СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по физике "осмос- вокруг меня"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Малокаменская основная общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Осмос- вокруг меня

 

 

 

 

 

 

                                                  Исследователь: Румянцева Татьяна 4 класс

                                                       Научный руководитель: Кузнецова Л.А.

                                                       Учитель биологии и химии

 

                                           Хутор Малая Каменка

                                                       2014 год

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Основная часть исследовательской работы……………………………4

1.1  Что представляет собой процесс осмоса. Теоретическая часть……4

1.2 Осмос вокруг меня. Экспериментальная часть ………………………4-5

2. Заключение и выводы……………………………………………………6

 3. Приложения………………………………………………………………7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возвращаясь с прогулки,  я чувствовала нестерпимую жажду.  Прядя домой, никак  не могла напиться. Я задумалась,  почему я так хочу пить?  «Напрыгалась», подумала я. Но ведь жажда возникает не только после физических нагрузок, но и после того, как поешь солёненького или шашлыка. Какова же причина возникновения жажды? Мама не знала ответа на этот вопрос,  поэтому я обратилась с данным вопросом к учителю  биологии и химии. Учитель объяснила, что при физических нагрузках и потреблении большого количества солёных продуктов и продуктов, содержащих большое количество белка,  расходуется много воды  и поэтому мы должны её добавлять извне. «Как же вода, которую мы пьём,  попадает их желудка в клетки организма?»- спросила я. Учитель назвала этот процесс осмосом. Меня заинтересовал вопрос:  где ещё встречается этот процесс в живой природе? Оказалось, что осмос лежит в основе жизнедеятельности живой клетки.  Мы с учителем биологии и химии решили исследовать этот процесс «вплотную». Была поставлена цель: изучить процесс осмоса, провести эксперименты, доказывающие, что явление осмоса лежит в основе жизнедеятельности клетки.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал об осмосе.
  2. Выявить роль  осмоса для живых организмов
  3. Изучить осмос в домашних условиях.
  4. Выявить, как явление осмоса влияет на повседневную жизнь человека.

Была выдвинута гипотеза: что жизнь без осмоса невозможна, так как все необходимые для жизни вещества поступают в организм благодаря этому процессу.

 

Объект исследования – осмос.

Предмет  исследования – осмотические явления в жизни клетки и в повседневной жизни.

Методы исследования: изучение информационных источников; систематизация; обобщение; поиск; описание; сопоставление; анализ; осмысление.

Исследование проводилось в 2014 году.

 

 

 

 

Для того чтобы начать работу с этим удивительным природным процессом, мы с руководителем,  решили подготовиться теоретически. Нашли определение осмоса: Осмосом называют прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану, в частности через клеточную мембрану. В случае клеточной мембраны осмос частично обусловлен диффузией отдельных молекул воды сквозь эту мембрану, а частично - током воды через особые поры в мембране. Поскольку концентрация всякого водного раствора зависит от количества, растворенного в воде вещества, вода стремится переходить из более разбавленного раствора (где концентрация воды выше) в более концентрированный (где концентрация воды соответственно ниже). Ничего не понимаю в этом сложном определении!

Перерабатываем это сложное определение для девочки 10 лет. Частички вещества, преодолевая преграду,  стремятся перейти туда, где их меньше. При чем идут они только в одном направлении - обратной дороги нет! Закончится осмос только тогда, когда количество частичек по обе стороны преграды будет одинаково. Так  я понимаю этот процесс.

Где встречается    осмос в живой природе?  Оглядываясь вокруг, нахожу огромное количество примеров данного явления. Воспроизвожу примеры опытным путём.

  1.  Сейчас весна, сезон посадки растений в огороде. Мама замачивает семена зелёной фасоли. Семена покрываем  водой и оставляем на ночь. Утром в чашке с фасолью мы уже не видим свободной воды, а семена увеличились. Осмос в действии. В семенах фасоли было мало воды, поэтому налитая вода туда проникла и осталась в семенах, сделав их больше по размерам. (Приложение 1)
  2. Завядший цветок в воде оживает. Здесь опять задействован осмос. Вода поступает в обезвоженные клетки растения, наполняют их и растение «как новенькое». Но почему опытные цветоводы рекомендуют обрезать кончики цветочной ножки под водой, перед тем, как поставить их в вазу. Проделываем такой опыт. Наломали ветки сирени, принесли домой, и разделили их на  две группы.  С первой группой веточек поступили так, как советуют опытные цветоводы: обрезали кончики веток под водой. Поставили в вазу. С ветками из второй группы обрезку кончиков не сделали, но поставили в ту же вазу, где стояли цветы из первой группы. При одинаковых условиях содержания ветки из второй группы завяли раньше. За пояснением обращаемся к интернету. Оказывается, тонкие сосуды обрезанных растений очень быстро заполняются воздухом, возникает воздушная пробка, которая мешает передвижению воды в сосуде. (Приложение 1) Вот почему выгонят воздух из шприца перед уколом!!!
  3. Выходной день. Мы с мамой занимаемся приготовлением еды. На десерт- мои любимые пирожки с начинкой из яблок. Я натерла яблоки на тёрке и посыпала сахаром. Через несколько минут в тарелке с готовой начинкой появилась жидкость-  сладкий яблочный сок. Яблоки заметно уменьшились. Это означает, что вода из клеток яблока вышла туда, где её было меньше-  в сахар, а частички сахара проникли в яблочную мякоть- яблоко стало слаще. (Приложение 2)
  4. Делаем салат из свежих овощей. Мама просит не солить сразу, а только перед подачей на стол: овощи станут мягкими. Я это тоже знаю по своему опыту-  вчерашний салат из свежих овощей невкусный. Под воздействием осмоса вода из овощей выходит, на дне тарелки с салатом появляется «юшечка». Я её тоже люблю, но всё должно быть в меру.  Кстати, вчерашний салат из капусты наоборот становится вкуснее- капуста мягкая, солёненькая. Делаем вывод, салат из овощей нужно солить перед подачей, а  салат из капусты хотя бы за час до подачи на стол.  (Приложение 2)
  5. Высаживаем рассаду в грунт. Первые два дня она вялая, на третий день- оживает. Налаживается процесс осмоса- кончики корней, которые мы повредили при высаживании отросли и стали всасывать самостоятельно воду из почвы.  (Приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение и выводы.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Изучив теоретический материал, я пришла к выводу,  что определение осмоса неоправданно усложнено. Я бы его дала так: осмос, это процесс перехода частиц вещества в ту область, где его меньше или вообще нет. Процесс перехода частиц идет только в одном направлении.
  2. Оглянувшись вокруг,  я поняла, что почти вся наша жизнь основана на процессе осмоса.
  3. В домашних условиях я воспроизвела опыты, доказывающие явление  осмоса в повседневной жизни.
  4. Осмос влияет на повседневную жизнь человека: при помощи данного процесса восполняется недостаток различных веществ в нашем организме.  Если не хватает воды, то мы испытываем чувство жажды и тут же его восполняем; если хотим солёненького- значит не хватает соли; если  не хотим кушать- значит мы болеем и лучше от еды воздержаться и т.д.. Наш организм сам рассказывает о том, чего ему не хватает.

Гипотеза, которую мы выдвигали, подтвердилась:  жизнь без осмоса невозможна, так как все необходимые для жизни вещества поступают в организм благодаря этому процессу. Процесс осмоса  является основным для жизнедеятельности всех живых организмов.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!