СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Боевой путь моего прапрадеда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я помню! Я горжусь!

И преклоню колено у мраморной стены, у Вечного Огня. И многие, как Я, склонятся непременно — ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…»

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Боевой путь моего прапрадеда»»

15


Боевой путь моего прапрадеда

Автор: Малафеева Дарья Александровна

Россия, Мурманская область, ЗАТО Александровск, г. Гаджиево

МАОУ «Средняя школа №279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала

Лунина Николая Александровича»

4 класс Г

Аннотация

Актуальность Второго сентября 2019г. во всех школах страны проводился Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Тема нашего урока - «Долгие версты Победы…». На уроке Победы говорили о том, что мы, живущие сейчас под мирным небом, с благодарностью должны помнить о тех, кто отстоял нашу землю, даже ценой своей жизни. И задача современного поколения уважительно относиться к судьбам людей, сохранивших мир на земле, помнить об этом коллективном подвиге. Нам надо знать и помнить историю жизни своих родных: как они трудились, воевали, о чем думали, мечтали в годы страшной войны.

Гипотеза: Мой прапрадед был участником Великой Отечественной войны и внес свой неоценимый вклад в дело Победы над фашизмом.

Цель исследования: Исследование неизвестных страниц жизни моего прапрадеда, его участие в Великой Отечественной войне.

Задачи: 1. Собрать сведения об участии прапрадеда в Великой Отечественной войне из

бесед с бабушкой и по материалам Интернет – ресурсов.

2. Проследить боевой путь моего прапрадеда по архивным документам .

3. Рассказать о моих исследованиях одноклассникам.

Объект исследования: «Великая Отечественная война» 1941-1945гг.

Предмет исследования: Вклад прапрадеда в победу над фашисткой Германией.

Методы исследования: Беседа с родственниками, сопоставление полученных фактов с историческими событиями по материалам сайтов Министерства обороны РФ,  Википедия, опрос одноклассников, анализ и обобщение собранной информации.

Полученные данные: В результате исследования были собраны материалы о жизни и боевом пути моего прапрадедушки Капустина Никанора Ивановича, создана презентация, которая может быть использована на классных часах, уроках  истории.

Вывод: Я считаю, что память о наших прадедах  должна передаваться из поколения в поколение.


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Основная часть ………………………………………………………………................................5

Мой прапрадедушка Никанор. ….……………………………………………………………..5

Боевой путь рядового Капустина Н. И. ………………………………………………………5

Последний бой красноармейца Капустина Н.И……………………………………………..6

Практическая часть ………………………………………………………………………………8

Опрос одноклассников «Великая Отечественная война в моей семье»

Заключение ………………………………………………………………………………………..9

Источники…………………………………………………………………………………………10

Приложение 1. Боевой путь прапрадеда………………………………………………………11

Приложение 2. Журнал боевых действий 308 стрелкового полка февраль 1944г……….14

Приложение 3. Презентация «Боевой путь моего прапрадеда».




































Боевой путь моего прапрадеда

Введение

Помните! 
Через века, через года,– помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,– помните!

Р. Рождественский

Очень скоро наша страна будет праздновать 75 - тую годовщину Великой Победы над фашисткой Германией. Этот славный праздник заходит в каждый дом с радостью, гордостью и болью.

Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Годы, опалённые войной, заставляют нас помнить битвы за каждый дом, за город, за село; чтить подвиг людей, которые отдали свою жизнь за живущих сегодня. Думаю, что каждый гражданин нашей Родины должен свято сохранить народную память об участниках Великой Отечественной войны. Стало традицией из года в год 9 мая пройти с портретами своих родственников в единой победной колонне. Когда я шла по площади и несла фотографию своего прапрадеда Никанора, меня охватило чувство гордости, уважения, благодарности. Мне хотелось всем рассказать, каким был мой дедушка, как сложился его боевой путь. К большому сожалению, в нашей семье очень мало знают о нём, рано ушли из жизни родственники, которые могли бы помочь восстановить в памяти те военные эпизоды в жизни деда. Я поставила перед собой цель найти сведения о дедушке, где и каким был последний бой в его жизни; создать альбом памяти о нём и о его семье жившей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: Мой прапрадед был участником Великой Отечественной войны и внес свой неоценимый вклад в дело Победы над фашизмом.

Цель исследования: Исследование неизвестных страниц жизни моего прапрадеда, его участие в Великой Отечественной войне.

Задачи: 1. Собрать сведения об участии прапрадеда в Великой Отечественной войне из

бесед с бабушкой и по материалам Интернет – ресурсов.

