СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащейся 7 класса МБОУ СОШ №4 г.Лесосибирска Шахмирзоевой В."Синестезия: феномен восприятия восприятия или утраченная способность?"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащейся 7 класса МБОУ СОШ №4 г.Лесосибирска Шахмирзоевой В."Синестезия: феномен восприятия восприятия или утраченная способность?". Работа была представлена на ГНПК-2022  "Первые шаги в науку" в секции "Психология и социология" с результатом II место

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащейся 7 класса МБОУ СОШ №4 г.Лесосибирска Шахмирзоевой В."Синестезия: феномен восприятия восприятия или утраченная способность?"»

XXIV ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку – 2022»













Секция «Психология и социология»



СИНЕСТЕЗИЯ:

ФЕНОМЕН ВОСПРИЯТИЯ ИЛИ УТРАЧЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ?

Исследовательская работа





Шахмирзоева Виктория

МБОУ «СОШ № 4», 7Д класс



Руководитель работы:

Стецюк Лариса Александровна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 4»















Лесосибирск, 2022



Оглавление



Введение 3

1. Понятие «синестезия» .5

2. Природа синестезии 8

3. Виды синестезии .11

4.Синестеты – особо одаренные люди?..........................................................................................14

5.Экспериментальная часть…………………………………………………………………….....16

6.Использование синестезии в учебном процессе………………………………………………23

Заключение 26

Литература 28

Приложение 30

Именной указатель………………………………………………………………………………...37




















ВВЕДЕНИЕ



«Я знаю, что ничего не знаю»

Сократ


2 января 1911г. в Мюнхене состоялся концерт молодого австрийского композитора Арнольда Шенберга, который признан историческим. Концерт назвали хулиганским. Этот концерт положил начало атональной музыке, а премьера вызвала скандал. Среди слушателей на концерте Шенберга был человек, который был потрясен этой музыкой. Кандинский, которого поразил концерт, в письме Шенбергу написал: «В своих произведениях вы достигли то, к чему я, хоть и в неопределенной форме, стремился. Собственная жизнь отдельных голосов в Ваших сочинениях – это именно то, что в живописной форме пытаюсь найти я …» Шенберг горячо откликнулся: «И меня чрезвычайно радует, когда художник, творящий в другом искусстве, ощущает связь со мной». [1] По впечатлениям от концерта Кандинский выполнил композицию, которую так и назвал «Впечатление III. Концерт». С этой композиции зародилось абстрактное искусство.

Этот исторический факт, о котором я узнала на уроке изобразительного искусства, вызвал у меня множество вопросов: почему музыка Шенберга была отвергнута слушателями? Почему Кандинский был впечатлен произведениями композитора? Каким образом Кандинский передал свое впечатление от музыки в живописном полотне? О какой связи искусств говорил Шенберг?

Так я узнала о таком явлении, как синестезия.

Термин "синестезия" иногда называют "цветной слух". В настоящее время, в связи с развитием ИТ, появляются различные инструменты анализа, поэтому интерес к этому феномену растет. Тем не менее, широкая публика о феномене синестезии осведомлена слабо, и синестетов, которые заявляют о себе миру, нередко склонна считать шарлатанами или сумасшедшими. Между тем, с любой другой точки зрения синестеты — совершенно обычные люди. Пройдя мимо одного из них, вы даже не заподозрите, что секунду назад разминулись с одним из интереснейших феноменов.

В настоящее время в окружающей жизни, особенно в искусстве, активно возникают новые направления, темы, техники, стили. Стираются границы между разными областями знаний, видами и направлениями искусства. Активизируются процессы интеграции, взаимодействия, слияния и т.д. Предпосылки этим процессам заложены в таком явлении, как синестезия. Поиск человеком новых возможностей в своем развитии – в этом заключается актуальность данного исследования, т.к. синестезия - одна из таких возможностей.

Цель нашей работы – исследовать особенности восприятия человеком окружающей действительности, названные в науке синестезией.

Для достижения поставленной цели, мы определили для себя следующие задачи:

– раскрыть содержание понятия «синестезия»;

– определить происхождение и разновидности синестезии;

- исследовать синестетические способности (предпосылки) у учащихся;

- рассмотреть возможности использования синестезии при организации учебной деятельности.

Гипотеза исследования.

Синестетическими способностями обладают многие люди, что позволяет им более полно воспринимать и познавать окружающий мир. Зная механизм многоканального (синестетического) восприятия действительности, возможно управлять процессом восприятия и вызывать определенные (множественные) ощущения.

Предмет исследования – синестезия как особенность (феномен) восприятия.

Объектом исследования является изменение восприятия человека при синестезии разной классификации.

Методы исследования:

–изучение научной и научно-популярной литературы, посвященной изменениям восприятия - синестезии;

–анализ собственных зрительных впечатлений от просмотра оптических иллюзий;

–эксперименты по выявлению синестетического восприятия у учащихся;

-анализ полученных данных.

Продукт исследования:

–упражнения по развитию синестетического восприятия.







  1. ПОНЯТИЕ «СИНЕСТЕЗИЯ»



Синестезия – это довольно новое понятие, хотя явление синестезии известно около трех столетий – с конца XVII – начала XVIII века, описано в трудах философов и естествоиспытателей (Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц, Д. Дидро, И. Гердер). [2] Первым о синестетическом восприятии рассказал в 1690 году английский философ Джон Локк. В том же веке английский математик Исаак Ньютон в своих трудах предположил, что музыкальные тона и оттенки цветов имеют нечто общее, это же явление описал в своей книге «К теории цвета» И. В. Гете. Однако, отдельные случаи синестезии, описанные в то время, сразу приобрели статус «аномального», «неестественного», даже «скандального». [3]

За прошедший период явление «синестезия» было описано более подробно и приобрело свою характеристику, значение.

В современной науке – психологии, медицине, философии, культурологии - существует целый ряд описаний данного явления, с разных точек зрения. На данном этапе изучения явлению синестезии дано следующее определение:

Синестези́я (от др.-греч. - соощущение) — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной систем. [4]

Большой энциклопедический словарь определяет синестезию как «явление восприятия, сопутствующее, вторичное представление, когда при раздражении какого-либо органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств». [5]

Психологический словарь определяет синестезию как «явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение, … характерное для другого органа чувств» [6].

Понятие «синестезия» происходит от древнегреческого выражения «син аистономаи», которое переводится как «ощущать одновременно», т.е. означает «объединение чувств» [6] ; иными словами синестезию еще определяют как «смешение чувств». [7 ]

Феномен объединения, смешения чувств в современной медицине, психологии, физиологии мало изучен. Интерес к синестезии, к межчувственным соответствиям был открыто заявлен лишь на рубеже XIX-XX веков. Впервые это явление привлекло внимание научной общественности в 1880-х годах позапрошлого века. В XX веке смешением чувств заинтересовались не только ученые и медики, но и люди искусства: художники, музыканты, поэты. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. [7]

Предметом анализа первоначально были межчувственные переносы в поэзии, причем оценки оказывались весьма полярными: от приписывания чудесному дару свыше до признания их проявлением патологического восприятия. В середине XIX века cинестезия привлекла внимание представителей новой, зарождающейся тогда науки — психологии. Об этом феномене писали многие ученые из разных стран.

До недавнего времени многие люди (физиологи) скептически относились к явлению синестезии. В соответствии с научными данными, синестезия не могла быть реальной, поскольку она противоречила доминирующей научной парадигме о том, что человек руководствуется пятью органами чувств, за каждый из которых ответственна определённая область головного мозга:

зрение — зрительная кора в затылочной доле;

слух — слуховая кора в височной доле;

вкус — вкусовой анализатор в височной доле;

обоняние — обонятельный анализатор в височной доле;

осязание — теменная доля.

