СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по МХК "Зачем современному человеку классическая музыка?"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Зачем современному человеку классическая музыка?"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по МХК "Зачем современному человеку классическая музыка?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ




Зачем современному человеку классическая музыка?






Автор: Новикова Аурика

ученица 10А класса

Руководитель: Турченко Нина Рудольфовна

учитель Мировой художественной культуры,

высшая квалификационная категория











ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК, 2015 ГОД

ОГЛАВЛЕНИЕ


Титульный лист

с. 1

1. Введение. Актуальность темы.

с. 2

1.1. Название темы

с. 2

1.2. Цель, задачи

с. 3

1.3. Методы

с. 5

2. Основная часть

с.6

2.1. Что такое классическая музыка

с.6

2.1.1. Отношение современных подростков к классической музыке.

с. 6

2.1.2. Отношение взрослых к классической музыке.

с.8

2.1.3. Влияние музыки на человека.

с. 9

2.1.4. Значимость классической музыки для человека.

с. 11

2.2. Мое отношение к классической музыке.


с. 13

2.3.

с. 13

3. Заключение

с. 14

4. Список литературы

с. 15

Приложение

с. 16



ВВЕДЕНИЕ

Музыка … Уже само это слово звучит как мелодия. «Музыка» - так несколько торжественно произносили в старину это слово. Известно, что своим происхождением оно обязано музам – покровительницам искусства в древнегреческой мифологии. Вспомните картину Р. Санти «Парнас». Интересно, что кроме Клио (покровительнице истории), все музы так или иначе связаны с музыкой. Получается, что со времен античности музыка – царица всех искусств. Это признавали даже крупнейшие представители литературы. «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке», - говорил И.В.Гёте.

Что же такое – классическая музыка? Откуда берут начало её истоки? Каково её развитие? Как она влияет на человека?

Моя гипотеза: я предполагаю, что мои сверстники не слушают классическую музыку.

Эти вопросы очень заинтересовали меня, поэтому я выбрала тему для исследовательской работы «Зачем современному человеку классическая музыка?».


Цель: Определение значимости классической музыки для современного человека.


Чтобы достичь цели, мне нужно было решить следующие задачи:


1. Изучить дополнительную литературу по данной теме и сделать обобщение.

2. Определить, что такое классическая музыка.

3.Исследовать отношение современных подростков и взрослых к классической музыке.

4.Доказать значимость классической музыки для человека.

5. Выразить свое отношение к классической музыке.

6. Обобщить полученные данные и сделать вывод.


В своей работе я использовала методы:

1. Анализ и обобщение литературы и данных Интернета.

2. Анкетирование учеников своего класса.

3. Интервьюирование.

4. Поисковый метод.


Тема моего исследования выбрана не случайно. Я считаю тему моей исследовательской работы очень актуальной и важной, и попытаюсь доказать значимость музыки для человека. На днях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил сожаление, что молодежь все меньше слушает классическую музыку. «К сожалению, сокращается количество молодых людей, которые увлекались бы по-настоящему симфонической и иной классической музыкой», - сказал Предстоятель Русской Церкви. Между тем, заметил Патриарх Кирилл, классическая музыка имеет важное значение «для формирования личности, в том числе ее нравственной составляющей» и рассказал, что со студенческих лет привык работать под музыку Баха.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия…»
А.С. Пушкин

    1. Что такое классическая музыка

Известно, что музыка зародилась ещё в древности, и всегда она играла инструментальную роль в исцелении и гармонизации тела и духа человека. В течение тысяч лет, ведическая культура использовала ее для тела и сбалансирования ума, повышения здоровья, излечивая и поддерживая душу человека. Ещё Пифагор говорил, что «музыка уменьшает и даже уничтожает отрицательную энергию и эмоции». Значит, можно сказать, что классика – это важнейший и самый главный из всех «музыкальных лекарей».

