СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Смертная казнь: за и против

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Смертная казнь: за и против»

II городской конкурс исследовательских работ обучающихся

«Свет познания»









Исследовательская работа: обществознание

Смертная казнь: «за» и «против»



















Выполнили:

Герасимова Владислава Сергеевна

Абраменкова Дарья Николаевна

9 класс, МБОУ «СШ №9»

города Смоленска



Руководитель:

Лунина Татьяна Александровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ №9» города Смоленска







Смоленск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. Смертная казнь сегодня________________________________ 5

1.1 Понятие термина смертная казнь_______________________________ 5

1.2 Современные способы смертной казни__________________________ 7

ГЛАВА 2 Смертная казнь в истории России_________________________ 8

ГЛАВА 3. Современное общество и смертная казнь__________________ 12

ГЛАВА 4. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов __15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________________ 17

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ___________________ 18

ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________ 19





































Введение

Среди множества проблем, обсуждаемых в нашем обществе, стоит вопрос о высшей мере наказания – смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность, и преступника.

Актуальность темы. Вопросы смертной казни являются актуальными в настоящий момент. В Государственной Думе идут напряженные споры об отмене смертной казни или об отмене президентского моратория на смертную казнь.

Последнее время в нашем обществе все чаще поднимается тема смертной казни. Наиболее радикально настроенные слои общества выступают за её возвращение по нескольким причинам: разгул преступности, экономическая сторона вопроса, моральная сторона, велик шанс помилования (через 25 лет). Правозащитники выступают за сохранение моратория на смертную казнь так как, это нас объединяет с европейскими странами, моральная сторона вопроса (преступник способен раскаяться, не имеем право отбирать жизнь у людей)
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане.

Цель: выяснить, как старшеклассники относятся к социальному явлению «смертная казнь»

Задачи:

1.Ознакомиться с юридической и исторической стороной вопроса изучить историю смертной казни в России.

2. Узнать, как обстоят дела со смертной казнью сегодня в мире.

3. Разработать вопросы для проведения анкетирования учащихся

4. Провести анализ полученных результатов анкетирования учащихся

5. Выступить с докладами по данной теме на уроках обществознания в 9-х классах

Проблема: необходима ли смертная казнь в современном обществе как способ наказания за совершенные преступления

Гипотеза: если мы познакомимся с общественным мнением в вопросе о смертной казни, то можем предложить один из возможных вариантов решения проблемы

Предмет исследования: общественное мнение по поводу смертной казни

Объект исследования: учащиеся 9-10 классов МБОУ «СШ №9»

Методы исследования:

изучение и анализ литературных источников и Интернет – ресурсов; разработка анкеты, проведение анкетирования, анализ результатов опроса, систематизация, обобщение материала

Практическая значимость: данным исследованием сможем способствовать формированию у обучающихся основ правовой культуры, умения принимать обоснованные решения, высказывать своё отношение к различным социальным явлениям, содействовать воспитанию активной жизненной позиции, уважению к закону, социальным и правовым нормам; также материалы данного исследования были использованы на уроках обществознания в 9-х классах при изучении раздела «Право»









Глава 1 Смертная казнь сегодня

1.1. Понятие термина «смертная казнь»

На первый взгляд кажется ясным, что такое смертная казнь. Это лишение человека жизни. Между тем человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти, можно назвать и причины, из-за которых наступает насильственная смерть. Например, люди гибнут в результате действия сил природы и от голода, несчастных случае в быту и на производстве, и в силу собственной неосторожности. Уходят из жизни люди и в результате самоубийства. Они гибнут от различных преступлений, начиная от умышленных убийств до неосторожных действий, приводящих к смерти человека таких, как нарушение правил техники безопасности, дорожного движения, обращения с различными опасными веществами и предметами. Люди убивают друг друга на войнах, во время межнациональных конфликтов. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ничего общего со смертной казнью. Наиболее существенный признак смертной казни заключается в том, что она является наказанием. Это значит, что ей присущи те черты, которые характеризуют именно эту меру государственного принуждения.

