СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская ученическая работа "Цветовая палитра в поэзии Б.Ахмадулиной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская ученическая работа, связанная с поэзией Б.Ахмадулиной

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская ученическая работа "Цветовая палитра в поэзии Б.Ахмадулиной"»

Введение.


Цвет является одним из элементарных и одновременно значимых для человека ощущений. Мир цвета существует независимо от него так же, как и мир форм. Люди спокойно воспринимают любые формы, иногда, возможно, поражаясь их замысловатому сочетанию, и в то же время не кажется таким же простым и ясным то, что блеклый цвет ассоциируется с монотонностью, розовый - с молодостью, черный - с печалью. Именно это создает у художников и поэтов ясное и цельное мироощущение, мирочувствование.

У истоков культуры цвет был равнозначен слову, то есть цвет и предмет составляли одно целое, они были соединены в одном представлении, в котором не было места названию собственно цветовой поверхности (в отличие от конкретных цветовых прилагательных, таких, как лимонный, малиновый, вишневый и др.). Именно эти, самые простые, абсолютные цвета - красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, белый, черный, составляющие ядро цветового поля, стали выступать в разных качествах: как универсальная категория - в языке, как устойчивые символы - в искусстве и религии.

Интерес к цвету как изобразительно-выразительному средству языка всегда присутствовал в произведениях русских поэтов и писателей, начиная с XVIII в. Богато представлена колористика в поэзии Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова, в меньшей степени - у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Обилие и богатство красок мы находим в художественных текстах Н.В. Гоголя.

В конце XIX - начале XX вв., наряду со стремительной сменой литературных направлений и небывалым развитием языкового творчества, сопровождавшимся обновлением поэтического языка, у писателей наблюдается повышенный интерес к цвету как средству эмоционально-эстетического воздействия на читателя. Звук и цвет становятся равноправными и однородными компонентами в общем движении к обновлению художественной выразительности. К ярким образцам синестезии можно отнести живопись М. Врубеля с его гениально-неожиданной гаммой, М. Чюрлениса, В. Кандинского, К. Петрова-Водкина, музыку А. Скрябина, пытавшегося “увидеть” в звуке цвет, а в цвете “услышать” музыку, поэзию К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Белого, которые стремились к постижению содержания через цвет. Все это привело к усилению в слове свойства многозначности, которое приблизило слово к полисемантичности смыслов, существующих во внутренней речи. В художественном тексте слово стало характеризоваться не двумя или несколькими общеязыковыми значениями, но многогранным глубоким смыслом с размытыми значениями.


Почему объектом исследования стали произведения именно Беллы Ахмадулиной? Ответить на этот вопрос достаточно просто: этот поэт тоже использует в своей лирике слова со значением цвета и вкладывает в них определенный смысл. Семантико-психологическая емкость и стилистическая мобильность делают лексико-грамматический разряд цветообозначений пластичным материалом в поэзии Б. А. Ахмадулиной. Их символические значения (традиционные и контекстуальные) действуют наравне с другими образами, способствуя постижению художественной ткани произведения.


Творчество Б. А. Ахмадулиной еще недостаточно изучено в силу его современности, поэтому этой работой мы открываем новые художественные особенности поэта, свойства его поэтики. Материал этой работы может оказать помощь литературоведам, писателям и всем читателям, желающим лучше понять любимого поэта.


Основная часть.

  1. Цвет и лирика. Поэтические краски.


Б. А. Ахмадулина обладает необыкновенной чуткостью ко всем шорохам, звукам и краскам мира. В ее лирике сближаются художественное слово, музыка и живопись. Мысли и состояния поэта выражаются через зрительные, обонятельные и осязательные впечатления. Поэтесса фиксирует свои цветовые (“мерцают в памяти предметы // и отдают голубизной” (“Ты говоришь - не надо плакать…”) и звуковые ассоциации (“знакомой боли маленький горнист трубил…” (“Приключение в антикварном магазине”)); обонятельные и вкусовые ощущения: “...смутно виноградом пахли // грузинских женщин имена” (“Грузинских женщин имена”); “и я такая молодая, // со сладкой льдинкою во рту…”(“Пейзаж”). Цвет является одним из элементарных и одновременно значимых для человека ощущений.