Причем обычно человек воспринимает один предмет лишь одним органом чувств, не задействуя, практически, все оставшиеся чувства. Мы редко воспринимаем какой-либо обыденный предмет сразу по двум чувственным каналам. При синестезии сигналы одной сенсорной или когнитивной системы отзываются в другой системе. У большинства людей, смотрящих на жёлтую стену, стимулируется зрительная кора головного мозга и этим ограничивается восприятие цвета. У синестетов при взгляде на жёлтую стену будет активироваться не только зрительная кора, но, например, и теменная доля, отвечающая за осязание, в результате чего появится определённый вкус. [8]. На практике такое возбуждение одновременно нескольких (более одного) каналов восприятия приводит к тому, что человек по-особенному воспринимает символы, имена и названия, собственные состояния (например, эмоции или боль), различные категории. Их дополняют другие ощущения и представления: запах, вкус, цвет, форма, объём, ощущение расположения в пространстве. Дополнительные ощущения не являются результатом чувственного опыта — они приходят ассоциативно: например, синестет может воспринимать число два как фиолетовое или считать, что вторник размещается в его «чертогах разума» справа. Т.е, другими словами, синестеты видят сходство в разнородных понятиях (музыка и цвет, боль и цвет, слоги и формы). [9]

Однако, в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (синестета) на субъективном уровне. Особенность синестетического восприятия заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, необычная реакция. [10] На этом основании ученые делают вывод, что синестезия — это непосредственное порождение самой активности мозга, а не сенсорные ассоциации. В этом контексте существует определение синестезии, которое дает американский исследователь Р. Сайтовик, автор первой фундаментальной книги о синестезии; он определяет данное явление как «ненамеренный физический опыт межчувственной ассоциации». [11]

Приведенные примеры определений и характеристик явления синестезии дают определенное представление о его особенностях. Из всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что синестезия – это особый способ чувственного переживания человека при восприятии некоторых понятий (например, дней недели, месяцев), имен, названий, символов (букв, звуков речи, нотных знаков), упорядоченных явлений действительности (музыки, блюд), собственных состояний (эмоций, боли) и других подобных явлений, обусловленное одновременной активностью разных областей (долей) головного мозга. [12 ]



















  1. ПРИРОДА СИНЕСТЕЗИИ



Синестезия, как явление комплексное, изучена недостаточно, проявляется индивидуально у разных людей и ставит больше вопросов, чем наука знает ответов. В XIX веке синестезию считали патологией. [13] Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что синестезия не относится к психическим расстройствам и нарушениям работы мозга, это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей.

Поэтому в данной части исследования мы акцентируем внимание на вопросах происхождения, природы этого сложного явления.

Феномен синестезии известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды, осознавая мир как целостное явление. С веками, при усилении разрыва человека и окружающего мира (человек становился все более цивилизованным), ощущения человека конкретизировались, «прикреплялись» к конкретному органу чувств, происходило их разделение. [14] Поэтому по одной из теорий возникновения синестезии синестетическое восприятие свойственно всем людям от рождения, так как все дети рождаются синестетиками. В мозгу младенца существуют так называемые "нейронные мостики", которые связывают органы чувств. Поэтому ребенок может "видеть" звуки и "слышать" предметы до полугодовалого возраста, пока импульсы от всех органов чувств в мозгу не специализированы, «связаны». С возрастом, по мере развития мозга, у большинства людей нейронные связи нарушаются, ощущения становятся более четкими и сконцентрированными, обобщенность восприятия утрачивается. Лишь у небольшого процента способность познавать мир сразу несколькими органами чувств сохраняется на протяжении жизни. [7]

Еще одна теория происхождения синестезии как явления восприятия утверждает, что смешанные ощущения на самом деле присущи всем людям. [15] Так, при анализе параллельных ассоциаций у разноязычных людей обнаружились как сходные черты. Так, прилагательное «красный» в разных языках ассоциируется с яростью, злобой, раздражением, а «синий» — с холодом. Общепринято, что такие цвета, как красный, оранжевый, желтый и коричневый относятся к теплой группе цветов, а все оттенки синего, зеленого и серого — к холодной. Красный, оранжевый и желтый, как полагают, вызывают возбуждение, бодрость и агрессию; синий и зеленый означают надежность, спокойствие и мир; коричневый, серый и черный связаны с печалью и депрессией. Однако подобное цветовое восприятие не является универсальным. На Западе черный цвет неизменно связан с горем и страданием от потери близкого человека, в то время как в других культурах этим цветом может оказаться белый, пурпурный или золотой. [7]Таким образом, данная теория имеет отношение к такому явлению, как ассоциативное представление, функционирующее в культуре и общении и получившее в науке понятие псевдосинестезии [16], в то время как истинная синестезия имеет более физиологический характер и индивидуальна для синестета. Эта теория также не объясняет всех странностей синестетического восприятия: для таких выводов нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета (слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями). [17]

Ещё одна точка зрения на происхождение синестезии утверждает, что между участками мозга, выполняющими разные функции, увеличиваются перекрёстные связи. «Мы все немного синестеты», – утверждает Тони Ро, профессор психологии Отделения аспирантуры Городского университета Нью-Йорка, и главный автор статьи о синестезии. -Скрип гвоздей по доске заставляет нас съеживаться; жужжащий москит заставляет чесаться.» [18] Другими словами, все мы, по мнению некоторых специалистов - «остаточные» синестеты. Ведь как иначе мы понимали бы такие выражения, как «холодный цвет», «яркая личность», «горячий парень», «красный день календаря»? Многие исследования доказывают, что задатки синестетического мировосприятия есть у всех. [9] Испытуемые сообщают о синестетическом эффекте в изменённом состоянии сознания, например, при медитации. С синестетическими ощущениями связаны многие эксперименты в искусстве, которые стремятся расширить возможности органов чувств и переживаний. Например, светомузыка основана на способности человека связывать звуки со светом и цветом. Ещё в XIX веке Александр Римингтон связал живопись и звук, изобретя световой орга́н. [9] Но и сегодня концерты и мероприятия сложно представить без сочетания музыки и видеоряда, что подкрепляет данную теорию.

На данный момент изучения синестезии как явления существует множество разнообразных теорий ее происхождения. Некоторые исследователи связывают его с генетической предрасположенностью (ученый из Оксфордского университета Меган Стивен) [9]. Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является биография Владимира Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. [17]

Вместе с тем исследования последних лет доказывают, что синестезия может возникнуть на протяжении жизни и влияние на ее возникновение могут оказать разные факторы: потеря зрения, слуха, болезни, травмы. [7]

Таким образом, полученные в ходе работы данные позволяют нам сделать вывод, что предположения о природе синестезии во многом основываются на представлении о специализации отделов головного мозга человека. Но современные исследования показывают, что это распределение функций восприятия отделами мозга не такое строгое, как принято думать исторически, что доказывается замещающими функциями восприятия при потере канала восприятия (например, зрения или слуха). Поэтому однозначного ответа о природе синестезии как особенности восприятия на данный момент нет. Также при рассмотрении этого вопроса мы пришли к выводу, что синестезию как явление необходимо различать по происхождению и виду восприятия.





























  1. ВИДЫ СИНЕСТЕЗИИ



В этой части работы мы выясним, какие особенности проявления синестезии еще известны исследователям. В предыдущей главе мы выяснили, что синестезию как особенность восприятия можно разделить на непроизвольную (истинную, врожденную) синестезию и псевдосинестезию (произвольную, приобретенную или ассоциативную синестезию).

Врождённая (непроизвольная) синестезия проявляется в детском возрасте и сохраняется в течение всей жизни человека. [7] Приобретённая (произвольная) синестезия может исчезнуть как временно, так и навсегда. Чаще всего это происходит в переходный, переломный период и связано с глобальными изменениями функций организма, в частности нервной системы. Также известно, что синестетические реакции могут несколько ослабевать и затухать с возрастом, а к глубокой старости и вовсе исчезнуть. Также исследователи выяснили, что время от времени любой обычный человек может испытывать нечто похожее на синестезию: кратковременное, мимолетное переживание, при котором захвативший наше внимание образ, явление вызывает у нас новое, необъяснимое переживание (например, после просмотра трагического фильма мы переживаем угнетенное состояние, после просмотра комедии – легкость). [20] Ученые предполагают, что именно такие переживания испытывают люди творческого характера при создании своих работ, произведений под влиянием определенных возбудителей.