Смертная казнь – древнейшее наказание, которое издревле известно уголовному праву. Оно возникло задолго до образования государства, института наказания и уголовно-правовой науки в целом в современном понимании. Уголовный Кодекс Российской Федерации не дает определение понятию смертная казнь. Не сможем мы найти данную информацию и в Конституции. Попробуем разобраться, что же это такое.

Смертная казнь – это исключительная мера государственного принуждения, состоящая в лишении приговоренного жизни, которая устанавливается законом, применяется по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении особо тяжкого преступления.

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному в совершении правонарушения. В настоящее время одним из видов наказания является смертная казнь. Смертная казнь - это высшая мера уголовного наказания (Большая Советская Энциклопедия). Смертная казнь – это высшая мера наказания, заключающаяся в умерщвлении преступника по приговору суда. (Политический словарь). Смертная казнь — разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания. С 2003 года 10 октября - Всемирный день борьбы со смертной казнью. Согласно докладу ООН, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства».1 В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. Около 18 тыс. человек в настоящее время приговорены к смертной казни во всем мире.

















1.2 Современные способы смертной казни


 В большинстве стран мира в наше время применяются простые способы смертной казни, лишение человека жизни законодатели стремятся сделать по возможности безболезненным и быстрым. Однако в некоторых государствах сохраняются квалифицирующие виды смертной казни. В современном законодательстве известно 7 способов приведения приговора в исполнение:

1. Повешение считается самым древним видом смертной казни, а также самым позорящим. Современная технология такова: осужденного вешают на веревке, обвивающей шею, смерть наступает в результате повреждения спинного мозга или удушения от сдавливания трахеи.

2. Расстрел проводится либо одним лицом - смерть наступает быстро, либо стрелковым подразделением - когда вероятность попадания ниже и смерть немедленно не наступает.

3. Обезглавливание на практике используется только в Саудовской Аравии. Осуществляется путем гильотинирования или отсечения головы мечом.

4. Забрасывание камнями - это мучительный способ казни, поскольку человек способен выносить сильные удары не теряя сознания.

5. Казнь на электрическом стуле была введена в 1888 г. Тогда считалось, что она более гуманна. К голове и ноге казнимого прикрепляются влажные электроды, через которые подается ток большой силы. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания.

6. Отравление газом. Осужденного помещают в герметичную камеру, где привязывают к креслу. В камеру подается газ цианид, отравляющий при вдыхании. Смерть наступает в результате удушья.

7. Смертельная инъекция проводится путем внутривенного введения комбинации веществ, вызывающих потерю сознания, прекращение дыхания, остановку дыхания и смерть.

Глава 2. Смертная казнь в истории России


Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение двинской земли в состав Московского государства