Поэт активно использует в своей лирике слова со значением цвета. Красочная палитра стихотворений богата и разнообразна. В лирических текстах Б. А. Ахмадулиной наибольшее распространение получили следующие слова со значением цвета: белый, черный, голубой, зеленый, оранжевый, синий, розовый, желтый и др. Не каждый цвет имеет закрепленное символическое значение: их может быть несколько, иногда контрастных, а иногда может и не быть совсем.


Но цвет у Б. А. Ахмадулиной всегда важен и несет в себе определенный смысл, необходимый для передачи мысли, чувства, ситуации, основной характеристики лирических героев. В произведении Б. А. Ахмадулина использует пейзажные описания для выражения чувств лирических героев. Любовь —неотъемлемая часть того, что происходит в природе. Цветовая гамма связана в основном с природными явлениями и любовными переживаниями героев.


Теперь же рассмотрим отдельно значения каждого цвета в творчестве поэтессы.


  1. Белый.


В процессе исследования мы пришли к выводу, что белый цвет является самым употребительным цветовым обозначением в творчестве А. Ахмадулиной. Поэт, осмысляя концепцию своего творчества, вкладывает в этот цвет несколько значений. Нередко слово “белый” является эпитетом к слову “бумага” и символизирует начало, новизну, неизвестность (творчества, жизни):


Бумаге белой нанеся урон,

бесчинствует мой почерк и срамится…

(“Новая тетрадь”)


Соотносясь со словом “бумага”, белый выступает и как символ творчества, то есть белый — это та пустота, которую необходимо заполнить поэту:


Дай созерцать твой белый свет и в нем
не обнаружить малого пробела,
который я, в усердии моем,
восполнить бы желала и умела.

(“Воскресный день”)


Белый — символ, прежде всего, поэтического творчества. Это самое концептуальное цветовое обозначение в творчестве поэта.


Белый цвет может ассоциироваться с гармонией. В этом качестве он выступает как содержащий в себе все цвета радуги. Гармония существует, пока краски не проявили свою индивидуальность и автономность. Когда белый распадается на множество цветов, наступает дисгармония. Этот процесс показан в стихотворении “Мы расстаемся — и одновременно…”


Но вместе с тем белый в поэме “Сказка о дожде” связан с мещанством, старым устоем, с чопорностью жителей дома, гостьей в котором является лирическая героиня. Белый здесь несет негативное начало, и лирической героиней движет стремление избавиться от него, внести дисгармонию в мещанский покой. Цвета радуги здесь символизируют жизнь, которой не дают вырваться наружу:


Вдруг в нем, как в перламутровом яйце,

Спала пружина музыки согбенной,

Как радуга — в бутоне краски белой?

(“Сказка о дожде”)


Под белым цветом скрывается привычная, размеренная жизнь, холодная, идеальная чистота, которую неожиданно нарушает дождь, проступив оранжевыми пятнами на потолке. Белый — это оковы, мешающие проявиться живым силам во всей полноте.


Интересно использование этого цвета в стихотворении “Случилось так, что двадцати семи…”, где в белый окрашивается божество, высшая сила:


Я улыбалась ночью в потолок,

в пустой пробел, где близко и приметно

белел во мраке очевидный Бог,

имевший цель улыбки и привета.


Белый — цвет божественного сияния, излучающий добро.


2. Черный.


Данное цветовое обозначение также часто возникает в произведениях Б. Ахмадулиной и в большинстве случаев выступает как антипод белого цвета. Например, если белый означает пустоту положительную, ту пустоту, которая немедленно требует заполнения, то черный может обозначать пустоту с отрицательным значением. Например, в стихотворении “Немота” слово “черный” является эпитетом слову “рана”:


Кто же был так силен и умен?
Кто мой голос из горла увел?
Не умеет заплакать о нем
рана черная в горле моем.