По мнению исследователей, истинная (врожденная, непроизвольная) синестезия не может быть обусловлена внешними факторами, изменениями функций организма, в частности нервной системы; связь между стимулами и сопровождающими их синестетическими реакциями неизменна на протяжении времени (обладает постоянством ощущения). Ассоциации, образующие синестетические связи, у каждого человека формируются индивидуально. Поэтому люди с одинаковой формой синестезии могут одни и те же вещи воспринимать и чувствовать по-разному. [12]

Виды синестезии различаются, прежде всего, по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (так называемые фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и прочие. [7] Одни исследователи называют шестьдесят вариантов этой особенности, другие говорят, что их около семидесяти — и это только те, что были задокументированы и описаны. Новые виды синестезии продолжают открывать до сих пор.

Среди наиболее распространённых видов синестезии выделяют [10,23]:

Акустико-тактильный - один из самых распространённых видов, при котором звук вызывает тактильные ощущения.

Цвето-звуковая или хромостезия (фонопсия) - второй по частоте вид синестезии. Первыми, кто открыл это явление, официально считаются Мелисса Саэнс и Кристофор Кох - ученые из Калифорнийского технического института. [2] При этой форме практически каждый звук, который слышит синестет, окрашивается в его сознании в определенный цвет; музыка воспринимается в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн. “Подобной уникальной способностью видеть звуки и слышать цвета в наиболее яркой, исключительной форме обладали композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Чюрлёнис, Асафьев и Мессиан”. [21] Исследования, выполненные учеными Калифорнийского университета, утверждают, что из всех синестетов тех, кто «видит» звуки, 13%. При этом цвета, которые они видят, у каждого свои. [22] Признаки хромостезии можно заметить в работах многих известных художников. К сожалению, научные методы, позволяющие однозначно установить наличие синестезии, появились совсем недавно. Поэтому о том, была ли синестезия у мастеров прошлого, судить можно лишь по косвенным признакам: переписке, отзывам современников, общим элементам в их работах. Среди современных художников синестетами точно являются, например, американец Дэвид Хокни и британка Джейн Макей. [18]

Лексико-гастический (лексико-вкусовая синестезия) - вкусовые ассоциации; характеризуется накладыванием вкусовых ощущений на слова. Например, человек может ощущать какое-то имя сладким или кислым.

Лишь 0,6% синестетов имеют слуховую и вкусовую синестезию. [12] Слуховая синестезия означает, что такие люди способны слышать звук, когда смотрят на движущиеся предметы или изображения, которые не сопровождаются звуком. Вкусовая синестезия – способность чувствовать вкус предмета при взгляде на него.

Порядковая лингвистическая персонификация - форма явления, при которой любая порядковая последовательность (дни недели, месяцы, цифры, буквы и т. д.) вызывает ассоциации с определёнными личностями, образами предметов, животных и людей.

Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения) - один из самых редких типов. Человек ощущает действия, осуществляемые по отношению к другому человеку. Пример: синестет стал свидетелем того, как кто-то кого-то ударил по щеке, и чувствует удар на собственной щеке.

Числовая линия - способность непроизвольно увидеть карту чисел при воспоминании о них.

Локализация последовательностей представляет собой возможность наблюдать числовую последовательность в виде точек в пространстве.

Кинестико-слуховой - это способность «слышать» звуки при их отсутствии, при наблюдении за движущимися объектами. Пример: наблюдать облака в небе.

Пространственно-временной - восприятие времени (дней недели, месяцев, минут и часов) в виде определённых фигур или точек в пространстве.

Графемно-цветовой («цветные» буквы) - при которой синестеты воспринимают в цвете буквы, цифры и их комбинации (слова и числа). При некоторых разновидностях графемы могут также дополняться ощущением объема и текстуры. Исследование выявило, что синестетов с графема-цветовой синестезией (тех, у кого буквы, цифры и слова прочно ассоциируются с конкретными цветами) больше всего – 69% и встречается это вид синестезии у 1 % населения. [10]

Фонемно-цветовой - связь звучания человеческой речи с разными цветами.

Аурический - выражается в восприятии людей в определённой цветовой гамме.

Мисофония - связана с наложением эмоций на звуки.

Также известны лексические синестезии, среди них есть даже языковые универсалии (яркий звук, низкий тон).

Известны примеры, когда у человека смешивались не два, а сразу три, четыре и даже все пять типов ощущений (Соломон Шерешевский (1886-1958), Российская империя, обладал феноменальной памятью, которая была обусловлена синестезией, объединяющей сразу все пять органов чувств). [23]

Можно сказать, что cинестезия — результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность.

Таким образом, можем заключить, синестезия как явление восприятия может быть врожденной, с индивидуальными и устойчивыми синестетическими реакциями, и приобретенной, возникающей или исчезающей под влиянием определенных факторов. Виды синестезии различаются по характеру возникающих дополнительных ощущений в различных каналах восприятия, и имеют индивидуализированное проявление у разных людей, обладающих одной формой синестезии. Именно эти факторы делают синестезию уникальным явлением.

  1. СИНЕСТЕТЫ – ОСОБО ОДАРЕННЫЕ ЛЮДИ?

Синестезия как явление в последнее время привлекает исследователей. По одним из последних данных, врожденной синестезией обладают от 0.1% до 5% (в среднем около 4,4%) населения земного шара, т.е. приблизительно один из 23 человек на планете, а это от 75 до 300 миллионов человек. [16]

Один из основных вопросов при изучении синестезии – как влияет эта особенность восприятия на человека, обладающего данной особенностью. Этот вопрос мы рассмотрим в данной главе.

Изучение данных современных исследователей по указанному вопросу представлено в таблице 1:

Таблица 1

Известные синестеты

Вид деятельности

Знаменитые синестеты

Музыка

Моцарт, Скрябин, Римский-Корсаков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон (джаз-композитор), Билли Джоэл (пианист), И. Перлман (скрипач), Билли Айлиш (певица)

Литература

Л. Н. Толстой, В. Набоков, Х. Кортасар, М. Цветаева, Б. Пастернак, Ш. Бодлер

Изобразительное искусство

Эдвард Мунк, Ван Гог, Кэрол Стин, Д. Матковский, В. Кандинский, Дэвид Хокни (художник-декоратор)

Наука

Ричард Фейнман (физик), Никола Тесла (физик), Ричард Фейнман (физик), Людвиг Витгенштейн (философ)



Синестетами были многие известные люди искусства и науки. К ним относят родоначальника абстракционизма Василия Кандинского (современные исследователи относят синестезию Кандинского к ассоциативной), физика Ричарда Фейнмана, а из наших современников — Джеффри Раша, Тори Эймос и Aphex Twin. Среди синестетов есть композиторы — Моцарт, Скрябин (обладал, по мнению исследователей, произвольно синестезией), Римский-Корсаков и Ференц Лист, писатели и поэты — Л. Н. Толстой, В. Набоков, Х. Кортасар, М. Цветаева, Б. Пастернак, Ш. Бодлер, а также эстрадные артисты — Ида Мария и Элла Мария Лани Йелич-О'Коннор, более известная как Lorde. Ярким представителем современных российских художников-синестетов является Дмитрий Матковский. [7,9,23] Примерами синестетических произведений является роман «Дар» В. В. Набокова, стихи А. Рембо, симфоническая поэма «Прометей» А. Н. Скрябина, картины современной американской художницы К. Стин. [24]

