СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Историческая грамотность молодёжи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

молодёжь не знает историю своей страны из-за влияния на них внешних факторов (политика, экономика, социальная среда) и социальных институтов (семья, круг общения, учебные заведения).

Просмотр содержимого документа
««Историческая грамотность молодёжи»»

МБОУ «Кочковская средняя школа»









Проект на тему:

«Историческая грамотность молодёжи»








Выполнила:

Вышарь Анастасия Александровна

ученица 9 «Б» класса


Руководитель: Куропатник А.А.

учитель истории и обществознания















с. Кочки, 2021

Указать страницы

Содержание


Ведение....................................................................................................3

Основная часть

Глава 1.Историческая грамотность молодёжи..........................

Глава 2.Последствия исторической неграмотности ..............

Глава 3.Предлагаемые пути решения проблемы...................................

Заключение...........................................................................................

Источники.............................................................................................

Список литературы .............................................................................

Приложение.......................................................................................

































Введение


Актуальность темы. Образование сегодня - это, прежде всего, выстраивание личности, ибо восстановление духовного в сегодняшнем человеке - самая главная проблема ХХI в.

Современный философ А. С. Панарин говорит о том, что сейчас наступила «эпоха предельной порчи человека». 1Молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Выражение «потерянное поколение» - это сегодня уже суровая реальность. Мною была выдвинута гипотеза о причинах исторической неграмотности молодежи.

Гипотеза: молодёжь не знает историю своей страны из-за влияния на них внешних факторов (политика, экономика, социальная среда) и социальных институтов (семья, круг общения, учебные заведения).

Цель: определить уровень исторической грамотности молодёжи среди учащихся 8-11 классов МБОУ «Кочковская СШ»

Задачи:

  1. выявить проблемы исторической грамотности в молодёжной среде

  2. выяснить отношение учащихся моей школы к историческому прошлому своей страны путём проведения опроса

  3. определить степень опасности исторической неграмотности для общества и государства на основе анализа данных опроса

Для решения задач были использованы следующие методы:

-анализ информации из сетевых источников, специальной литературы

-анкетирование и его анализ;

-сравнение;

Объект: отношение современной молодёжи к прошлому своей страны

Предмет: последствия исторической неграмотности для общества и государства.

Практическая значимость: материалы данной работы будут интересны старшеклассникам, классным руководителям, учителям истории, администрации школы.







Глава 1. Историческая грамотность молодёжи


Для себя ответить, что это значит Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет будущее.

М.В.Ломоносов

Фундаментальным элементом культуры современного человека является грамотность, формируемая на протяжении всей жизни человека и выражающаяся в степени образованности человека и уровне его культуры. Историческая грамотность является важной составляющей культуры человека, формирует его приверженность ценностям общества. Уровень исторической грамотности человека сказывается на его социализации, коммуникативных связях, интеграции личности и адаптации ее в обществе, профессиональной компетенции.

Что такое историческая грамотность ?

Историческая грамотность включает в себя знание содержания исторических событий и исторический анализ. От учащихся требуется не только иметь элементарные знания предмета, но и представлять, как историк изучает и освещает историю. Какие источники и свидетельства использует историк? Как работает историк с историческими источниками, чтобы выстроить аргументацию? Учащиеся должны знать, как возникло данное свидетельство, как его прочесть, истолковать. Это часто требует оценки точек зрения, понимание контекста и проверки выводов.

Представляется принципиально важным разграничение понятий «образованность» и «грамотность». Первое понятие включает в себя наличие диплома об образовании и является результатом освоения учебных программ. В то время как «грамотность» − это умение находить необходимые сведения, способность ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и синтезировать полученные знания и применяя их на практике. Речь идёт о сформированности общекультурных компетенций у учащихся.2

В октябре -ноябре 2021 года я провела опрос в 8-11классах. В нем приняли участие 75 учеников.

