15
X II МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК «ЗОЛОТОЙ РОСТОК. ЮНИОР»
ПЫЛЬ, ПЫЛЬ, ПЫЛЬ…
Автор:
Егоров Артём Игоревич,
г. Снежногорск, МБУДО «ДДТ «Дриада»,
2 класс.
Научный руководитель:
Кихтева Марина Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 279
ЗАТО Александровск
2022
Содержание
Введение............................................................................................................................... 3
Глава 1. «Пыль, пыль, пыль…» …………......................................................................... 4
2.1. Что такое пыль?............................................................................................................ 4
2.2. Откуда берётся пыль, ее состав. ............................................................................... 4
2.3. Влияние пыли на организм человека и окружающие нас предметы…………….. 5
2.4. Как пыль влияет на здоровье человека? …….......................................................... 5
2.5. Что знают одноклассники о влиянии пыли на организм человека? …………….. 6
2.6. Основные способы борьбы с пылью в помещении. Беседа с техническим работником школы.……………………………………………………………………….. 6
2.7. Трудовой десант «Бой королеве Пыли!» ………………………............................. 6
2.8. Польза, которую приносит пыль. ………………………………………………….. 6
3. Заключение.…………………………………………………………………………… 7
4. Список литературы……………………………………………………………………. 8
5. Приложение………………………………………………………….……………......... 9-13
Введение
Свой проект я назвал «Пыль, пыль, пыль…», потому что она нас окружает везде и всюду. Я заинтересовался откуда она появляется, как вредит людям, но особенно захотелось выяснить, бывает ли пыль полезной?
Гипотеза: Пыль может приносить как вред, так и пользу.
Цель работы: Выяснить, какая пыль может приносить вред здоровью человека, а какая – пользу.
Задачи:
Найти и изучить материалы о пыли.
Выяснить, существует ли такая пыль, чтобы была бы полезной.
Выяснить, как пыль действует на самочувствие людей.
Провести эксперименты по изучению пылинок.
Выявить самые значимые варианты борьбы с пылью.
Предмет изучения – пыль.
Методы исследования:
изучение информации полученной из Интернета и книг, анализ прочитанного;
беседа с техническим работником по уборке помещений в школе;
беседа с одноклассниками о влиянии пыли на человека;
викторина с сигнальными карточками, анализ результатов.
В приложении к проекту представлены материалы анкетирования, проведенного среди одноклассников, подготовлена презентация с помощью учителя, презентацию возможно использовать на уроках окружающего мира. Работая над данным проектом, я провёл эксперименты с разными типами пыли. В классе проведён трудовой десант «Бой королеве Пыли».
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать как дополнительный материал на уроках по окружающему миру и внеклассных занятиях.
Актуальность. Итина известна, что чистый воздух – залог здоровья. Но, к сожалению, от пылинок в воздухе избавиться не просто. Необходимы важные знания, как происходит влияние пыли на организм человека и приёмы борьбы с нею.
2. Основная часть. «Пыль, пыль, пыль…»
2.1. Что такое пыль?
Пыль - это маленькие засушенные крупинки, располагающиеся в воздухе или на поверхностях окружающей мебели.
2.2. Откуда берётся пыль, ее состав.
Рождение пыли – очень разнообразно. Она может быть природная пыль (атмосферная) и пыль, которую производят люди (квартирная).
Атмосферным (природным) происхождением пыли называют доктора наук всего мира выдающиеся явления:
Океаническая и морская пыль. В пыли каждого дома можно увидеть соль океана и моря. При морской волны Мёртвого моря о скальный берег на нём остаются солёные брызги, они высыхают и становятся солью. С помощью ветра она разносится по всемуземному шару. Она оседает в виде пыли.
Пыль из космоса – получается в результате падения разрушевшихся метеоритов. Из-за этой пыли планета становится тяжелее и на несколько тонн каждый год. Очень часто космическая пыль прилетает на нашу Землю вместе с дождями из метеоритов.
Вулканическая пыль. Когда извергается вулканическая лава, то в воздух выстреливается громадная масса крошечных осколков горных пород. Они, как солевые кристалики, перелетают с помощью передвижения воздушных масс в дальние страны, города и деревни нашей Земли. Занятно, что пыль исходит даже от «спящих» вулканов.