Для синестета восприятие мира сразу по нескольким каналам (органам чувств) является естественным процессом. Так же естественно и проявление синестезии у синестетов, когда для демонстрации своих ощущений необходимо воздействие на несколько каналов восприятия. Так, для воспроизведения знаменитой оркестровой «Поэмы Экстаза» А. Н. Скрябина еще в начале прошлого столетия совершенно необходимым условием являлся экран для проецирования рождающихся при этом цветовых оттенков. А. Н. Скрябин специально создавал музыку для инструментального исполнения с параллельной демонстрацией меняющихся цветовых ассоциаций на экране. [24]

Нет доказательств, что все синестезы – одаренные, талантливые люди. Но растущее количество доказательств показывает, что синестезия чаще встречается среди людей творческого типа, и что некоторые из самых творческих умов – Хокни, Кандинский, Набоков – были синестетами. [7,18,23] По мнению исследователей синестезии, опыт пересечения чувств может дать особое художественное преимущество. У синестетов обычно большая чувствительность к эстетике, чем у всех остальных людей, и, как следствие, большая вероятность тяготения к художественным областям. Синетесты способны выражать, казалось бы, совершенно не связанные понятия через самые разные области: цифры – личностями, цвета – болью, перемещение фигур – звуком. [18]

Подводя итоги данной части исследования, можно сказать, что синестезия как особенность восприятия не является показателем какой - либо одаренности, однако творческие личности могут быть синестетами (врожденного или произвольного вида) в силу тех преимуществ, которые обеспечиваются особенностями восприятия. Также известно, что художники и музыканты, обладающие синестезией, часто работают вне традиционных направлений, что обусловлено особенностями их восприятием.









  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ



Следующим этапом работы над темой стало выявление наличия разных форм (видов) синестезии или синестетических предпосылок у учащихся школы стандартизированными способами.

На данный момент изучения синестезии как особенности восприятия разработаны способы выявления этого феномена. Поэтому я использовала в данной работе тест на наличие феномена восприятия [25] для сопоставления статистических данных и реальной ситуации среди учащихся 7 Д и 8 В классов МБОУ СОШ №4. Для выявление склонности к синестезии среди 29 учащихся был предложен тест (Приложение 1). Результат тестирования (Приложение 2) представлен в приложении в таблице 2:

Таблица 2

Результаты теста на наличие феномена восприятия

Количество опрошенных

Количество опрошенных с отрицательным результатом (0 %)

Количество опрошенных с положительным результатом (более 50 %)

29 чел

5 чел. / 17 %

2 чел. / 7 %





Диаграмма 1 Тест на наличие феномена восприятия

Таким образом, в результате опроса учащихся склонность к синестезии имеют 7% (2 из 29), что практически соответствует среднестатистическим данным (до 5 %) с учетом небольшого количества исследуемых. Данный результат (Диаграмма 1) позволяет заключить, что синестезия как явление имеет проявления у части учащихся.

Одним из наглядных вариантов синестезии звука и формы является эффект «Буба -Кики». Впервые эффект наблюдался немецко-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году. [26] Этот тест (Рис. 1) используется, чтобы показать эффект синестезии, когда через разные органы чувств поступает одинаковая информация. Эффект «буба—кики» — соответствие, которое человеческий разум устанавливает между звуковой оболочкой слова и геометрической формой объекта. Данный эффект показывает, что человек способен представить, как "выглядит" то или иное слово в зависимости от звучания. Поздние исследования подтвердили, что эффект "буба – кики" распространяется не только на выдуманные, но и на реальные слова (например, имена). [26]

Рис. 1 Тест «Буба-Кики»

Для проверки эффекта и определения взаимосвязи разных органов чувств при восприятии информации мной также были проведен эксперимент. В эксперименте участвовали учащиеся 7 Д и 8 В классов МБОУ СОШ №4 (35 чел.). Учащимся было представлено изображение двух фигур (Рис. 1), которые нужно было назвать «Буба» или «Кики». Таким образом были получены следующие результаты (Таблица 3):











Таблица 3

Результаты теста «Буба - Кики»

Количество опрошенных

I вариант

А - Кики В - Буба

II вариант

А - Буба В - Кики

35 чел.

29 чел. / 83 %

6 чел. / 17 %



Диаграмма 2 Эффект «Буба-Кики»

Сделаем вывод: 83% исследуемых соотносят фигуру (форму) А со словом «Кики», фигуру Б – со словом «Буба». Таким образом, данные исследования подтверждают эффект, устанавливающий связь между звуковой оболочкой слова и формой объекта (Диаграмма 2), т.е. можно утверждать, что зрительное и слуховое восприятие могут реагировать взаимосвязанно на объекты (раздражители).

Синестезия как особенность восприятия – одна из возможностей головного мозга человека. Одним из самых загадочных его феноменов считается "цветной слух" - хромостезия. Чаще всего им обладают композиторы: они не просто слышат, но и "видят" музыку. [26] Данной способностью часто обладают художники: абстракционист В. В. Кандинский в своих художественных произведениях стремился передать то впечатление, которое он получал при прослушивании музыкальных произведений, переводить акустическое музыкальное ощущение на музыкальный язык живописи, находить цветной эквивалент звуку. «По Кандинскому: фиолетовый – фагот; зеленый – скрипка; красный – барабан, труба; синий – орган, виолончель (на которой он сам играл); желтый – труба, фанфары; оранжевый – альт». [1]

В данной работе я решила исследовать, как взаимосвязаны зрительные и звуковые каналы восприятия при прослушивании разных музыкальных инструментов у учащихся 7 Д и 8 В классов МБОУ СОШ №4 (35 чел.). Учащимся было предложено в процессе прослушивания звучания музыкального инструмента (2-3 мин.) на бумаге изображать произвольными цветами зрительные образы, возникающие при прослушивании. (Приложение 3) Результат исследования определялся по следующим направлениям: выбор по цвету и выбор по изображаемому образу. Полученные данные по выбору цвета представлены в таблице 4:

Таблица 4

Тест на наличие хромостезии: взаимосвязь цвета и звука












Фортепиано

10

4

8

3

0

3

2

3

1

2

Саксофон

12

7

11

6

7

5

1

9

1

5

Гитара

14

4

10

8

6

4

4

13

1

8

Барабан

8

11

8

4

4

4

5

14

0

4

Скрипка

12

6

14

5

8

8

10

12

0

5

Колокольчик

12

2

12

11

6

5

4

8

1

2

Тарелки

11

5

8

5

5

8

2

11

0

6

Контрабас

11

6

11

10

6

4

5

12

2

10

Труба

13

4

6

4

3

9

3

9

1

3


103/

18%

49/

8%

88/

15%

56/

9%

45/

7,9%

50/

8,8%

36/

6%

91/

16%

5/

0,9%

45/

7,9%



Набольшее количество выборов по цвету – красный, черный, зеленый

Наименьшее количество выборов по цвету – белый

Наибольше количество выборов по инструменту:

Фортепиано - красный, зеленый

Саксофон – красный, зеленый

Гитара-красный, черный

Барабан- черный

Скрипка – зеленый, красный,

Колокольчик- красный, зеленый, черный

Тарелки- красный, черный

Контрабас- черный

Труба- красный, синий, черный

Наименьшее количество выборов по инструменту:

Фортепиано- оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, белый, коричневый

Саксофон- фиолетовый, белый

Гитара- оранжевый, синий, белый

Барабан- голубой, желтый, белый

Скрипка- желтый, оранжевый , белый

Колокольчик- оранжевый, белый, коричневый

Тарелки- желтый, голубой, фиолетовый, белый

Контрабас- синий, фиолетовый, белый

Труба- оранжевый, желтый, белый, коричневый

Полученные данные позволяют сделать вывод, что учащиеся характеризуют свои музыкальные впечатления через цвет, причем именно наличие цвета (белый примем как отсутствие цвета) характеризует эти впечатления. В процессе эксперимента мной не было замечено затруднений со стороны учащихся при выборе, каким цветом изобразить тот или иной звук, при этом основной выбор осуществлен в пользу красного, черного, зеленого цветов.

