СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученицы 7в класса "Эффективные способы запоминания иностранных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит фрагмент исследовательской работы Насуховой Алины . Работа написана под моим руководством.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы 7в класса "Эффективные способы запоминания иностранных слов"»

Моим любимым предметов в школе является английский язык. Я с удовольствием изучаю его, смотрю фильмы и мультфильмы в оригинале. Сегодня почти невозможно обойтись без английского языка. Слова на английском языке мы встречаем в магазинах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах. Слушать, писать, переводить, говорить на английском языке невозможно без знания большого количества слов. На мой взгляд, самая большая трудность в изучении иностранного языка заключается в том, что необходимо учить много новых слов. Английское слово является точной информацией, а точную информацию трудно запомнить.

Хочу отметить, что поработав с первоисточниками, я выделила на свой взгляд наиболее необычные формы запоминания английских слов, а проведя анкетирование и эксперимент, я определила наиболее эффективные способы запоминания.



Таким образом, цель моей работы: найти для себя и ребят наиболее эффективные приемы запоминания английских слов, сформулировать советы по запоминанию слов для своих друзей.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «память», её виды. Узнать, как происходит процесс запоминания слов.

  2. Изучить различные способы запоминания английских слов.

  3. Выявить с помощью анкетирования преобладающие типы памяти моих одноклассников.

  4. Найти наиболее эффективные нетрадиционные методы запоминания слов, подходящие для одноклассников, сформулировать советы по запоминанию слов для своих друзей.

Проблема: сложность в изучении иностранного языка связана с необходимостью запоминания большого количества слов

Гипотеза: Я предполагаю, что существует большое количество способов запоминания английских слов и каждый должен выбрать себе подходящий по типу памяти способ

заучивания слов.


Основные методы и приемы:

  • исследование

  • поисковый

  • описательный

  • метод анализа и обобщения

  • эксперимент

Предмет исследования: различные способы (методы) запоминания английских слов

Актуальность:

1) Изучение английского языка очень важно в современном мире;

2) Овладение способами (методами) запоминания иностранных слов позволяет нам значительно со­кратить время, необходимое для изучения английского языка;

3) Практические задания позволяют лучше понять особенности английского языка и увели­чить объем словарного запаса.

Практическое значение: я нашла и рассказала своим одноклассникам о разных способах (методах) запоминания английских слов и эти способы можно использовать на уроках английского языка и при выполнении домашнего задания. Я сформулировала советы по запоминанию слов для своих друзей.

Одним из важных механизмов памяти является запоминание.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:

1.  непреднамеренное (или непроизвольное)

2.  преднамеренное (или произвольное)


Этапы процесса запоминания информации






2 .Как работает мозг при запоминании английских слов

Запоминание английских слов очень трудоемкий процесс. Вся суть в том, что запоминание нового английского слова — это как запоминание научного термина, оно должно быть максимально точным, ведь его потом нужно будет использовать при разговоре и переписке. Все дело в том, что при изучении новых слов английского языка в нейронах мозга создаются определенные связи, в которых в дальнейшем и сохраняется вся информация. Чтобы данная информация сохранялась там на долго, эти связи необходимо поддерживать, предотвращая их распад. Повторение этих слов поможет предупредить их забывание. Допустим, вы выучили определенное количество слов. По истечению одного дня после изучения, следует повторить эти слова снова, так нейроны укрепятся. Через пару дней нужно повторить выученные слова снова. Также необходимо провести проверочный тест, чтобы выяснить насколько хорошо вы запомнили новые слова, так память станет долгосрочной. Еще через неделю или две слова необходимо повторить снова, так укрепятся нейронные связи, и слова прочно засядут в памяти.  

Для проведения исследования я ознакомилась с огромным количеством методик для запоминания иностранных слов.

1. Самый распространенный метод запоминания слов –мнемоника ( ассоциативный), с психологической точки зрения ассоциации к словам должны придумывать мы сами.

Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.

1) puddle (лужа). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»

Мнемоническая модель: я всё падал и падал в лужу.

2) buy – покупать (скажи деньгам «бай-бай»);

3) sleep – спать (когда хочется спать, то слипаются глаза).

4) bread – хлеб (какой бред, в магазине нет хлеба!)


2. Непринужденное запоминание слов также один из эффективных приемов запоминания. Большинство людей, которые никогда не изучали английского языка, знают перевод многих иностранных слов, которые встречались им в песнях, фильмах, рекламах и других источниках.

3. Метод пассивного восприятия хорошо подходит для тех, у кого развита слуховая память. Наговариваем на диктофон слова, текст или словосочетания, которые необходимо запомнить к следующему уроку, и слушаем их в любое удобное время.

4. Метод физического действия удобен для запоминания глаголов. При выполнении какого-то действия озвучивается глагол на иностранном языке. Проснулись – доложили себе об этом на английском языке, чистите зубы – проговорили про себя. Но предварительно следует развесить данные глаголы в нужных местах на несколько дней.

5. Последний метод подходит только для продвинутого уровня. Существует много сайтов для совершенствования английского языка. Необходима только регистрация на данном сайте и любая программа для общения (skype, agent, icq и т.д.).

По преобладающему виду памяти различают следующие способы запоминания слов:

зрительная память

«Плакат» - на стандартном листке бумаги пишут слова на родном языке и их перевод на иностранный. В этом случае происходит повторение ранее изученного и запоминание нового. Листок со списком слов обязательно должен находиться на виду, обычно это рабочее место ученика.

