СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Дети войны, живущие рядом с нами"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Дети войны, живущие рядом с нами"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Дети войны, живущие рядом с нами"»

МОУ Высококолковская СШ.

















«Дети задаче войны, удаляющемуся живущие положительного рядом»

 Исследовательский задаче проект







Авторы:

Гайкян Т. Ф. – задаче учитель удаляющемуся истории и положительного обществознания,

Клюева А. А. – задаче заместитель удаляющемуся директора по положительного воспитательной линией работе







с. Высокий Колок

2018г.









Оглавление



Введение 3

Ход исследования 5

Заключение 6

Список источников информации и литературы 7

Приложение 1. Работа со списком «детей войны» 8

Приложение 2. Вопросник с ответами «детей войны» 10

Приложение 3. Интервью 16

Приложение 4. Приглашение для «детей войны» 25

Приложение 5. Буклет 26

Приложение 6. 28

Отрывок из сценария открытого мероприятия "Дети Войны" 28

Приложение 7. Фото открытого мероприятия 30

Приложение 8. Фото экскурсии в музей 33

Приложение 9. Фото альбома 36



Введение

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Гражданственность и патриотизм – это, прежде всего, чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.

«Патриотическое воспитание» должно стать прежде всего «органичной частью жизни самого общества», заявил Владимир Путин на 37-м заседании российского оргкомитета «Победа» в Большом Кремлевском дворце. По мнению президента России, только объединив усилия «мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе»

Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли, (знание и сопереживание судьбам близких и знакомых тебе людей) способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным.

Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко смотрят настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. В нашем селе из них нет никого. Уходят из жизни и ветераны фронтового тыла. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне. 
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Ликвидировать угрозу утраты исторической памяти ,укрепить связь поколений поможет обращение еще к одному поколению очевидцев тех трагических и героических событий-«детям войны».

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Война в жестокой слепоте своей соединяет  несоединимое: дети и кровь, дети и смерть Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, возможно, это наши соседи и знакомые, а возможно даже наши прабабушки и прадедушки. Кто они? Что помнят они? Что могут рассказать сегодняшним ребятам  о той страшной войне, войне которую видели и испытали на себе? Как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не услышаны, не запечатлены в памяти сегодняшних ребятишек, не сохранены. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа.



Цель:

1. Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции учащихся, посредством проведения исследовательской работы, основанной на краеведческом материале.

2. укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Уточнить список детей войны проживающих на территории села.

3.Разработать вопросник. распределить обязанности между группами учащихся.

4. Провести анкетирование и интервьюирование при личных встречах с жителями села.

5.Провести фото и видео фиксацию этих встреч.

6. Проанализировать, отредактировать и оформить собранный материал о детях войны в виде буклета, альбома и фото-, видеозаписей.

7.Организовать и провести открытое мероприятие «Дети Войны» с приглашением «детей войны», проживающих в селе.

8.Развивать исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение анализировать и использовать полученные знания в практической деятельности.

9. Развивать коммуникативные УУД: навыки работы в группе, коллективе.

Участники проекта: учащиеся 7-9 классов, учитель истории Гайкян Т.Ф., заместитель директора по ВР Клюева А.А.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне с взрослыми.

Методы исследования

  • изучение теории вопроса на основе документальных и литературных источников

  • анкетирование

  • интервьюирование

  • описательный  метод

  • статистический метод

  • метод сравнительного анализа

 Ожидаемый результат:

  1. Сохранение исторической памяти о детях войны.

  2. Интерес подрастающего поколения к судьбе детей войны.

3.Формирование патриотических качеств у школьников.

4.Проявление внимания и уважения к пожилым людям.

5.Систематизация знаний учащихся о ВОВ.

Продолжительность проекта: февраль – май 2018года.

Практическая значимость проекта: собранный материал пополнит, обогатит фонды школьного историко-краеведческого музея им. В. К. Мусорина. Станет значимым и востребованным для проведения урочных и внеурочных занятий, мероприятий с учащимися школы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию.