Результаты выбора учащихся по изображаемому образу при прослушивании музыкального инструмента представлены в таблице 5:



Таблица 5

Тест на наличие хромостезии: взаимосвязь образа и звука


Без образа (абстрактный образ)

Любовь

Люди

Природа

Музыкальные инструменты

Животные

Предметы

Фортепиано

16

2

9

0

1

1

2

Саксофон

10

3

6

1

1

1

9

Гитара

6

0

10

7

5

3

1

Барабан

8

0

13

2

1

1

2

Скрипка

13

3

4

1

1

4

1

Колокольчик

5

0

3

7

6

1

6

Труба

12

1

3

6

0

1

3

Контрабас

7

0

4

12

1

0

10

Тарелки

16

0

3

2

0

1

4


93

9

55

38

16

13

38



Обобщенный результат эксперимента показывает, что набольшее количество выборов по образу – люди, абстрактный образ; наименьшее количество выборов по образу –любовь, животные, музыкальные инструменты (Диаграмма 3).

Диаграмма 3 Взаимосвязь образа и звука



Полученные данные позволяют сделать вывод, что в процессе воздействия на слуховой канал восприятия возбуждение также возникает и в другой зоне – зрительной. Поэтому я считаю, что выводы ученых о имеющихся у каждого человека синестетических способностях (предрасположенностях) имеют место в действительности. Мы не можем назвать данную способность непроизвольной синестезией (в соответствии с совпадением по наибольшему и наименьшему выбору, которое не может наблюдаться при истинной синестезии). При этом мы можем утверждать, что человек способен воспринимать объект не одним каналом восприятия (органом чувств), а их совокупностью.

Подводя итоги данной части работы, я пришла к выводу, что человек воспринимает информацию из окружающего мира не одним каналом восприятия, а их совокупностью (в основном два), но у большинства людей один из каналов (органов ощущений) является основным, ведущим при восприятии в соответствии с тем, какая информация поступает (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.). Другие (другой) органы чувств дополняют эту информацию в соответствии с тем чувственным опытом, который формирует человек на протяжении жизни. При этом у части людей ведущий канал восприятия оказывается не один, а два и более, что связано с физиологическими особенностями головного мозга или факторами, возникшими на протяжении жизни.

























  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕСТЕЗИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


В процессе работы над исследованием у меня сформировался вопрос: как относиться к явлению синестезии? Как можно использовать синестетические способности в жизни? В этой главе мы рассмотрим те возможности, которыми обладают люди, восприятие которых может осуществляться одновременно по нескольким каналам, через несколько органов чувств и выясним, как синестезия и ее закономерности могут поддерживать учебный процесс.

В этой работе уже говорилось, что человек получает информацию об окружающем мире через органы ощущений – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые. Эти же органы чувств также доставляют нам определенные эмоции. Ученые утверждают, что восприятие человека достаточно бедно: мы осознаем окружающий мир, как правило, только с помощью одного органа чувств. [27] У синестетов восприятие происходит сразу через несколько органов чувств, совокупно. Обладающие этим природным даром синестетики не просто по-иному понимают окружающий мир, они могут чувствовать его сильнее, испытывая при этом иные ощущения. Эта особенность позволяет им более чувственно воспринимать окружающий мир и более ярко ощущать действительность. [28]

Большинство из нас никогда не услышит цветов и вкусов. Но периодически и у несинестетов возникают физические ощущения при прослушивании величественных музыкальных произведений или просмотре особо трогательных моментов фильма. Эти смешанные переживания – слуховое, визуальное, тактильное и физическое – позволяют нам более глубоко переживать момент времени, ощущать связь с искусством.[28,29]

Способности синестетиков дают им больше возможностей для развития собственного творческого потенциала; они способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых не синестеты не знают. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не случайно среди известных синестетиков немало творческих и талантливых людей: то, что явления и ощущения непроизвольно объединяются, может помогать создавать художественные образы. [9]

Синестезия способствует восприятию сложных понятий через более простые ощущения (мы легче запоминаем линии метро по их цвету, чем по названию и месту на схеме). [20] Поэтому у синестетов более легкое запоминание номеров телефонов и имен людей (у графемно-цветовых синестетов), мелодий и тональностей (у людей с цветным музыкальным слухом), дат событий (при синестезии с окрашенными или локализованными последовательностями). [12]

Есть данные, что синестетики часто обладают интеллектом, превышающим средний уровень, отличаются поразительной памятью и высокой креативностью. Исследования в области возможностей, которые обеспечивает синестезия, утверждают, что эта особенность восприятия помогает синестетам запоминать определенные факты (как многие из нас используют для запоминания ассоциации). Эксперты говорят, что у людей, обладающим таким свойством, память намного лучше, чем у остальных людей, выросших в том же окружении и практически с таким же образованием.[30] Данная особенность объясняется тем, что у синестетов лучше развиты связи между разными отделами головного мозга. Это повышает скорость и эффективность выполнения различных задач. Также, благодаря синестезии человек может быстрее обрабатывать и запоминать информацию. Например, графемно-цветовая синестезия помогает ориентироваться в тексте, а музыкально-цветовая — лучше воспринимать речь на слух. [12]

Уже сегодня установлены определенные взаимосвязи между синестезией и способностями человека, обладающей синестезией определенного вида: например, графемно-цветовые синестеты часто наделены «гуманитарными» способностями, синестеты с аурической синестезией — хорошие физиогномисты и бытовые психологи. [10] Многих синестетов привлекает творчество, так или иначе связанное с их формой проявления синестезии: музыкой, живописью и даже кулинарным искусством. Пристальное внимание к цвету, образность мышления, острое восприятие музыки (иногда сочетающееся с абсолютным слухом), память на форму и фактурность часто приводят синестетов к занятию фотографией, живописью, дизайном, музыкой. [12]

Непроизвольная синестезия – природный феномен, обеспечивающая синестету определенные способности. Но ученые считают, что эту способность может развить в себе каждый человек с помощью определенных методик, направленных на развитие органов восприятия. (Приложение 4)

Возможности применения синестезии в учебной деятельности нашли применение в разных направлениях педагогики. В процессе организации, осуществления и сопровождения учебной деятельностью учащихся в школе синестезия выполняет функцию средства активации творческих способностей учащихся, не только в области искусства, но и других областях знания. В ситуации перехода человечества в целом, и образования в частности, к информационной медиакультуре, медийные средства работы в учебно-познавательной деятельности занимают все больше места. Медийные средства, в том числе учебные, предполагают воздействие одновременно на разные органы чувств; только посредством многостороннего восприятия эти средства оказывают необходимое действие. Учебные задачи, решаемые посредством цифровых приборов, медиаустройств, часто служат источником и способом развития процессов синестезии, способности личности к синестезии. А синестезия позволяет расширить понимание себя и мира. В итоге и педагоги, и учащиеся оказываются включены в процесс развития способностей к синестезии как в один из ведущих познавательных процессов. В учебном процессе синестезия позволяет сделать «слабые сигналы» процессов обучения, воспитания, более «сильными», т. е. доступными пониманию. Использование синестезии в учебном процессе делает это процесс максимально доступным, т. е. позволяет развивать творческие способности учащихся за счет мультимедийного представления знаний и умений. Для этого педагогу необходимо обеспечивать воздействие учебного материала одновременно на разные органы чувств, например, привлекая искусство (музыка, изобразительное искусство, театр), использовать методики, направленные на синхронизацию восприятия разными органами чувств. [29]

Завершая данную часть работы, можно сделать вывод, что дополнительные качества предметов и явлений, которые воспринимает синестет, субъективны, что обеспечивает синестета дополнительными способностями – памятью, креативностью. Однако синестетические способности, которыми, по мнению неокторых ученых, обладает каждый человек от рождения, можно развивать с помощью разных методик и приемов. Актуализация и развитие этих способностей через активацию органов чувств и синхронизацию восприятия в учебном процессе создает условия для формирования более полной картины мира, способствует развитию творческих способностей учащихся.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В данной работе были рассмотрены особенности восприятия явлений и объектов окружающего мира одновременно несколькими органами чувств (каналами восприятия); данное явление получило научное название «синестезия». Многие исследователи относят данную особенность восприятия к феноменальный возможностям человеческого мозга; основанием этому является незначительное количество обладателей данного феномена – примерно 4 % людей. Другие считают эту особенность утерянной способностью каждого человека, утратившей актуальность в результате созревания и специализации с возрастом каждого органа чувств.

