СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»»

областное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр дистанционного образования «Новые технологии»








Исследовательский проект

по литературе

по теме «Литература и кинематограф»

(на основе повести А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»

и кинофильма режиссера А.Роома

«Гранатовый браслет»)





Автор работы:

ученик 11Ж класса

Коробков А.


Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Ходыревская А. Н.
















Курск-2020

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение.

  2. «Гранатовый браслет» А. И. Куприна как повесть, основанная на реальных событиях.

  3. Абрам Роом и его видение произведения.

  4. Сравнение текста произведения и сюжета фильма.

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы и других источников.












































Введение

В век современных технологий многие предпочитают просмотр экранизации произведения вместо того, чтобы прочитать текст в книжном варианте. При таком подходе возникает ряд проблем, среди которых проблема несоответствия текста произведения и сюжета фильма является основной. Имеют место быть и нарушения в понимании и передаче основной мысли автора, несоответствие образов актеров с авторским описанием персонажей. В связи с этим возникло решение в рамках исследовательской работы проанализировать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильм режиссера Абрама Роома «Гранатовый браслет», снятый по данной повести.

Цель проекта: проанализировать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильм режиссера Абрама Роома «Гранатовый браслет» с целью выявления противоречий художественно текста и кинематографического произведения.

Задачи проекта:

  1. Прочитать и проанализировать произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет»;

  2. Посмотреть фильм Абрама Роома «Гранатовый браслет»;

  3. Выявить идею режиссера и сравнить ее с авторской мыслью, выяснить способы, которыми режиссер пытается передать идею автора;

  4. Определить, что лучше: смотреть или читать?

Гипотеза: можно предположить, что в процессе работы над художественным произведением возможна замена чтения текста просмотром соответствующей экранизации.

Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы.


«Гранатовый браслет» А. И. Куприна как повесть, основанная на реальных событиях.

Александр Иванович Куприн написал повесть — а по объему это именно повесть, а не рассказ — «Гранатовый браслет» в 1910 году. Опубликовано произведение было на следующий год, в 1911г. в алманахе «Земля». Писатель никогда не скрывал, что в основе произведения лежала совершенно реальная история.

Этот случай произошел с российским государственным деятелем Дмитрием Любимовым, губернатором Виленской губернии. Губернатор был человеком высокопоставленным и достаточно известным в свете. Он изображен на известной картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» — и даже лично консультировал художника во время создания полотна. Любимов был женат на Людмиле Туган-Барановской, сестре знаменитого в те годы экономиста Михаила Туган-Барановского.

Фамилию экономиста в повести Куприн несколько иронично изменил, сделав тройной — еще более аристократической и «важной»: главная героиня «Гранатового браслета» происходит из княжеского рода Мирза-Булат-Тугановских.

Однажды, когда Любимовы еще жили в Петербурге, Людмилу Ивановну, его супругу, начал преследовать некий аноним. Он писал ей письма, признавался в любви и даже прислал цепочку в подарок на Пасху. Возмущенные этим поступком, муж и брат решили вычислить преследователя и потребовать объяснений. Им оказался мелкий почтовый чиновник по фамилии Жолтиков. Любимов и Туган-Барановский нагрянули к нему домой, поговорили с ним, как известно, достаточно резко — и на этом история завершилась. Без трагических последствий: Жолтикова впоследствии перевели из Петербурга по неким служебным надобностям.

Сам Куприн А. И признавался, что этот случай его очень тронул. Но некий реальный прототип был не только у самого происшествия, описанного в повести, но и у ее центрального предмета, гранатового браслета. В семье самого писателя хранился браслет с гранатами, который принадлежал его первой супруге Марии Карловне.

Чтобы по-настоящему понять, прочувствовать всю глубину трагического положения героев «Гранатового браслета», современному читателю необходимо понять и прочувствовать особенности жизни общества конца 19 - начала 20 века. Современное общество максимально далеко от общества сословного, в котором жили и герои повести, и их прототипы, и сам Куприн. В 1917 году сословное деление людей на социальные группы, члены которых отличались по своему правовому положению и происхождению, было отменено — и сегодня с трудом представляется, что чувствовал человек неблагородного происхождения.

Драма в повести Куприна — это драма не просто отвергнутого поклонника. Это драма человека низшего сословия, которого не принимают и никогда не примут «выше». Это драма человека, который по определению не может преодолеть разрыв между собой и своей возлюбленной, как бы хорош он ни был и каких высот он бы ни достиг.

Даже если княгиня Вера Шеина обратила бы внимание на Желткова, он ни при каких условиях не мог бы стать ей ровней: ни по образованию, ни по социальному уровню, ни по происхождению. А значит, все его ухаживания изначально обречены на провал — и сам Желтков это прекрасно понимает. И потому никогда не заходит дальше писем, не пытается по-настоящему приблизиться к княгине.