Анализ результатов проведённого опроса учеников продемонстрировал положительное отношение большей части опрашиваемых лиц к уроку истории. Так как 64 % опрошенных считают его важным предметом.

Абсолютное большинство старшеклассников (90,5%) утверждают, что они получают знания по истории на уроках. По мимо этого варианта 37,3% и 24% учеников берут информацию в области истории в интернете и фильмах соответственно, но только 13,3 % в книгах.

К сожалению, только 18,7 % учеников посещают мероприятия, направленные на получение новых знаний с желанием.

Каждый четвёртый опрашиваемый упоминает И.В.Сталина, как известную историческую личность, каждый пятый - Петра I, и каждый восьмой - Наполеона.

Половина(49,3%) старшеклассников знает год начала Второй Мировой войны. И 86,7%- год начала Великой Отечественной. Очень редко попадались анкеты, где указывали полную дату ( день, месяц, год)

41,3% знают точное количество дней блокады Ленинграда. 8% приблизительное значение. Около половины (50,7%) не знают вовсе.

Год образования и распада СССР правильно назвали 20%. 32,5% только год распада. Полные даты по результатам опроса знают единицы.

16% старшеклассников знают кто и когда основал г. Москва. 21,3% знают только фамилию основателя.

Год отмены крепостного права не знают больше половины опрашиваемых (62,75 %)

На пункт 11 «Назовите известных вам деятелей культуры и науки» 42 ученика (56%) отказалось дать ответ. Но из тех, кто называл, чаще всего вспоминали М.В. Ломоносова.














Глава 2. Последствия исторической неграмотности

Страна, забывшая свою культуру,

историю, традиции и национальных героев -

обречена на вымирание

Л.Н. Толстой


Интерпретация исторических событий, неправильная подача исторической информации, которую воспринимает наше молодое поколение, одурманивает головы молодых людей, что приводит сначала к различным противоречиям в обществе, а затем и к социальным конфликтам. Это касается именно молодежи, так как именно на этом этапе формирования мировоззрения, становлении личности можно навязать идеологию политики, развить национализм – сделать пассивного объекта приложения пропагандистских усилий. Это ведет к пагубным для общества последствиям.

Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России.

Потеря исторической памяти ведёт к отсутствию сплоченности народа, к отсутствию уважения старшего поколения, потери ценности человеческой жизни, пассивным решениям молодежи и более сильному влиянию из вне на становление молодого поколения.

Примером этого явилась шумиха вокруг выступления российского школьника из Нового Уренгоя в 2017 году в Германии, в котором он пожалел похороненных в России солдат Вермахта и назвал их «невинно погибшими».

В мире есть примеры, когда манипулирование историческими фактами, фальсификации исторических знаний и религиозных основ приводит к более глобальным угрозам для всего человечества. На территории современной Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана и других стран образовалась экстремистская и террористическая организация, именующая себя «Исламское Государство Ирака и Ливанта (ИГИЛ)». Угроза, исходящая о ИГИЛ распространяется не только на территории Ближнего Востока, но и на другие страны мира.

С помощью вербовки молодых малообразованных, а главное исторически неграмотных людей, ИГИЛ распространяет своё влияние, а как следствие и угрозу по всему миру. Молодежь привлекается в ИГИЛ посредством привлечения их через социальные сети, с помощью пропагандистских идей, обещанием лучшей жизни и тому подобное. После такой обработки молодые люди готовы на все ради ИГИЛ, возвращаясь в свои страны совершают теракты, дестабилизируя обстановку в стране и в мире в целом, или продолжают вербовать в свою организацию. Только в неграмотном обществе возможно манипулирование историческими знаниями. 3
































Глава 3. «Предлагаемые пути решения проблемы»

1. Эту проблему без участи государства, без государственных программ в масштабах всей страны не решить.


2. В этом же направлении должны работать и средства массовой информации. Регулярная пропаганда значимости этой науки, поможет значительно увеличить ее популярность среди населения страны.


