муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Малокаменская основная общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
Исследовательская работа
Осмос- вокруг меня
Исследователь: Румянцева Татьяна 4 класс
Научный руководитель: Кузнецова Л.А.
Учитель биологии и химии
Хутор Малая Каменка
2014 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Основная часть исследовательской работы……………………………4
1.1 Что представляет собой процесс осмоса. Теоретическая часть……4
1.2 Осмос вокруг меня. Экспериментальная часть ………………………4-5
2. Заключение и выводы……………………………………………………6
3. Приложения………………………………………………………………7
Возвращаясь с прогулки, я чувствовала нестерпимую жажду. Прядя домой, никак не могла напиться. Я задумалась, почему я так хочу пить? «Напрыгалась», подумала я. Но ведь жажда возникает не только после физических нагрузок, но и после того, как поешь солёненького или шашлыка. Какова же причина возникновения жажды? Мама не знала ответа на этот вопрос, поэтому я обратилась с данным вопросом к учителю биологии и химии. Учитель объяснила, что при физических нагрузках и потреблении большого количества солёных продуктов и продуктов, содержащих большое количество белка, расходуется много воды и поэтому мы должны её добавлять извне. «Как же вода, которую мы пьём, попадает их желудка в клетки организма?»- спросила я. Учитель назвала этот процесс осмосом. Меня заинтересовал вопрос: где ещё встречается этот процесс в живой природе? Оказалось, что осмос лежит в основе жизнедеятельности живой клетки. Мы с учителем биологии и химии решили исследовать этот процесс «вплотную». Была поставлена цель: изучить процесс осмоса, провести эксперименты, доказывающие, что явление осмоса лежит в основе жизнедеятельности клетки.
Задачи:
- Изучить теоретический материал об осмосе.
- Выявить роль осмоса для живых организмов
- Изучить осмос в домашних условиях.
- Выявить, как явление осмоса влияет на повседневную жизнь человека.
Была выдвинута гипотеза: что жизнь без осмоса невозможна, так как все необходимые для жизни вещества поступают в организм благодаря этому процессу.
Объект исследования – осмос.
Предмет исследования – осмотические явления в жизни клетки и в повседневной жизни.
Методы исследования: изучение информационных источников; систематизация; обобщение; поиск; описание; сопоставление; анализ; осмысление.
Исследование проводилось в 2014 году.
Для того чтобы начать работу с этим удивительным природным процессом, мы с руководителем, решили подготовиться теоретически. Нашли определение осмоса: Осмосом называют прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану, в частности через клеточную мембрану. В случае клеточной мембраны осмос частично обусловлен диффузией отдельных молекул воды сквозь эту мембрану, а частично - током воды через особые поры в мембране. Поскольку концентрация всякого водного раствора зависит от количества, растворенного в воде вещества, вода стремится переходить из более разбавленного раствора (где концентрация воды выше) в более концентрированный (где концентрация воды соответственно ниже). Ничего не понимаю в этом сложном определении!
Перерабатываем это сложное определение для девочки 10 лет. Частички вещества, преодолевая преграду, стремятся перейти туда, где их меньше. При чем идут они только в одном направлении - обратной дороги нет! Закончится осмос только тогда, когда количество частичек по обе стороны преграды будет одинаково. Так я понимаю этот процесс.
Где встречается осмос в живой природе? Оглядываясь вокруг, нахожу огромное количество примеров данного явления. Воспроизвожу примеры опытным путём.
- Сейчас весна, сезон посадки растений в огороде. Мама замачивает семена зелёной фасоли. Семена покрываем водой и оставляем на ночь. Утром в чашке с фасолью мы уже не видим свободной воды, а семена увеличились. Осмос в действии. В семенах фасоли было мало воды, поэтому налитая вода туда проникла и осталась в семенах, сделав их больше по размерам. (Приложение 1)
- Завядший цветок в воде оживает. Здесь опять задействован осмос. Вода поступает в обезвоженные клетки растения, наполняют их и растение «как новенькое». Но почему опытные цветоводы рекомендуют обрезать кончики цветочной ножки под водой, перед тем, как поставить их в вазу. Проделываем такой опыт. Наломали ветки сирени, принесли домой, и разделили их на две группы. С первой группой веточек поступили так, как советуют опытные цветоводы: обрезали кончики веток под водой. Поставили в вазу. С ветками из второй группы обрезку кончиков не сделали, но поставили в ту же вазу, где стояли цветы из первой группы. При одинаковых условиях содержания ветки из второй группы завяли раньше. За пояснением обращаемся к интернету. Оказывается, тонкие сосуды обрезанных растений очень быстро заполняются воздухом, возникает воздушная пробка, которая мешает передвижению воды в сосуде. (Приложение 1) Вот почему выгонят воздух из шприца перед уколом!!!
- Выходной день. Мы с мамой занимаемся приготовлением еды. На десерт- мои любимые пирожки с начинкой из яблок. Я натерла яблоки на тёрке и посыпала сахаром. Через несколько минут в тарелке с готовой начинкой появилась жидкость- сладкий яблочный сок. Яблоки заметно уменьшились. Это означает, что вода из клеток яблока вышла туда, где её было меньше- в сахар, а частички сахара проникли в яблочную мякоть- яблоко стало слаще. (Приложение 2)
- Делаем салат из свежих овощей. Мама просит не солить сразу, а только перед подачей на стол: овощи станут мягкими. Я это тоже знаю по своему опыту- вчерашний салат из свежих овощей невкусный. Под воздействием осмоса вода из овощей выходит, на дне тарелки с салатом появляется «юшечка». Я её тоже люблю, но всё должно быть в меру. Кстати, вчерашний салат из капусты наоборот становится вкуснее- капуста мягкая, солёненькая. Делаем вывод, салат из овощей нужно солить перед подачей, а салат из капусты хотя бы за час до подачи на стол. (Приложение 2)
- Высаживаем рассаду в грунт. Первые два дня она вялая, на третий день- оживает. Налаживается процесс осмоса- кончики корней, которые мы повредили при высаживании отросли и стали всасывать самостоятельно воду из почвы. (Приложение 3)
Заключение и выводы.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что определение осмоса неоправданно усложнено. Я бы его дала так: осмос, это процесс перехода частиц вещества в ту область, где его меньше или вообще нет. Процесс перехода частиц идет только в одном направлении.
- Оглянувшись вокруг, я поняла, что почти вся наша жизнь основана на процессе осмоса.
- В домашних условиях я воспроизвела опыты, доказывающие явление осмоса в повседневной жизни.
- Осмос влияет на повседневную жизнь человека: при помощи данного процесса восполняется недостаток различных веществ в нашем организме. Если не хватает воды, то мы испытываем чувство жажды и тут же его восполняем; если хотим солёненького- значит не хватает соли; если не хотим кушать- значит мы болеем и лучше от еды воздержаться и т.д.. Наш организм сам рассказывает о том, чего ему не хватает.
Гипотеза, которую мы выдвигали, подтвердилась: жизнь без осмоса невозможна, так как все необходимые для жизни вещества поступают в организм благодаря этому процессу. Процесс осмоса является основным для жизнедеятельности всех живых организмов.