СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по литературе учащейся 9 класса «Любимый цвет в лирике Сергея Есенина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Написание проектов для учащихся 9 класса, оканчивающих основное общее образование по ФГОС, - обязательное испытание перед сдачей экзаменов. Возможно, данная работа будет полезна учителям литературы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по литературе учащейся 9 класса «Любимый цвет в лирике Сергея Есенина»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Высокоосельская основная школа»









Исследовательский проект по литературе


«Любимый цвет в лирике Сергея Есенина»






Автор: ученица 9 класса

МБОУ «Высокоосельская ОШ»

Наталья Б;


Руководитель: Ричко Любовь Валерьевна.



г. Высокий Осёлок

2020 г.


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………....3

Глава1.

Символика цвета………………………………………………………………………………4-5

Глава 2.

2.1. Цветопись в лирике С. Есенина…………………………………………………………...5-6

2.2. Использование синего цвета и его оттенков в лирике С. Есенина ………………….6-10

2.3. Соотнесение цветов в лирике С .Есенина…………………………………………………10

2.4. Взаимосвязь выбора цвета в лирике Есенина с мироощущением, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта……………….....………………………….11-12

Заключение………………………………………………………………………………… 15-16

Список используемой литературы ………………………………................................... 17





















У каждого поэта есть свой общий  
 тон красок, свой ларец слов и образов.  
 С. Есенин



Введение

Сергей Есенин - поэтическое сердце России… Его стихи обладают поистине колдовской силой, берут за душу, добираются до самых глубин сердца Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. В нынешнем 2020 году (125-летие со дня рождения поэта) большое внимание общественности будет обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество.

 Актуальность моей работы обуславливается тем, что поэзия Сергея Есенина всегда была на литературном небосклоне как нечто светлое, ясное, доступное сердцу каждого россиянина. В то время, когда литературное творчество уступает информационным технологиям, захватившим современное общество и информационное пространство, просто необходимо говорить о поэзии, пробуждать читательский интерес молодежи.

Цель: Доказать, что любимый цвет поэта- синий цвет - важное составляющее в творчестве и стихах С. Есенина

Задачи: 1) Проанализировать стихи С. Есенина.

2) Выяснить, что обозначают цвета в стихах С. Есенина.

3) Проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом;

4) Соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

Объект исследования: поэзия С. Есенина.

Предмет исследования: семантика цветовой палитры в стихотворениях С. Есенина

Гипотеза исследования: я предполагаю, что цветопись занимает в лирике С. Есенина ведущую роль и является одним из способов выражения авторской мысли; также я предположила, что если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта (по мнению художника Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям»).

Методы исследования: методы сплошной выборки, наблюдения, анализа, систематизации и обобщения.





Глава 1. Символика цвета

Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе (как в прозе, так и в поэзии). И весьма небесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

По словам Г.Р.Державина, поэзия – “говорящая живопись”.  Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета:

Лист желтый, например, надменность
 Явит, что гордо ты жила;
 
 На синем — скупость вскрикнет, ревность,
 
 Что ты соперниц враг была;
 
 На серебряном — вструбит богатство,
 
 Что ты в свой век прельщалась им;
 
 На темном – зашипит лукавств,
 
 Что в грудь вилась друзьям твоим;
 
 На алом – засмеется радость,
 
 Что весело любила жить;
 
 На розовом – воспляшет младость,
 
 Что с ней хотела век свой длить;
 
 Надежда на листах зелёных
 
 Шепнет о всех твоих мечтах;
 На сереньких листах смиренных
 
 Печаль завоет во слезах.
 
 Но гений, благ твоих свидетель,
 
 На белых листьях в блеске слов.

Покажет веру, добродетель
 
 И беспорочную любовь.


Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем, синий с водой и т. д. Многие деятели искусства по-своему интерпретировали тот или иной цвет, создавая образы в художественном произведении.

Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. В этом им помогла цветопись. ЦВЕТОПИСЬ - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

Существуют исследования зарубежных психологов, в которых доказывается, что выбор определенного цвета нередко отражает настроение, психическое состояние человека в момент жизни.

Глава 2.

2.1. Цветопись в лирике С. Есенина

Поэзия Есенина всегда привлекала внимание не только любителей поэзии и почитателей его творчества, но и людей далеких от литературы, своей лиричностью, простотой и красочностью. Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский: «Такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала». В 1905 г. А. Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал что современные «взрослые писатели «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» – «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Изучив критическую литературу о цветописи в лирике Есенина, я попыталась провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта.