3.Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны в дошкольном возрасте, т.е с детского сада. С помощью игр, различных мероприятий прививать любовь к истории. А начать надо с истории своего имени, семьи. Привлекать нужно родителей, использовать ресурс семьи. Семья задает мировоззренческие установки, отношение к себе и к окружающим, связь с предшествующими поколениями семьи и всего общества.


5. Продолжить в школах воспитательную работу. В нашей школе открыт военно-патриотический клуб «Витязь», в котором я занимаюсь.


6. В школы надо вернуть и детское движение, в полном смысле этого явления, используя опыт прежних лет. Попытки возрождения уже сделаны, так функционирует движение «Юнармия», « РДШ».


7. Большую роль в популяризации истории играют учителя. Они должны показать весь мир исторических открытий, всю глубину тех знаний, которые следует, получить каждому школьнику и студенту. Ведь история - это необычайно интересно, если преподавать её не скупо. История должна быть предметом рассказывающим. Думать и интерпретировать, делать выводы самостоятельно – вот цель на уроках истории.


8. Мощным фактором на наш взгляд, является одно из направлений гражданско-патриотического воспитания - военно-историческая реконструкция.


Именно здесь возможно очутиться в той эпохе, которую представляют организаторы, примерить одежду того времени, узнать много о быте и жизни, например, солдат и офицеров или героев ополчения в сражении. Это не даст полных знаний, не выделит кучу дат и терминов, но разовьет интерес к изучению, хотя бы к одному из событий истории.


9. Проведение исторических экскурсий, которые почти совсем исчезли со школ. Особенно сельских. А ведь места памяти, связанные со значительными событиями в истории, личности, посещавшие когда-то родной город, рассказы об их жизни раскроют прошлое родного города, покажут его значимость в стране и как следствие повысят интерес к истории. Такими местами могут быть музеи, дома культуры, дома-музеи, усадьбы, исторические места.




































Заключение

В ходе исследования мною были сделаны следующие выводы:

1. В обществе существует проблема исторической неграмотности. Упал интерес к истории страны у молодёжи. А ведь молодежь – будущее страны, от грамотности молодого поколения будет зависеть в будущем положение страны на мировой арене, социальное и экономическое развитие государства.

2. Складывается опасность для общества, ведь ее незнание ведет к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Наиболее подвержена влиянию молодежь, так как недостаток знаний, позволяет навязать идеологию извне, поддаться влиянию и привести к плачевным последствиям.

3. Очень важно знать историю. Её изучение способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведет к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе.

4. В ходе проекта определены возможные пути решения проблемы.
Это вырезать, когда уже будешь печать текст, но важно знать или свое мнение выразить Что касается меня, я считаю, что нет более значительной науки, чем история. Только история раскрывает нам огромный мир событий, поучительных историй, легендарных личностей и судеб.




















Приложение

Анкета

1.Насколько Вы считаете предмет истории важным при изучении?

А) Важен Б)Неважен В)Затрудняюсь ответить

2.Откуда вы получаете знания по истории?(возможно несколько вариантов ответа)

А)Урок истории в школе Б) Книги/энциклопедии

В)Фильмы Г) Интернет

3.Посещаете ли вы мероприятия, направленные на получение новых знаний в область истории? Если да, то по вашему желанию, или вас привлекают учителя?

А) Да, по своему желанию

Б) Да, но сам(а) не желаю этого

В) Нет, не посещаю

4.Назовите известные исторические личности ?

________________________________________________________

5.Назовите дату начала Второй Мировой войны.

________________________________________________________

6.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

________________________________________________________

7.Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

________________________________________________________

8.Назовите дату образование СССР и распада.

________________________________________________________

9. Назови год основания и имя основателя Москвы.

________________________________________________________

10.Назовите год отмены крепостного права.