«Карточки» - изготавливаются маленькие карточки. На одной стороне записывают слово на родном языке, на другой – на иностранном языке. Поочередно заучивается перевод слов с русского на английский и, наоборот, путем «подглядывания» перевода на обратной стороне карточки.

«Мозаика» - на листе бумаги вразброс и в различном положении пишут слова с переводом. Учащемуся несколько раз показывают лист со словами, после каждого раза он называет запомнившиеся слова. Усложненный вариант: на одном листе беспорядочно пишут слова на родном языке, на другом их перевод на ИЯ, но в том же расположении. Учащийся запоминает слова, переводя взгляд с одного листа на другой. Можно использовать разные цвета. Тогда предлагается задание: назвать перевод слов, написанных одним, затем - другим цветом.

Метод «Открытых врат»

Запоминая английское слово, Вы соотносите его не с его русским переводом, а с его образом, с мысленной картинкой. Такой способ хорош для запоминания однозначно переводящихся слов с одним конкретным значением. Например, запоминая слово "curtains" (занавески), Вы повторяете "curtains" и мысленно представляете себе занавески. При чем будет лучше, если это будут не просто какие-то занавески, эмоционально

значимые для Вас - те, которые висели в Вашей детской и тем Вам милы; те, которые Вы видели у соседки и мечтаете приобрести; и т.п.


слуховая память

«Попугай» - в паре один учащийся поочередно зачитывает слово с переводом. Другой повторяет один раз вслух и несколько раз про себя. Затем, после всего списка слов, первый называет все слова с переводом, которые он сумел запомнить. Второй раз список можно повторить с подсказкой на одном языке.


Метод Михаила Шестова. С данным способом я познакомилась в статье Лавренюк М.В., которая отмечает «если вы умеете печатать слепым десятипальцевым способом, то можете учить слова таким образом: печатаете 3-5 строчек иностранного текста, одновременно диктуете себе слово и представляете его образ. Таким образом написание и произношение слова связываются со значением [ 2, с.99 ].


Перед исследованием мной были проведены два анкетирования среди обучающихся 7-х классов. Первое анкетирование направлено на выявление преобладающего типа памяти, второе – на то, как обучающиеся запоминают английские слова. Я обратилась к школьному психологу Кассиной С. А.. Она предложила использовать методику изучения типов памяти Богдановой Т.Г. и Корниловой Т.В.

Результаты первого анкетирования:

Класс

Количество респондентов

Преобладающая зрительная память

Преобладающая слуховая память

Комбинированная память

17

11

6

3

17

10

7

4

21

12

9

7



Проанализировав результаты анкетирования я пришла к выводу, что большинство обучающихся имеют преобладающей зрительную память и для запоминаний английских слов используют традиционную «зубрежку». Лишь некоторые учащиеся ответили, что при запоминании используют метод «стикеров», играют в игры с родителями и в игровой форме запоминают слова, смотрят фильмы в оригинале.

Для исследования я провела эксперимент. Цель моего эксперимента: выявить и предложить для использования наиболее эффективные методики запоминания английских слов для каждого участника индивидуально. Для участия в эксперименте я взяла группу английского языка Неделиной Л. Н. 7В класса. В ней обучаются 12 человек.

ФИ обучающего

Преобладающий тип памяти

Аллахвердиева Анастасия

зрительная

Антюхов Григорий

зрительная

Журютина Кристина

зрительная

Звягинцева Валерия

слуховая

Коврижкина Елизавета

Зрительная, слуховая

Крылов Антон

слуховая

Мартынов Иван

зрительная

Насухова Алина

слуховая

Панков Александр

слуховая

Федотова Виктория

слуховая

Шульгин Алексей

слуховая

Шульгин Сергей

зрительная



Перед экспериментом я предложила респондентам методики запоминания иностранных слов, в соответствии с преобладающим типом памяти. Методики предлагаются на выбор. Для тех, у кого зрительная память мной были предложены: «карточки», «мозаика». Для имеющих преобладающей слуховую память я предложила: «метод пассивного восприятия», «ассоциации», метод «открытых врат». Коврижкина Е. использует «карточки» и «метод пассивного восприятия». Эксперимент продолжался три недели. В течении которых 1 раз в неделю обучающиеся запоминали список , состоящий из 10 слов с помощью выбранной методики.



Результаты эксперимента:

ФИ обучающего

Выбранная методика

Количество раз применения методики при запоминании первой группы слов

Количество раз применения методики при запоминании второй группы слов

Количество раз применения методики при запоминании третьейгруппы слов

Аллахвердиева Анастасия

«карточки»

3

5

3



После проведения эксперимента моя гипотеза подтвердилась: существует действительно большое количество интересных и эффективных приемов заучивания английских слов, но каждый должен сам выбрать именно те, которые подойдут ему, учитывая своей тип памяти.



Заключение

Самая большая трудность в изучении иностранного языка- запоминание большого количества слов. Существует множество нетрадиционных методов заучивания, которые можно использовать, в зависимости от особенностей обучаемого. Универсального метода изучения иностранных слов не существует, многое зависит от способностей обучаемого. Тем не менее, овладеть лексикой может каждый. Для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо учить слова наиболее подходящим способом, который максимально задействует все виды памяти. В ходе эксперимента доказана эффективность этих способов. Коэффициент объёма запомненных слов этими способами в 1,2 раза выше, чем способом многократного повторения. Английские слова можно изучать без скучной зубрежки, получая удовольствие от самого процесса запоминания, используя подходящие способы запоминания. И еще, самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!