СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Истоки фольклора в творчестве Пушкина на примере поэмы «Руслан и Людмила»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1817 г. еще в Лицее Пушкин начал самую большую свою поэму - «Руслан и Людмила». Закончил ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет.  Впервые поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» с иллюстрациями была издана в 1822 году в Германии на немецком языке.

Поэма имела успех необыкновенный. Одним из самых восторженных сторонников поэмы был замечательный русский поэт-романтик, старший друг Пушкина Жуковский Василий Андреевич, познакомившись с юным Пушкиным, писал Вяземскому восторженное письмо: «Это надежда нашей словесности…Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Истоки фольклора в творчестве Пушкина на примере поэмы «Руслан и Людмила»»

11














ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Истоки фольклора и народной поэзии в творчестве

Пушкина на примере поэмы «Руслан и Людмила»
















Выполнила: ученица 4г класса

МАОУ СОШ№279 Куликова Е.

Руководитель:Кихтева М.М.






2019г.


Аннотация


В процессе работы над исследовательским проектом в начальной школе «Истоки фольклора и народной поэзии в творчестве Пушкина на примере поэмы «Руслан и Людмила» была поставлена цель: выяснить, каковы истоки фольклора и народной поэзии в творчестве Пушкина. В предложенном проекте была собрана и проанализирована информация об истории создания поэмы «Руслан и Людмила», о том, что интерес к фольклорным традициям русского народа появился под влиянием няни Пушкина Арины Родионовны и в результате общения с другими сказочниками. Приведены убедительные примеры того, что образы и мотивы мифов, сказок, народных песен других народов, нашли свое место в произведениях Пушкина.

В процессе исследовательской работы применялись следующие методы исследования: сбор информации, изучение литературного материала
из Интернета и книг по теме проекта, анализ полученных сведений. В рамках проекта проводилась викторина по теме.

Подготовлена презентация «И неподкупный голос мой был эхо русского народа…», её можно использовать на уроках литературы, а также для самообразования учащихся.

Актуальность работы состоит в том, что в процессе работы над проектом развивается кругозор ученика, интерес к богатству русского языка литературному наследию поэта. В 2020г. 26 марта исполняется 200 лет первому изданию поэмы «Руслан и Людмила». Изучение творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, актуально во все времена.

Вывод. Исследовательская работа носит информативно-познавательный характер.













Содержание



1. Введение………………………………………………………………………. 3

2. Основная часть. Истоки фольклора и народной поэзии в творчестве

Пушкина на примере поэмы «Руслан и Людмила»…………………………4

2.1. Влияние няни Пушкина Арины Родионовны, общение с другими

сказочниками.………………………………………………………...4

2.2. Фольклор других народов…………………………………………..7

3. Заключение…………………………………………………………………… 9

4. Используемая литература………...…………………………………………10

Приложение

  1. Презентация «И неподкупный голос мой был эхо русского народа…»




























Введение

«…он сдружил поэзию с русской жизнью

и русской современностью»

В.Г. Белинский

Эти слова принадлежат литературному критику Белинскому Виссариону Григорьевичу. Поэзию Пушкина Белинский рассматривал как «грандиозное явление русской культуры…».[1] Творчески объединяя сказку, историю и былину, Пушкин создал волшебную поэму. Это сказочная поэма - похищение невесты, ее поиски, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку - только тот побеждает, кто борется со злом, смел, добр и отважен, Правда всегда на стороне Добра.

Проблема: Каковы же истоки фольклора и народной поэзии в творчестве А.С. Пушкина?

Цель работы: На примере поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» выяснить, каковы истоки фольклора и народной поэзии в творчестве Пушкина.

Задачи:

  1. Изучить историю создания поэмы «Руслан и Людмила».

  2. Убедиться в том, что интерес к фольклорным традициям русского народа появился под влиянием няни Пушкина Арины Родионовны и в результате общения с другими сказочниками.

  3. Показать, что образы и мотивы мифов, сказок, народных песен других народов, нашли свое место в произведениях Пушкина.

Объект исследования – поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Предмет исследования - истоки фольклора и народной поэзии в поэме

А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Методы исследования:

  • Сбор информации, изучение литературного материала
    из Интернета и книг.

  • Анализ полученных сведений.

  • Анкетирование

Приложение к проекту:

Презентация «И неподкупный голос мой был эхо русского народа…»,

Актуальность: Актуальность работы состоит в том, что в процессе работы над проектом развивается кругозор ученика, интерес к богатству русского языка литературному наследию поэта. В 2020г. 26 марта исполняется 200 лет первому изданию поэмы «Руслан и Людмила». Изучение творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, актуально во все времена.


