в формировании эстетического воспитания. Огромную работу в области музыкального образования в послереволюционное время проделал композитор и академик Б.В.Асафьев.

Уже в 30-е годы появляются первые дома художественной самодеятельности, открываются дома художественного воспитания, Дворцы пионеров, а также организовываются первые детские художественные коллективы [11, с131].

В начале ХХ века главным становится получение всеобщего музыкального образования. Необходимым также стало и введение уроков музыки во всех школах как обязательной дисциплины. Но массовое музыкальное образование осуществлялось не в полном объеме из-за отсутствия кадров музыкантов-педагогов, а также из-за отсутствия музыкальных учебных заведений. И лишь с 1917 года произошли существенные изменения в системе народного образования.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989 – 149с.

4. Безбородова Л.А. Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Флинта, 2014. — 270 с.

5. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания/ Москва «Просвещение»,, 1990. – С.7.

6. Бодина Е.А. История музыкального воспитания школьников. Учебное пособие. - Куйбышев МГЗПИ, 1989 - 81 с.

7. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Москва, 1966. – 115с.

8. М.С.Осеннева. Теория и методика музыкального воспитания.: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/М.: изд. «Академия», 2013.- 272 с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!