СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Предания старины глубокой..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Предания старины глубокой..."( по преданиям произведения И. С. Тургенева "Бежин луг" по преданиям шелаевских бабушек.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Предания старины глубокой..."»

Исследовательская работа: «Предания старины глубокой…» (по преданиям произведения И. С. Тургенева «Бежин луг» и по преданиям шелаевских бабушек) Представляет работу ученица 6класса Демидова Наталья Руководитель: учитель русского языка и литературы Сабирова Р.О.

Исследовательская работа:

«Предания старины глубокой…»

(по преданиям произведения И. С. Тургенева «Бежин луг» и по преданиям шелаевских бабушек)

Представляет работу ученица 6класса Демидова Наталья

Руководитель: учитель русского языка и литературы Сабирова Р.О.

Цель исследования: -создания журнала «Предания старины глубокой…», в котором показать связь быличек в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» с быличками шелаевских бабушек.

Цель исследования:

  • -создания журнала «Предания старины глубокой…», в котором показать связь быличек в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» с быличками шелаевских бабушек.
Задачи исследования: -дать понятие словам былички, предания, россказни, поверья, показать отличие этих близких слов; - основная тема очерка И.С.Тургенева «Бежин луг»; -значение быличек в очерке; проба пера: описать образ человека, который расскажет быличку, сфотографировать, записать быличку; -духи русской мифологии (описать); -нарисовать иллюстрации к рассказанным быличкам; -результат исследования - выпуск журнала.

Задачи исследования:

-дать понятие словам былички, предания, россказни, поверья, показать отличие этих близких слов;

- основная тема очерка И.С.Тургенева «Бежин луг»;

-значение быличек в очерке;

  • проба пера: описать образ человека, который
  • расскажет быличку, сфотографировать, записать быличку;

-духи русской мифологии (описать);

-нарисовать иллюстрации к рассказанным быличкам;

-результат исследования - выпуск журнала.

Гипотеза: Показать связь быличек из произведения И.С. Тургенева с устным народным творчеством и современной жизнью.

Гипотеза:

  • Показать связь быличек из произведения И.С. Тургенева с устным народным творчеством и современной жизнью.
Объект исследования: былички из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Предмет исследования:  былички шелаевских бабушек. Методы исследования: -исследовательский; -частично – поисковый; -практический; -анализ и обобщение.

Объект исследования: былички из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».

Предмет исследования:

былички шелаевских бабушек.

Методы исследования:

-исследовательский;

-частично – поисковый;

-практический;

-анализ и обобщение.

Этапы исследования: На подготовительном  этапе обозначили проблему, выдвинули гипотезу и определили группы по составлению журнала: художники, собиратели быличек, писатели, фотографы. Второй этап основной : сбор информации, дискуссии, беседы с шелаевскими бабушками. На заключительном  этапе обобщили информацию, сделали выводы по исследованию и представили результаты нашего исследования –журнал «Предания старины глубокой…»

Этапы исследования:

  • На подготовительном этапе обозначили проблему, выдвинули гипотезу и определили группы по составлению журнала: художники, собиратели быличек, писатели, фотографы.
  • Второй этап основной : сбор информации, дискуссии, беседы с шелаевскими бабушками.
  • На заключительном этапе обобщили информацию, сделали выводы по исследованию и представили результаты нашего исследования –журнал «Предания старины глубокой…»
-Через что раскрывается основная тема очерка «Бежин луг»? Пейзаж Былички Природа и человек портрет Выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры

-Через что раскрывается основная тема очерка «Бежин луг»?

Пейзаж

Былички

Природа и человек

портрет

Выразительные средства языка: эпитеты, сравнения,

метафоры

Россказни, предания, поверья, былички… - Чем отличаются значение этих близких слов?

Россказни, предания, поверья, былички…

  • - Чем отличаются значение этих близких слов?
Былички - повествование о фантастических событиях, в котором рассказчик считает себя участником событий. В быличку он свято верит именно как живой свидетель или как соучастник . Слово «предание» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет оттенок некого недоверия; слово «поверья» наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.

Былички - повествование о фантастических событиях, в котором рассказчик считает себя участником событий. В быличку он свято верит именно как живой свидетель или как соучастник .