“Черная рана” — это пустота, пустота негативная. Черная рана тоже выступает как символ поэта, но поэта угнетенного, у которого нет голоса и возможности воспользоваться языком.


Черный оппонирует белому и в стихотворении “Завидна мне извечная привычка…”, где белый выступает как знак отличия, а черный — знак обычности:


Белеть - нелепо, а чернеть - не ново,
чернеть - недолго, а белеть - безбрежно.


Иногда Б. А. Ахмадулина сближает значения черного и белого, разворачивая при помощи подобных сопоставлений действие лирического произведения, как например, в стихотворениях “Абхазские похороны”, “Дуэль” и “Старинный портрет”.



И с жадным страхом улица глядела,
как девочки ступали впереди,
как в отблесках дешевого глазета
белым-белели руки на груди.

Несли венки, тяжелые, скупые,
старушек черных под руки влекли.
Да, все, что на приданое скопили,
все превратилось в белые венки.

(“Абхазские похороны”)


3. Розовый.


Наиболее известными стихотворениями в творчестве Б. А. Ахмадулиной являются “Мотороллер” и “Газированная вода”. И это совсем не случайно: во-первых, эти произведения отлично запечатлели эпоху поэтов-”шестидесятников”, а во-вторых, эти произведения пропитаны духом молодости, жизни.


Завиден мне полет твоих колес,
о мотороллер розового цвета!
Слежу за ним, не унимая слез,
что льют без повода в начале лета.

И девочке, припавшей к седоку
с ликующей и гибельной улыбкой,
кажусь я приникающей к листку,
согбенной и медлительной улиткой.

(“Мотороллер”)



Вот к будке с газированной водой,
всех автоматов баловень надменный,
таинственный ребенок современный
подходит, как к игрушке заводной.

Затем, самонадеянный фантаст,
монету влажную он опускает в щелку,
и, нежным брызгам подставляя щеку,
стаканом ловит розовый фонтан.
(“Газированная вода”)



В тяжелое время оттепели, когда поэзия была направлена на решение социальных задач, “розовый фонтан” и “мотороллер розового цвета” казались чем-то новым и необычным. Это был своеобразный бунт, требующий направленного внимания к личности отдельно взятого человека.


Розовый цвет, которым обозначены главные образы этих двух стихотворений, несет в себе исключительно положительное значение: это молодость, легкость, необычность. В творчестве Ахмадулиной розовый цвет занимает исключительное положение, как и белый. Это всегда цвет надежды, которым окрашен рассвет нового дня:



О, как сквозь чернь березовых ветвей
и сквозь решетку... там была решетка —
не для красы, а для других затей,
в честь нищего какого-то расчета...

сквозь это всё сияющая весть
о чём-то высшем — горем мне казалась.
Нельзя сказать: каков был цвет. Но цвет
чуть-чуть был розовей, чем несказанность.

(“12 марта 1981”)


Для поэта розовый цвет — знак отличия, как, например, в стихотворении “Люблю я вас красавицы столетий…”:


Довольно мне чудовищем бесполым
быть, другом, братом, сводником, сестрой,
то враждовать, то нежничать с глаголом,
пред тем, как стать травою и сосной.

Машинки, взятой в ателье проката,
подстрочников и прочего труда
я не хочу! Я делаюсь богата,
неграмотна, пригожа и горда.

Я выбираю, поступясь талантом,
стать оборотнем с розовым зонтом,
с кисейным бантом и под ручку с франтом.
А что есть ямб — знать не хочу о том!

4. Синий.


Достаточно ярко очерчены у Б. Ахмадулиной значения синего цвета. Посвящая цикл стихотворений Э. Хемингуэю, автор обращает внимание на глаза писателя: “... бородатый, синеглазый// вдоль побережья шествует старик” (“Хемингуэй”). Цвет глаз подчеркивает его старческую мудрость и одновременно детскую наивность и чистоту: “О, эта чистота на грани детства…”

Процесс взросления мальчика подчеркнут синим цветом:


Уже сынок играл то в дровосека,

то в плотника, и здраво взгляд синел, —

всё мать с отцом цхшептались до рассвета,

и все цвела и сыпалась сирень.

