СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «РЕДКИЕ И ОХРАНЯЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: получить представление об исчезающих растениях и животных, научиться их различать и называть. Познакомиться с правилами поведения в природе.

Задачи:

  1. Узнать, что такое «Красная книга» и какие сведения она содержит.
  2. Выяснить причины уменьшения численности видов, занесенных в Красную книгу
  3. Узнать, кто в районе занимаются проблемой охраны животных и растений
  4. Выявить, что знают по этой теме учащиеся 2-4 классов
  5. Сформулировать правила поведения человека в природе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «РЕДКИЕ И ОХРАНЯЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»»

Исследовательский проект

«Редкие и охраняемые животные Смоленской области»

Содержание:

I. Введение.

Актуальность темы.

Цель.

Задачи.

Методика исследования.

II. Основная часть.

Теоретическая часть:

1.Из истории Красной книги.

2.Редкие и исчезающие животные нашей местности.

3. Пути решения проблемы.

Практическая часть

III. Заключение.

IV. Список литературы

V. Приложения исследовательской работы.

I. Введение.

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Первый раз я узнала о редких и исчезающих животных и растениях, занесённых в Красную книгу, на уроках зоологии. Мне стало интересно, а есть ли в нашей местности животные, занесённые в Красную книгу. Я хочу привлечь к этой проблеме внимание людей. Чтобы на страницах Красной книги не появлялись новые виды, которые надо охранять, мы должны изучать эти виды и предупреждать об их исчезновении.


Цель: получить представление об исчезающих растениях и животных, научиться их различать и называть. Познакомиться с правилами поведения в природе.

Задачи:

  1. Узнать, что такое «Красная книга» и какие сведения она содержит.

  2. Выяснить причины уменьшения численности видов, занесенных в Красную книгу

  3. Узнать, кто в районе занимаются проблемой охраны животных и растений

  4. Выявить, что знают по этой теме учащиеся 6­-7 классов

  5. Сформулировать правила поведения человека в природе.


Гипотеза: если знать правила поведения в природе и соблюдать их, то мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков.

Объект исследования: « Красная книга Смоленской области».

Предмет исследования: меры, принятые для сохранения животного мира в области.

Методы исследования: изучение информационных источников, собственные наблюдения.

  1. Основная часть

Живая природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины.

По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов с 1600 по 1970 год исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц, в настоящее время под угрозой исчезновения находится около 600 видов животных.

В 1974 году в СССР было принято решение о создании общесоюзной книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений СССР – Красной книги СССР. «Красная книга Смоленской области» была издана 1997 году.

Красная книга Смоленской области — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Смоленской области.

Первое издание вышло в 1997 году и включает 1 вид грибов, 2 — лишайников, 87 — растений (плауновых — 4, папоротниковидных — 7, однодольных — 30 и двудольных — 46) и 131 вид животных (пиявок — 1, моллюсков — 8, ракообразных — 2, насекомых — 60,рыб — 9,земноводных — 1, рептилий — 1, птиц — 33 и млекопитающих — 16).

В 2012 году перечень видов был обновлён

Категории

Природа Смоленской области обусловлена достаточно мягким умеренно-континентальным климатом, для которого не характерны резкие перепады температур. Зимы умеренно тёплые (средний показатель термометра в это время года -10 градусов, крайне редко отметка достигает -25-30 градусов), причём первая половина зимы, как правило, теплее второй. Из-за определённых особенностей географического расположения в области достаточно часто идут дожди и стоит пасмурная погода. В связи с чем, лето в тех местах бывает тёплым (средняя температура июля +17 градусов), но не жарким. Вся область расположена в зоне достаточного увлажнения.


Климат в Смоленской области

Весна продолжается два месяца. Конец марта в Смоленской области обычно сопровождается обильными осадками в виде дождей, что приводит к быстрому таянию снега и приближению тёплых дней.

Лето продолжается три месяца (с июня по август). Самое тёплое время приходится на июль (средняя температура +18 градусов).

Осень длится два месяца (сентябрь и октябрь) с постепенным похолоданием и переходом в зиму. Бывает, что в середине сентября погода радует температурой +20-+25 градусов, это последние тёплые дни.

Отрицательной строгой в климатических условиях Смоленской области является то, что там достаточно высокая влажность воздуха. И более половины времени года идёт снег или дождь, сопровождающиеся туманами. Летом часто можно наблюдать грозы.

В целом природа и климатические условия Смоленска и области являются благоприятными и приемлемыми для здоровья и проживания.

Если говорить о временах года Смоленской области, то самое продолжительное это зима, продолжительность которой составляет пять месяцев - с ноября по март. В начале зимы температура постепенно переходит от положительной к отрицательной. Крайне редко зимой минусовая отметка на градуснике достигает деления 35. Переход от зимы к лету и обратно осуществляется постепенно, не вызывая резких градусных колебаний.

