СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Любовь к чтению" (в рамках НПК "Нами будет прирастать мощь России").

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, подготовленная к научно-практической конференции «Нами будет прирастать мощь России!», ежегодно проходящая в МБОУ г.Иркутска СОШ № 39. Работа представлена секцией Русского языка и Литературы, подготовлена учеником 5 «А» класса Лапиным Никитой.

Работа может быть использована на внеклассных мероприятиях по листературе, может стать отправной точкой для дальнейших научно-изыскательских работ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Любовь к чтению" (в рамках НПК "Нами будет прирастать мощь России").»










Исследовательская работа.

Тема: «Любовь к чтению»







Автор: Лапин Никита Владимирович,

обучающийся 5 «А» класса МБОУ г. Иркутска СОШ №39

Руководитель: Орлова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы.





2017

Иркутск

Содержание:

1. Введение.

2. Основная часть:

2.1

2.2

2.3

2.4

3. Вывод.

4. Список использованной литературы

5. Приложение 1























Введение

«Чтение — это один из истоков мышления

и умственного развития».

В.А. Сухомлинский

Мой классный руководитель рассказывала, что раньше наша страна была самой читающей в мире. А сегодня мои сверстники, да и вообще многие дети, не любят читать. Многие из нас, и я не исключение, больше смотрим телевизор или за компьютером сидим. Почему так происходит? Почему не любим читать? Как полюбить читать? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

Объект исследования: обучающиеся моего класса.

Предмет исследования: читательский интерес моего класса.

Актуальность исследования: сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги, но ведь именно чтение – главное условие для успешной сдачи экзаменов в будущем. Именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события.

Я выдвинул гипотезу: в век телевидения и интернета современные дети читают мало, роль книги в их жизни тоже мала.

Цель моей работы: изучить причины низкого читательского интереса детей и найти способы увеличения интереса к чтению.

Задачи:

  • изучить специальную литературу о пользе чтения и рассказать об этом одноклассникам;

  • провести опрос среди одноклассников;

  • проанализировать результаты;

  • подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет;

  • познакомить одноклассников с увлекательными играми и упражнениями для повышения качества чтения;

  • разработать способы увеличения интереса к чтению.

При написании своей исследовательской работы я использовал следующие методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ специальной литературы по данной тематике;

  • анкетирование и сравнительный анализ полученных результатов;

  • разработка памятки (рекомендаций) для развития навыка чтения для одноклассников.

Основная часть.

С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый. Важна любая книга, какой бы области она ни была.

Историческая расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу.

Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.

Книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым. Мысленно побывать в других странах и городах, представить времена динозавров или будущее и очутиться там. Телевидение же даёт нам готовую «картинку», в которой за нас пофантазировал режиссёр фильма. Для сравнения я сначала посмотрел фильм «Гарри Поттер и философский камень», а потом прочитал книгу. В процессе чтения мне представлялись герои и декорации из фильма. Многое из книги не вошло в фильм. В ней более подробно описываются чувства и эмоции героя.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по географии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.

Читая любое произведение, мы становимся грамотнее как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

Я нашел несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.

1. Чтение уменьшает стресс.

Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые из Университета Сассекса считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижают уровень стресса.

2. Чтение помогает избавиться от бессонницы.

Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект — мозг понимает, что самое время отдохнуть.

3. Чтение делает нас более чуткими.

Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

4. Чтение делает нас более привлекательными.

Высокий интеллектуальный уровень делает нас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть своими знаниями при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.

Всякий раз, когда мы читаем, вы тренируем мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.

6. Чтение расширяет словарный запас.

Когда мы читаем, то сталкиваемся со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.

7. Чтение делает нас хорошим рассказчиком.

Чем больше чужих историй мы читаем, тем лучше будем рассказывать свои. Чем увлекательнее будут наши истории, тем интереснее мы будем казаться другим, тем убедительнее для них будут наши слова.

Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Глупо, если в двенадцать лет человек читает сказки «Теремок» и «Репка», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! К сожалению, сейчас любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный интернет.

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.



Я решил узнать, какое место чтение книг занимает у моих одноклассников. Для этого провел анкетирование. Средняя возрастная группа – 11-12 лет. Всего в анкетировании приняли участие 30 человек.

Количественные данные я занес в таблицы ответов. По данным анкеты мною были получены следующие результаты, которые представлены в виде диаграмм:

Вопрос №1 «Чем вы любите заниматься в свободное время?»

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, играть за компьютером, читать, смотреть телевизор, занятия по увлечениям -спорт, танцы, шахматы и т.д.), нужно было выбрать один или несколько ответов.

Получились такие результаты: за чтением проводят время 12% .

Вопрос №2 «Любите ли вы читать?»

30% ответили «да», 70% - «нет»

Вопрос №3 «С какой целью вы читаете?»

25% - школьников читают с учебной целью, 27% - для расширения кругозора, 30% - для души, 20% - чтобы заполнить свободное время, 4% - выбрали другое.

Вопрос №4 «Сколько книг вами прочитано за последний год?»

За последний год мои одноклассники прочитали в среднем до 10 книг, а два ученика прочитали за год примерно 30 книг.

Вопрос №5 «Как вы считаете, почему многие дети так мало читают?»

Большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (16 человек). Сослались на то, что есть много других занятий 7 учащихся, а 10 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень. Не смогли ответить – 10 учащихся.









Для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Я хочу порекомендовать упражнения на развитие качества чтения.

  1. Чтение перевёрнутого текста.

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача, двигая глазами, справа налево, прочитать текст. Тем самым совершается путешествие по перевёрнутому миру и крайне необходимо быстро научиться в нём читать.

Это упражнение способствует:

- Формированию в памяти образов слов и букв.

- Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.

  1. Корректировка деформированных предложений

Мы – дети - очень любим загадочные, заколдованные предложения. Надо предложить найти в таких предложениях смысл, расставив слова верно в нужной форме.

  1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

  2. дали каши Маше манной нашей

  3. летом одним и зимой цветом

  4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

  5. ко мне друзья пришли мои на праздник

  6. у деда Мороза красивые легкие сани были

  7. любимое дерево мое белая береза

  8. в саду в нашем расцвела клубника

  9. мы электричке на доехали до станции

  10. ледяная крутая и длинная горка была

  1. Восполнение пропусков букв в словах

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Например: Ш - а С - - а по ш ---е и с- с--а с---у.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать смысл каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед.

Это упражнение способствует также развитию памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв, возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

  1. Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения.

Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения: один из таких приёмов «ёлочка». Задача состоит в том, чтобы, глядя в центр на цифру, видеть одновременно все цифры.

  1. Чтение текстов без пробелов - упражнение на тренировку способностей мозга

Например: Какподдерживатьинтерескзанятиямнавысокомуровне?Дляподдержанияинтересаквыполня емойработепопробуйтепереключатьсянадругое делокактолькофокусвниманияначинаеттерятьсяЭтопох оженатокакспортсмены тренируются: пятьразотжалсяпятьразприселпят ьразподтянулсяпробежалкруг иопятьпятьразотжался.

  1. Чтение по кругу.

Текст читается три раза по 1 минуте (все время начинать с одного места). Каждый раз отмечается место остановки. Затем считается, сколько слов прибавилось от места 1 остановки до места остановки 3.

  1. Мозг привык работать быстро. Он легко и просто разгадывает шарады, которые ему преподносит жизнь.

Прочитайте, что здесь написано?

хмуа, аумх-цакухото,

ооннпчеозоле хрюоб!

хаму по люпо пашло,

аухм ежкуден лшана.

шлпоа хаму на азрба

и клупиа соварам:

«рихтподие, кыантара,

я асв чема щгоуу!»

Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранять постоянно расстояние до глаз 33 см.

Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Для укрепления зрения предпочтительнее занятия футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, теннисом.

Правило 5. Постоянно следить за своим зрением и укреплять его с помощью упражнений. Раз в год проверять зрение у врача.

Способы увеличения интереса к чтению.

Исправить сложившуюся ситуацию в области чтения в детской среде сразу невозможно. Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы программы, конкурсы, мероприятия, направленные на пропаганду чтения. Какие я вижу пути решения:

  • Можно провести развлекательно-учебное мероприятие, например, «Школьная Библионочь»

  • Организовать литературный марафон, например, встречи с местными писателями.

  • Сделать книжный аукцион.

  • Организовать Флеш-моб, направленный на пропаганду чтения, например, построить школьников «я читать!»

  • Организовать в классе выступления на тему «Мои любимые книги».

3. Вывод.

На основании нашего исследования можно сделать вывод, что книга окончательно не ушла из жизни школьников, но, к сожалению, у многих моих одноклассников нет любви к чтению. Моя гипотеза - в век телевидения и интернета современные дети читают мало – не подтвердилась/подтвердилась (зависит от результатов анкетирования).

Ученые-книговеды дали десятки определений понятию «книга», но, судя по дискуссиям, так и не сошлись во мнениях.

Л.Н. Толстой считал, что книги помогают «ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира», Д. Свифт писал, что «книги — дети разума», а Д. Дидро был убежден в том, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Сотни великих сочли своим долгом сказать доброе слово о книге и чтении , например, М. Горький: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Но время течет, технологии меняются, и вот уже мы читаем произведения не только на традиционном бумажном носителе, но и в электронном виде, любую информацию легко находим в интернете, а новости узнаем не со страниц газет на следующий день, а с экранов телевидения сию минуту.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

Сегодня Россия, как никогда, нуждается в новом поколении творческих людей, способных генерировать новые мысли, новые идеи и силой своего мышления изменять наш мир к лучшему.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Чтобы повысить интерес учащихся к чтению, можно проводить рекламу книг на уроках литературы, делать выставки новинок, поступающих в библиотеку школы. Также участвовать в организованных по всей стране «Библионочах». Помимо этого, надо повышать качество чтения, разработанная мной памятка поможет моим одноклассникам в этом вопросе.

Если учащиеся не будут читать и вместо раскрытой книги навсегда устремят взгляд в монитор компьютера или экран телевизора, исчезнут живой диалог, живое общение. Во всём должна быть мера. Использование готовых материалов, предлагаемых компьютерными программами и телевидением, лишает детей умения фантазировать, способности воображать.

Книга - это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники.

Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.






9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!