2. Проследить боевой путь моего прапрадеда по архивным документам.

3. Рассказать о моих исследованиях одноклассникам.

Объект исследования: «Великая Отечественная война» 1941-1945

Предмет исследования: Вклад прапрадеда в победу над фашисткой Германией.

Методы исследования: Беседа с родственниками, сопоставление полученных фактов с историческими событиями по материалам сайтов Министерства обороны РФ,  Википедия, опрос одноклассников, анализ и обобщение собранной информации.

Актуальность Второго сентября 2019г. во всех школах страны проводился Всероссийский

Классный час

«Долгие вёрсты ПОБЕДЫ»

У рок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Тема нашего урока - «Долгие версты Победы…». На уроке Победы говорили о том, что мы, живущие сейчас под мирным небом, с благодарностью должны помнить о тех, кто отстоял нашу землю, даже ценой своей жизни. Уважительно относиться к судьбам людей, сохранивших мир на земле, помнить об этом коллективном подвиге, в том числе и своих родных: как они

жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

Проблема: С течением времени новые поколения начинают забывать о прошлом нашей страны во второй мировой войне.

Практическая значимость: 1. Материал может быть использован на классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.

2. Я научилась работать с различными архивами, картами и пользоваться с Интернет -ресурсами;





































Основная часть

  1. Мой прапрадедушка Никанор

Мой прапрадед Капустин Никанор Иванович родился в 1906г. на станции Колфонд Коношского района Архангельской области. Вместе с прапрабабушкой Варварой они воспитали трёх сыновей: Юрия, Владимира и Александра. Бабушка работала в ДЕПО на железнодорожной станции, дедушка был дорожным рабочим. Грянула война и моего прапрадедушку призвали в ряды Красной армии. Он был рядовым 308-го стрелкового полка, I Украинского Фронта.

2 Боевой путь прапрадедушки

Боевой путь прапрадедушки начался на украинской земле. Первым сражением был бой под Киевом. В рядах 1-го Украинского фронта плечом к плечу сражались русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне и представители множества других национальностей. Тогда все они вместе были советскими солдатами, шедшими на смерть за одну на всех родину. Вой­ска Первого Украинского фронта в 1-й половине но­яб­ря про­ве­ли Ки­ев­скую на­сту­пательную опе­ра­цию 1943 года: 6 но­ября ос­во­бо­ди­ли Ки­ев и про­дви­ну­лись на за­пад от Днеп­ра до 150 км, а за­тем в ре­зуль­та­те Ки­ев­ской обо­ро­нительной опе­ра­ции 1943 года со­рва­ли пла­ны герм. ко­ман­до­ва­ния ов­ла­деть Кие­вом. Далее был нелёгким путь к Москве, где стойко и самоотверженно красноармеец Капустин Никанор защищал подступы к сердцу нашей Родины. Но враг продвигался вглубь страны. Войска были переброшены к городу Сталинграду (ныне Волгограду). После тяжелейших боёв вблизи города, полк отправился на Кавказ к окрестностям Дагестанских аулов и городов, где с помощью других войсковых частей гитлеровцы были отброшены западнее границ республики. Началось самое главное Сталинградское сражение 1943г. Полк вместе с другими частями сражался за каждый кусочек земли, за каждый дом, за каждую улицу. Наша Красная Армия перешла в наступление. Гитлеровцы стали отступать, но не бросали свои оккупированные территории. Шли ожесточённые бои в районе города Ростова-на-Дону. Особенно тяжёлым было форсирование реки Дон. Дедушка участвовал в огневом прикрытии солдат, которые под огнём строили переправу для наших танков и пехоты через реку. Красная Армия освобождала город за городом, село за селом. В смертельных схватках с фашистами не жалея себя стали гнать их с нашей земли. Далее полк переправили на прибалтийскую границу с Эстонской ССР (Эстония), где разворачивались ожесточённые бои за Нарву.

   

3. Последний бой красноармейца Капустина Н.И.

"Перед вторым батальоном 308-го полка, которым командовал капитан Гофман, лежал Грос-Холм (Суур-саар). При его штурме батальон задержался, в результате чего была потеряна внезапность, поэтому попытка форсировать основное русло реки не увенчалась успехом. Сильным фланговым миномётно-артиллерийским огнём противник преградил батальону путь к западному берегу реки и он, понеся большие потери, вынужден был прекратить наступление и смог овладеть лишь первой вражеской траншеей  (в этом бою погиб мой дедушка (предположительно).