На первый взгляд, в образе Желткова можно было бы увидеть тип «маленького человека», но это не так. «Маленький человек» — это герой невысокого социального положения и неблагородного происхождения, который не обладает ни выдающимся интеллектом, ни сильным характером: например, Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Александра Сергеевича Пушкина.

Однако ключевой эпизод повести — сцена объяснения Шеина и Мирзы-Булат-Тугановского с Желтковым — показывает, что на самом деле Желтков никак не вписывается в галерею «маленьких людей» отечественной литературы.

Муж и брат княгини Веры находят чиновника в бедной квартире, которая больше «похожа на кают-компанию грузового парохода». Встречающий их Желтков в первые минуты вызывает лишь жалость: он совершенно растерян, напуган, «его дрожащие руки [бегают], теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Он не может общаться с аристократами на равных и невероятно робеет. Однако после одной фразы Николая Николаевича атмосфера в комнате резко меняется:

— …Последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было — обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что — повторяю — я сразу угадал в вас благородного человека.

— Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали? Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил.

(Александр Куприн. «Гранатовый браслет»)

После угрозы обратиться в полицию Желтков будто просыпается. Он перестает дрожать и мямлить, его голос становится твердым, а поза — уверенной. Что же вызывает в нем такие перемены? Дело в том, что в это время вопросы о чести дамы мужчины благородного происхождения решали единственным способом — дуэлью. Однако Желтков столь мелок и незначителен в глазах Мирзы-Булат-Тугановского, его происхождение столь низко, что тот даже не удостаивает его вызова. И то, что брат Веры собирается решать проблему полицейскими методами, невероятно оскорбляет Желткова. Потому что он — человек с невероятным чувством собственного достоинства. И ведет после оскорбления он себя отнюдь не как испуганный «маленький человек» — а уверенно, надменно и почти вызывающе.

От своей любви Желтков не отказывается даже под угрозой. Он считает, что такой любовью его наградил Бог и что ничего дурного в ней нет. Чиновник прощается с княгиней по телефону, не унижаясь и не оправдываясь, и в этом ведет себя даже благороднее, чем дворянин Тугановский.

Абрам Роом и его видение произведения

Абрам Матвеевич Роом (урожденный Абрам Мордхелевич Ром) - советский кинорежиссер, сценарист, театральный деятель, педагог, лауреат двух Сталинских премии (1946, 1949). Народный артист РСФСР (1965).

Абрам Ромм был, безусловно, талантливый, экспансивный и предприимчивый режиссер. Он всегда старался показать крупным планом лицо, обнажить человеческие чувства. Роом снимал фильмы, в которых все внимание акцентируется на конкретного человека, его проблеме и потаенных секретах. За годы своего творчества целых три города стали для него любимыми и родными: Вильно, Саратов и Москва. В одном прошло его детство, в другом он делал первые шаги в искусстве, а в третьем создал свои лучшие фильмы.

Однако Абрам Ромм прославился не только как режиссер, он также был талантливым сценаристом. Среди его работ и фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд», в котором он дебютировал в качестве актера, и новаторские полностью немые фильмы - «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» -сделавшие его европейской кинознаменитостью. Однако самый известный его фильм - «Гранатовый браслет», снятый студией «Мосфильм» в 1965г. по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Премьера фильма состоялась 18 марта 1965 года.

У Роома "Гранатовый браслет" начинается с кадров при входе в московскую консерваторию. Трудно понять, какая эпоха показана, нет привязки к конкретно-историческому времени и это явно особый режиссерский прием. Следующий эпизод - большой зал консерватории, в зале - Александр Куприн, а на сцене - Станислав Нейгауз, сын советского пианиста немецкого происхождения Генриха Нейгаузена. Станислав Нейгауз играет 2-ю сонату Бетховена, звучит вторая ее часть, лярго апассионато, и к Куприну возвращаются воспоминания о юге, о море, о написанном когда-то "Гранатовом браслете". Все это больше напоминает художественный вымысел, чем реальность, т к жизненные пути Куприна А. И. и Генриха Нейгауза не пересекались, о чем свидетельствуют официальные биографии писателя и пианиста. Далее через весь фильм звучит 2 часть сонаты Бетховена№2, ларго апассионато, а сам автор, Куприн А. И. становится в экранизации своего произведения одним из центральных персонажей. Он непосредственно от Желткова, общаясь с ним в матросской кабачке под игру еврейского скрипача, узнает подробности его тайной любви.