________________________________________________________

  1. Назовите известных Вам деятелей культуры и науки?















Если возможно, увеличить шрифт ответов, что в рамке

Результаты анкетирования


1.Насколько Вы считаете предмет истории важным при изучении?

А ) Важен

Б) Неважен

В) Затрудняюсь ответить











2.Откуда вы получаете знания по истории? (возможно было указать несколько вариантов ответа)

А) Урок истории в школе Б) Книги/энциклопедии

В) Фильмы Г) Интернет


3.Посещаете ли вы мероприятия, н аправленные на получение новых знаний в область истории? Если да, то по вашему желанию, или вас привлекают учителя?

А) Да, по своему желанию

Б) Да, но сам(а) не желаю этого

В) Нет, не посещаю

  1. Назовите дату начала Второй Мировой войны.


  1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

  1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

  1. Назовите дату образования СССР и его распада.

  1. Назови год основания и имя основателя Москвы.

  1. Назовите год отмены крепостного права.


Оформить список литературы


1)https://cyberleninka.ru/article/n/problema-falsifikatsii-istorii-rossii-i-obschee-istoricheskoe-obrazovanie-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty

2)https://science.urfu.ru/ru/publications/историческая-политика-в-современной-россии-распространение-теории

3)https://science.urfu.ru/ru/publications/мировоззрение-интерпретация-истории-по-цели-жизни

4)https://science.urfu.ru/ru/publications/по-государственной-конституционной-мировоззренческой-цели-национа

5)https://science.urfu.ru/ru/publications/человек-политический-в-эпоху-современности

6)https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-gramotnost-molodezhi-kak-osnova-grazhdanskoy-identichnosti-i-patriotizma

7)https://studopedia.ru/19_219421_kak-oni-ponimayut-istoricheskuyu-gramotnost.html




Список рекомендуемой литературы

Статьи Вяземского Е., (https://cyberleninka.ru/article/n/problema-falsifikatsii-istorii-rossii-i-obschee-istoricheskoe-obrazovanie-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty)

Личмана Б.В., (https://science.urfu.ru/ru/publications/историческая

-политика-в-современной-россии-распространение-теории; https: //science.urfu.ru/ru/publications/мировоззрение-интерпретация-истории-по-цели-жизни; https://science.urfu.ru/ru/publications/по- государственной-конституционной-мировоззренческой-цели-национа) Скоробогтского В.В., (https://science.urfu.ru/ru/publications/

человек-политический-в-эпоху-современности) Михалова Л.П. (https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-gramotnost-molodezhi-kak-osnova-grazhdanskoy-identichnosti-i-patriotizma) Плотниковой О.А и др.



Рекомендую взять информацию из этих ресурсов



https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-gramotnost-molodezhi-kak-osnova-grazhdanskoy-identichnosti-i-patriotizma/viewer


https://www.dissercat.com/content/formirovanie-istoricheskogo-soznaniya-shkolnoi-molodezhi-v-usloviyakh-transformatsii-rossiis


https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-otechestva-v-soznanii-uchascheysya-molodezhi-itogi-postsovetskogo-dvadtsatiletiya/viewer


https://www.referat911.ru/Pedagogika/zachem-molodezhi-znat-istoriju/142924-2119682-place1.html





1 Реснянский С.И. Идеология и национальные интересы России// https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-i-natsionalnye-interesy-rossii (дата обращения: 10.10.2021 г.)

2Малахова Л.П. «Историческая грамотность молодежи как основа гражданской идентичности и патриотизма https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-gramotnost-molodezhi-kak-osnova-grazhdanskoy-identichnosti-i-patriotizma/viewer (дата обращения 10.10.2021 г.)

3 И.М. Ильинский, доклад. Молодежь как будущее России в категориях войны. – М., Наука, 2009г. http://ilinskiy.ru/publications/sod/mol-voin-txt.php (дата обращения: 10.10.2021 г.)


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!