В ходе анализа источников литературы, посвященных явлению синестезии, удалось выяснить, что синестетические ощущения индивидуальны, постоянны, отличаются качественно и количественно у каждого синестета. В настоящее время известны некоторые механизмы появления синестезии у людей, а также существуют способы её определения. В своей работе я рассмотрела разновидности синестезии, известные современной науке, и особенности восприятия синестетов, обладающих феноменом данного вида. Также я выяснила, что в настоящее время ученые выделяют явление произвольной синестезии, которая часто проявляется в ассоциативном характере ощущений, которые могут изменяться со временем, но помогают многосторонне ощущать (познавать) явление. Я узнала, что синестетические способности не определяют одаренность человека в каком-либо виде деятельности, но помогают талантливым людям полнее раскрыть свой творческий потенциал (поэтому многие синестеты известны как особо одаренные и талантливые люди).

На данный момент изучения синестезии как явления феноменальной работы органов чувств известны некоторые механизмы появления признаков синестезии у людей, есть способы их определения. В процессе выполнения работы я экспериментально выявила наличие синестетических способностей (склонностей) у учащихся школы. Мной исследованы связь звукового и графического представления образа, а также цветового и звукового ощущения (хромостезия). Обработав полученные данные, я представила основную информацию в виде таблиц и диаграмм.

Несмотря на то, что синестезия все еще малоизученное явление (хотя и давно известное) и многое ещё предстоит в этой области узнать, проделанная работа привела меня к выводу, что изучение синестезии помогает понять особенности работы человеческого мозга и улучшать процессы познания окружающего мира.

Активизация медийных процессов в современном обществе способствует развитию синестетических способностей, т.к. требует многоканального восприятия этих процессов. Поэтому синестезия как явление многоканального восприятия действительности становится актуальным способом познания мира. Использование медиасредств в учебном процессе требует развития у учащихся новых способов восприятия информации – посредством разных органов чувств одновременно.

Поэтому данные нашей исследовательской работы можно использовать для развития синестетического восприятия у учащихся и активизации познавательных процессов в учебном процессе через воздействие на разные органы чувств, что позволит формировать у учащихся более полную картину мира, улучшать память, развивать когнитивные и творческие способности. Учащиеся с развитыми синестетическими способностями имеют больше возможностей при определении интересов и выборе профессии. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась.

Результатом данной работы также является подборка упражнений для развития синестетических способностей, выполненная мной в качестве методического пособия для учителей школы. (Приложение). Данные упражнения могут быть использованы в учебное время при изучении разных учебных предметов и во внеурочное время, что позволит учащимся изучать и познавать окружающий мир комплексно, одновременно с помощью разных органов чувств.






















Литература


1.Василий Кандинский – художник или философ? [Электронный ресурс]. URL: https://porusski.me/2017/06/09/011-vasilij-kandinskij/

2. Синестезия: феномен или способность, которую можно развить? [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/blog/36223/

3. Прокофьева JI.JI .Звуко-цветовая ассоциативность: универсальное, национальное, индивидуальное. - Саратов: Изд-во Саратовского медицинского ун-та. 2007,- 280 с.

4.Еливанова М.А., Семушкина В.А.. Разнообразие звуко цветовых соответствий в алфавите у синестетов. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. 2018, - 7 с.

5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2004. – 1456 с.

6. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.- 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009, - 811 с.

7.Милеева Н.М., Дудкова Т.Ю. Синестезия и особенности ее проявления /Проблемы синестезии и поэтика авангарда. Сборник статей / Отв. ред.-сост. Н.В. Злыднева – М.: Государственный институт искусствознания, 2020, – 294-300 с.

8. Что такое синестезия? [Электронный ресурс]. URL: https://neuroanatomia.ru/polezno-znat/chto-takoe-sinesteziya

9. Синестезия: Почему люди чувствуют запах слов и видят цвет музыки? https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/246935-synesthesia

10. Всё о синестезии: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета [Электронный ресурс]. URL: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206765-synaesthesia

11. Прокофьева JI.JI .Общая и частные методики фоносемантического анализа текста с точки зрения цветозвуковой ассоциативности. Саратов: Вестник №12, 2006, - 132-137 с.

12.Синестезия. [Электронный ресурс]. URL: http://neuro-online.ru/novosti/sinestezija.html

13. Синестезия: феномен или способность, которую можно развить? [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/blog/36223/

14. Что такое «искусственно вызванная» cинестезия (синестезия и медитация, гипноз, наркотики, физические нагрузки)? [Электронный ресурс]. URL: https://beltiko.ru/terminologiya/sinesteziya-primer-2.html

15. Бойцова Ю.А. Синестезия как возможная основа творчества. Минск: Наука и инновации №12, 2014, - 20-23 с.

16.Прокофьева Л.П. Синестезия в современной научной парадигме. - Саратов: Изд-во Саратовского медицинского ун-та. 2010,- 3-10 с.

17. Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной. [Электронный ресурс]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy

18.Почему многие художники являются синестетами? [Электронный ресурс]. URL: https://neurodiversityinrussia.com/2017/06/30/почему-многие-художники-являются-син/

19. Синестетики: люди, которые видят мир ярче и прекраснее. [Электронный ресурс]. URL: https://lichnorastu.ru/sinestetiki-lyudi-kotoryie-vidyat-mir-yarche-i-prekrasnee/

20.Синестезия – что это? [Электронный ресурс]. URL: http://www.synaesthesia.ru/whatis.html

21. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. «Цветной слух» музыкантов: мифы и реальность /Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб, Изд-во СПбГУ, т.2, 2003, с.11-15.

22. Я вижу звук, я слышу цвет. [Электронный ресурс]. URL: https://olga-dubova.ru/biografii/ya-vizhu-zvuk-ya-slyshu-tsvet.html

23. Синдром синестезии: патология или новый тип восприятия? [Электронный ресурс]. URL: https://psi-6.ru/patologii/sinestety-test.html

24. Синестезия. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/синестезия/

25. Синестет ли ты? Тест на наличие феномена восприятия [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20181115/1532672268.html

26. Когда слова обретают форму: интересный нейрологический феномен «Буба-Кики», которому подвержены почти все люди. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/popsci/kogda-slova-obretaiut-formu-interesnyi-neirologicheskii-fenomen-bubakiki-kotoromu-podverjeny-pochti-vse-liudi-6110ca5b4209a1080123b850

27. Техника креативности "5 чувств или развиваем синестезию". [Электронный ресурс]. URL: https://www.1000ideas.ru/article/kreativ/tekhniki-kreativnosti/5-chuvstv-ili-razvivaem-sinesteziyu/

28. Синестезия ощущений: 5 способов стать гением. [Электронный ресурс]. URL: https://iq230.com/441-sinesteziya-oschuschenij-5-sposobov-stat-geniem-

29.Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю., Баженова Н.Г., Стнпанова Н.Г. Синестезия в педагогике и психолого-педагогическом консультировании/Педагогика. Гуманитарные исследования, №4, - 2019, - 118-121 с.