Так что же такое – «классика»? Этим определением называют академическую музыку, перенимающую традиции европейской музыки 17-19 веков и следующую им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их выполнения. Классика – это, прежде всего оперы, симфонии и сонаты. Возьмём за начало отсчета классической музыки творчество Вивальди, Генделя, Баха и Глюка, которые составили первую волну композиторов-классиков, позднее были Гайдн, Сальери и Моцарт, а третья волна – это такие великие композиторы как Бетховен, Паганини, Вебер, Шуберт, Берлиоз. Не можем не отметить и Глинку, Вагнера, Шопена, Листа, Шумана, Верди, Брамса.

2.1.1. Отношение современных подростков к классической музыке.

С целью выяснить отношение современных подростков к классической музыке, я провела анкетирование учащихся нашей школы. В исследовании участвовало 52 человека (учащихся 11- х классов). Результаты

Исследование №1 (в кол-ве человек)

Это исследование показало, что подростки не отдают большое значение классической музыке. Но радует то, что большинство осознает и понимает, что классическая музыка важна.

2.1.2.Отношение взрослых к классической музыке.

Исследование №2

Я провела исследование с целью узнать отношение взрослых к классической музыке. В результате опроса, я сформулировала вывод, и он таков: взрослое поколение очень любит классическую музыку, слушает ее часто и среди самых любимых произведений, я выделила популярные :

  1. «Лунная соната» Бетховена

  2. «Метель» Свиридова

  3. Органная и фортепианная музыка.



      1. 2.1.3. Влияние музыки на человека.

Так как же влияет музыка на человека? В поисках ответа на этот вопрос, я наткнулась на статью японского ученого Масару Эмото.


Масару Эмото родился в Иокогаме в июле 1943 года. Он закончил факультет гуманитарных наук Иокогамского городского университета и специализировался по международным отношениям. В 1986 году он создал в Токио корпорацию «Ай-Эйч-Эм». В октябре 1992 года Масару Эмото получил сертификат доктора альтернативной медицины в Открытом международном университете. Впоследствии в Соединенных Штатах он познакомился с концепцией микроструктур воды и с технологией анализа магнитного резонанса. Так начались его поиски ключа к тайнам воды.

Доктор Эмото предпринял обширные исследования воды по всей планете, не столько как ученый-исследователь, но скорее как оригинальный мыслитель. Со временем он понял, что именно кристаллы замерзшей воды способны показать нам ее истинную природу. Он до сих пор продолжает эти эксперименты и по их результатам написал уже несколько книг на японском языке, которые были хорошо приняты читателями и переведены на основные европейские языки.

Меня поразили его исследования, которые касались музыки. Исследования знаменитого японского ученого и целителя Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Доктор Эмото считает, что, поскольку вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний («вибраций», или хадо, как он их называет), она отражает фундаментальные свойства вселенной в целом. Как люди, так и вся наша Земля на 70 процентов состоит из воды. Вода – это связующее звено между духом и материей. Поэтому, по убеждению Масару Эмото, мы можем исцелить самих себя и планету, сознательно культивируя важнейшие позитивные «вибрации» любви и признательности.
Масару Эмото расшифровывает информацию, заложенную в кристаллах замороженной воды, – и получает потрясающие результаты!








Для воды можно исполнять музыку

Эти снимки кристаллов были сделаны после того, как стеклянные бутылки с водой помещали между двух стереоколонок магнитофона.

 

 

Бетховен, Симфония № 5

 

Бетховен, Симфония № 6 («Пасторальная»)

 

Музыка Бетховена породила причудливые кристаллы с большим количеством мелких, тонких деталей.

 

Кристалл, несомненно, отражает красоту этого произведения, но также и безудержный образ жизни Моцарта.

Кристалл хорошо отражает текучий характер баховской мелодии для скрипки и фортепиано.

Моцарт, Симфония №40

Бах, Ария на струне соль

 

Фортепианная музыка создает кристаллы-капельки.

Шопен, Этюд ми мажор

Шопен, Прелюдия ре-бемоль мажор

 

Кристалл слева – явный лебедь, а радужные цвета кристалла справа, возможно, представляют свет надежды.

Чайковский, Лебединое озеро

 

 

Мы, честно говоря, не ожидали такой «ортодоксальной» формы кристалла. Может, это потому, что песня «Yesterday» так любима во всем мире?

Кристалл разделился на две части, как бы подражая прослушанной песне.