Пыль пустынная – рождается в пустыни и разносится раскалёнными ветрами. Круглый год миллиарды песчаных пылинок из Сахары с помощью ветра и влажных облаков разлетаются по свету. Они приземляются в государствах Северной и Южной Америки, покрывают даже Австралию и Европу.
Почвенная пыль – с крохотными частичками почвы происходят такие же превращения кА и с морской пылью и с пылью вулканов. Пересохшие почвенные частички ветреными потоками воздуха подхватываются и разлетаются по улицам городов, сёл, квартирам и домам.
Городская пыль – это перемешанные пылинки взлетевших в воздух крошек дыма, сажи, почвы, дорожных покрытий.
Необычайно разнообразна домашняя пыль и очень отличается от атмосферной пыли.
Существует очень опасная пыль:
Радиоактивную пыль – рождается при ядерных взрывах; эта пыль устремляется на высоту, переносится воздушными массами и разносится на многие тысячи километров от места взрыва, оседает с атмосферными осадками и становится источником радиоактивного заражения.
В ходе исследований домашней пыли установлено, что большая ее часть состоит из частиц кожных покровов человека и животных, крохотные бумажные пылинки , ворсинки напольных покрытий, тканевые волокна, цветочной пыльцы и др.
Я обнаружил, что пыль пушистая, стало интересно – почему? С этим вопросом я обратился к учителю. Вместе с учителем мы провели опыт с пылью в классе. С помощью щётки собрали пыль под отопительной батареей, в качестве пуха использовали ворсинки ваты и мелкие частицы шерстяных нитей. Они притянулись к щётке с пылью. Можно сделать вывод, что пыль электризуется, и её крошечки не хотят дружить друг с другом, а некоторые притягивают к себе частички ворса различных тканей. (Приложение 1)
2.3. Влияние пыли на организм человека и окружающие нас предметы.
Пыль – великая путешественница, она с лёгкостью преодолевает огромные расстояния. С огромным удивлением я выяснил, что пыль, которая попадает на наши столы, может содержать песчинки из пустыни Сахара, частички египетских пирамид, пепельные пылинки вулканов, споры различных растений, и даже пыль из космоса. Пыль вездесуща. Она проникает сквозь самые мельчайшие щелочки и отверстия. Пыль всё время находится около нас, мы постоянно соприкасаемся с ней. Люди и животные заносят пылинки с улицы на верхней одежде и обуви. Она залетает к нам с ветром. Пылью заполняются самые недоступные места, и поэтому именно в этих местах она может находиться вечно. Пыль может оказать негативное влияние на работу оргтехники, домашних электроприборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье домашних животных дома.
Пыль может оказать огромную небезопасность в жилище. Вред пыли в том, что именно она способствует рождению и размножению клещей-сапрофитов.
Эти крошечные клещи – сапрофиты не опасны. Они не являются переносчиками инфекционных заболеваний или яиц паразитов. Но мельчайшие частички клещей и продукты их жизнедеятельности могут вызывать аллергическую реакцию или астму. Пылинки поднимаются в воздух, перемещаются по помещению и оседают, а при вдохе проникают в легкие. Они питаются отмершей кожей человека. Клещей очень много в постельных принадлежностях: матрасе, подушках, пледе.
2.4. Как пыль влияет на здоровье человека?
Пыль, которая поселилась у нас в доме, является причиной обострения таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет.
Пылевые клещи могут вызвать:
Постоянный ночной и утренний насморк;
Приступообразные чихания;
Краснеют и раздражаются глаза, происходит слезотечение, рези глаз и век;
Наблюдается трудное дыхание, продолжительный кашель;
Осложнения с кожей: покраснение, , зуд, сухость, жжение.
Но чаще всего пыль угрожает тем, что слывёт разносчиком эпидемий. Пыль передвигается из квартиры в квартиру, перенося с собой массу вредных микроорганизмов, бактерий, грибков и вирусов. Они попадают в дыхательные пути и проникают в организм человека, заражая его инфекционными болезнями.
2.5. Что знают одноклассники о влиянии пыли на организм человека.
Я решил выяснить, что знают о влиянии пыли на организм человека одноклассники?
В классе я провел беседу с одноклассниками о видах пыли.
Я предложил ответить на вопросы анкеты:
Какие неприятности с самочувствием человека может вызвать пыль?
Может ли стать количество пыли в классе меньше, если пользоваться сменной обувью?
Может ли быль полезная пыль?
