Краевой конкурс проектных и исследовательских работ детей
дошкольного и младшего школьного возраста « Я – исследователь «
Проект /Исследовательская работа
Тема: «Мармелад – любимое лакомство
или полезный продукт»
Выполнил : Тянутова Екатерина
Борисовна
Руководитель: Богдановская
Татьяна Владимировна
г.Хабаровск
2022 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………стр.3
1. Основная часть
1.1.Актуальность темы………………………………………………… ..стр.3
1.2.История возникновения мармелада…………………………………стр.4-5
1.3.Виды мармелада……………………………………………………..стр. 5
1.4.Состав мармелада и полезные свойства мармелада.......................стр .6-7
1.5.Анкетирование среди одноклассников .............................................стр.8
2.Практическая часть.
2.1.Сравним домашний и магазинный мармелад……………………….стр.9
2.2.Приготовление мармелада в домашних условиях………………….стр.10
3.Заключение ...............................................................................................стр.11
Список используемой литературы……………………………………….стр.12
1.Введение
Современные люди стремятся вести здоровый образ жизни и стараются правильно питаться. А как же быть тем, кто любит сладости? Ведь всем известно, что есть много сладостей нельзя, а лучше их вообще не есть, так как от них портятся фигура, зубы и кожа.
Мама, выбирая сладкое, отдает предпочтение мармеладу, бабушка с ней соглашается, говоря, что он менее вреден, чем другие сладости и даже полезен. И у меня возникли вопросы: что это такое? чем полезен мармелад? из чего состоит, и как его делают? всегда ли мармелад был такой? что влияет на его цвет и вкус? И я решила провести исследование на тему «Мармеладное лакомство: польза или вред».
Гипотеза : Мармелад – это не только очень вскусное , но и полезное лакомство, которое положительно влияет на детский организм.
Цель : выявить свойства мармелада и его влияние на организм ребенка.
Изготовить полезный мармелад в домашних условиях.
Задачи проекта :
1.Провести анкетирование среди второклассников.
2.Выяснить ,что такое мармелад и историю его происхождения.
3.Изучить виды мармелада.
4.Изучить полезные свойства и состав мармелада.
5.Самостоятельно, в домашних условиях приготовить несколько видов мармелада.
6.Сравнить домашний мармелад и мармелад из магазина.
7.Узнать вреден ли мармелад.
Предмет исследования :
Фабричный мармелад.
Продукт проекта:
Домашний мармелад
Мармелад – сладкое лакомство, получаемое из сока и мякоти фруктов с добавлением загустителей (желатин, пектин или агар-агар).
1.2.История возникновения мармелада.
История мармелада началась много тысячелетий назад. За эти годы его способы, методы приготовления менялись вместе с мировым прогрессом, знаниями кондитеров. Сегодня мармелад – средство борьбы с избыточным весом, полезный завтрак и вкусное лакомство, предоставленное в ассортименте, что пользуется большой популярностью на разных континентах.
Согласно некоторым легендам считается, история создания мармелада начинается в Древней Греции, на берегах Средиземного моря. Этот народ придумал рецепт лечебной сладости, используя его в своей медицине. Для приготовления они брали фруктовый сок яблок или айвы, уваривали его, создавая мармелад на пектине, и называли «пелтэ» - в переводе «легкий щит». Прародителем этого продукта считается рахат-лукум, который создают из меда, розовой воды, крахмала, фруктов.
История происхождения этой сладости в Шотландии имеет свою легенду. Согласно преданиям производителем мармелада была Дженит Кейлер. Однажды ее муж купил у испанцев недорогие горькие апельсины. Есть их было невозможно и Дженит приготовила из фруктов джем. Так этот продукт приобрел известность, а в последствии стал очень популярным. От ее имени и произошло название сладости «джем»
В Америке распространен мармелад в форме ярких конфет фасолин - jelly beans. У них мармеладное наполнение и твердая оболочка. Во времена правления Р. Рейгана – это было самое популярное лакомство, ставшее в последствии национальной гордостью страны.