 Из воспоминаний командира СК генерала, Н.П.Симоняка о февральских боях за Нарву:


"Нарвские бои запомнились  крепко и никогда не изгладятся из памяти. Слишком дорогой ценой досталась нам победа. Нигде нам не было так трудно, как под Нарвой".




(Приложение 2. ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 308 стрелкового полка февраль 1944г).


От своей бабушки и на сайте «Память народная» я узнала, что прапрадедушка погиб у деревни Рийги в Эстонии. А также были найдены документы, подтверждающие его гибель, и первичное захоронение у деревни Рийги. (приложение №1).

Деревня Рийги прекратила своё существование сразу после войны. Сегодня эта деревня входит в состав деревни Тырвайыэ.

«Он был простой солдат. Обычный рядовой. Солдат, всегда это звание было символом мужественности, самопожертвования, героизма, почета и славы».


Сайт Министерства обороны Российской Федерации

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=563345589

Фамилия Капустин

Имя Никанор

Отчество Иванович

Дата рождения/Возраст __.__.1906

Последнее место службы 308 стрелковый полкп

Воинское звание красноармеец

Причина выбытия убит

Дата выбытия 15.02.1944

Первичное место захоронения Эстонская ССР, Вируский уезд, деревня Рийги

Название источника донесения ЦАМО

Донесение о безвозвратных потерях

ID 63343427

Номер донесения 70088

Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях

Дата донесения 27.11.1952

Название источника информации  1 УкрФ ( I украинский фронт).










Практическая часть

Опрос одноклассников «Великая Отечественная война в моей семье»

Был проведён опрос среди одноклассников с целью выявления знаний о своих родных живущих и воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная Война в моей семье.

1.
















2 Кто из вашей семьи воевал или работал в тылу, или был ещё ребёнком во время Великой Отечественной войны? Что вы знаете о них?

Результаты опроса:

  • не смогли рассказать о своих родственниках 8 чел. 46 %.

  • подробно описали судьбу прадедушки, прабабушки - 4чел. 21%

  • обладают небольшой информацией - 6 чел. 33%

Вывод:

Как мало мы знаем о наших родственниках, которые защищали Родину, и отдали свои жизни за нас живущих сегодня. Предложить одноклассникам собрать материалы о жизни и боевом пути родственников, создать альбом, посвящённый 75 –й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Я помню! Я горжусь!

И преклоню колено у мраморной стены, у Вечного Огня.
И многие, как Я, склонятся непременно —
ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…»








Заключение

Наше поколение должно знать и помнить Великую Отечественную войну. В ней участвовали наши родственники, которым суждено было встать на защиту Родины. Важно, чтобы наше поколение свято хранило в памяти имена и судьбы героев. Мой прапрадедушка был простым рядовым стрелком на рубежах сражений, но я теперь точно знаю, что он защищал родную землю, свою семью, а значит и меня. Таким образом, мои исследования подтвердили мою гипотезу.

Наша задача - передать эстафету памяти другим поколениям. Я обещаю, что когда-нибудь я расскажу о нашем прапрадедушке своим детям и внукам.

К сожалению мне пока не удалось найти факты перезахоронения солдат погибших в деревне Рийги. Летом мы планируем всей семьёй поехать в Санкт-Петербург и обязательно посетить деревню, где погиб наш дедушка. Надеемся, что удастся выяснить какие-то подробности о дедушке.


Вывод: В результате исследования были собраны материалы о жизни и боевом пути моего прапрадедушки Капустина Никанора Ивановича. События Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью. Я считаю, что память о наших прадедах  должна передаваться из поколения в поколение.

Собрать сведения о дедушке, о его боевом пути; создать альбом памяти о нём и о его семье живщей в годы Великой Отечественной войны.



























Источники

https://pamyat-naroda.ru/warunit/308+%D1%81%D0%BF/

http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=2203 http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=8483

http://www.polk.ru/t...ologija-poiska/

divizia-rkka.ru›1-й-украинский-фронт

ОБД Мемориал

















































Приложение 1 Боевой путь прапрадеда























































































Содержание этого документа в приложении №2

















































Деревня Рийги около реки. Нарва в наше время называется по-другому





Приложение 2

Из документов: ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 308 стрелкового полка февраль 1944г.

1 -ое февраля 1944 г.

     "Противник, под давлением наступающих подразделений 4 и 166 сп, отходит в направлении РИЙГИ и ПОПОВКА (левый берег р.Нарва севернее города Нарва).