Битлз, Yesterday

Элвис Пресли, Отель разбитых сердце

 

Прекрасный кристалл сформировался под воздействием джаза 1950-х годов. Очевидно, у этой музыки есть целительный потенциал.

Вот результат воздействия на воду громкой музыки и глупых, агрессивных текстов. Нечто похожее сформировалось под воздействием слов «Ты дурак». Может быть, вода больше реагирует на слова чем на музыку?

Бад Пауэлл, Сон Клеопатры

Песня в стиле хэви-металл

 

Песня «Нашел немного осени» породила маленький кристалл и ледяные крупинки, похожие на опавшую листву. Кристалл справа можно трактовать как шесть стрекоз с расправленными крыльями.

 

«Нашел немного осени» (японская колыбельная)

«Красная стрекоза» (японская колыбельная)

 

 

 

«Мандариновые деревья цветут на холме»

 

Цвет этого кристалла изменялся каждые десять секунд: вода тоже дышит. Возможно, окрашивание центральной части в красный цвет символизирует созревание мандарина?

Весна

 

Осень

Лето

Зима

 

Вивальди, Времена года

 

В этих кристаллах действительно можно увидеть и весеннее цветение, и осеннее обещание новой жизни, и буйство лета, и спокойствие зимы.








2.1.4. Значимость классической музыки для человека.

Из статьи «Музыка — лучший педагог» доктора искусствоведения Кинарской я узнала, как влияет музыка на здоровье человека.

Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы: не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. В европейском средневековье музыка, наряду с геометрией и астрономией, входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая ее частью мышления и в некоторой степени его источником.

Музыка влияет на физическое здоровье человека. Она реорганизует мозговые функции: к этому выводу первыми пришли российские ученые под руководством Т.Н Маляренко. Один час в день в течение полугода четырехлетние дети слушали классическую музыку. Дети контрольной группы занимались обычными детсадовскими делами и музыку не слушали. После тестирования детей с помощью электроэнцефалографа оказалось, что у «музыкальной» группы альфа-ритм разных участков мозговой коры стал более согласованным и, как пишут исследователи, более «связным, последовательным».

Ученые подчеркивают, что эти изменения произошли без всякого активного вовлечения детей в музицирование, просто от того что музыка звучала рядом. Это говорит об огромной силе музыкального воздействия, о действительной «интимной связи» между искусством музыки и мозгом человека.

Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга. Стоя у истоков человеческого интеллекта, музыка не может не помочь его работе, поскольку навыки мышления в процессе эволюции складывались как практические. Абстрактное мышление и научные способы познания мира выросли из недр конкретного и чувственного мышления, из мышления художественного.

Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов, гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка — лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания, она учит мыслить — мозг, воспитанный музыкой, сам может взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть плохо с успеваемостью — эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.









2.2. Мое отношение к классической музыке.

Меня поразили исследования и результаты экспериментов японского ученого Масару Эмото и исследования российских ученых под руководством Т.Н Маляренко. Значит, классическая музыка, действительно, влияет на человека. Я думаю, если мои сверстники познакомятся с результатами исследования ученых, их мнение и отношение к классической музыке изменятся. Меня же вдохновляет этот вид искусства и я желаю каждому, хоть не много, но приобщаться к музыке.


Я очень люблю классическую музыку. С детства меня привлекал этот вид искусства, а всё началось с того, что в 7 лет, по моему огромному желанию меня отдают в детскую школу искусств на отделение хореографии, я мечтала танцевать балет. Классическая музыка - неотъемлемая часть классического балета, и поэтому классический танец полностью поменял моё мировоззрение на музыкальное искусство. Я полюбила музыку еще больше. Позже я поступила в музыкальную школу, чтобы уже непосредственно заниматься самой музыкой. Инструмент, на котором я обучаюсь - синтезатор. Теперь я понимаю, что без искусства нет вдохновения и разнообразия в моей жизни. Музыка влияет на физическое здоровье человека. Музыка – это моя жизнь!