Животный мир Смоленской области

Животный мир Смоленской области отличается богатством и разнообразием. Фауна и животный мир области формировались в большой зависимости от географического положения (водораздел 3-х морских бассейнов: Черноморского, Балтийского и Каспийского). Этим и обусловлены своеобразие и разнообразие фауны животного мира области. Всего в воде, почве и на суше области обитают представитипов животных (13 типов беспозвоночных и 1 тип хордовых).

На территории Смоленской области обитают 55видов млекопитающих, около 260 видов птиц, 40 видов рыб. В лесах широко распространены зайцы, белки, лисы, кабаны, лоси, волки; встречаются медведи, рыси, куницы, ласки, горностаи. Реки и озера богаты щукой, судаком, лещом, окунем, налимом, другими видами рыб. В области обитают представители 14 типов животных, много видов занесено в Красную книгу области и России.

Из млекопитающих в области встречаются: заяц-русак, лось, лисица, волк, куница, бурый медведь и др.

Из птиц — дятел, снегирь, дрозд, глухарь, сова, аист и др.

Многочисленны различные насекомые. Достоверно выявлено около 2000 видов, что составляет только 10 % от их реального количества на территории области.

В области обитает несколько видов рептилий — ящерицы (ломкая веретеница, прыткая ящерица) и змеи (обыкновенная гадюка, уж обыкновенный, медянка).

Земноводные представлены — тритонами (обыкновенный и гребенчатый, жабами (серая и зелёная) и лягушками (травяная, озёрная, прудовая, съедобная).


Первая категория - исчезающие виды. Это те виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения. Их можно спасти только специальными мерами охраны.

Вторая категория - сокращающиеся виды. Эти виды встречаются в количествах, достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается



Третья категория - редкие виды Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.



Четвертая категория - неопределенные виды Малоизвестные виды растений и животных, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить к какой группе они относятся.



Пятая категория - восстановленные виды Растения и животные, которых удалось сохранить благодаря мерам охраны.



Семь чудес бобра

Бобра часто называют «королем грызунов». Действительно, на фоне мышей, крыс, белок, сусликов и прочих представителей этого самого многочисленного, но низкорослого отряда млекопитающих, бобр выглядит величественно, по-королевски. Длина тела бобра достигает 70 см. 30 см приходится на лопатообразный хвост. А весит этот зверь до 30 кг. Живут бобры долго, до 25 лет. 

  1. Чудо первое - бобровые зубы. Орудие труда зверя – лесоруба – необыкновенно мощные резцы, которых на каждой челюсти по паре. Верхними резцами бобр упирается в ствол, нижними срезает стружку. Снаружи у зверька только треть длины резцов, а остальное надежно закреплено в челюстях. Поэтому резцы выдерживают огромное давление, которое возникает при работе. 

Чаще бобры срубают мягкие лиственные породы- осину, тополь, ивы. Однако им по зубам даже дуб. Обычно зверьки валят тонкие деревца, но, бывает, перегрызают и мощные стволы, имеющую метровую толщину. Чтобы свалить осинку диаметром 5-7 см, бобру требуются 2 минуты. На большие деревья они затрачивают целую ночь или несколько ночей. 

Губы у бобра имеют особое строение: они прикрывают рот позади резцов, поэтому щепки не попадают в рот. Если бобр грызет под водой, вода в рот не попадает. 

  1. Чудо второе – бобровая шуба. Во время купания шкура бобра не промокает. В чем здесь секрет? Главный из них- необыкновенная густота меха. На каждом квадратном см тела бобра помещается 12 тысяч волосков на спине и 23 тысячи на брюшке. Зимой мех еще гуще. Необычна форма волосков подшерстка. Они утолщены посередине и плотно прилегают друг к другу. А остевые волоски расширены сверху, так что образуют над подшерстком «крышу». Вся шубка покрыта жировой смазкой, которая образуется в сальных железах в задней части тела зверька. 

Бобры много времени уделяю уходу за своим мехом. Они расчесывают его зубами и специальными «чесальными» когтями на задних лапах. Спину, до которой зверьки дотянуться не могут, расчесывают им своими зубами другие члены бобровой семьи. 

  1. Чудо третье – бобровый хвост. Хвост у бобра голый, покрыт роговыми чешуйками. Но это не те чешуйки, что покрывают тело рыбы, а особые утолщения кожи. Без хвоста зверек не смог бы подгрызать деревья, ведь хвост- главная его опора при работе. Не смог бы бобер и так хорошо плавать, потому что хвост служит ему и веслом, и рулем. Хвост защищает зверька от перегрева. Все тело одето теплой шубой, и только благодаря голому хвосту излишки тепла отдаются окружающей среде. 