Ход исследования

Перед началом работы учащиеся разделились на подгруппы: поисковики, аналитики, фотографы, оформители, технологи ИКТ.

В положительная первую опытной очередь мы наблюдаем задались законченного целью  собрать внешнего информацию о вообще детях развитие войны, о их первоначальным жизни. Для конца этого из наблюдаем Администрации всякие села удаляющемуся Высокий иллюстрирована Колок научном учениками вторая школы, движения совместно с источником учителями, был настоящее запрошен математически список «дальнейшем детей является войны». движения Проанализировав список, расширяется оказалось, что он источником неточный, так как положительной многих, к поставленная сожалению, уже нет в различались живых или переехали. ( Приложение 1)При работе со списком учащиеся использовали Ульяновские областные памятные книги «Детство опаленное войной» 2013г. и 2015 г. издания, в которых помещена информация о «детях войны», в том числе нашего района, села Высокий Колок, поселка Зин-Овраг, поселка Молот. В данной книге число «детей войны» насчитывалось порядка 180 человек. А сколько их на сегодняшний день проживают в селе?

Тогда участниками проекта веков было тому принято несовершенной решение смысле обойти все борьбу адреса, по геометрически которым настоящее проживают «дети войны» для знании того различались чтобы знание познакомиться с будет ними и законченного взять у них закономерности интервью. Но прежде, для них был составлен вопросник. (Приложение 2) беспримерное Задавая вопросы,аорпрпррподлродлрдолрлЗадавая вопросы, дети внимательно слушали рассказы «детей войны» и делали записи. Окунувшись в воспоминания, пожилые люди не сдерживали слез. Показывали старые фото военных и послевоенных лет.

ммотмаолитволиптиолПараллельно, знание дети бесконечность вели останется фото- и может видеосъемку целостное интервью. (Приложение 3) значение

После беседыенного учащиеся учащиесученики я ученики школы пригласили «детей войны» школырммрна впередоткрытое открытоеученого мероприятие, задаче которое будет проходить в школе накануне Дня Победы, посвященное «детям войны»будет проходить в ш. (Приложение 4)

Проведя объекту огромную пример работу, абсолютные учащиеся наиболее школы скорректировали список «детей материальные войны». На сегодняшний день в селе проживает 54 человека. Данный список дети передали в плохой Администрацию пример села знании Высокий закономерности Колок. пространство Подводя назад итоги существование работы, человека ученики целостное ии создали окончательно буклеты для беспримерное «детей войны» и решили решил рреааеираздать их на слабостью мероприятии знания «Дети бесспорна войны». ( Приложение 5)

4 мая в объекту 12.00 пример часов в абсолютные школе наиболее прошло открытое законовоткрытое мероприятие, науки посвященное задача акции неспособностью «Дети материальные Войны», на котором именно прошла защита данного исследовательского знании проекта закономерности «Дети пространство войны, назад живущие существование рядом». ( Приложение 6). На человека мероприятии целостное присутствовали развитии приглашенные окончательно «дети войны», беспримерное прийти ученики и знания учителя бесспорна школы, ставит Глава окончательно Администрации « Высококолковское неверно сельское однако поселение» синонимом Игнатьев А. Ф. Много добрых слов и пожеланий звучало в адрес приглашенных сельчан. Дети раздали всем присутствующим созданные буклеты и Георгиевские ленты.(Приложение 7).Учащиеся школы выступили с концертом перед приглашенными. Со словами благодарности в адрес учеников и учителей школы и с пожеланием мирного неба и хороших знаний выступили «дети войны». После мероприятия для гостей была организована экскурсия в школьный музей имени Мусорина В. К. и чаепитие. (Приложение 8)

Приложение 6. Отрывок из сценария открытого мероприятия "Дети Войны"

Ученик 1: в феврале 2018 года мы начали работу над большим исследовательским проектом «Дети войны, живущие рядом».Сегодня накануне празднования дня Победы мы подводим итоги нашего проекта.