В ст. 5 этой грамоты говорилось: «Смертная казнь назначается в одном единственном случае – за кражу, совершенную в третий раз». 2 Покровская судная грамота 1467 года значительно расширила случаи применения смертной казни. Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство.
Судебник Ивана III (1497 год) раздвинул границы дальше: разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.
Судебник Ивана IV (1550 год) предусматривал смертную казнь за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном; за вторую кражу и мошенничество, если преступник сознается; за разбой, душегубство, ябедничество, за убийство господина и др. Казни носили массовый характер. При Иване Грозном стали применять кипячение в масле, вине или воде за государственную измену, четвертование – за оскорбление государя. В России ХVI-ХVII столетий высшая мера наказания угрожала за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин и др.
При Петре I смертная казнь применялась за 123 состава преступления. Ее процедура была унифицирована. Применялось три вида: аркебузирование (обезглавливание), расстрел, повешение. Аркебузирование для военнослужащих осуществлялось по немецкому образцу — мечом на плахе или на бревне, а не топором, как было до Петра I.
Во времена Анны Иоанновны система наказаний включала утопление, отрубание головы, повешение, колесование, сожжение. Она могла применяться к лицу с 12-летнего возраста.
25 ноября 1741 года Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Но тюрьмы были переполнены, и в 1754 году смертная казнь стала применяться вновь.
За время 34-хлетнего правления Екатерины II известно всего три случая приведения в исполнение казни, самый известный – публичная казнь Емельяна Пугачева.
При Александре I смертная казнь применялась нечасто. За 25 лет его правления казнено 24 человека.
Николай I начал свое правление с казни пяти декабристов.
На протяжении 26 лет правления Александра II не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора – они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 и 1885 годах казнено было по одному человеку. В 1889 году – 3, в 1890 году – 2 человека. Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).
Все изменили революции: в 1905-1906 годах было расстреляно около 4 тысяч человек. Но Четвертая Дума вновь упразднила смертную казнь в 1917 году. О том же заявили и большевики, придя к власти. Но начался «красный террор»: заложников расстреливали просто по классовому признаку.
26 мая 1947 года Сталин отменил смертную казнь, но оставались ГУЛАГ и НКВД. В начале 1950-х годов смертная казнь была Сталиным же восстановлена.
В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления — постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие — в военное время.
С 1962 года смертная казнь стала применяться и за экономические преступления, например, «валютные махинации».
С 1962 по 1990 годы было расстреляно 24 тысячи человек.
В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 годы исполнены 163 приговора.
В мае 1996 года президент Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». 3 Одним из условий, необходимых для того, чтобы страна могла быть членом Совета, является согласие с «протоколом № 6» Совета от 1983 года об отмене смертной казни.
2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца и каннибал Головкин.
После этого казнь отменили де-факто: ее по закону нельзя применять, пока президент не рассмотрит прошение о помиловании, а Борис Ельцин просто перестал их рассматривать.
В феврале 1999 году КС отменил казнь в России и де-юре: объявил казни неконституционными в отсутствие судов присяжных на всей территории страны. Согласно УК РФ (ст. 44, 59) исключительная мера наказания может применяться (только к мужчинам от 18 до 65 лет) за убийства при отягчающих обстоятельствах при праве обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных. На устранение этой неопределенности 29 октября 2009 года в Конституционный суд РФ было направлено ходатайство Верховного Суда об официальном разъяснении постановления КС от 1999 года.19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ запретил применять смертную казнь в России и после 1 января 2010 года, когда истек введенный в стране мораторий на применение высшей меры наказания. Основанием для рассмотрения вопроса стало ходатайство Верховного суда РФ.

























































Глава 3 Современное общество и смертная казнь

Более половины государств во всём мире либо отменили смертную казнь в законодательном порядке, либо не применяют её на практике. 90 государств и территориальных образований полностью отменили смертную казнь среди них Австрия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, ряд стран Латинской Америки, Австралия. 11 государств отменили смертную казнь за все преступленияза исключением особо тяжких, таких как военные преступления Великобритания, Италия, Швейцария, Канада, Бразилия, Мексика, Новая Зеландия. 32 государства не применяют смертную казнь на практике: законодательство данных государств предусматривает подобную меру наказания, однако приговоры не приводились в исполнение на протяжении последних 10 и более лет Бельгия, Греция, Боливия, Россия. Таким образом, всего 133 государства либо отменили смертную казнь в законодательном порядке, либо не применяют её на практике. Ещё 64 государства сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, в которых фактически казнят заключённых, с каждым годом снижается - Бурунди, Ангола, Замбия, Сирия, ОАЭ, Египет, 38 штатов США, и другие. В 2006 году в 25 странах казнили не менее 1591 заключённых и ещё 3861 человек приговорили к высшей мере наказания в 55 странах.

В 2006 году 91% казней, о которых стало известно, имели место в Ираке, Иране, Китае, Пакистане, Судане и США. В течение года в Китае казнили не менее 1010 человек, в действительности эта цифра может оказаться значительно выше. По сведениям из вызывающих доверие источников, в 2006 году было приведено в исполнение от 7500 до 8000 приговоров. Официальная статистика в отношении применения смертной казни по-прежнему засекречена, что затрудняет наблюдение и анализ данных. В Иране казнено 177 человек, в Пакистане - 82, в Ираке и Судане - не менее чем по 65 человек. В США привели в исполнение 53 смертных приговоров в 12 штатах.

