Управление образования администрации города Троицка
Городская научно-исследовательская конференция
учащихся 5-8 классов муниципальных образовательных учреждений
«Первые шаги в науку»
«Соль – друг или враг»
Работу выполнили:
ученицы МБОУ «ООШ № 4»
Пузикова Ангелина, 7 класс
Белова Марина, 7 класс
Руководитель: учитель физики
Коваленко Инна Сергеевна
Троицк, 2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 История соли…………………………………………………….……..……..5
1.2 О месторождениях соли и способах ее добычи………………….…………6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Соль – друг…………………………………………………………….……...8
2.2 Соль – друг и враг……………………………………………………..……..8
Заключение ……………………………………………………………….……..10
Список литературы……………………………………………………….…..….11
Введение
Из детских журналов мы узнали, что в настоящее время зафиксированы серьезные проблемы с гуляющими вдоль дорог домашними животными.
Зимой отмечается увеличение жалоб на ожоги дыхательных путей
на химические ожоги лап.
Актуальность работы заключается в том, чтобы найти интересное и необычное рядом, что доступно для наблюдения и изучения и не требует особых усилий и затрат.
Мы решили провести анкетирование одноклассников целью, которого было выявить знания сверстников о полезных и вредных свойствах соли.
Диаграмма 1
Никто из опрошенных не отметил использование соли в медицине, быту и косметологии.
Цель исследования: выяснить, какую роль играет соль в жизни человека, когда можно считать соль другом, а когда соль является врагом, причиняя вред здоровью и окружающему миру.
Гипотеза: Если изучить свойства соли, то можно узнать какую пользу и вред она приносит человеку и окружающей среде
Задачи исследования:
Выяснить, как люди узнали о соли;
Найти информацию о соли;
Изучить насколько опасна и полезна соль для
человека и окружающего мира;
Спросить у сверстников, что они знают о соли;
Провести опыты для выявления свойств соли;
Сделать выводы из своих наблюдений.
Этапы работы
Изучение литературы и сбор информации по теме.
Опрос одноклассников.
Проведение опытов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 История соли
Соль- старинное славянское название Солнца - СОЛОНЬ
«Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, выражение
гостеприимства.
Изучая энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, мы узнали историю использования соли. Еще египтяне использовали соль для изготовления мумий. Благодаря способности соли консервировать, предохранять от гниения, продлевать жизнь ей стали приписывать множество символических значений. Вера в магическое действие соли была настолько сильной, что среди многих народов соль стала служить талисманом во всех случаях жизни. Соль предохраняла человека, его жилье, домашних животных от колдовства, нечистой силы, «дурного» глаза. Священную в церкви соль воины брали в дорогу для предохранения от встречи с колдунами и ведьмами.
Если проследить историю поваренной соли, то невольно обратишь внимание, что она знакомит с историей развития всего человечества, с историей развития культуры многих народностей, открывая совершенно невероятные страницы прошлого. Из-за важного значения соли для жизни человека, ее использовали порой в совершенно неожиданном качестве. Достаточно сказать, что в странах, где соли было мало или не было совсем, она заменяла деньги. В древнем Риме, например, войско оплачивали солью. Отсюда произошло название мелкой монеты сольди – в Италии и солид во Франции, а также французское слово солд – жалованье военных, а возможно, и слово солдат.
На Руси еще во времена скифов древний «Солоный путь» (по которому перевозили соль) вел степью от Днепра на юг к Черному морю, к Азовскому морю и к Северному Кавказу. Другое название этого пути – Чумацкий шлях ( чумаки-люди привозившие соль).
Млечный путь тоже связан с солью. Чумаки ездили в Крым летом и зимой (потому что весной и осенью дороги не были пригодны для поездок), в направлении на юг или юго–восток. Именно зимой Млечный Путь тянется с северо–запада на юго–восток и можно использовать эту звёздную дорогу для определения направления.
В христианстве соль ассоциируется не только с долголетием и непреложностью, но и более того — с истиной и мудростью. Хлеб и соль — благословение и его сохранение — часто оказываются связаны. Приносить в новый дом хлеб и соль — старая традиция, идущая из глубин.