30. Почему люди слышат цвета и ощущают вкус звуков? [Электронный ресурс]. URL: https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/102649/

31.Галеев Б.М. Природа синестезии. // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка». Казань: КАИ, 1979. С. 86-88.

Приложение 1

Тест на наличие феномена восприятия

1.Когда у меня в автобусе садится плеер, я слушаю вид из окна:

A) да, я слышу, как звучат вещи

Б) нет, пейзаж не вызывает звуковых ассоциаций

В) да, я люблю слушать городской шум


2.Чаще всего я запоминаю сложные пароли таким способом:

А)по цветам, запоминаю цветовые комбинации цифр и букв

Б)визуально или на слух запоминаю последовательность букв и цифр

В)на слух, складываю буквы и цифры в виде стихотворных или ритмических строчек


3.Некоторые имена красивые, но слышать их неприятно, потому что цвета букв в них плохо сочетаются

А) я представляю имена в виде текста

Б) такое порой случается, некоторые имена я люблю за их цвет или не люблю из-за неприятных оттенков

В) я воспринимаю имена только по их звучанию


4.Неважно, где я вижу человека – вживую, на экране или на фотографии. Его всегда будет окружать разноцветное свечение

А) нет, я не вижу никаких свечений или тепловых излучений

Б) скорее я почувствую тепло, исходящее от человека

В) да, обычно я вижу явные или смутные аурические свечения разных оттенков


5.Для меня время - огромная спираль, которую я вижу перед собой или вокруг себя

А) нет, я не представляю время в виде спирали или иных изогнутых линий

Б) да, в целом год или линия веков скорее похожи на спираль или линию впереди и позади меня


6.Я люблю снежную зиму, потому что белый цвет звучит как приятный гул


А) да, я очень люблю особую зимнюю тишину, особенно, когда все покрыто снегом

Б) я не задумывался о том, как обычно звучит зимний день

В) в целом похоже на мои ощущения, белый цвет для меня звучит


7.Разные буквы и цифры могут иметь разный цвет в моем восприятии. Например, буква А желтая, О – белая, а цифра 4 – ярко-малиновая


А) нет, я не представляю цифры и буквы в цвете или, скорее, представляю их написание черно-белым

Б) так и есть! Цвета похожие или другие

В) да, если я увидел буквы или слова, написанные цветом, я буду некоторое время помнить их в этом цвете


8.Мне больше нравятся песни на английском языке, потому что у него более приятный цвет, чем у русского


А) русский и английский языки в моем восприятии действительно разных цветов

Б) да, клипы у англоязычных групп обычно более яркие и цветастые

В) я скорее воспринимаю языки на слух, чем на цвет


9.Если голос моего собеседника и музыка вокруг одного цвета, то мне будет сложно сосредоточиться на его речи


А) они могут сливаться по громкости и тональности

Б) да, они могут сливаться по цвету

В) я не могу сказать, что чувствую цвет голосов или музыки


10.Вы можете понять настроение человека, едва взглянув на него в случае, если человек молчит


А) да, я прекрасно считываю эмоции по мимике человека, языку тела или взгляду

Б) нет, мне сложно распознать настроение молчащего человека, но я прекрасно слышу это по голосу, даже по телефону

В) да, настроение человека довольно явно коррелирует с цветом свечения вокруг него


11.Месяцы года в моем воображении всегда имеют определенное место


А) да, обычно у меня некоторые месяцы находятся выше на линии времени, чем другие. Например, март вверху, а июль внизу

Б) я скорее вижу год в виде 12 табличек дат, январь в верхнем левом углу, декабрь в нижнем правом

В) я вообще никак не визуализирую месяцы в году


12.Некоторые буквы и слова для меня имеют текстуру. Например, буква Ю гладкая, а Е - как корка хлеба


А) да, обычно я легко представляю «на ощупь» слова и буквы, помню это ощущение

Б) я представляю слова и текст в виде набора графем (букв)

В) да, я могу представить текстуру слова, если речь идет о предмете, например, в словах «пух», «наждачка», «слизь»


13.Мой гардероб должен сочетаться не только по внешнему виду, но и по звучанию отдельных элементов

А) я вижу и чувствую, как предметы одежды сочетаются друг с другом по цвету и форме

Б) это правда, ансамбль предметов разных цветов должен звучать благозвучно и красиво

В) для меня важнее сочетание фактуры ткани, моделей и стилей различных предметов одежды


14.Год выглядит как кольцо, разделенное на времена года и месяцы. Причем начало года всегда лежит в одной точке


А) да, я скорее вижу время (часы в сутках, дни в неделях, месяцы в годах) как изогнутую линию или круг

Б) я вообще никак не представляю время

В) я представляю неделю скорее в виде школьного дневника, а месяц как столбики обычного календаря


15.Мужчины светятся оттенками синего, женщины переливаются желтым, а для детей и животных характерен зеленый цвет. Похоже на ваши ощущения?


А) нет, я вообще не вижу никаких свечений и аур, ни наяву, ни в воображении

Б) да, некоторых людей я воображаю в одежде определенного цвета

В) да, разные типы людей в моем восприятии имеют что-то вроде свечения определенного цвета



Приложение 2

Результаты тестирования на наличие феномена восприятия


Опрашиваемый

Результат

Процент

Респондент 1

4/15

27%

Респондент 2

1/15

7%

Респондент 3

4/15

27%

Респондент 4

0/15

0%

Респондент 5

3/15

20%

Респондент 6

2/15

14%

Респондент 7

5/15

34%

Респондент 8

3/15

20%

Респондент 9

8/15

54%

Респондент 10

4/15

27%

Респондент 11

0/15

0%

Респондент 12

2/15

14%

Респондент 13

3/15

20%

Респондент 14

4/15

27%

Респондент 15

2/15

14%

Респондент 16

2/15

14%

Респондент 17

0/15

0%

Респондент 18

0/15

0%

Респондент 19

7/15

46%

Респондент 20

4/15

27%

Респондент 21

0/15

0%

Респондент 22

4/15

27%

Респондент 23

2/15

14%

Респондент 24

5/15

34%

Респондент 25

4/15

27%

Респондент 26

9/15

60%

Респондент 27

2/15

14%

Респондент 28

2/15

14%

Респондент 29

4/15

27%




Приложение 3

Работы учащихся при выполнении исследования на наличие хромостезии





































Приложение 4


Упражнения для развития синестезии

В практике работы учителя данные упражнения можно использовать как в урочной деятельности (музыка, изобразительное искусство, история), так и во внеурочной деятельности, при организации отдыха учащихся на переменах, при организации тренингов. Возраст учащихся – с перового класса.


1 упражнение (базовое)


-Описывать одно ощущение в терминах другого (например, слушая звук, пытайтесь определить его цвет; слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она выражает).

-Придавать воображаемую форму тому, что формы лишено (например, слепить музыку, запах; описать фактуру музыки).

-Придавать трёхмерную форму невидимым явлениям (например, ветру, свету).


2 упражнение


-Вспомнить знаменитых творцов, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо, представить себе их в другой роли (например, художника – в роли кинорежиссёра, музыканта – в роли писателя).

Примеры:

Если бы Феллини был музыкантом, то кем? Назовите имя и жанр, в котором бы он творил.

Если бы Марк Шагал был танцором, «как» и «что» бы он танцевал? «Как кто» бы танцевал Шагал?

Если бы Уинстон Черчиль был мультипликатором, какие бы у него получились мультфильмы?


3 упражнение


-Выполнять регулярно дыхательную гимнастику, а также гимнастику для улучшения зрения


4 упражнение (обоняние)


-Собрать небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов (например, гвоздика, лимонная цедра, горсть земли, коробочка с новыми гвоздями, пачули, ладан, табак, размятый зелёный лист с неизвестного дерева). Завязать плотной тканью глаза и подносить к носу каждый предмет из коллекции запахов. Описать словами свои чувственные ощущения.