  2. Чудо четвертое и пятое – бобровые хатки и плотины. Хатки – жилища бобра – строятся из веток и сучьев, которые скрепляются глиной и илом. Снаружи хатка выглядит кучей хвороста, но на самом деле очень прочная. Бобры не просто складывают сучья, а сплетают их между собой. Вход в хатку всегда расположен под водой. Нередко бывает 2 входа. Бобры живут в хатке не один год, постоянно её расширяют. Высота хаток 2-3 метра. Но известны многоэтажные дворцы пяти – шести метровой высоты. Рекорд – 13 метров. 

  3. С помощью плотин бобры поднимают уровень воды в речках и ручьях, создавая себе обширные, глубокие пруды. Глубина должна быть такой, чтобы пруд не промерзал зимой. Высота плотины не превышает метра, хотя бывает и больше. Длина же самая разная. 

  4. Шестое чудо – бобрята. Живут бобры семьями, супружеские пары образуются у них на всю жизнь. Каждую весну появляются от 2 до 5 бобрят. Они живут с родителями два года и только на третьем году обзаводятся своими семьями. Бобровая семья состоит из особей. 

Только что родившиеся бобрята зрячие, покрыты шерсткой, весят до 700 гр. Через день- два малыши уже плавают, правда, нырять пока не могут-слишком легкие. Стараются изо всех сил, но вода выталкивает их как пробку. Мамаши кормят своих детенышей молоком, но проворные малыши уже через 3 недели начинают есть и водную зелень: рогоз, тростник, камыш, белокрыльник, кубышку, кувшинку и др.

  1. Чудо седьмое - бобры возвращаются! В первые годы Советской власти государство взяло бобров под свою защиту. Охота на них была полностью запрещена. Особенно большую работу по спасению бобров провели сотрудники Воронежского заповедника. Когда заповедник был организован, там обитало всего 30 – 40 бобров. Но через некоторое время зверьков стало так много, что появилась возможность расселять их по стране. Сейчас из заповедника вывезено уже около 4 тысяч животных. А всего в нашей стране живет сейчас 200 – 220 тысяч бобров! Более того уже два десятка лет ведется их регулируемый промысел. 


Люди, к счастью, вовремя поняли, что этим замечательным животным грозит смертельная опасность. Поняли и сумели их сохранить. Ведь бобры очень нужны лесу, их не даром называют «хранителями вод»: бобровые запруды обеспечивают постепенный спад весенней воды с малых рек, а это сохраняет лес, заливные луга. Бобровые пруды и каналы останавливают лесные пожары. Осины и ивы, которые бобры срубают, дают богатую поросль. А весной во время разлива рек многие животные спасаются, забираясь на бобровые хатки и плотины. «Маленькие лесные люди», - так называли бобров индейцы. 

В настоящее время в Европейской части России бобры обитают на территории 43 областей, в 11 областях Украины, на всей территории Белоруссии, в Литве, Латвии и Эстонии. В Западной Европе в настоящее время бобры сохранились во Франции (в низовьях р. Роны), в ФРГ (в бассейне р. Эльбы), в Польше (на р. Висле), в более значительном числе в Норвегии, Монголии и Китае [.На территории Смоленской области бобры населяют бассейны рек Остра, Сожа, Днепра, Западной Двины.

Принятые меры охраны. Охраняется на территории национального природного парка «Смоленское Поозерье». Необходимые меры охраны. Запрет на отстрел и отлов. Разработка комлексных биотехнических мероприятий, направленных на восстановление численности бобра во всех охотхозяйствах области. 

III. Заключение

Из истории развития природоохранной деятельности в России.

Первым на защиту природы встал царь Петр Первый, он издал Указы: Об охране леса (в одной части леса можно рубить лес, в другой – нет); О создании Аптекарского огорода (ныне это Ботанический сад при МГУ); Запрет на отстрел лосей в С.-Петербургской губернии; Запрет на слив мусора в р. Неву; Об укреплении берегов Невы и др. В 1948 году (это 67 лет назад)  учёные мира создали Международный союз охраны природы (сокращённо МСОП). По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Проведенные несколькими поколениями ученых исследования по фауне и флоре Смоленщины позволили приступить к составлению списка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Смоленской области. Эта работа была завершена в мае 1993 года. В результате было принято специальное решение № 86 от 27 мая 1993 года "О мерах по усилению охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений Смоленской области". Этим решением учреждена Красная книга Смоленской области. В приложениях к этому постановлению определен перечень видов животных и растений, обитающих и произрастающих на территории области; перечень видов животных и растений, признанных редкими и находящимися под угрозой исчезновения на территории области (89 видов животных и 78 видов растений).