(“Сирень, сирень — не кончилось бы худом”)


В стихотворении “Лодка” синий — цвет свободы, мечты, противостояния миру взрослых:




В траве глубоко и сыро,
Если шагнуть с крыльца.
Держу я чужого сына,
Похожего на отца.
Держу высоко, неловко,
И говорю: - Смотри,
Видишь, какая лодка
Синяя изнутри.

Возьмём леденцы, орехи
Что у меня в столе,
Посмотрим, какие реки
Водятся на земле.
Есть и река смешная,
Она течёт далеко -
Наверно, она смешала
Воду и молоко.


5. Оранжевый.


Более всего в ранних лирических произведениях привлекает внимание обращение к оранжевому цвету. Впервые он появляется в стихотворении «Барс» в качестве определения к слову «глаза» и выделяется благодаря прямому лексическому значению. Однако в лексеме «оранжевый» заключены дополнительные, кроме цветовой соотнесенности, смыслы: «гнев, гордость, ненависть»:

Он поддался гордо,
когда вязал его казах,
и было сумрачно и горько
в его оранжевых глазах.

В стихотворении «Снегурочка» возникает метонимия «цвет оранжевый» - «огонь»:

Нас цвет оранжевый так тянет,

так нам проходу не дает.

Ему поддавшись, тело тает

и телом быть перестает.

Сущность явления (в данном случае огня) передана через его цветовую характеристику. В сознании людей цвет пламени часто представляется красным. Красный еще в древних культурах имел амбивалентную символику жизни и смерти. Б.А. Ахмадулина сливает в понятии «огонь» оранжевый и красный цвета, делает их идентичными: поэт опирается на традиционные значения красного и приписывает их оранжевому. Пламя костра манит своей таинственностью, несет гибель, но одновременно дает возможность вкусить полноту жизни:

Играть с огнем - вот наша шалость,
вот наша древняя игра.
...И снова мы собой рискуем
и доверяемся костру.
То ль из него живыми выйдем,
то ль навсегда сольемся с ним.

В данном стихотворении с голубым соотносятся следующие образы-сигналы: Снегурочка, «глоток оттаявшей воды», воздух; а с оранжевым - огонь, костер. Слова с цветовым значением выполняют здесь текстообразующую функцию, они движут мысль автора. В цикле «Сентябрь» использование цветовой лексики и образов-цветосимволов является композиционным приемом, поэтому оранжевый фон имеет здесь обширную «панорамность». Цветовая гамма цикла связана с природными явлениями и любовными переживаниями героев, поэтому параллельно с последним расцветом в природе оранжевый символизирует последнюю вспышку чувства и память о нем. Б.А. Ахмадулина использует необычную метонимию, вместо чувства называя цвет, с которым оно ассоциируется:

...В другие месяцы - нам никогда не испытать оранжевого цвета.

В «Сентябре» «красочных» перифраз и метафор гораздо больше, чем в стихотворении «Снегурочка». Особенно богата «цветовыми» словами первая часть цикла: «крыло оранжевого цвета», «медная труба», «краски красные», «но все это, что желто и красно». Б.А. Ахмадулина насыщает здесь оранжевый и превращает его в красный цвет, передавая наивысшую степень напряжения чувств, за которой должны неизбежно последовать разрыв у героев и увядание в природе. Все изменения поэт показывает через изменения цветового спектра: “...Обречены менять окраску ветви... ...нарушались прежние расцветки; .. .эти краски красные пролиты…”

Этот «красочный» образ соотносится с категориями «верность» и «память». Весь цикл Б.А. Ахмадулина завершает словами обещания:

Клянусь тебе двенадцать раз году:
я в сентябре. И буду там вовеки.

6. Зеленый.


В сознании Ахмадулиной зеленый и розовый — близко родственный цвета. Зеленый, как и розовый, тоже символизирует молодость. Например, в стихотворении “Магнитофон” зеленый цвет указывает на предмет молодости, магнитофон:


в той комнате, в тиши ночной,
во глубине магнитофона,
уже не защищенный мной,
мой голос плачет отвлеченно.