Основная часть

И неподкупный голос мой был

Был эхо русского народа…

А. С. Пушкин [2]


В раннем детстве Пушкин жил в мире сказок и песен няни, бабушки, крепостных; поэт-подросток воспринимал народное творчество как непосредственный слушатель. Ярким воспоминанием детских лет осталась для Пушкина «прелесть таинственных ночей», проведенных с «мамушкой», бабушкой Марией Алексеевной. 

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы. ("Сон", 1816г.)

Она первая пробудила у будущего поэта интерес к русской старине и родной природе. В доме Пушкиных говорили по-французски, и бабушка стала для маленького Саши первой учительницей родного языка. Ее русская речь была образной, красочной. 

Взгляд Пушкина на фольклор становится всё шире и глубже: «Но есть у нас свой язык; смелее! - песни, обычаи, история, сказки». А.С. Пушкин начинает записывать устно-поэтические произведения, он стал первым среди русских писателей собирателем фольклора.», –а«…Изучение старинных песен,

сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка», – писал поэт.

Фольклор ставится Пушкиным в один ряд с обычаями и с историей; фольклор должен помочь созданию русского литературного языка.[3]

В 1817 г. еще в Лицее Пушкин начал самую большую свою поэму - «Руслан и Людмила» - и писал ее целых три года. Закончил ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет.

Впервые поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» с иллюстрациями была издана в 1822 году в Германии на немецком языке.

Поэма имела успех необыкновенный. Одним из самых восторженных сторонников поэмы был замечательный русский поэт-романтик, старший друг Пушкина Жуковский Василий Андреевич, познакомившись с юным Пушкиным, писал Вяземскому восторженное письмо: «Это надежда нашей словесности…Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».[6] Пушкин высоко ценил Жуковского, «его стихов пленительную сладость»

В 1828году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог – жемчужину поэмы, где подчеркнул сказочную ее сторону.[4] Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане». Среди чудес, которые заводит у себя царевич, указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу злотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый».

Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках. Эта пушкинская сказка – «Пролог» - внесла в литературу новую живую струю

Всю жизнь он хранил в памяти песни и сказки его старой няни, он любил слушать народных певцов и сказителей в наследственных поместьях - Михайловском и Болдине - и в частых своих странствиях по России. Он восхищался образцами русского фольклора и рассказывал о них в обществе, внимательно читал сборники произведений фольклора, записывал народные сказки и песни, даже готовил сборник русских исторических песен и подробное исследование по фольклору; в его сочинениях разбросано множество цитат, и эпиграфов почти из всех жанров народной поэзии. [5]

Х удожественный талант он открыл у своей няни во время ссылки в Михайловском. Всем известно, что любовь к сказкам Пушкину привила его няня, Арина Родионовна. Еще работая над «Русланом и Людмилой» поэт вспоминал:

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верною писал…

 «Шепот старины болтливой»

- так Пушкин, шутливо называл нянины сказки и рассказы о былом.

Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.

Пушкин посвятил няне проникновенные стихи, полные теплоты и нежности. Он записал со слов няни семь сказок и четыре песни. И в той же тетради, где Пушкин записывал нянины сказки, на внутренней стороне переплета он написал «Пролог» к «Руслану и Людмиле». [5] Сюжет «Руслана и Людмилы» основан на фольклорных элементах, главный мотив – князь Руслан отправляется в дальний путь, чтобы отыскать свою жену Людмилу, похищенную злым колдуном Черномором. Преодолев много препятствий, Руслан освобождает любимую. Поэма заканчивается торжеством Добра над Злом.

Происхождение одного из самых ярких фантастических образов. Его «первоисточник» до сих пор можно увидеть в парке Сергиевка в Петергофе. Это огромная голова, высеченная из вросшего в землю валуна. По одной из версий, она была создана около 1800 г. по велению императора Павла I архитектором Ф. Брауэром. Ранее голову венчал богатырский металлический шлем, и именно эта диковинная скульптура вдохновила Пушкина на образ гигантской говорящей головы. «…Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.