Законодательный аспект охраны природы в Смоленской области. Заметным событием для Смоленской области явилось принятие областной долговременной экологической программы "Охрана окружающей среды и здоровье человека" на период 1991-2005 годов. В качестве специального раздела в эту программу был включен вопрос "Создание и развитие национального парка "Смоленское Поозерье" в Демидовском и Духовщинском районах.

Экологическая мораль

Не вредить окружающей среде;

Относиться к природе ответственно;

Делать что-то полезное для природы;

Заботиться об окружающем мире;

Предвидеть последствия своего поступка

Три главных правила экологической морали

1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь,- цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Чем я могу помочь, как гражданин, в деле сохранения биологического разнообразия Смоленской области?

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ

- Создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

- Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающий среды.

- Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы.

- Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды.

-Участвовать в природоохранительной деятельности.

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ Важнейшая обязанность гражданина: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Охранять природу - значит охранять родину

Пути решения проблемы

I . Нужно знать и соблюдать правила поведения в природе:

Нельзя кричать в лесу, чтобы не пугать птиц.

Нужно знать о редких животных и растениях нашего посёлка и не причинять им вреда.

II. Необходимо проводить беседы с ребятами об охраняемых растениях и животных нашей местности

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до бесконечности ранима!

По результатам опроса ребята хорошо знают животных и растения нашей местности, но многие затрудняются сказать занесены ли они в Красную книгу. По мнению ребят, основная причина снижения численности видов это браконьерство.

Я ещё изучила причины, которые ведут к сокращению числа животных и растений, это: Браконьерство; Выпас скота; Распашка лугов; Вырубка леса

Список использованной литературы

  1. Денисова С. А. Кравец Т.Н. Как организовать проектную деятельность младших школьников – Н: НИПКиПРО, 2006.

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - М: «Вако», 2007.

  3. Красная книга Смоленской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Смоленской области. - 2-е изд.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир – М: «Просвещение», 2007.

  5. Азбука Смоленского края. Мир природы. Смоленск: СОИУУ, 2000г.

  6. Красная книга Смоленской области. Смоленск: СГПИ, 1997.

  7. Фотографии. (Электронный ресурс). - URL: http://yandex.ru/

  8. Фотографии. (Электронный ресурс). - URL: http://images.yandex.ru/



АНКЕТА

1.Назовите животных, которые водятся в наших лесах?

2.Подчеркни название животного, если оно занесено в Красную книгу Смоленской области?

3.Какая из этих птиц занесена в Красную книгу Смоленской области и её можно встретить в окрестностях нашего поселка?

а) овсянка;

б) сова;

в) трясогузка.

4. Эти птицы занесены в Красную книгу ССО, какую из них в летнее время можно увидеть в окрестностях нашего поселка?

а) беркут;

б) орел степной;

в) орлан.

5. Назовите растения, которые растут в наших лесах?

6. Подчеркни название растения, если оно занесено в Красную книгу Смоленской области?

7. Выбери название растения, которое занесено в Красную книгу ССО и оно растет в окрестностях нашего посёлка.

а) медуница лекарственная;

б) лилия-саранка

в) купальница азиатская.

8. Назовите основные причины снижения численности животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Что мы знаем о животных Смоленской области?

1. Какой зверь летает?(8)

2. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (7).

3. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (6).

4. Про детей этого животного говорят, они не знают своей матери? (5).

5. У какого животного пальцы соединены между собой перепонкой? (4).

6. Какое животное носит название того месяца, в котором появляется? (3).

7. Это животное откладывает икру на водные растения? (2).

8. У какого животного детеныши рождаются осенью? (1).

Что мы знаем о животных Смоленской области, занесенных в Красную книгу?

1.  Какие животные говорят «приносят детей»? (8).

2.  Какие животные строят плотины?(7).

3.  Какое животное видит ночью? (6).

4.  Ни маляр, ни плотник, лесной работник? (5)

5.  У самок отрастает длинный яйцеклад, с его помощью это животное откладывает икру в раковины на жабры крупных моллюсков-беззубок? (4).

6.  Кто пьет кровь? (3).

7.  Какое животное осуществляет биологический способ борьбы с вредителями? (2).

8.  Какое животное носит воинское звание? (1).

Что мы получаем от животных?

1.  Какое животное вырабатывает воск? (7).

2.  От какого животного получают яд? (6).

3.  Из какого животного делают муку? (5).

4.  От какого животного получают мех? (4).

5.  От какого животного получают пух? (3).

6.  Из продукта деятельности, какого животного получают прополис? (7).

7.  Щетину этого животного используют для изготовления рыболовной снасти? (2).

8.  Это животное выращивают специально как пищевой продукт? (1).


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!