Я знаю - там, пока я сплю,
жестокий медиум колдует
и душу слабую мою
то жжет, как свечку, то задует.

И гоголевской Катериной
в зеленом облаке окна
танцует голосок старинный
для развлеченья колдуна.

“Мотороллер розового цвета” несет лирическую героиню к зеленым лужайкам, то есть к воспоминаниям:


Пока ко мне нисходит тишина,
твой шум летит в лужайках отдаленных.
Пока моя походка тяжела,
подъемлешь ты два крылышка зеленых.


В стихотворениях с новогодней тематикой появление зеленой елки рассеивает все страхи, избавляет присутствующих от несчастий.


7. Менее распространенные цвета.


К менее распространенным цветам в лирике Ахмадулиной мы отнесли голубой, серый, золотой и желтый — эти цвета встречаются редко и имеют определенные смыслы.


Голубой — это цвет одиночества. В произведении “В гостях у художника” лирическая героиня стоит в “голубой тени”, что на языке ее поэтики означает “стоять в одиночестве и наблюдать”. Стихотворение “По улице моей который год…” пропитано темой одиночества, и голубая стужа, которой умывается лирическая героиня есть стужа одиночества:


О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Золотой и желтый цвета могут приобретать частично значение оранжевого. Например, в стихотворении “Я завидую ей — молодой…”, посвященном Анне Ахматовой, можно встретить образ золотого зрачка, который можно перевести как гордость:


Я завидую ей — молодой
и худой, как рабы на галере:
горячей, чем рабыни в гареме,
возжигала зрачок золотой
и глядела, как вместе горели
две зари по-над невской водой.

Также за золотым скрывается пошлость и мещанство в стихотворении “Бог”:


За то, что девочка Настасья
добро чужое стерегла,
босая бегала в ненастье
за водкою для старика,-

ей полагался бог красивый
в чертоге, солнцем залитом,
щеголеватый, справедливый,
в старинном платье золотом.

Серый цвет в сознании Ахмадулиной куда страшнее черного. Если черный — это грусть, разочарование, это можно пережить, то серый — цвет хладнокровия и жестокости, цвет порока. Не просто так в стихотворении “Я думаю: я так глупа была…” убийца одет в серый пиджак:


Вошел убийца в сером пиджаке.
Убитый им сидел невдалеке.
Я наблюдала странность их общенья.
Промолвил первый:
- Вот моя рука,
но всё ж не пейте столько коньяка.-
И встал второй и попросил прощенья.
Я у того, кто встал, спросила:
- Вы
однажды не сносили головы,
неужто с вами что-нибудь случится?-
Он мне сказал:
- Я узник прежних уз.
Дитя мое, я, как тогда, боюсь -
не я ему, он мне ночами снится.


Не зря серый цвет употребляется так редко: серый цвет — цвет истинного зла.


II. Цветопись в лирических книгах.


Одной из задач нашей работы являлось не столько тривиальное определение смыслового наполнения цветовых обозначений, сколько практическая ценность полученных знаний. Поэтому мы решили поставить эксперимент и рассмотреть комплекс цветовых обозначений в нескольких лирических книгах Б. Ахмадулиной, при этом сравнивая их общее значение с биографическими данными поэта и прочими обстоятельствами.


Первая трудность, которая возникла при попытке реализации задуманного опыта, явилась в нераспространенности поэтических сборников Б. Ахмадулиной. В свободном доступе в сети Интернет можно найти лишь один сборник, “Уроки музыки”, а в Центральной библиотеке им. Б. Корнилова — три: “Метель” (1977), “Свеча” (1977) и “Сад” (1987). Последние поэтические сборники, выпущенные в 2000-ых годах, трудно найти, поэтому цветовая гамма позднего творчества Ахмадулиной остается без внимания, но тем самым данная научная работа предполагает продолжение в будущем, когда материал станет более распространенным.


Уроки музыки”, 1969.


