Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п.Каджером
Исследовательская работа:
Демографический портрет обучающихся школы
Выполнила: ученица 10-го класса
МОУ «СОШ» п.Каджером
Чиркунова Ульяна
Руководитель: учитель географии
Чиркунова Елена Николаевна
2013г
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….2
1. Источники данных о населении…………………………………………………3
2. Демографическая ситуация в школе…………………………………………. .4
2.1.Количество детей посещающих детский сад ………………………………...5
2.2. Численность и половой состав обучающихся школы………………… 6
2.3. Количество детей получивших аттестат………………………………….7
2.4. Этнический состав обучающихся школы……………………………………..8
2.5. Количество детей в семьях обучающихся школы…………………………….9
2.6. Возрастной состав обучающихся школы в 2012-2013 уч. году……………..10
2.7. Религиозный состав обучающихся школы………………………………….11
2.8. Место рождения обучающихся школы……………………………………12
2.9. Сфера деятельности родителей обучающихся………………………………13
2.10. Профессиональные предпочтения обучающихся МОУ «СОШ»п.Каджером………………………………………………………………………14
2.11..Предполагаемый уровень образования.………………………………………………………………………………15
2.12.Увлечения учащихся……………………………………………………………..16
2.13. Участие во внеурочной жизни школы……………………………………..17
Выводы………………………………………………………………………………….18
Использованная литература………………………………………………………….19
Введение
В октябре 2010 года по всей стране проводилась перепись населения. При изучении экономической географии России меня заинтересовала процедура проведения переписи населения. Я решила провести перепись учащихся в нашей школе.
Целью моей работы было: проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.
Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.
В своем исследовании я дала характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.
Задачи:
1. Изучение истории переписи населения в стране.
2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Проведение анкетирования учеников школы.
4. Сбор и обработка информации.
5. Анализ и выводы по анкетированию.
6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.
7.Чем была бы полезна эта информация школе?
Методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Проведение анкетирования.
3. Обработка данных.
4. Составление и анализ диаграмм.
5. Умение обработки данных на компьютере.
6. Умение обобщать, выделять главное.
1. Источники данных о населении
В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве — соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта — подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи — по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.
В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 80 мальчиков и 117 девочек.
Данные анкет были обработаны и на основе этого мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ «СОШ» п.Каджером.
2. Демографическая ситуация в школе.
В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 47%-мальчиков и 53%-девочек.
Данные анкет были обработаны и на основе этого я выполнила данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ «СОШ» п.Каджером.
При выполнении работы я изучила различные статистические материалы , провела опрос учащихся, анкетирование, изучила школьные документы по численности, половому и этническому составу школьников.
Для выполнения данной работы среди 1-11 классов провела анкетирование.
Были предложены следующие вопросы анкеты.
1.1 Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».
1.Дата и место рождения
2. Указать пол (мужской, женский).
3. Укажите свою национальность.
4. Какую религию исповедуешь? (христианство, мусульманство и др.).
5.Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?
6.Место рождения (город, село, край, область, республика).
7.Кем работают твои родители (указать сферу деятельности)?
8.Какую профессию ты хотел бы получить?
9. Какое образование ты хотел бы получить (9 классов –основное, 11 классов – среднее, после школы – среднее специальное, высшее)?
10. Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?
11. Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет). Если да, то как часто (постоянно, иногда, никогда).
2.1.Количество детей посещающих детский сад
В селе есть детский сад «Сказка».
Прежде всего, мы проследили демографическую ситуацию с детского сада, ведь именно этим детям предстоит обучаться в нашей школе.
Год | Количество детей посещающих дет. сад |
всего | девочки | мальчики |
2008 | 101 | 45 | 56 |
2009 | 95 | 44 | 51 |
2010 | 91 | 41 | 50 |
2011 | 87 | 43 | 44 |
2012 | 93 | 43 | 50 |
2013 | 93 | 43 | 50 |
Из представленной таблицы и диаграммы видно, что в основном детсад посещают -95 детей. В этом году в школу пойдет 15 детей, в 2014г-24 ребенка, 2015г-20 человек, 2016г-18 человек, 2017г-17 человек. Количество детей, посещающих детский сад, остается стабильным.
2.2.Численность обучающихся в МОУ «СОШ» п.Каджером
Для того чтобы проследить изменения численного состава обучающихся школы, я провела анализ ежегодных статистических отчетов. Полученные данные я поместила в таблицу.
Год | Всего обучающихся |
2008-2009 | 241 |
2009-2010 | 232 |
2010-2011 | 226 |
2011-2012 | 217 |
2012-2013 | 197 |
Таблица помогла построить столбчатую диаграмму, которая показывает динамику изменения количества учащихся школы.
Из диаграммы видно, что количество учащихся сокращается примерно на 10-20 человек ежегодно.
2.3.Количество выпускников получивших аттестат.
Учебный год | Основная школа (9 класс) | Средняя школа (11 кл) |
2006-2007 | 33 | 18 |
2007-2008 | 34 | 16 |
2008-2009 | 25 | 13 |
2009-2010 | 38 | 16 |
2010-2011 | 25 | 12 |
2011-2012 | 28 | 16 |
2012-2013 | 21 | 8 |
Вывод: Количество выпускников в школе постепенно сокращается. Самое большое количество выпускников было в 2006-2007 учебном году. По данным таблицы можно сказать, что многие учащиеся после 9го класса продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях. Средняя наполняемость учеников на III ступени обучения за последние 5 лет составляет 12 человек.
2.4. Этнический состав учащихся школы.