2.1. Использование синего цвета и его оттенков в лирике С. Есенина.

Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий — цвет печали, "вдовий цвет", близкий к траурному. Он же символизирует организованность, силу духа, непреклонность, послушание, фанатизм, подчинение, силу и мощь; очищает и преобразует. Цвет космоса и религиозности; таинственности и неопознанности. В христианской традиции синий цвет предстаёт символом духовности и Богоматери.

Словарное значение слова "синий" четко определено (оно стилистически нейтрально, не рождает эмоционального отклика).

Но вот мы смотрим на зеркальную гладь моря, в котором отражается яркое голубое небо, и происходит чудо. Обычное слово "синий" наполняется сокровенным смыслом, связанным с нашим восприятием и настроением. Так и в поэтическом тексте оно способно обрести новую жизнь. И Сергей Есенин, непревзойденный мастер поэтического слова, простое превращал в необычное.

Литературный критик Р.Гуль писал: «… сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на "цвете" построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов».

Синий    цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.


Во- первых, синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина:

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке. («Синий май. Заревая теплынь», 1925 год)

Синий цвет характерен для описания вечернего пейзажа. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый» поэт создаёт окказиональный изобразительный эпитет сине-хмурый, называя вечер. Данное прилагательное не только обозначает цветовую гамму времени суток, но и выражает настроение лирического героя:

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.

Я смотрю широкими глазами. («Тихий ветер. Вечер сине-хмурый», 1925 год).

В стихотворении «Цветы» (1924 год) поэт чётко указывает на синий цвет весеннего вечера. Цвет становится характеристикой и времени, изображенном в данном произведении:

Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».


Во- вторых, синий цвет и его оттенки (например, голубой) в лирике С. Есенина ассоциируется с Россией. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» (1914 год) автор использует метафору «синь сосёт глаза», чтобы показать бескрайние просторы родины. Синь — это и небесный простор (синий цвет неба), и реки, озёра Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная»)

В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» (1925 год) эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное, изображающими покой родной земли и одновременно умиротворение лирического героя. Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении ассоциируется с родиной, а конкретно, с покоем родного края: Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз. («Несказанное, синее, нежное...»)

Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то!» Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»! Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

В стихотворении «Я покинул родимый дом» (1918 год) Сергей Есенин для изображения родины использует эпитет голубой:

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом»)

Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении  «Эта  улица  мне знакома» (1923 год) прилагательное «голубой» используется трижды   в трех различных сочетаниях:

 Проводов голубая солома опрокинулась над окном…

 Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню. 

Многоцветную картину мы видим в стихотворении «Запели тёсаные дроги» (1916) Русь представлена двумя доминирующими цветами: малиновым и синим. Метафора «синь, упавшая в реку» изображает небо, отражённое в воде. Так поэт показывает слияние земного и небесного в родном пейзаже:

«О, Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. («Запели тёсаные дроги»)

Обращаясь к сестре Шуре, поэт использует удивительно трогательную метафору «Ты моё васильковое слово». В этом контексте васильковый оттенок синего цвета ассоциируется с родным человеком, живущим на малой родине, где так много васильков:

Ты мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя. («Я красивых таких не видел», 1925 год).

В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Эпитет «голубая» звезда будто соединяет синеву родины с небесной синевой:

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда. («Ах, как много на свете кошек!», 1925, тоже посвященное Александре Александровне).

Синий цвет родной земли показан не просто статичным, недвижимым. Глагол «синеет» обозначает процесс: река становится синей, синий цвет распространяется по просторам родины:

Далеко сияют розовые степи,

Широко синеет тихая река. («Я иду долиной. На затылке кепи»,1925 год)


В –третьих, синий и голубой цвета обозначают настроение и чувства поэта и встречаются в любовной лирике Сергея Есенина.

В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза» цветовые эпитеты вынесены в заглавие, то есть находятся в сильной позиции текста. Данные прилагательные создают цветовую гармонию: глаза и кофта одного цвета:

Голубая кофта.

Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал. («Голубая кофта. Синие глаза», 1925 год)

В стихотворении «Не напрасно дули ветры» (1917 год) эпитет «синий» сочетается с существительным мгла, обозначающим с одной стороны «тьму, мрак» а с другой стороны «неизвестность». В данном произведении синий цвет ассоциируется с грустью, что подчёркивает глагол отгрустил:

С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле. («Не напрасно дули ветры»).

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение (стихотворение «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», (1910-1912 гг.) :

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

В этих строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество.