Несмотря на предполагемый музыкальный подтекст, на который явно указывает название сборника, лирическая книга “Уроки музыки” является настоящим мальбертом художника: каждое второе стихотворение содержит цветовое обозначение, наполненное своим смыслом. Именно в этом сборнике Ахмадулина формирует свою концепцию смыслового наполнения каждого цвета. В этот сборник вошли такие значимые стихотворения как-то: “Мотороллер”, “Газированная вода”, “По улице моей который год…”, “Маленькие самолеты”, “Немота”, “Сказка о дожде” и многие другие. Это самый цветной сборник: встречаются в основном голубой, белый, зеленый, розовый, оранжевый, черный. Употребление черного многкратно повторяется у Ахмадулиной, но при чтении сборника все равно остаются положительные впечатления: многократное употребление розового и зеленого цветов наполняет сборник духом молодости и жизни.


Именно здесь белый получает значение не просто чистоты и пустоты, но пустоты для поэта и осмысливается Ахмадулиной как цвет любого поэта.

Даже в стихотворении “Болезнь” белый, являясь эпитетом к слову “перины”, приносит лирической героине облегчение:


И взрывы щедрые, и легкость,
как в белых дребезгах перин…


Биографические факты проливают свет на такое соотношение цветов: поэт не просто входит в литературу, но, по ее признаниям, понимает свою индивидуальность. Здесь описан процесс индивидуализации,который отражен в “Сказке о дожде” войной двух роз: белой (мещанство и чопорность) и, как ни странно, оранжевой (жизнь, страсть). Весь сборник проникнут гармоническим настроением.


Свеча” и “Метель”, 1977.


Эти два маленьких сборника были выпущены в один год и имеют примечательную особенность: в них появляется лиловый цвет. В стихотворении “Рисунок”, вошедшее в сборник “Метель” лиловый цвет выступает как цвет Ахмадулиной-человека. Если белый символизирует Ахмадулину-поэта, розовый — знак отличающейся Ахмадулиной, то женщина в лиловом платье — ипостась автора:


Рисую женщину в лиловом.
Какое благо - рисовать
и не уметь? А ту тетрадь
с полузабытым полусловом
я выброшу! Рука вольна
томиться нетерпеньем новым.
Но эта женщина в лиловом
откуда? И зачем она
ступает по корням еловым
в прекрасном парке давних лет?
И там, где парк впадает в лес,
лесничий ею очарован.
Развязный! Как он смел взглянуть
прилежным взором благосклонным?
Та, в платье нежном и лиловом,
строга и продолжает путь.
Что мне до женщины в лиловом?
Зачем меня тоска берет,
что будет этот детский рот
ничтожным кем-то поцелован?
Зачем мне жизнь ее грустна?
В дому, ей чуждом и суровом,
родимая и вся в лиловом,
кем мне приходится она?
Неужто розовой, в лиловом,
столь не желавшей умирать, -
все ж умереть?
А где тетрадь,
чтоб грусть мою упрочить словом?

Интересна цветовая гамма в “Свече”: в большинстве стихотворений используются черный и белый, полностью противопоставленные друг другу. Например, в стихотворении “Мне вспоминать сподручней, чем иметь…” черный — символ мимолетности, а белый — вечности; в “Завидна мне извечная привычка…” черый — символ посредственности, а белый — отличия. На весь сборник приходится только черный, белый и лиловый цвет.


Название сборника “Метель” предполагает обильное использование белого цвета и зимней тематики. На деле все оказывается по-другому: в маленьком сборнике в основном встречается зеленый цвет. В данном сборнике он часто приходится эпитетом к слову “елка”, образ которой является довольно важным для понимания этой лирической книги. Например, в стихотворении “Ожидание елки” можно увидеть, как дети ждут новогодней зеленой елки — символа волшебства, радости и жизни. В данном контексте зеленый цвет можно рассматривать и как цвет детства, ведь новогодние переживания проявляются у детей:


Смилуйся, немилосердная мать!
Зверь добродушный, пришелец желанный,
сжалься над Елизаветой и Анной,
выкажи вечнозеленую масть.