  • Слово «предание» звучит торжественно и очень книжно;
  • слово «россказни» несет оттенок некого недоверия;
  • слово «поверья» наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.
Д о м о в о й   В славянской мифологии домовой - это добрый домашний дух, который живёт вместе с человеком. Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы.   Домовой это добрый, морщинистый старичок, косматый, всё тело у него покрыто шерстью. Таким он и родился. Со временем он будет молодеть, а когда станет похож на младенца, тогда и придёт ему время умирать. Иногда домовой может принимать облик кошки.

Д о м о в о й

  • В славянской мифологии домовой - это добрый домашний дух, который живёт вместе с человеком. Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы. Домовой это добрый, морщинистый старичок, косматый, всё тело у него покрыто шерстью. Таким он и родился. Со временем он будет молодеть, а когда станет похож на младенца, тогда и придёт ему время умирать. Иногда домовой может принимать облик кошки.
Д о м о в о й. Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних.   Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту.   А вот если домовой невзлюбил домочадцев, или они обидели его, тогда он становится мстительным, щиплется, оставляя на теле человека болезненные синяки. Если на теле человека сами по себе появляются такие синяки, значит, жди неприятности.

Д о м о в о й.

  • Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних. Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту. А вот если домовой невзлюбил домочадцев, или они обидели его, тогда он становится мстительным, щиплется, оставляя на теле человека болезненные синяки. Если на теле человека сами по себе появляются такие синяки, значит, жди неприятности.
Д о м о в о й . Если хозяин дома не поладит с домовым и не помирится вовремя, то домовой будет мстить.   Туго тогда придётся всем домочадцам, по ночам не будет покоя, будут шуметь шишиги, а коркоруши, обернувшись чёрными кошками, будут путаться под ногами. Да и все съедобные припасы могут исчезнуть из дома, их просто съест лизун-жировик. А в дом с ближайшего кладбища приползут духи мертвецов - упыри и в доме заведутся злые духи - навии.   Наши предки побаивались домового, уважительно относились к нему, старались задобрить его, жить с ним в мире, всегда оставляли ему гостинец.

Д о м о в о й .

  • Если хозяин дома не поладит с домовым и не помирится вовремя, то домовой будет мстить. Туго тогда придётся всем домочадцам, по ночам не будет покоя, будут шуметь шишиги, а коркоруши, обернувшись чёрными кошками, будут путаться под ногами. Да и все съедобные припасы могут исчезнуть из дома, их просто съест лизун-жировик. А в дом с ближайшего кладбища приползут духи мертвецов - упыри и в доме заведутся злые духи - навии. Наши предки побаивались домового, уважительно относились к нему, старались задобрить его, жить с ним в мире, всегда оставляли ему гостинец.

Быличка о домовом в очерке И.С. Тургенева «Бежин луг»

  • Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что́, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-от, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а за́ставки у дворца-то   спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут... Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего... Вдруг, глядь, у одного чана форма   4* зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!
Л е ш и й. Леший так же считается добрым духом. Живёт он в лесу и считается хозяином леса, он сторожит лес, ухаживает за деревьями и травами. Леший часто гуляет по лесу в окружении волков, зайцев, охраняет зверей и птиц от охотников.   Леший – это косматый старик, иногда покрытый корой, с козлиными ногами и рогатый. Он может превращаться в любых зверей или птиц ,может прикинуться деревом или кустом или грибом.   Наши предки побаивались лешего, в лесу не шумели, не свистели, не кричали, прежде чем зайти в лес по грибы или ягоды спрашивали у лешего разрешения, оставляли на пнях или тропинках ему гостинцы, блины, сало, завёрнутые в чистую ткань и перевязанные красной ниткой.

Л е ш и й.