Моё любимое произведение — Антонио Вивальди — «Времена года» (Зима). Любимый композитор — В.А.Моцарт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Музыка … Уже само это слово звучит как мелодия. «Музыка» - так несколько торжественно произносили в старину это слово. Известно, что своим происхождением оно обязано музам – покровительницам искусства в древнегреческой мифологии. Вспомните картину Р. Санти «Парнас». Интересно, что кроме Клио (покровительнице истории), все музы так или иначе связаны с музыкой. Получается, что со времен античности музыка – царица всех искусств. Это признавали даже крупнейшие представители литературы. «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке», - говорил И.В.Гёте.

Так что же такое – «классика»? Этим определением называют академическую музыку, перенимающую традиции европейской музыки 17-19 веков и следующую им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их выполнения.

С целью выяснить отношение современных подростков к классической музыке, я провела анкетирование учащихся нашей школы. В исследовании участвовало 52 учащихся 11- х классов. Моя гипотеза подтвердилась – большая часть опрашиваемых подростков не слушают классическую музыку, хотя понимают важность и значимость классической музыки.

Исследования знаменитого японского ученого и целителя Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы: не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. В европейском средневековье музыка, наряду с геометрией и астрономией, входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая ее частью мышления и в некоторой степени его источником.

Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов, гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка — лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания, она учит мыслить — мозг, воспитанный музыкой, сам может взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть плохо с успеваемостью — эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.


СПИСОК РЕСУРСОВ

    1. Детская энциклопедия : Я познаю мир. Музыка/ Авт. А.С Кленов. Под общ. Ред. О. Г Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

2. Журнал « Искусство в школе» 2005 г. № 1


3. Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» Издательство:

София, 2008 г.


4. «Википедия» Интернет-энциклопедия.

5. http://www.dw-world.de/dw/article/



ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Анкета «Ваше отношение к классической музыке»

№п/п

Вопросы

да

нет

1

Часто ли вы слушаете классическую музыку?



2

А знаете ли вы, что такое классическая музыка?



3

Есть ли у вас любимое произведение классической музыки?



4

Есть ли у вас любимый композитор классической музыки?



5

Понимаете ли вы важность и значимость классической музыки для человека?



































№п/п

Вопросы

да

нет

1

Часто ли вы слушаете классическую музыку?



2

А знаете ли вы, что такое классическая музыка?



3

Есть ли у вас любимое произведение классической музыки?



4

Есть ли у вас любимый композитор классической музыки?



5

Понимаете ли вы важность и значимость классической музыки для человека?






№п/п

Вопросы

да

нет

1

Часто ли вы слушаете классическую музыку?



2

А знаете ли вы, что такое классическая музыка?



3

Есть ли у вас любимое произведение классической музыки?



4

Есть ли у вас любимый композитор классической музыки?



5

Понимаете ли вы важность и значимость классической музыки для человека?





№п/п

Вопросы

да

нет

1

Часто ли вы слушаете классическую музыку?



2

А знаете ли вы, что такое классическая музыка?



3

Есть ли у вас любимое произведение классической музыки?



4

Есть ли у вас любимый композитор классической музыки?



5

Понимаете ли вы важность и значимость классической музыки для человека?





2. Опрос для взрослого поколения.



№п/п

Вопросы

да

нет

1

Часто ли вы слушаете классическую музыку?



2

А знаете ли вы, что такое классическая музыка?



3

Есть ли у вас любимое произведение классической музыки?



4

Есть ли у вас любимый композитор классической музыки?



5

Понимаете ли вы важность и значимость классической музыки для человека?





Ваше отношение к классической музыке

Слушаете ли вы классическую музыку?

Ваше любимое произведение (класс.произ.)





























































3. Результаты опроса учащихся 11 – ых классов. (по количеству человек)

4. Из презентации :



Масару Эмото родился в Иокогаме в июле 1943 года. Он закончил факультет гуманитарных наук Иокогамского городского университета и специализировался по международным отношениям. В 1986 году он создал в Токио корпорацию «Ай-Эйч-Эм». В октябре 1992 года Масару Эмото получил сертификат доктора альтернативной медицины в Открытом международном университете. Впоследствии в Соединенных Штатах он познакомился с концепцией микроструктур воды и с технологией анализа магнитного резонанса. Так начались его поиски ключа к тайнам воды.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!