Желтков, изображаемый актером Игорем Озеровым, и княгиня Вера, изображаемая Ариадной Шенгелая - образы, внешне весьма выразительные. Однако внутрення драма, психология героев ярко не показана, не передана игрой актеров. Внутренние переживания, размышления кажутся несколько стертыми, тусклыми. Из характеров намного ярче оказываются муж Веры, князь Василий (Олег Басилашвили), и ее брат, помощник прокурора Николая (Владислав Стржельчик). Первый - более мягкий, сомневающийся, уступчивый, второй - жесткий, деспотичный. Как режиссер Роом мало внимания уделяет такому важному в первоисточнике персонажу, как генерал Аносов (Леонид Галлис), хотя и оставляет за ним хрестоматийные суждения о любви как "трагедии" и "величайшей тайне в мире". Данный персонаж из одного из главных в тексте в фильме представлен как второстепенный.

Бесспорно, что и в этом своей работе все внимание режиссер акцентирует на конкретного человека, его проблемах и переживаниях. Современные кинокритики,возможно, назвали бы данный стиль, присущий Роому, гиперреализмом, который основывается на концентрации внимания к среде, игре исполнителя, акценте на внутренний мир человека. Текст, созданный Куприным А. И., не противоречит в этом режиссерской задумке, но, на первый взгляд, Роомом были смещены акценты: если Куприн сосредоточен на образах Веры , Желткова и в какой-то степни генерала Амосова, но режиссер главным в своем фильме делает образ самого автора, Куприна А. И.

Сравнение текста произведения и сюжета фильма

При сопоставлении текста произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильма режиссера А. Роома «Гранатовый браслет» были выявлены значительные несоответствия.

Результаты аналитической работы представлены в Таблице1.

Таблица 1.


п

Фрагмент сюжета или композиции

Текст А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Фильм режиссера А. Роома «Гранатовый браслет»

Начало произведения.

Произведение начинается с описания погоды и места событий.

Фильм начинается с музыкального выступления пианистов на сцене «Большого Театра», где зрителю показывают Веру, Василия и Желткова.

Главы 2, 3. Беседа Анны и Веры.

В произведении беседа Анны и Веры описывается подробно.

В фильме беседа Анны и Веры проходит в течении трех минут, достаточно кратко, но упоминаются все важные детали, которые описывает автор в произведении.

Глава 4. Приезд гостей.

В произведении описывается приезд генерала Аносова и других гостей

В фильме сразу после беседы Анны и Веры начинается застолье, приезд гостей не показан, все они уже сидят за столом.

Глава 5. Празднование

дня рождения Веры Николаевны.

В произведении все гости садятся за стол и отмечают день рождения Веры Николаевны. Василий Львович начал рассказывать шутки, гости играют в покер, а Вера уходит. Вера получила подарок от неизвестного человека, который пишет любовные послания ей. Подарок – гранатовый браслет.

В фильме Веру Николаевну от застолья отвлекает прислуга, которая сообщает о подарке. Вера уходит из-за стола в другую комнату, где получает подарок с письмом. После этого в фильме показывают Желткова, который пришел отметить день рождения возлюбленной в таверну. Там он встречается с Александром Ивановичем, писателем. Александр видел его в ювелирном магазине, Желтков объяснил, что он там делал.

Глава 6.

Князь Василий Львович рассказывает историю про влюбленного телеграфиста. Вера Николаевна смутилась и попыталась перевести тему разговора, позвав гостей пить чай.

Князь Василий Львович рассказывает историю про влюбленного телеграфиста. Затем сюжет фильма вновь возвращает нас к автору и Желткову. Желтков рассказывает историю того, как полюбил Веру Николаевну, описывает свои чувства к этой женщине.

Глава 7.

Гости разъезжаются. Вера просит мужа прочитать письмо и посмотреть браслет, а сама провожает генерала Аносова. Они идут и разговаривают о той истории, которую рассказал Василий Львович.

Гости разъезжаются. Вера и Аносов идут и разговаривают о той истории, которую рассказал Василий Львович. Параллельно Желтков разговаривает об этом с автором, Александром Ивановичем Куприным.

Глава 8.

Между Верой и Аносовым возникает дружеский спор о настоящей любви.

Между Верой и Аносовым возникает дружеский спор о настоящей любви.

Глава 9.

Вера вернулась домой. Константин и князь Шеин обсуждали подарок и письмо незнакомца, рассуждали, как с этим быть. Было решено вернуть браслет и найти незнакомца, поговорить с ним так,чтобы тот перестал писать письма и присылать подарки. Собирались обратиться к помощи жандармерии, но потом отказались, опасаясь слухов.

Вера вернулась домой. Ее брат и муж обсудили вместе с ней подарок и письмо от незнакомца, приняли общее решение, что это нужно прекратить. Решили, что с ним нужно поговорить лично. В этот же момент Желтков прощается с Александром Ивановичем и идет домой.
Вера, Константин и Василий завершают разговор и уходят спать.
Затем показывают Желткова на работе, его внезапно вызвал к себе начальство. Желткову предъявили претензию, что он ходит на концерты. Именно в этот момент зрителю представляется возможность узнать самое любимое произведение Желткова. После он возвращается домой. Пока он идет, в его душе играет та самая мелодия Бетховена, про которую он сказал в кабинете у начальника.