Для Англии мармелад – уважаемая сладость. По легенде считается, что его изобрел врач королевы Марии Стюарт для лечения морской болезни. «Лекарство» настолько понравилось ее величеству, что с этого дня оно всегда было у нее на прикроватном столике.
Французы типичный мармелад называли тягучим «конфетообразным, твердым вареньем». В дословном переводе marmelade означает варенье из айвы. С появлением сахара французские кондитеры готовили его в разных интерпретациях: желированным, с глазурью, тягучим и прочих из айвы, абрикосов, яблок.
История мармелада в России также имеет свои интересные особенности. «Фруктовый холодец» - такое название присвоили мармеладу в Империи. Это было подобие современного мармелада. Жевательный мармелад появился в стране только в начале 90-х годов и сразу же стал одним из самых популярных сладостей. Поставки происходили из Испании, Германии.
1.3.Виды мармелада:
Из литературы узнала, что существует большое разнообразие видов мармелада.
Мармелад, по способу изготовления, можно классифицировать на:
фруктово-ягодный, в виде мармеладных пластов,
желейный, в виде мармеладных долек или фигурок,
желейно-фруктовый,
жевательный.
По способу формования он бывает:
пластовый;
формовой;
резной.
В зависимости от применяемого желейного вещества:
мармелад на основе пектина,
мармелад на основе агар-агара,
мармелад на основе агар-агара и пектина,
мармелад на основе желатина.
1.4.Состав мармелада.
Фруктово-ягодный мармелад получают традиционным увариванием фрук тового пюре с сахаром. В качестве желирующей основы используют пектин и фруктовое пюре.
Что касается желейного мармелада, то его создают из агар-агара, путем уваривания последнего с сахаром и патокой, а для придания вкуса добавляют ароматизаторы. Кроме агар-агара, применяют пектин.
В основе жевательного мармелада - желатин, придающий ему упругую структуру. Обычно это лакомство выпускается в виде маленьких красочных фигурок, и родители нередко покупают его детям вместо жевательной резинки.
Полезные свойства мармелада.
Мармелад - это низкокалорийный десерт, употребление в пищу которого имеет массу преимуществ.
В составе мармелада отсутствует жир, в нём минимально содержание калорий, поэтому лакомство по праву занимает место среди других продуктов, рекомендуемых диетологами.
Желеобразующие компоненты, используемые в рецепте блюда, сами по себе обладают полезными и целебными свойствами:
экстракт агар-агар, вырабатываемый из глубоководных морских водорослей, обладает ценной способностью выводить вредные вещества, токсины, отравляющие наш организм, а также способствует нормализации работы печени;
желатин, который получают в результате переработки животных продуктов, улучшает состояние волос и ногтей, а также хрящевых тканей;
пектин, пищевое волокно растительного происхождения, входящее в состав мармелада, обладает уникальной способностью понижать уровень содержания в крови холестерина, стабилизировать процесс обмена веществ в организме, способствовать улучшению работы перистальтики и улучшать кровоснабжение периферических сосудов. Кроме того, доказана эффективность употребления в пищу пектина при отравлениях свинцом и тяжелыми металлами. Волокна вещества связываются с вредными соединениями, полностью выводя их из организма и очищая его.
Фруктово-ягодная основа мармелада богата витамином С, способствующим укреплению иммунных сил организма.
Также в составе мармелада присутствует железо, помогающее снабжению тканей организма кислородом, кальций, укрепляющий кости, магний, полезный для работы сердечной мышцы, фосфор, участвующий в процессах энергетического обмена, и йод, в котором нуждается щитовидная железа.
Кроме того, регулярное употребление мармелада в пищу поможет вам побороть так знакомые по долгим зимним месяцам усталость и плохое настроение.
Вредными качествами обладает только дешёвый мармелад. В дешевом мармеладе могут обнаружиться искусственные усилители окраски, способные вызвать сильную аллергию, несварение и другие негативные последствия для здоровья.
1.5. Анкетирование среди одноклассников.