Учебный год | Всего учащихся | русские | украинцы | татары | немцы | белорусы | коми | башкиры | удмуртка |
2012-2013 | 171 | 141 | 8 | 5 | 5 | 4 | 6 | 1 | 1 |
Вывод об этническом составе. Анкетирование показало, что русских в нашей школе обучается намного больше , нежели представителей других национальностей. Среди других национальностей есть украинцы, они стоят на втором месте. Есть также татары, немцы, белорусы, коми. Меньше всего представлено башкир и удмуртов. Подобное распределение, на мой взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории и влиянием внутренней миграции в стране в последние годы.
2.5.Количество детей в семьях учащихся школы.
Кол-во детей в семье | 2013 год |
Один | 59 |
Два | 76 |
Три | 22 |
Четыре | 9 |
Пять | 4 |
Шесть | 1 |
Вывод: В основном в семьях учащихся один или два ребенка. Всего лишь в одной семье шесть детей. Таким образом, на многодетные семьи приходится 5%. Из этого можно сделать вывод, что у нас в Каджероме в основном в прошлые годы рождаемость была довольно низкой.
2.6.Возрастной состав учащихся школы в 2012-2013 учебном году.
Из представленной диаграммы видно, что в школе больше обучается учащихся 2002 , 2004, 2003 годов рождения. Самое малое количество рождений было в 1994 и 2006 году.
Религиозный состав учащихся школы.
Вывод. Очень наглядно здесь можно увидеть то, что в большинство тех, кто обучается - христиане, и лишь10%-атеисты. 8 человек не определились с выбором религии или не понимают вопрос.
Место рождения учащихся школы.
Вывод по диаграмме: В основном большинство учащихся школы родилось в
Республике Коми . Малое количество школьников родилось за пределами Республики Коми 5,2%. Таким образом, основная часть учащихся имеют местные корни.
2.9.Сфера деятельности родителей учащихся.
Вид деятельности | Количество родителей |
Безработные | 51 |
Сфера обслуживания | 127 |
Промышленность | 27 |
Транспорт | 27 |
Предпринимательство | 1 |
Пенсионеры | 3 |
Для нашего поселка характерно, что среди родителей много безработных, но большая часть родителей занята с сфере обслуживания. Есть семьи, где отец и мать не имеют постоянной работы. Поэтому главной проблемой для посёлка является создание рабочих мест. В советские времена население работало в леспромхозе. В настоящее время леспромхоза нет и родители учеников вынуждены работать вахтовым способом.
Для преодоления безработицы в посёлке, я думаю , необходимо открывать предприятия малого бизнеса по обслуживанию населения и развивать сельское хозяйство.
2.10.Профессиональные предпочтения учащихся МОУ «СОШ» п.Каджером.
Один из вопросов анкеты был: «Какую профессию ты хотел бы получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.
Вид деятельности | Кол-во учащихся |
не знаю | 65 |
Область экономики | 3 |
юрист | 8 |
Медицина | 24 |
Психолог | 1 |
Культура и искусство | 3 |
Информационные технологии | 1 |
Наука и образование | 3 |
Спорт | 2 |
Строительство | 2 |
Полицейский | 12 |
Рабочие специальности | 6 |
Пожарные | 8 |
Парикмахер | 3 |
Чтобы не стать сырьевым придатком мира, Россия должна переходить к высокотехнологичным производствам, а для этого нужен не только научный и инженерный, но и высококвалифицированный рабочий потенциал. Отрадно, что у нас в школе учащиеся серьезно отнеслись к этому вопросу. Это говорит о том, что они задумываются о своем будущем, тревогу вызывает тот факт, что 38% не определились с выбором профессии.
2.11.Предполагаемый уровень образования.
На вопрос анкеты - Какое образование ты хотел бы получить? Большинство учащихся ответили: высшее – 74%, среднее специальное – 26%. Думаем, это говорит о том, что учащиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры.
2.12.Увлечения учащихся.
В свободное время учащиеся занимаются: спортивными играми – играют в волейбол, пользуются Интернет – услугами. Девочки - рисованием, рукоделием, вязанием и чтением.
2.13.Участие во внеурочной жизни школы.
Во внеурочной жизни школы участвуют 90% опрошенных. Вообще не участвуют – 10%. Это должно заинтересовать наше школьное самоуправление.
Это интересно.
Самым распространенным женским именем в школе оказалось имя Анастасия, самым редким –Ангелина, Алла, Тамара, Эрика, Арина, Евдокия, Злата,Линда, Дарина, Снежана, Диана. Среди мальчиков самое распространенное имя –Данил, Андрей, Максим, а самое редкое – Феликс, Захар, Мансур, Фёдор, Семен.
Выводы:
1. Демографический портрет нашей школы отражает общую демографическую ситуацию в РК и России в целом.
Мы получили ответы на интересующие нас вопросы:
представители каких национальностей учатся в нашей школе;
количество мальчиков и девочек в школе;
где родились, где проживают в настоящее время;
сколько детей в семьях наших учеников;
профессия в будущем;
2. Как показал социологический опрос, большинство школьников растут в семьях, где двое детей, являются русскими по национальности, исповедуют православие, а так же являются коренными жителями Республики Коми.
3. Демографическая ситуация в моей школе, представленная в проекте довольно наглядно, отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера, а так же решить проблему с недобором на места или слишком большим конкурсом. Также наши материалы помогут администрации школы при анализе и планировании работы на будущее.
4.Исходя из всего вышеизложенного, я думаю, что наша школа будет успешно работать и в будущем, так как количество учащихся будет составлять в среднем 150 человек.
Использованная литература
1.В.П.Максаковский «Социальная и экономическая география мира»
2.Анкетирование обучающихся
3.Классные журналы
4.Социологический опрос
5.sbiblio.com
6.referatwork.ru
7.dmo.econ.msu.ru
20