Глава 10.

Брат и муж Веры смогли найти Желткова и поговорить с ним. Желтков в ходе разговора попросил ненадолго отлучиться, чтобы поговорить с Верой по телефону. После разговора он возвращается с грустным лицом и соглашается больше не тревожить их семейную жизнь своими письмами, но просит разрешить ему написать последнее письмо. Когда брат и муж вернулись домой, Вера предположила, что Желтков убьет себя.

Все происходит так же, как описано в произведении до момента звонка Желткова Вере Николаевне. Вера слышит его голос, но тут же сбрасывает трубку.
После Желтков показан сидящим у печи и сжигающим предметы, которые каким-то образом были связаны с Верой. Он погрузился в воспоминания.
На миг появляется Вера Николаевна, которая спешно собирается и куда-то едет. Затем Желтков пишет письмо и читает его вслух. Но затем в дверях он видит Веру, которая смотрит на него.
Вера предположила, что Желтков убьет себя.

Глава 11.

Вера узнала из газеты о смерти Желткова. Читает письмо, которое прислал ей Желтков и решает навестить его.

Александр Иванович рассказывает журналисту историю Желткова, который «чист и верен своей любви», но несчастен, потому что это безответная любовь. Затем Вера узнает из газеты о смерти Желткова. Прислуга находит Веру в саду и передает последнее письмо Желткова. В этом письме он рассказывает о своих чувствах Вере. Она передает письмо мужу. После прочтения письма она обвиняет мужа и брата в том, что они «что-то сделали не так» и отправляется в квартиру Желткова.

Глава 12.

Вера приехала в квартиру Желткова, где ее встречает хозяйка квартиры, она же рассказывает про него. После она позволяет Вере войти в его комнату. Вера простилась с Желтковым и уехала домой.

Вера Николаевна приехала в квартиру Желткова. Она встретилась с владелицей квартиры, которая сдавала ее Желткову. Та рассказала про него и позволила Вере пройти в его комнату. На столе лежал гроб с его телом. Она простилась с ним и покинула квартиру.

Глава 13.

Вера вернулась домой, где была только лишь Женни Рейтер. Она просит ее сыграть произведение Бетховена. И заиграла та самая соната, номер которой оставил Желтков в своей записке. Вера вспоминает слова генерала Аносова об истинной любви и плачет.

Василий Шеин приехал в гости к Женни Рейтер и попросил ее сыграть любимое произведение Желткова. В этот же момент там появляется Вера, но она не входит в комнату и возвращается вниз по лестнице. Спускаясь, она слышит голос Желткова.


В процессе исследовательской работы над текстом произведения и кинофильмом выявилось большое количество искажений сюжетной линии. Из 13 глав произведения сюжет изменен в 9 из них. Однако, благодаря мастерству режиссера и сценариста, данные неточности второстепенны, они не меняют главную авторскую мысль, а, наоборот, подчеркивают ее, стремятся усилить. Именно поэтому, на мой взгляд, в фильме появляется новый герой, сам автор. Задача этого героя- усилить чувства Желткова, показать их ярче, донести до зрителей.

Процентное соотношение текста произведения и сценария фильма отражено в Диаграмме 1.



Диаграмма 1.














Заключение.

Несомненно, что тест художественного произведения и его экранизация часто имеют существенные отличия. Это обоснованно и деятельностью режиссера, так как именно он воплощает в фильме свое видение и понимание сюжетной линии, и игрой актеров, которые порой имеют внешность и характеры, не идентичные изображаемым в тексте. Безусловно, режиссер имеет право на отражение в кинематографе собственного видения художественного произведения, но все преобразования исходного текста должны оставаться в рамках сюжетной линии. В противном случае произведение кинематографа не может являться экранизацией художественного, авторского текста. Поэтому в процессе работы над художественном текстом невозможна замена изучения его в текстовом виде на просмотр соответствующей экранизации. Произведения кинематографа по художественным произведениям уместно использовать в тандеме с чтением оригинальных текстов. В таком случае это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования.



Список использованной литературы и других источников

  1. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»,Интернет-библиотека Алексея Комарова https://ilibrary.ru/text/1022/index.html;

  2. Культура.РФ, художественные фильмы, «Гранатовый браслет» (1964) https://www.culture.ru/movies/2031/granatovyi-braslet ;

  3. Культура.РФ, публикации раздела «Литература», «Как читать «Гранатовый браслет» Куприна» https://www.culture.ru/materials/255937/kak-chitat-granatovyi-braslet-kuprina;

  4. FB.ru: https://fb.ru/article/261773/abram-room-biografiya-i-filmografiya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!