СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему: «Диагностика развития речи учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект на тему:  «Диагностика развития речи учащихся начальной школы»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему: «Диагностика развития речи учащихся начальной школы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №33 имени П.А. Столыпина» 
Энгельсского муниципального района Саратовской области




Исследовательский проект

на тему:


«Диагностика развития речи
учащихся начальной школы»






Автор работы:

Хамраева Татьяна Юрьевна

Учитель начальных классов






Энгельс, 2020 г.

Введение


Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств язык. [14]

Что же такое речь? Из толкового словаря Ожегова, мы узнаем, что:

Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа.

Роберт Семенович Немов, пишет, что речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.[7].

Маклаков, видит речь – как процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. [6]

По мнению С.Л. Рубинштейна, речь – это деятельность общения посредством языка, это язык в действии.[10]

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. 

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.[2]

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.[3]

Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.[15].


Объект исследования – речевое развитие учащихся начальных классов.

Предмет исследования – уровень развития речи младших школьников.

Гипотеза: уровень развития связной речи недостаточно сформирован у младших школьников.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития связной речи младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

  2. Выявить и экспериментально проверить условия развития связной речи у детей младшего школьного возраста.

  3. С помощью методики провести обследование речи у младших школьников

  4. Дать качественный и количественный анализ результатов исследования.


База исследования: МБОУ СОШ №33, города Энгельса; учащиеся 2 класса.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- эксперимент;

- психодиагностические методы;

-качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Для определения уровня развития речи была применена методика, описанная в работе доктора психологических наук Немова Роберта Семеновича «Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».


Учебно-исследовательский проект на тему: «Диагностика развития речи
учащихся начальной школы» состоит из трех частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи младших школьников. Во второй части подробно рассказывается о методике доктора психологических наук Немова Р.С., а третья часть посвящена диагностике уровня развития речи младших школьников.

В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.















Глава I.

Особенности развития речи в младшем школьном возрасте


Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды. Рассмотрим развитие речи в младшем школьном возрасте. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9-11 лет. [12]

Л.С. Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. [4]

«Младший школьный возраст – период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» – так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.[7]

К семи годам, дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают языком через восприятие речи и говорение. Вот почему важно создать условия для успешного развития речи детей, для общения и выражения своих мыслей.

Каковы же условия успешного развития речи, для формирования речевых умений и навыков у детей?

  1. Речь возникает из потребности высказываться, а высказывание человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». [11]

  2. Важным условием развития речи является создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, учебники… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.

  3. Овладение речью – это способ познания действительности. Школьники хорошо расскажут или напишут только о том, что они хорошо знают: у него должен быть словарный запас знаний, необходимый материал по теме рассказа. Только тогда он сможет вынести из этого что-то существенное. [9]

Однако, стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью?

  1. Содержательность – говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь.

  2. Логичность – умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой.

  3. Точность – умение передавать факты, чувства и наблюдения – выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик.

  4. Выразительность – умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением.

  5. Ясность – доступность для тех к кому речь обращена.

  6. Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами.

  7. Чистота – отсутствие слов-паразитов: ну, значит, так и пр., грубых просторечных слов и выражений.

  8. Правильность – играет особенно большое значение для школы, соответствие литературным нормам языка. [5]

Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности.

Следовательно, развитие речи – педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком. [16]













Глава II.

Методы оценки уровня развития речи у младших школьников


При оценке уровня развития речи младших школьников была применена методика, описанная в работе доктора психологических наук Немова Роберта Семеновича «Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».

Данная книга состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.

Изложенный в книге курс «Психологическая диагностика» не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди.

Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых были опубликованы впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений. [8]



МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.

Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.

В силу сказанного следующие далее методики психодиагностики речи необходимо рассматривать как такие, которые позволяют получить комбинированную, психолингвистическую информацию о соответствующем познавательном процессе, включая определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль), пассивного и активного словарного запасов ребенка. [8]

Методика 21. Определение понятий


В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.



Замечания.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, та после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла.

При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0.

В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий. [8]

Методика 22. Выяснение пассивного словарного запаса


В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в только что описанной методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда. Замечание.

Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово- стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

0—3 балла — низкий. [8]






Методика 23. Определение активного словарного запаса


Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 55). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Рис. 55. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста.


Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице 7, и затем анализируется.

Таблица 7. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника


п/п

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребенком

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


13



14

Существительные

Глаголы

Причастия

Деепричастия

Прилагательные в начальной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Союзы

Предлоги

Частицы

Однородные члены предложения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.



В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий. [8]










Глава III

Оценка результатов и выводы об уровне развития речи младших школьников


Для определения уровня развития речи была применена методика, описанная в работе доктора психологических наук Немова Роберта Семеновича «Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».

В диагностике принимали участие учащиеся 2 класса в количестве 10 человек.

Результаты диагностики показаны на диаграммах, а ниже приведены оценка результатов и выводы об уровне развития речи младших школьников


Диаграмма 1.