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, возможно, это наши соседи и знакомые, а возможно даже наши прабабушки и прадедушки. Кто они? Что помнят они? Что могут рассказать нам  о той страшной войне, войне которую видели и испытали на себе? Как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали? Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Перед нами было поставлено много задач. А цель – это узнать сколько «детей войны» проживает на территории нашего села, кто они? Познакомиться с ними, взять у них интервью – узнать как они прожили то страшное время, что помнят о нем. Чем о ними питались, учились ли в школе, были ли у них игрушки… Но главная цель – это сохранить память о «детях войны».

Ученик 2: В первую очередь, мы получили список «детей войны» из Администрации села Высокий Колок. Он оказался не точным, так как многих, к сожалению, нет в живых. Поэтому было принято решение обойти все адреса, по которым проживают односельчане, чье детство украла война.

Составив вопросник, мы отправились на поиски. В итоге поисковой работы мы узнали, что в нашем селе ,Высокий Колок ,проживают 54 человека, детство которых украла война.

Нам удалось увидеться с большинством. С некоторыми, к сожалению, встретиться не было возможности, в силу того, что были больны или отсутствовали на то время в селе.

Встретив нас – школьников, бабушки и дедушки были приятно удивлены. Они угощали нас конфетами, чаем.

Окунувшись в воспоминания, пожилые люди не сдерживали слез. Показывали старые фото военных лет, рассказывали о своем трудном детстве.

Параллельно, мы делали фото и видео фиксацию этих встреч.

(показ фото и видео интервью с «детьми войны»)

Ученик 3: После большой проделанной работы мы стали анализировать собранный материал. На основе воспоминаний «детей войны», мы узнали следующее об их детстве.

Да, война никого не щадила. Детям не хватало родительского внимания, так как отцы воевали, а матери работали сутками на полях, фермах, амбарах, а вечерами и ночами перешивали, чинили одежду и обувь, вязали варежки и носки для детей и для фронтовиков.

Не хватало еды, многие питались травой, ягодами картошкой. Повезло тем, у кого в хозяйстве были домашние животные: корова, овцы. Детям в этих семьях перепадала возможность изредка в своем рационе видеть молоко, и то оно чаще всего было обезжиренное, так как основная часть домашней продукции шла на продажу или в обмен на соль, сахар, спички, мыло, ситец, а также на оплату продналога, взимаемого тогда с каждого домашнего хозяйства.

Одежда тоже была в дефиците. В основном перешивали старые вещи.

У маленьких детей не было игрушек, они изготавливали их самостоятельно из глины, тряпок, соломы. Но были и другие развлечения: играли шашки, шахматы, в лапту, зимой дети катались на коньках, самодельных лыжах.

Ученик 4: Не смотря на войну, дети продолжали учиться в школе. Занятия в школе проходили в две смены, отопление было печное, поэтому зимой было холодно, не хватало дров. Дрова заготавливали сами школьники – учащиеся старших классов. Электричества не было, классы освещались керосиновыми лампами. Школьной формы не было, дети были одеты «кто во что». Воспоминания Бердяевой Юлии Васильевны: «Когда началась война мне было 8 лет. Ученики моего возраста и старше работали на колхозных полях, помогали своим матерям всю весну, лето и осень. Времени оставалось на учебу совсем мало. Но мы старались учиться. Тетрадей не хватало, писали между строк на старых книгах, газетах. Писали чернилами, которые готовили из чернильных таблеток, разводя их горячей водой, а когда и этого не стало, писали чернилами из сажи». (фото на слайде)

Ученик 5: Результатом нашей работы стал созданный нами буклет, в который мы поместили список «детей войны» села Высокий Колок на февраль 2018 года, стихи о детях, чье детство украла война, а также фото – как воспоминания о том страшном времени. Сегодня мы бы хотели вручить их нашим приглашенным гостям. И в преддверии праздника, вручаем вам Георгиевские ленты.

(вручение Георгиевских лент и буклетов «детям войны»)

Собрав весь материал в альбом, мы решили передать его на хранение в школьный историко – краеведческий музей имени В. К. Мусорина, за что получили благодарность от Администрации села Высокий Колок и от администрации школы. Теперь наша работа пополнила фонд музея. Мы остались довольны проделанной работой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!