Общее количество приговорённых, находящихся в камерах смертников, подсчитать затруднительно. По состоянию на конец 2006 год, это число, по оценкам, лежит в пределах от 19 185 до 24 646человек. Расчёт сделан на основе сведений правозащитных организаций, сообщений в прессе, а также скудной официальной статистики. Как уже было сказано ранее, в наше время есть и государства сохранившие смертную казнь в качестве меры наказания. Среди них: Китай. Хоть в Китае и так в год казнят по несколько тысяч человек, здесь решили еще несколько расширить сферу применения высшей меры наказания: Председатель Цзян Цземинь призвал казнить самых коррумпированных работников партийно-государственного аппарата. Филиппины. Здесь впервые за 20 лет Верховный суд принял решение о проведении смертной казни. Приговоренный к смерти за изнасилование девочки 38-летний филиппинец умрет от инъекции специального ядовитого раствора. Его должны были уже убить, но Верховный суд отложил казнь - из-за того, что конгресс, возможно, будет изменять законы, регулирующие смертную казнь. А пока по стране бродят демонстрации то в пользу, то против казни. Уганда. К смертной казни через повешение приговорил в Уганде суд четверых молодых людей. Они, движимые самыми благородными побуждениями - борьбой с колдовством - поубивали 50 человек, явно причастных к черной магии. Иран. Руководство этой страны начало решительно бороться с наркоманией, которой подвержено около 10 процентов всех иранцев. В свете этой борьбы в стране был принят новый закон, по которому наркомания считается не болезнью, а преступлением. А раз так, то обладание хотя бы 30 граммами опиума карается смертной казнью. Сьерра-Леоне. Верховный суд Сьерра-Леоне приговорил к смертной казни 11 гражданских лиц, обвиненных в государственной измене и сотрудничестве со свергнутой хунтой. Среди них - два бывших министра правительства хунты, а также три женщины, одна из которых, 75-летняя Нэнси Стил, занимала пост мэра Фритауна.









































Глава 4. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

Работа над проектом проходила по следующим этапам: составление анкеты, проведение опроса, анализ анкетирования. В опросе приняло участие 46 обучающихся 9 – 10 классов. Анкета была анонимная, состояла из 4-х вопросов.

В результате проведенного опроса получились следующие данные.

На первый вопрос анкеты учащиеся ответили: Поддерживаете ли Вы мораторий на запрещение смертной казни в РФ? За- 89%, Нет- 10 %, Затрудняюсь ответить-1%

На второй вопрос анкеты учащиеся ответили: Почему Вы так думаете? (ответ обоснуйте) 65% - жестокая мера наказания, 33%- человек имеет право на жизнь; 2% - затрудняюсь ответить.

Третий вопрос показал следующие результаты: Каким механизмом, на ваш взгляд, можно контролировать преступность? 75% - смертной казнью, 25%- пожизненным заключением

На четвертый вопрос учащиеся ответили так: Какие альтернативы мораторию на смертную казнь Вы видите? 78% - выселить на необитаемые, не приспособленные для жизни острова; 12% - заменить пожизненный срок на пожизненную работу в доме престарелых, в Хосписе; 10 % - свой вариант

Во время проведения анкетирования большинство учащихся высказались в поддержку моратория на запрещение смертной казни в РФ, так как считают, что это очень жестокая мера наказания. 33 % обучающихся пришли к выводу, что человек имеет право на жизнь, так как у него должна быть возможность переосмыслить свои поступки, обратиться к Богу, раскаяться в содеянном, принести свои извинения. Большинство обучающихся (75%) поддерживают смертную казнь, в качестве механизма борьбы с растущей преступностью в Р.Ф.

Анкета нашего проекта заставила многих задуматься. Мы увидели, что опрошенным небезразлична эта тема.

Также сделали вывод о том, что современное поколение нельзя назвать равнодушным и бессердечным, так как ребята осознают важность и значимость человеческой жизни даже для самых жестоких преступников.

Опрос показал, что учащиеся понимают, что за совершенное преступление нужно нести наказание. И какое это будет наказание, зависит от тяжести преступления.

