СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Забавно об именах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Я решила узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.

Мне стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас назвали именно так?

У меня появился интерес к этой теме. Вот поэтому я решила больше узнать об именах.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Забавно об именах"»











Исследовательская работа

«Занимательно об именах»






















Содержание



Введение
I. Теоретическая часть

1.1. Понятие об именах
1.2. История происхождения имён
1.3. Дохристианский этап развития русских имен
1.4. Христианский этап развития русских имен
1.5. Новый этап развития русских имен
II. Практическая часть

Анализ анкетирования на тему: «Имена учеников 5 –9 классов»
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение





















Введение

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Я решила узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.

Мне стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас назвали именно так?

У меня появился интерес к этой теме. Вот поэтому я решила больше узнать об именах.

Актуальность темы: Имена людей всегда вызывают интерес в обществе, ведь имя есть у каждого человека, и нам любопытно узнать, что оно обозначает, его происхождение и почему именно так нас назвали. Выбору имени всегда уделяли особое внимание, так как существует мнение, что имя - это судьба человека. Иногда родители выбирают редкие имена детям, чтобы показать их индивидуальность, или, наоборот, следуют семейным традициям, называя ребенка в честь родственников.

Цель: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Я поставила перед собой задачи узнать:
1) значение и происхождение имён;
2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?
3) какие имена являются самыми распространенными в 5- 9 классах нашей школы?

Объект исследования: учащиеся Мотызлейской школы.

Предмет исследования: имена учащихся.

Задачи:

  • провести анализ литературы с целью выявления информации об именах;

  • выяснить, что означают наши имена;

  • исследовать значение имён учащихся 5 –9 классов;

  • провести анализ и сравнение самых популярных и редких имён;

Гипотеза: я предположила, что изучение происхождения и значения имен пробуждает интерес к изучению истории, культуры и традиций своего народа.

Методы исследования: поисковый, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент.

I. Теоретическая часть

1.1. Понятие об именах

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.
Я попыталась при помощи справочной литературы определить понятие «имя».

«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля: "Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность".

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка.

Что такое имя? Этот вопрос я задала ребятам.

По их мнению, имя – это... «Имя – это название человека», «Слово для обращения к человеку», «Имя - это слово, на которое отзывается человек», «Имя – это родное слово», «Это слово, которое дают ребенку при рождении».

Однако многие из них не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить его значение. В самом деле, есть ли какой-то смысл в словах, которые являются нашими именами?

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. 

1.2. История происхождения имён.

Когда я начала работу, много прочитал об именах. Узнала, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.

Человеческое имя имеет смысл. У русских имён довольно сложная история, в которой можно выделить три основных этапа: дохристианский, когда использовались самобытные имена; период после введения на Руси христианства и новый этап, начавшийся после революции 1917 года.

1.3. Дохристианский этап развития русских имен.

В древности имена были разнообразны. Например, числовые имена: Первуша, Вторак, Третьяк, Четвертак, Последыш.

Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Беляк, Светлана, Кудряш. Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Малуша, Заяц, Губа, Беспалой.

Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения: Добрыня, Неупокой, Бессон. Крик, Забава, Несмеяна, Молчун, Прыгунок. В некоторых именах отмечались желанность и нежеланность появления ребенка: Ждан, Богдан, Неждан, Любим, Голуба.

Были и другие имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые, якобы, способны были отвращать злых духов: Немил, Любава, Злоба, Нелюба, Ненаш.

Также давались имена по явлениям природы: Снегурочка, Метелица, Знойник. Большой интерес представляют имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Корова, Трава, Пырей. Это связано с верованием в божественность некоторых животных и растений.

1.4. Христианский этап развития русских имен.

В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Их-то ребенку и можно было дать.

Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.

При этом имя человеку могла дать только церковь - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

1.5. Новый этап развития русских имен

Третий этап развития русских имён продолжается и в наши дни. В этот период встречаются имена, заимствованные у разных народов.

Рассмотрим имена:
1) Появляется много новых личных имён иноязычного происхождения, заимствованных через литературу, театр, кино: Альберт, Изабелла, Марат,

2) Активизировались имена, которые числились в святцах, но редко употреблялись: Лариса, Маргарита.
3) Воскресли древнерусские имена, известные по древним летописям: Лада, Ростислав.
4) Появляются новые личные имена, рождённые новой эпохой: Майя, Ноябрина.
5) Усиливается приток иностранных имён, заимствованные у разных народов: Роберт, Рудольф, Жозефина, Эдуард, Эрик, Жанна и т.д.