Елизавета и Анна, скорей!
Все вам верну, ничего не отнявши.
Грозно живучее шествие наше
медлит и ждет у закрытых дверей.

Пусть посидит взаперти благодать,
изнемогая и свет исторгая.
Елизавета и Анна, какая
радость - мучительно радости ждать!

Древо взирает на дочь и на дочь.
Надо ль бедой расплатиться за это?
Или же, Анна и Елизавета,
так нам сойдет в новогоднюю ночь?

Жизнь, и страданье, и все это - ей,
той, чьей свечой мы сейчас осиянны.
Кто это?
Елизаветы и Анны
крик: - Это ель! Это ель! Это ель!

Что мы видим в этих сборниках? Продолжается процесс индивидуализации: лирическая героиня от “розового бунта”отходит и находит более близкий для нее цвет — лиловый, его появление в лирике Ахмадулиной о многом говорит. Об этом же говорит и противопоставление белого и черного как необычного и посредственного. Именно отсутствие других цветов выделяет лиловый на фоне черного и белого.


Сад”, 1987.


Этот поэтический сборник отличается от остальных, прежде всего, своими отрицательными значениями: большинство цветовых обозначений меняют свои смысловые наполнения.


Самый значимый, самый распространенный в творчестве Ахмадулиной цвет, как мы помним, — белый. Раньше он символизировал чистоту, легкость, был символом поэта. В сборнике “Сад” белый — сугубо отрицательный цвет: его значение всегда сопряжено с больничными стенами, бессонными белыми ночами. Это прямое следствие из биографии поэта: стихотворение “Когда жалела я Бориса…” написано под впечатлениями госпитализации мужа Б. Ахмадулиной Бориса Мессерера. Вообще, больничная тематика пронизывает большую часть стихотворений этой лирической книги.


Рядом с белым цветом присутствует черный, который дополняет его значение, как это было в “Абхазских похоронах”.


В этом сборнике не все так мрачно, как кажется: бледно розовый цвет рассвета в стихотворении “Елка в больничном коридоре” вселяет в души больных и всех, кто пришел посидеть с больными, надежду:


Я смотрела, как день занимался в десятом часу:
каплей был и блестел, как бессмысленный черный фонарик, –
там, в окне и вовне. Но прислышалось общему сну:
в колокольчик на елке названивал крошка-звонарик.

Занимавшийся день был так слаб, неумел, неказист.
Цвет – был меньше, чем розовый: родом из робких, не резких.
Так на девичьей шее умеет мерцать аметист.
Все потупились, глянув на кроткий и жалобный крестик.



В “Саду” есть еще один цвет, значение которого трудно игнорировать данном контексте, — это синий. Как мы помним, синий — цвет мудрости и взросления. В стихотворении “Сирень, сирень — не кончилось бы худом…” продемонстрирован процесс взросления с помощью цветописи:


Уже сынок играл то в дровосека,

то в плотника, и здраво взгляд синел, —

всё мать с отцом шептались до рассвета,

и все цвела и сыпалась сирень.


Появление символа мудрости в этом сборнике отнюдь не случайно: горести и тяжбы всегда влекут появление опыта, поэтому и стоит синий в одном ряду с черным и белым.



Заключение.


Проанализировав большую часть лирики Б. А. Ахмадулиной, можно сделать определенные выводы:


  1. Б. А. Ахмадулина вкладывает в цветовые обозначения определенный смысл: это может быть свой, особенный, смысл, а может быть и традиционным;

  2. Мы выяснили основные значения цветовых символов в творчестве Б. А. Ахмадулиной. Более подробно они описываются в тексте работы;

  3. Мы выяснили, что употребление цвета, осмысление и вкладывание в него определенного значения зависит от определенных биографических обстоятельств (как в сборнике “Сад”), от взглядов на творчество и внутреннего мира поэта;

  4. Анализ цветописи лирического сборника может дать цельное представление о творческой эволюции поэта и его целях творчества;

  5. Б. Ахмадулина стремится выделиться на общем поэтическом фоне эпохи, она находится в постоянном процессе индивидуализации;

  6. Данная научная работа имеет продолжение в будущем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!