     Разведкой полка установлено, что в лесу юго-западней деревни КЕЙКИНОимеются около 3-х рот(офицерских) противника.  Полк продолжает упорно оборонять д.КЕЙКИНО. После того,  как подразделения 4 сп продвинулись вперёд в направлении РИЙГИ, противник несколько раз обстреливал подразделения полка ружейно-пулемётным огнём из леса юго-западнее КЕЙКИНО. До окончательной ликвидации вышеупомянутой группировки в вышеупомянутом месте, полк своими силами не в состоянии продвигаться вперёд."

2 - 3 февраля 1944г.

   "После ликвидации группировки противника юго-западнее деревни КЕЙКИНО, полк сосредоточился в районе отметки 15.7. Противник, расположенный по левому берегу реки Нарва, оказывает организованное огневое сопротивление. Оборона его насыщена станковыми  и крупнокалиберными пулемётами и артиллерией. Имеется 3 ряда траншей и система ДЗОТов. Все пулемёты и остальные огневые средства противника в основном выставлены на кинжальное действие. Дальнобойная артиллерия ведёт интенсивный огонь из района городов НАРВА и НАРВА-Йыэсуу. Имеющиеся в полку 4 орудия прямой наводки выставлены на правый берег р. Нарва и ведут огонь по поддержке 4 сп. Личный состав окопался, не подвергается арт.мин.пулемётному обстрелу. Потери личного состава составляют 30 чел. убитыми и ранеными, среди которых значительная часть боевых офицеров".

4 - 6 февраля 1944г.

    "Противник ведёт редкий миномётный огонь артиллерией и миномётами. Подразделения полка к 23:00 5.02.44  заняли исходное положение для наступления и окапывания. Артиллерия полка установлена на ОП.  Потери полка - 2 чел. от артобстрела, раненых 12 человек".

7 - 10 февраля 44г.

  "В течение 7 - 10 февраля противник вёл методический арт.мин.огонь по правому берегу реки Нарва. Подразделения полка и артиллерия находятся на прежнем месте, находятся в полной боевой готовности и готовы к выполнению поставленной задачи : форсировать реку Нарва. 10.02.44г. полностью сформирован 3 стрелковый батальон. Наши потери - 1 убитый, 5 ранено."

11 февраля 1944г.

     "Противник оказывал упорное огневое сопротивление крупнокалиберной артиллерией и артиллерией прямой наводки. Огнём нашей артподготовки вскрыто, что огневая система противника расположена на обрыве левого берега р. Нарва. Установленные бронеколпаки и ползунки периодически, с началом движения пехоты открывают люки и оказывают сильное огневое сопротивление пулемётами. От траншей имеются ходы сообщений, где установлены эти точки. Поэтому артподготовка (8:30) положительных результатов не имела. Остальные подразделения 1 сб и 2 сб находятся на правом берегу р. Нарва. В результате огня артиллерии и пехотного огня противника, полк имеет потери: свыше 100 раненых и до 65 чел убитыми. Выведены из строя 3 орудия полковой артиллерии. Убито 6 лошадей.

12 февраля 44г.

     "1-й и 3-й стрелковые батальоны вечером 11.02.44 форсировали р. Нарва и овладели рубежами : справа - мост \90642\ - слева два дома \890462\, перерезав шоссейную дорогу РИЙГИ - ВЭПСКЮЛА, углубившись от левого берега р. Нарва на 300-450 м. Противник в течение ночи предпринимал 4 контратаки пехотою силою от взвода до роты. Все контратаки были отбиты. С 6:00 12.02.44г. противник по дороге из СИНИНЫММЕ - РИЙГИ дважды переходил в контратаки с тремя танками. В течение ночи и утра убито и ранено около 360 солдат и офицеров противника. В результате напряжённых боевых действий по форсированию р. Нарва полк имеет потери: 260 человек ранеными и свыше 150 убитыми. Батальоны имеют примерную численность : 1 и 2 стрелковые батальоны не свыше 110 чел каждый, 3 стрелковые батальоны - около 200 чел. 13 - 16 февраля 1944г.

   "Перед фронтом полка противник упорно обороняется  Его передний край проходит вдоль западного берега р. Нарва (исключая наш плацдарм).

17 февраля 1944г. Отбив в течение дня 5 контратак противника, полк,  имея численный состав 70 чел (боеспособных), восстановил утерянные позиции и закрепился, занимая круговую оборону."

* За 2 недели (16 дней) в 308 полку от неполных 800 солдат осталось 70 боеспособных 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!