Изучив информацию о мармеладе я узнала, что это лакомство имеет больше достоинств, чем недостатков. А что думают мои одноклассники о мармеладе? Чтобы это узнать я провела анкетирование.
В анкетировании приняли участие ученики 2 класса. Было опрошено 15 человек.
Знаешь ли ты откуда появился мармелад? | Да | Нет |
Любишь ли ты мармелад | Да | Нет |
Какой мармелад, ты любишь больше? | Да | Нет |
Как ты думаешь, полезен ли мармелад? Готовил(а) ли ты мармелад дома? | Да Да | Нет Нет |
Из анкеты я выяснила, что историю мармелада знают всего 6 человек из 15.
Любят мармелад почти все. То, что мармелад полезен, считают всего 10 ребят. Готовили дома, только 5 человек. Я решила разобраться в этих вопросах поподробнее.
2.Практическая часть.
2.1.Сравним домашний мармелад и магазинный.
К сожалению, современные производители предпочитают добавлять в мармелад химические красители и ароматизаторы, вместо натуральных. Это придает продукту яркость и привлекательность, удлиняет срок хранения, но наносит вред здоровью.
Мармелад из-за этих добавок из числа полезного и вкусного натурального классического десерта перешел в категорию дешевой доступной сладости.
Настоящий же мармелад – продукт недешевый. Качественный мармелад может содержать натуральные добавки, не представляющие опасности, например, куркуму. Да и сами фрукты создают продукту легкую окраску.
Чтобы не получить от мармелада вред, следует с осторожностью подходить к покупке этого продукта. Выбирайте угощение, которое содержит только натуральные ингредиенты и не приносит вред здоровью!
Я решила сделать мармелад дома
2.3.Приготовление мармелада в домашних условиях.
Я использовала классический рецепт приготовления мармелада.
Для приготовления сладости мне понадобилось
апельсина
250 грамм сахара
150 грамм желатина
50 грамм воды
Приготовления мармелада из апельсина .
1.Выжимаю сок из апельсина.
2.Растворяю сахар в кастрюле на медленном огне.
3.Добавляю сок и желатин , медленно помешивая содержимое кастрюли.
4.Растворяю сахар в воде и подогреваю в кастрюле на медленном огне.
5.Добавляю малиновый сироп и агар- агар ,медленно помешивая содержимое кастрюли.
6.Разливаю готовый сироп по формачкам и ставлю в холодильник на 2-3 часа.
Заключение.
Домашний мармелад готов!
С помощью данного рецепта можно готовить самые разные виды лакомства, меняя фруктово-ягодную начинку. Вместо сахара можно использовать сахарную пудру или мёд.
Итоги работы над проектом.
1.Выяснила, что такое мармелад и узнала историю его происхождения.
2. Изучила технологию приготовления мармелада.
3.Изучила пищевую ценность и состав мармелада.
4.Провела анкетирование у своих одноклассников.
5.Самостоятельно, в домашних условиях приготовила несколько видов мармелада.
6.Сравнила домашний мармелад и мармелад из магазина.
7.Узнала полезные свойства мармелада.
Моя гипотеза подтвердилась:
Мармелад - это не только очень вкусное, но и полезное лакомство, которое
положительно влияет на детский организм.
Теперь я умею готовить мармелад!
Список используемой литературы.
1. Фотоматериалы из личного архива.
2.https://www.nur.kz/1712073-iz-cego-delaut-marmelad-sostav.html?utm_source=clipboard&utm_medium=article-fragment
3.https://penzafood.com/izdeliya/marmelad.html
4. Иванова Г.В., Никулина Е.О. Совершенствование технологии производства мармелада. / Кондитерское производство. - 2010.
5. Брашкина Е.В., Тамова М.Ю. и др. Пастиломармеладные изделия с композиционным структурообразованием. / Кондитерская фабрика. - 2009.
6.https://www.oum.ru/yoga/pravilnoe-pitanie/chem-polezen-marmelad-i-est-li-ot-nego-vred/
7. https://www.liveinternet.ru/users/ariels/post432397695/
12