С учителем мы сделали анализ полученных ответов. (Приложение 2)
2.6. Основные способы борьбы с пылью в помещении.
Ответ на этот вопрос я услышал из беседы с техническим работником нашей школы Мальцевой Ритой Вячеславовной. (Приложение 2) Она посоветовала:
Раз в неделю делать главную уборку.
Выполнять проветривание класса, квартиры.
В помещении ходить в сменной обуви.
Систематически очищать покрытие на полу.
Приводить в порядок оконные тюли и жалюзи.
Пылесосить мебель с обивкой из ткани.
Вещи малого размера нужно держать в закрытых шкафах, книги - на полках за стеклянными дверцами.
2.7. Трудовой десант «Бой королеве пыли».
Опираясь на полученные рекомендации, мы с ребятами и с учителем организовали трудовой десант «Бой королеве Пыли». (Приложение 4)
Мы победили! Наш класс наполнился свежестью воздуха и чистотой.
2.8. Польза, которую приносит пыль.
Есть ли польза от пыли? В ходе исследований используя литературу, информацию из интернета я выяснил, что крошечные пылинки бывают полезными.
Чтобы освободиться от насекомых воробьи кувыркаются в пыли,.
Пушистым мехом обладает маленький зверёк шиншилла, но при намокании мех зверька тяжелеет и он утонуть может. В таком случае шиншилла купается в пылинках вулканических.
Цветочная пыль – пыльца питает насекомых, она необходима растительности для размножения.
Пыль космоса является защитой для земли, она укрывает её от ослепительного света звёзд и солнца.
Для возникновения облачностей, тумана, проливных дождей пыль необходима. В атмосфере должны постоянно находиться взвешенные частички.
Пылеобразные вещества мука, сахарная пудра – продукты питания для человека.
Со словом пыль связаны в русском языке слова: пылесос, пылесборник, устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки, скороговорки: «от топота копыт, пыль по полю летит».
О пыли написано множество сказок, рассказов: Произведение Екатерины Медведевой «Пыльный мальчик», стихотворение Вячеслава Корсунова «Про пыль сказка для детей и взрослых».
3. Заключение.
Работая над этим проектом, я узнал много нового, загадочного о пыли, и стал относиться к теме более серьёзно. Моя гипотеза подтвердилась.
Вывод: Пыль, не только может быть вредной и опасной для самочувствия человека, но так же может оказывать пользу в окружающем мире.
Я твёрдо осознал, что невозможно освободиться от пыли совсем. Но бороться с пылинками, и приводить ее изобилие к минимуму, необходимо. Рука об руку с учителем и однокласниками мы организовали трудовой десант «Бой королеве Пыли». Мы победили! Наш класс наполнился свежим воздухом и чистотой.
В процессе изучения материалов по теме моей работы, меня заинтересовала информация о свойствах космической пыли. Я узнал, что в космосе кроме звезд, планет и комет есть облака из пыли и газа, которые могут превратиться в новые звезды!
Из такого облака пять миллиардов лет назад образовалась наша Солнечная система!
Я хочу продолжить изучение этой интересной темы.
4. Список источников.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000г.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическо пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.
Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007г.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений». 2013г.
Илонова В. А., «Откуда родом пыль?», М.: «Санитарное просвещение», 1996 г.
Интернет – источники:
http://www.dishisvobodno.ru/dust.html
http://www.vancomycin.ru/pyl-prinosit-ogromnyj-vred-dlya-zdorovya/
www.alteros.ru/proffesional/fiterbags/dust
www.allergoid.ru/predotvrashhenie_allergii.html
www.medportal.ru/encyclopaedia/allergology/allergy/4/
www.chus-ozero.ru/96/
5 . Приложение
Вместе с учителем мы провели опыт с пылью в классе
Приложение 1.
С помощью чистой губки я провёл сбор
частичек в наиболее массовом скоплении
пыли под отопительной батареей и
компьютерным столиком
З аранее подготовил частицы шерстяных волокон пряжи и ватных дисков. Губку с пылью приблизил к частицам ……..
Можно сделать вывод, что пыль электризуется, и её крошечки не хотят дружить друг с другом, а некоторые притягивают к себе частички ворса различных тканей.
Приложение 2
Опрос одноклассников
Приложение 3
Результаты анкетирования
Б еседа с техническим работником нашей школы Мальцевой Ритой Вячеславовной
Приложение 4
Трудовой десант «Бой королеве Пыли!»