Огромны очи, сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в темной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянной…».[6]

В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин собрал почти всех героев русских сказок и поселил их в сказочном лукоморье:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Здесь и Баба-Яга, и Кощей бессмертный, и «тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных». Где-то там, за лесами, за морями томится в плену, у злого колдуна царевна. Но ей уже спешит на помощь отважный королевич. Их историю рассказал автору кот ученый, и Пушкин спешит теперь «поведать свету» о Руслане и Людмиле, пока не забылись «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
В поэме «Руслан и Людмила» не только фольклорные и мифологические мотивы из русской народной традиции, но и из мифологии и фольклора других народов, они появились в произведениях Пушкина не случайно. Во-первых, великому русскому поэту всегда был интересен поиск разнообразных жанров, тем, образов. Во-вторых, образы и мотивы мифов, сказок, народных песен, нередко повторяющиеся у многих народов мира, несут в себе глубокий смысл. Кроме того, они универсальны, и потому понятны всем. В качестве примера: понятия Добра и Зла воплощены и в образах князя Руслана и волшебника Черномора. Еще один мотив, распространенный в сказках всех народов — это мотив лжи, присвоения славы подвига недостойным (нередко погубившим настоящего героя, как и в поэме Пушкина), а также последующего разоблачения лжеца: Фарлаф, изрубив Руслана сонным, присваивает себе заслугу спасения Людмилы. Однако он не может ее разбудить, это под силу лишь воскресшему Руслану. Так торжествуют справедливость и верная, преданная любовь, а подлость и ложь - разоблачены. Заканчивается история Руслана и Людмилы традиционным для большинства сказок образом — веселым пиром:

И бедствий празднуя конец,
Владимир в гриднице высокой
Запировал в семье своей. 

События, которые описаны в поэме *Руслан и Людмила*, происходят во время правления князя Владимира, в феодальной Киевской Руси, примерно в десятом веке до нашей эры. А само место, где происходит история этого произведения - это возле и вокруг Киева, на берегах реки Днепра. Это видно по строкам из поэмы:

Садятся на коней ретивых

Вдоль берегов Днепра счастливых

Летят в клубящейся пыли;

А здесь достоверное и точное описание войны Х века - это осада Киева печенегами: …Киевляне

Толпятся на стене градской

И видят: в утреннем тумане

Шатры белеют за рекой,

Щиты, как зарево блистают;

В полях наездники мелькают,

Вдали подъемля черный прах;

Идут походные телеги,

Костры пылают на холмах.

Беда: восстали печенеги!

Четыре года в жизни поэта прошли на украинской земле, с в 1820 по 1824 года он путешествовал по стране, посещал такие города как Киев, Одессу, был поэт и на берегу Азовского моря, в селе Безымянное, о чем местные жители помнят до сих пор. На Украине (в Каменке) он выходил на торговую площадь, чтобы послушать народных певцов – кобзарей и лирников, беседовал со стариками о прошлом, слушал протяжные песни девушек. На юге поэт также проявил интерес к молдаванским, цыганским, турецким народным песням и отчасти использовал их в своем творчестве. В 1830-х гг. поэт наблюдал живую фольклорную традицию Поволжья (в нижегородском Болдине) и более пеструю по национальному составу в Южном Приуралье и Оренбургском крае он сделал записи около 30 пословиц и поговорок, нескольких песен и калмыцкой сказки.

















Заключение

В процессе работы с большим интересом была изучена история создания поэмы «Руслан и Людмила». Ни одно произведение Пушкина не произвело столько шума, как поэма «Руслан и Людмила»: одни видели в ней величайшее создание творческого гения, другие – оскорбление эстетического вкуса. Исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что интерес к фольклорным традициям русского народа появился под влиянием няни Пушкина Арины Родионовны и в результате общения с другими сказочниками - истоки сказок поэта лежат, прежде всего, в русском фольклоре. Образы и мотивы мифов, сказок, народных песен других народов, нашли свое место в произведениях Пушкина. 2020г. 26 марта исполняется 200 лет первому изданию поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, а его произведение продолжает жить. Практическая значимость моей работы в том, что можно применить на уроках литературы в 5 классе, использовать школьниками для повышения своего образовательного уровня. Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.





















Используемые источники:

  1. А. С. Пушкин Поэмы М., «Художественная литература», 1982, вступительная статья «обещанный рассказ…» Э. Бабаева.

  2. https://www.stihi.ru/2010/01/10/8357 А. С. Пушкин «Эхо русского народа».

  3. http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=235124 Хроленко Александр. Язык фольклора. Хрестоматия, с.3. Издатель: Флинта: Наука, Москва, 2005

  4. https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20XIX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.html журнал «Сезоны года». Русская литература XIX века

  5. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=666068© Библиофонд

  6. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/59567/ Автор: Сергей Курий 

  7. СТАТЬЯ "СКАЗОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"

  8. http://www.ref-history.ru/soft/article-literatura-pushkinskogo-perioda.htm




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!