В-четвертых, синий часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Синий цвет в творчестве Сергея Есенина выступает как символ счастья, которое было давно, это цвет утраченной юности:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным. («Вечером синим, вечером лунным», 1925 год)

Метафорический эпитет «синее» счастье акцентирует внимание на том, что лучшие годы лирического героя окрашены в синий цвет. А нынешняя тоска подчёркивается бесцветностью (выцвели очи):

Сердце остыло, и выцвели очи...

Синее счастье! Лунные ночи! («Вечером синим, вечером лунным»)

В воспоминаниях лирического героя счастливые годы ассоциируются с маем и июнем, окрашенными в синий и голубой цвет соответственно:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой! («Снова пьют здесь, дерутся и плачут», 1922)


В-пятых, синий цвет в лирике С. Есенина может быть связан с воспоминаниями о былом. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье» (1922 год) первая строчка создаёт красивую картину русской зимней природы. Слово туман придаёт оттенок нереальности. Лирический герой будто во сне хочет вспомнить что-то из ранних лет:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет. («Синий туман. Снеговое раздолье»)


Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом стиля поэта. Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации. Данный цвет имеет разные ассоциации: Родина, природа, счастье, чувства и другое. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.


2.2. Соотнесение цветов в лирике С. Есенина

Оборудованием для моего исследования послужил сборник стихотворений С. Есенина 1910 – 1925 годов (том 1 и том 2). Всего было проанализировано 204 стихотворения. Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, я пришла к выводу, что наиболее часто встречающимися цветами в лирике поэта были синий; желтый, красный и их оттенки. Лидерство по частоте употребления принадлежит синему цвету.


1 том

2 том

Всего

1

Синий и голубой и их оттенки

99

45

144

2

Красный, оранжевый и их оттенки

56

21

77

3

Желтый и его оттенки

82

45

127

4

Зеленый и его оттенки

26

8

34

5

Белый и его оттенки

27

13

40

6

Серый и его оттенки

16

5

21

7

Черный и его оттенки

18

17

35



Выводы:

1. Любимый цвет в лирике Сергея Есенина - синий, и его оттенки (голубой, серебряный, лазоревый, темно голубой, седой, серый). Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Голубыми в поэзии Есенина бывают небеса и воды, дали и глаза, васильки и сама Русь - «голубая Русь».

2. В мире Есенина мы выделяем образы, связанные с эпитетами синий, голубой которые встречаются и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие и голубые : небо, глаза, вечер, вода, цветы, река, мрак, Русь, край, руки, день, ставни дома, сад, долина, свет, родина, страна, огонь, море, мгла, голубь, рога, май, платок, лязг, рюмка, залив, ткань, брызги, сумрак, воздух, степь, туман ночи, роса, ширь, вьюга, дали, куща, полушалок, осень, час, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, счастье, овечка, гать, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол, звон, рюша, рты, гуща, высь, водопад, лужи, пыль, облака, губы, душа, струна души, метели, песня, окна, пашня, жерн, простор, сёла, лон, свечка, горы, покой, двери дня, твердь, темя, ливень, затоны, месяц, живот, роща, конница, рожь, степь, чащи, поле, осина, июнь, солома, деревня, накрап, дым, пожар, дрожь, свет небес, несказанное - нежное, прохлада, годы, погода, звезда, туман, кофта, отсвет лунный, шелест сирени, цветень мая, очи.

4. Я заметила, что в стихах 1910-1913 г. Прилагательное синий (цветовой эпитет) встречается редко, начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.

5. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней - живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень- полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета - вот живое многоцветье есенинских стихов. Но самый любимый его цвет – синий и его оттенки; он более часто употребляется в стихах

6. Соотнесем полученные результаты с исследованиями о значении цвета:

Синий и голубой – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление - с ним хочется унестись в «голубую даль», мысли отворачиваются от реальности.

Золотой – символизировал изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.

Красный – (общеслав. ;ср. :красивый—красный; красный—краса). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Белый – (индоевроп. ;ср. :bha—«светить, блестеть», латышек, bals «бледный»; арм. Bal «бледность», др. -инд. bhalam «блеск», греч. phalos «белый»). Символ чистоты, мира, благородства, совершенства, невинности, праздника.

Итак, в поэзии Есенина самые частые цвета- синий, золотой, красный, белый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это: небо, воздух, свобода; божественный свет; цвет любви, горения; символ чистоты, благородства.