5 упражнение (тактильные ощущения)


-Сделать коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь (например, куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён; природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи; рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки). Завязать глаза и проиграть в игру «Угадай предмет» .


6 упражнение (вкусовые ощущения)


-Приобрести книгу вкусной и полезной пищи. Просматривать рецептуру, представлять внешний вид, вкус, запах блюд.


7 упражнение (звуковые ощущения)


-На протяжении дня несколько раз вслушиваться в каждую возникающую паузу. Стараться создавать паузы, не заполнять тишину радио, телевизором, пустым разговором.

-Посетить место, где можно услышать «абсолютную тишину», стараться слушать тишину, находить в ней новые звуки, описывать их словами.

-Слушать исполнение классических произведений музыки разными исполнителями, находить разницу в исполнении. Слушать одну мелодию, сыгранную на различных инструментах, описывать разницу.












Именной указатель



Айлиш Билли (2001) – американская певица и автор песен. Получила известность в 2016 году благодаря публикации дебютного сингла «Ocean Eyes» на SoundCloud. В 2019 году её дебютный альбом When We All Fall Asleep, Where Do We Go? возглавил американский и британский хит-парады, а сингл «Bad Guy» вышел на первое место в Billboard Hot 100. Он стал первым чарттоппером певицы, а сама Айлиш благодаря этому достижению стала первым человеком, рождённым в XXI веке, которому удалось возглавить Hot 100.

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) - русский писатель, эссеист и драматург, сценарист.

Aphex Twin (Ри́чард Дэ́вид Дже́ймс) (1971) композитор, диджей и музыкальный продюсер, специализирующийся на жанрах техно, эмбиент, эйсид, драм-н-бейс, Intelligent Dance Music. Его называют «самой креативной и влиятельной фигурой в современной электронной музыке», одним из основных фигур таких направлений современной музыки как Braindance, IDM (Intelligent Dance Music).

Бодлер Шарль (1821-1867) - французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последующей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.

Ван Гог Винсент (1853-1890) - нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них - портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни был практически обойдён вниманием критиков.

Витгенштейн Людвиг (1889-1951) - австрийско-британский философ, который работал в основном в области логики, философии математики, философии разума и философии языка. Он считается одним из величайших философов современности.

Джейн Макей (1992) – певица и музыкант; ее музыка охватывает самые разные жанры, от поп и фолк до хип-хопа и регги стилей. Сама певица называет свое направление «melting pop».

Джеффри Раш (1951) - австралийский актёр театра, кино и телевидения. В его фильмографии — самые известные блокбастеры и исторические ленты, он входит в «золотой список актеров», которым удалось за свою карьеру собрать 3 наиболее престижные награды: Оскар, Emmy и Tony Award, а также удостоиться шести престижных кинонаград за один фильм.

Джоэл Билли (1949-) - американский автор-исполнитель песен и пианист, один из шести наиболее продаваемых артистов в США за всю историю страны. Обладатель шести наград «Грэмми», в том числе в таких престижных номинациях, как «альбом года», «запись года» и «песня года».

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) - русский живописец и график, известен как один из основоположников и теоретиков чистого абстракционизма в современной живописи, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. неоднократно упоминал о том, что при смешивании цветов в детстве слышал странный шипящий шум. В своем творчестве художник сочетал четыре ощущения — цвет, осязание, слух и запах, неоднократно экспериментировал с изобразительно-музыкальным соответствием и даже изложил свои взгляды на феномен синестезии в труде «О духовном в искусстве».

Кёлер Вольфганг (1887-1967) - немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии. В результате эксперимента, проведенного на острове Тенерифе в 1929 году, открыл связь, которую человеческий разум устанавливает между геометрической формой и звучанием слова – эффект «буба-кики». Во время своих экспериментов Келер показывал участникам две фигуры (округлую и остроугольную). Он предлагал добровольцам сопоставить эти формы со словами «такете» и «балуба».

Во время своих экспериментов Келер показывал участникам две фигуры (округлую и остроугольную). Он предлагал добровольцам сопоставить эти формы со словами «такете» и «балуба». Большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную — «такете». Позже ученые изменили слова на «буба» и «кики».

Кортасар Хулес Флоренси (1914 — 1984) – аргентинский писатель, один из ведущих представителей латиноамериканской школы «фантастического реализма», который жил и работал преимущественно в Париже. Писал рассказы с элементами бытовой фантастики и магического реализма, а также два сложно организованных антиромана.

Лист Ференц (1811-1886) - венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Крупный представитель музыкального романтизма. Лист был одним из величайших пианистов XIX века, фортепианным виртуозом. Работая капельмейстером в Вене, он однажды удивил оркестр, попросив играть тональность «немного синее».

Lorde - Элла Мари́я Лани́ Йе́лич-О’Ко́ннор (1996) - новозеландская певица, автор песен и музыкальный продюсер.

Матковский Д. (1961) - художник-абстракционист, синестет, аниматор, рок-музыкант, основатель Ленинградской группы "Мануфактура". Работы художника находятся в частных коллекциях по всему миру.

Мессиан Оливье (1908-1992) - французский композитор, теоретик музыки, педагог.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791)австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он обладал цветным слухом, говорил, что си-бемоль в миноре – черная, а гамма ре-мажор – тепло-оранжевая.

Мунк Эдвард (1863-1944) - норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».

Набоков Владимир Владимирович (1899 - 1977) - русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Перлман Ицхак (1945) - израильско-американский скрипач, дирижёр и педагог еврейского происхождения, один из самых знаменитых скрипачей второй половины XX века.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Скрябин Александр Николаевич (1872-1915) - русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка».

Стин Кэрол (1943) американская художница-синестет, одна из основательниц Американской синестетической ассоциации, обладает сразу несколькими разновидностями этого феномена: воспринимает одновременно и композиционную, и звуковую, и цветовую, и осязательную составляющую. Именно цвет и осязание она стремится передать в своих работах; она известна своими произведениями искусства, в которых используется ее опыт синестезии.

Тесла Никола (1856-1943) - изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения, учёный, инженер, физик. Широко известен благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе, многофазных систем, синхронного генератора и асинхронного электродвигателя, позволивших совершить второй этап промышленной революции.

Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. За свои взгляды был отлучён от церкви. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Впоследствии отказался от дальнейших номинаций. Классик мировой литературы.

Тори Эймос (1963)- американская певица, пианистка, композитор и автор песен, соединившая в своём творчестве элементы альт-, фолк- и прог-рока, джаза, экспериментальной электроники, Стала одним из символов движения женщин-авторов и исполнительниц авторской песни, которое набрало полную силу в 90-х годах.

Фейнман Ричард (1918-1988) - американский учёный, физик-теоретик, один из создателей квантовой электродинамики, лауреат Нобелевской премии по физике. В 1943-1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы. Ричард Фейнман также предложил в 1969 году партонную модель нуклона, теорию квантованных вихрей. Занимался исследованиями в области биологии. Увлекался игрой на барабанах, рисованием, был неплохим портретистом. Обладал графема-цветовой синестезией.

Хокни Дэвид (1937) - английский художник, график и фотограф, один из самых влиятельных британских художников двадцатого века, ключевая фигура движения поп-арта. За более чем шестидесятилетнюю карьеру Хокни успел попробовать себя в самых разных жанрах и направлениях; изобретал новые техники и экспериментировал со стилями. Хокни считается самым дорогим художником современности. В 2018 году аукционный дом Christie’s продал одну из самых известных его работ почти за $100 000 000 США.

Цветаева Марина Ивановна (1892 - 1941) - русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица. Стихи отличаются большой эмоциональностью, душевными переживаниями.

Чюрлёнис Микалоюс (1875-1911) - литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.

Эллингтон Дюк (1899-1974) - американский руководитель джаз-оркестра, джазовый композитор, аранжировщик и пианист. Один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!