Оценка результатов

Результаты исследования показали, что 7 баллов набрали трое учеников под номерами 5, 8 и 10. Учащиеся под номерами 1, 2, 3, 7 получили 6 баллов. Ученики под номерами 6 и 4 набрали 5 баллов. Наименьшее количество баллов, т.е. 3 балла, набрал ученик под номером 9.


Выводы об уровне развития

  1. баллов: очень высокий – 0 учеников

8-9 баллов: высокий – 0 учеников

4-7 баллов: средний – 9 учеников

2-3 балла: низкий – 1 ученик

0-1 балл: очень низкий – 0 учеников


В соответствие с методикой 21 «Определение понятий», можно сделать вывод, что почти все второклассники показали средний уровень развития, что составило 90%, и лишь один ученик показал низкий уровень – 10%.


Диаграмма 2.




Оценка результатов

Правильно нашли значения от 20 до 30 слов и в итоге получают 6-7 баллов. Это дети под номерами 1, 2, 7, 8.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах равен 4-5. Это ученики
под номерами 3, 4 и 6.

Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3. Такое количество баллов набрали дети под номерами 5 и 9.

Учащемуся под номером 10 удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, соответственно его оценка в баллах будет составлять не более 3.


Выводы об уровне развития

10 баллов: очень высокий – 0 учеников

8-9 баллов: высокий – 0 учеников

4-7 баллов: средний – 7 учеников

0—3 балла: низкий – 3 ученика

В соответствие с методикой 22 «Выяснение пассивного словарного запаса», можно сделать вывод о том, что большинство учащихся показали очень средний уровень развития, что составляет 70%, низкий уровень – 30%.










Диаграмма 3.


Оценка результатов

8-9 баллов получает один ребенок под номером 1, потому что в речи этого ученика обнаруживается 8-9 разных из перечисленных в протоколе признаков.

6-7 баллов за свою речь заработал один ученик под номером 7.

Оценка в 4-5 баллов дается за присутствие в речи 4-5 разных протокольных признаков. Это дети под номерами 3, 5, 6, 8, 9, 10.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака. Это учащиеся под номерами 2 и 4.


Выводы об уровне развития

10 баллов: очень высокий – 0 учеников

8-9 баллов: высокий – 1 ученик

4-7 баллов: средний – 7 учеников

2-3 балла: низкий – 2 ученика

0-1 балл: очень низкий – 0 учеников

В соответствие с методикой 23 «Определение активного словарного запаса», можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития показал 1 ученик, что составляет 10%, большинство учащихся показали средний уровень – 70%, а два ученика показали низкий уровень, что составляет 20%.


Диаграмма 4.

Уровень развития речи младших школьников


Все данные сведены в диаграмму 4, где показаны результаты методик:
21 «Определение понятий» – синим цветом, 22 «Выяснение пассивного словарного запаса» – красным цветом, 23 «Определение активного словарного запаса» – зеленым цветом.

Исходя из выше зафиксированных данных, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследовательской работы подтвердилась. У довольно многочисленной группы младших школьников уровень развития связной речи сформирован недостаточно.




Заключение


Итак, проблема развития речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Однако, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, проблемы развития речевой деятельности остаются решенными не до конца. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно чёткой речью. А именно в начальной школе более актуальна работа по развитию речи. Развитие речи – педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения практических задач.

Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Проблема развития речи в период обучения – это важная задача не только для учителя, но и для родителей. [1]

В заключении хочется отметить, что работа над активизацией речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значения овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, и его дальнейшее познавательное и личностное развитие. [13]

























Содержание


Введение……………………………………………………………………..2

Глава I. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте……….........................................................................................................6

Глава II. Методы оценки уровня развития речи у младших школьников………………………………………………………………………10

Методика 21. Определение понятий………………...……………………11

Методика 22. Выяснение пассивного словарного запаса…………………………………………………………………………..…13

Методика 23. Определение активного словарного запаса…………..…………………………………………………………..……..15

Глава III. Оценка результатов и выводы об уровне развития речи младших школьников…………..………………………………………………..18

Заключение………………...……………………………………………….23

Содержание…………………...…………………………………………….25

Список используемых источников....……………………………………..26














Список использованных источников

  1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось - 89», 2005. – 272с. (Практическая психология)

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 – М..1982.

  5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238, [2]c. – (библиотека учителя начальной школы)

  6. Маклаков. А. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб: 2002.

  7. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. – М.: Высшее образование, 2005

  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

  9. Политова Н.И. развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. –
    91 с.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002.

  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с..

  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

  13. Источник: http://refleader.ru/jgeujgatyqasmer.html

  14. http://топ-школа.рф/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov/ Автор: Набиева Людмила Александровна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №12,  г. Нефтекамск

  15. https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temurazvitie-rechi-u-mladshih-shkolnikov-v-processe-uchebnoy-deyatelnosti-721138.html

  16. https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temurazvitie-rechi-umladshih-shkolnikov-v-processe-uchebnoy-deyatelnosti-721138.html

Автор: Константинова Мария Евгеньевна, учитель начальных классов, 2015г.




17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!