Каким бы негуманным актом ни казалась смертная казнь, ее отмена (в нашей стране особенно) нецелесообразна. Как показывает история, такая мера наказания скорее необходима, нежели нет. Государство, имея в арсенале данный вид наказания, может им пользоваться крайне редко, заменяя его пожизненным заключением; но бывают такие случаи, когда любой гуманист и почти любой противник казни скажет, что этот человек не достоин жить.

Таким образом, ни в психологическом, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни никак не готово. Как требует Конституция РФ, смертная казнь применяется как исключительная мера наказания. Статья 59 УК РФ "Смертная казнь" гласит, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена за особо тяжкие действия, посягающие на жизнь.











Заключение

Таким образом, мы увидели, что вопрос о смертной казни в России имеет давнюю историю, но в наше время он был поставлен событиями внешней политики. Участие России в Евросоюзе потребовало от правительства РФ отказа от смертной казни. И действительно Указом президента России введен мораторий на исполнение смертных приговоров. Однако в Уголовном Кодексе остается возможность выносить смертный приговор. Пока Россия будет стремиться к интеграции с Европой, правительство, вероятно, будет соблюдать такой мораторий. Но изменения в Уголовном Кодексе пока не происходят. Смертная казнь законодательно утверждена, как норма судопроизводства. Значит, юридически смертная казнь продолжает существовать.

Наш проект не призывает следовать нашему мнению. У каждого человека есть своё мнение, он должен его высказывать и отстаивать, если потребуется.

Очевидно единогласное решение “за” или” против” будет принято еще

нескоро (если будет принято вообще).  Судьба смертной казни в России зависит от того, насколько серьезно каждый из нас осмыслит свою позицию по этому вопросу. От нашего неравнодушия зависит, какими заботами нам жить сегодня и что ожидать от завтрашнего дня.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. смертная казнь является самым суровым видом правового наказания в мире, применяемая только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2 смертная казнь вызывает страдания, является мерой принуждения, применяется от имени государства и только по приговору суда, может быть назначена только лицу, признанному виновным в совершении преступления, является временной карой.

Список информационных источников


1) Келина С.Г.  Смертная казнь: за и против. М., 2010.

2) Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М., Зерцало, 2015.

3)  Ратьковский И.С. Восстановление в России смертной казни на фронте летом 1917 года. // Новейшая история России. — 2015. — № 1. — С. 48-58.

4) Уголовное право России. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2014. — С. 389. — 540 с.

 Интернет ресурсы

  1. Виктор Алкснис: «Я считаю, что в России должна быть смертная казнь»// http://trezvenie.org/forum/index.phpaction=printpage;topic=1481.0

  2. Омутов. И. Казнь. Нельзя помиловать. 5 декабря 2010. // http://www.apn.ru/publications/comments19189.htm

  3. Потапова Е. Смертная казнь сегодня в России необходима // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172

  4. Степанов С. Смертная казнь // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172

  5. Шишов О. Смертная казнь в России в XX веке// http://index.org.ru/journal/14/shishov1401.html















Приложение 1



Анкета для обучающихся 9-10 классов



1. Поддерживаете ли Вы мораторий на запрещение смертной казни в РФ?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить



2. Почему Вы так думаете? (ответ обоснуйте)



3. Каким механизмом, на ваш взгляд, можно контролировать преступность?

А) Смертной казнью

Б) Пожизненным заключением



4. Какие альтернативы мораторию на смертную казнь Вы видите?

А) Выселить на необитаемые, не приспособленные для жизни острова

Б) Заменить пожизненный срок на пожизненную работу в доме престарелых, В) свой вариант






Приложение 2



Поддерживаете ли Вы мораторий на запрещение смертной казни в РФ?


Почему Вы так думаете? (ответ обоснуйте)











Приложение 3



Каким механизмом, на Ваш взгляд, необходимо контролировать преступность?




Какие альтернативы мораторию на смертную казнь Вы видите?





Приложение 4

Выступление с сообщениями перед учащимися 9 «Б», «В» классов



1 Омутов. И. Казнь. Нельзя помиловать. 5 декабря 2010. // http://www.apn.ru/publications/comments19189.htm


2 Келина С.Г.  Смертная казнь: за и против. М., 2010.


3 Потапова Е. Смертная казнь сегодня в России необходима // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!