2.4. Взаимосвязь выбора цвета в лирике Есенина с мироощущением, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта

Я попыталась выяснить, как связано преобладание в лирике Есенина синего цвета и его оттенков с личностью самого поэта. Для этого я рассмотрела:

1. Характеристику синего и голубого цвета;

2. Знак зодиака;

3. Имя;

4. Фамилия;

5. Цвет глаз.

СИНИЙ. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о и меланхоличности, такому человеку крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Синий - цвет мира и высшей гармонии. Символизирует внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам, верность традициям, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности. Голубой и синий тона – символ неба, океана, бескрайности, неподвижности и холода. Он строг и таинственен.

Знак Сергей Есенин родился под знаком Весов. Стихия знака: воздух. Цвет, принадлежащий весам: тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны.

Счастливые цвета - голубой. Камень: лазурит, лунный камень. Цветы: фиалки, сирень.

Отличительная черта Весов - артистизм и художественный вкус. Они не любят ярких цветов.

Характеру весов лучше всего соответствует два сезона осень и весна, своими неопределенностью, непостоянством, ожиданием перемен. Ценят, любят к свободу.

Благоприятные условия: жить надо на открытых ветреных местах, где масса свежего воздуха - сады, поля. Обожают гармонию звуков, пенье птиц, поэзию.

Имя - Сергей – «высокочтимый» (лат). Цвет имени: серебристо – серый.

Знак зодиака имени Сергей – Весы. Качества: внутренняя жилка, любовь к музыке, кино, часто становятся актерами, композиторами, художниками, научными работниками, писателями, способными охватить проблему в целом. Интуиция Сергея сравнима с воображением великих поэтов и изобретателей. Чрезвычайная чувствительность.

Фамилия в Рязани есений значит – осенний. Видимо, корень этого слова идет от «осени». Есенин. Древнерусское инициальное «е» сменилось на «о»; един – один; елень – олень; езеро – озеро; есень – осень (основа фамилии Есенин по лексическому значению в одном ряду с основами фамилий Замянин, Весенин, т. е. предками их носителей были Земяня, Весеня, Есеня). Сергей Есенин хотел взять псевдоним Ясенин, так как он считал, что его фамилия происходит от слова ясный.

Цвет глаз «Светло – синие глаза» ( Г. Ф. Устинов «Мои воспоминания о Есенине» (1926)), Сияние «небесных» глаз поэта (И. Эренбург). Светились его синие глаза. «Как васильки во ржи цветут в лице глаза» («Исповедь хулигана»,1920). Синеглазый (С. М. Городецкий «О Сергее Есенине» (1926)). Только светились глаза яркой лазурью из-заиндевелых ресниц (М. П. Мурашев «Сергей Есенин»). В лирике Есенина они выражают полноту душевной жизни: «глаза синее дня» («Алый мрак в небесной черни»,1915). Люди с голубыми глазами - никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Мечтательность в них видимая.

Выводы:

1. Цвет весов тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны – соответствует преобладающим цветам в лирике Есенина

2. Значение и характеристика цвета имени приближена к любимому цвету поэта.

3. Природа подарила Есенину голубой цвет глаз

4. Все характеристики Есенина можно соотнести с его любимым цветом.

«Моя лирика, - отмечал Есенин, - жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». «Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»

Закономерно, что основные цвета в лирике Есенина - это цвета его Родины, цвета российского флага. Значение цветов российского флага переплетается с символикой цветов у Есенина.

Заключение

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Считаю, что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Я подтвердила, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

Общие выводы:

Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина, я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:

1. Преобладающие цвета в лирике Есенина: синий, золотой, красный, белый;

2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;

3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).

4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).

В процессе выполнения работы я узнала много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшила навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширила умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

Гипотеза моей работы - «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям» доказана на примере творчества и личности Сергея Есенина, так как любимый цвет Есенина соответствует его астрологическим данным, имени, фамилии и цвету глаз, его характеру и, самое главное, его отношению к России.





Список используемой литературы


1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

3. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978 г.

4. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

5. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.

6. Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г.

7. Буданова, Н. Э. Синий цвет в лирике С.А. Есенина / Н. Э. Буданова, Г. Н. Тюрина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4)

Интернет источники (ссылки):

  1. http://www.uchmet.ru/library/material/134808/

  2. http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/09/01/tsvetopis-v-poezii-sergeya-esenina

  3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/21/tsvetopis-v-lirike-sesenina

  4. http://pandia.ru/text/77/314/37418.php



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!