1.2 О месторождениях соли и способах ее добычи.
Главный источник соли – моря и океаны. Десятки тысяч соляных озер разбросаны по всей поверхности земли, и много их в нашей Астраханской области. Соляные озера очень красивы. Они покрыты белоснежным кружевом, в котором отражается бесконечная голубизна неба и яркое солнце. Это самосадочные озера, соль образуется в них путем естественного выпаривания.
Самые крупные месторождения каменной соли были на Урале в районе Донбасса и в Прикаспийской низменности. В р-не нижней Волги – оз.Эльтон – Волгоградская область, в Астраханской области – оз. Баскунчак , в Приуралье, Сибири.
Баскунчакское соляное озеро – жемчужина Прикаспия. В России о нем знает каждый. Но мало кто знает, что это не озеро. А что же? Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубь земли и прикрытой толщей осадочных пород. Питание уникального водоема происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в соленое озеро Баскунчак по его северо-западному берегу, принося в течение суток в озеро Баскунчак более 2,5 тысячи тонн солей.
Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.
В зависимости от места и способа добычи соль имеет различные названия и соответственно свойства:
•каменная соль - добывается из осадочных пород;
•самосадочная соль - добывается из соляных озер (отлагается сама);
•садочная поваренная соль - производится бассейным способом из морской и озерной вод (выращивается людьми);
•выварочная соль - добывается путем выварки ее из естественных и искусственных рассолов.
По потреблению различают:
•поваренная пищевая;
•кормовая (для животных);
•для промышленности.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Соль- друг
Опыт 1. Наблюдение за яйцом в солёном растворе
Используя свойство солёной воды высокую плотность, можно быстро научиться плавать. Итак, мы решили проверить, почему в солёной воде можно быстрее научиться плавать. Я сварила два яйца, затем одно я положил в стакан с пресной водой, а второе в стакан с солёной водой, в которую насыпал 2 столовые ложки соли.
Вывод: соль повышает плотность воды, чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть.
2.2 Соль- друг и враг
Опыт 2. Незамерзающая вода
Из литературы мы узнали, что техническую соль используют при борьбе с обледенением на трассах и дорогах города. Использование реагентов резко сокращает автомобильные аварии и травмы пешеходов при падении на дорогах. Я решила провести следующий опыт и узнать как же соль влияет замерзание воды. Для этого взяла два стакана воды – в один насыпала две столовые ложки соли. Затем поставил их в морозильную камеру.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды. Это свойство используют при борьбе с обледенением.
Опыт 3. Воздействие соли на обувь
Использование антигололёдных реагентов приводит к порче обуви и одежды человека.
Для того, чтобы определить как соль влияет на обувь мы провели следующий опыт. Налил в таз воду, насыпал соли и опустили туда обувь.
Таблица 1
2 день | 5 день | 7 день |
На верхней части появились кристаллы соли. | Кристаллы соли нарастали. Появился белый налет. | Кристаллами соли обросла вся верхняя часть чешки. Образовалась плотная соляная корка. |
Вывод: соль разрушительно влияет на нашу обувь. И поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви иметь красивый вид.
Заключение
Изучив литературные источники (справочную литературу), мы узнали, что область применения соли очень широка.
Необходимо грамотно использовать этот минерал, чтобы соль приносила пользу, а не являлся опасностью для человека и окружающей среды.
Результаты анкетирования показали, что большая часть сверстников не знают многих полезных и вредных свойств соли.
Опыты, которые мы провели, помогли нам получить навыки исследователей, наглядно увидеть то, о чём мы прочитали в книгах.
Данная работа заинтересовала нас, и мы продолжим изучение этой темы, полученными сведениями поделимся со сверстниками.
Чтобы планета не кричала от боли- бери только нужное количество соли!
Список литературы
ПочемуЧка
http://www.onlandia.org.ua
http://www.nd.ru/DK
http://membrana.ru
11