А после 30-х годов новшества в образовании личных имён пошли на убыль. В эти годы в городах стали любимыми имена Владимир, Юрий, Галина, Тамара, а в деревне – Валентин, Нина.

В 40-50 годы детям стали давать старые, привычные имена. Среди мужских выделилось пять самых распространённых – Сергей, Александр, Владимир, Юрий, Андрей. К наиболее распространённым женским именам относились Елена, Марина, Ирина, Наталья, Татьяна, Светлана, Галина.

В течение этого периода исчезают имена Архип, Тихон, Устинья, Фёкла. Мода на имена существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Я очень удивился тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена. Давно прошли те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.

II. Практическая часть . Результаты исследования анкет учащихся
Выбор имени имеет большое значение. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения. С целью изучения выбранной темы было организовано исследование на базе нашей школы.

В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 5- 9 классов, в количестве 34 человека.

Цель анкетирования – разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.
Перед началом работы мной было проведено анкетирование в нашей школе. В анкетировании приняли участие 34 человека.

Данные анкетирования показали, что многие учащиеся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Анализ ответов показал, что 25 человек из 5 –9 классов довольны своим именем и только 9 человек хотели бы иметь другое имя, 11ребят не могут объяснить почему их так назвали, остальные 23 – владеют информацией по данному вопросу.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили во мне желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Приступив к изучению данной темы ,я решила следовать следующему плану :

1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе.
2. Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся.Какие же имена есть в 5 –9 классах?
В них:3 -Насти,5– Вань, , 2 –Данила ,2 - Наташи

Остальных детей всех по одному, это:Софья,Алёна,Лиза,Дима,Андрей, Валера,Вадим,Алина,Даша,Денис,Ксения,Карина,Юлия,Сергей,Илья,Алек-

сандр.
Таким образом, я сделала следующие выводы:

- 10 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах, 22 буква у нас оказались «незанятыми».

- больше всего имен на букву «А»- 8 имён, также на букву «Д» - 4 имени, на букву «И» - 7, на букву «С» - 3, на букву «К, «В»,"Н" по 2 имени, на буквы: «Е», «О» и «Ю» - по 1 имени.
Самые популярные женские имена – Анастасия,Ольга,Наталья. Самые популярное мужское имя – Иван.

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?
50% - обучающихся назвали в честь близких родственников;
25% - были названы «красивыми» именами по мнению родителей;
10% - были названы в честь «святых» в день которых они родились;
5% - были названы именами по их значениям и характеристикам;
5% - были названы в честь героев книг, фильмов, знаменитостей и великих людей;
5% - были названы именно так, потому что имя подходит к внешности.

Заключение

Работая над этой темой, я получила более полное представление об именах, узнал историю их происхождения, толкование и значение, научился понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека. Также я могу работать с дополнительной литературой и использовать информацию из Интернета. Я пришла к выводу, что действительно имя несёт в себе информацию не только о характере владельца, но и об эпохе, в которую он живёт.

Цель моей исследовательской работы достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.

Подводя итог моей работы, я могу с уверенностью сказать, что имя человека - это важная часть его личности и его жизни. В каждом имени есть своя тайна. Каждое имя имеет свою историю и свои корни. Имена нам дают родители, руководствуясь мнениями, своими чувствами или знаниями. Людей с одними и теме же именами объединяют общие черты характера, заключенные в значении имени.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь." Не имя красит человека ,а человек имя!"

Я надеюсь, что когда мы вырастим, наши имена станут известны добрыми делами и поступками.



















Список использованной литературы

1. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. / Т2 И-О – М.: Русский язык, 1978.

2. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений./ – М.: Азбуковник, 1999.

3. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991.

4. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах/ - СПб.: Азбука – классика, 2001.

5. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

6. Цымбалова Л.Н., Книга детских имён/ - Ростов н/Д.: Владис, 2009.

7. Вартаньян Э.А. Занимательно об именах/ - Москва: Просвещение, 2009.























Дохристианский период










Христианский этап развития русских имен.












Таким образом, я сделала следующие выводы:

- 10 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах, 22 буква у нас оказались «не занятыми».



Диаграмма








Диаграмма




























































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!