  • Леший так же считается добрым духом. Живёт он в лесу и считается хозяином леса, он сторожит лес, ухаживает за деревьями и травами. Леший часто гуляет по лесу в окружении волков, зайцев, охраняет зверей и птиц от охотников. Леший – это косматый старик, иногда покрытый корой, с козлиными ногами и рогатый. Он может превращаться в любых зверей или птиц ,может прикинуться деревом или кустом или грибом. Наши предки побаивались лешего, в лесу не шумели, не свистели, не кричали, прежде чем зайти в лес по грибы или ягоды спрашивали у лешего разрешения, оставляли на пнях или тропинках ему гостинцы, блины, сало, завёрнутые в чистую ткань и перевязанные красной ниткой.
Если человек ломал деревья или убивал животных ради забавы, или разорял гнёзда птиц, поджигал лес - леший мог отомстить. Как правило, леший не губит людей, а наказывает их, может заморочить голову и завести в чащобу, и человек будет долго плутать по лесу, выбившись из сил, а леший - наказав плохого человека, будет радоваться, хохотать, хлопая в ладоши.   Чтобы избавиться от козней лешего нужно переодеть одежду изнанкой вверх, или надеть шапку задом наперед или переобуть обувь с левой ноги - на правую ногу.   Но стоит его задобрить ласковыми словами или гостинцем и попросить вывести на тропинку он обязательно поможет, так же он может указать грибное место или полянку где много ягод. Часто леший помогает людям отыскать пропавшую корову или козу. Пастухи и охотники всегда заключали с лешим договор и никогда не нарушали его.
  • Если человек ломал деревья или убивал животных ради забавы, или разорял гнёзда птиц, поджигал лес - леший мог отомстить. Как правило, леший не губит людей, а наказывает их, может заморочить голову и завести в чащобу, и человек будет долго плутать по лесу, выбившись из сил, а леший - наказав плохого человека, будет радоваться, хохотать, хлопая в ладоши. Чтобы избавиться от козней лешего нужно переодеть одежду изнанкой вверх, или надеть шапку задом наперед или переобуть обувь с левой ноги - на правую ногу. Но стоит его задобрить ласковыми словами или гостинцем и попросить вывести на тропинку он обязательно поможет, так же он может указать грибное место или полянку где много ягод. Часто леший помогает людям отыскать пропавшую корову или козу. Пастухи и охотники всегда заключали с лешим договор и никогда не нарушали его.
Быличка о лешем из очерка И.С. Тургенева «Бежин луг» — А то, говорят, есть такие лягушки махонькие, — продолжал Павел, — которые так жалобно кричат. — Лягушки? Ну, нет, это не лягушки... какие это... (Цапля опять прокричала над рекой.) — Эк ее! — невольно произнес Костя, — словно леший кричит. — Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит... — А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя. — Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился. — Ну, и видел он его? — Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает... — Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу!.. — И зачем эта погань в свете развелась? — заметил Павел. — Не понимаю, право! — Не бранись: смотри, услышит, — заметил Илья.

Быличка о лешем из очерка И.С. Тургенева «Бежин луг»

  • — А то, говорят, есть такие лягушки махонькие, — продолжал Павел, — которые так жалобно кричат. — Лягушки? Ну, нет, это не лягушки... какие это... (Цапля опять прокричала над рекой.) — Эк ее! — невольно произнес Костя, — словно леший кричит. — Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит... — А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя. — Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился. — Ну, и видел он его? — Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает... — Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу!.. — И зачем эта погань в свете развелась? — заметил Павел. — Не понимаю, право! — Не бранись: смотри, услышит, — заметил Илья.
Леший.

Леший.

Русалка. Русалки - духи воды, обитают в подводном царстве и служат водяному. Русалки вечно молодые и красивые девушки с длинными зелёными волосами, обладающие чарующими голосами. У них бледная прозрачная кожа, они босоногие, а из одежды у русалок только просторная белая рубаха, да и то не у всех, многие просто голые.   Считалось, что русалками становятся девушки, которые утонули или утопились от неразделённой, несчастной любви, а так же младенцы, умершие некрещёными.   Днём русалки спят на дне водоёма, а вечером всплывают на поверхность и всё ночь плещутся в воде, веселятся. Когда наступает Русалочья неделя, русалки выходят из вод речных и устраивают на берегах водоёмов игрища с песнями и хороводами, они убегают в поля, в леса, плетут венки из цветов и трав, раскачиваются на ветвях деревьев.   Наши предки считали, что в полях, где бегали русалки и водили хороводы, будет богатый урожай хлеба.

Русалка.

  • Русалки - духи воды, обитают в подводном царстве и служат водяному. Русалки вечно молодые и красивые девушки с длинными зелёными волосами, обладающие чарующими голосами. У них бледная прозрачная кожа, они босоногие, а из одежды у русалок только просторная белая рубаха, да и то не у всех, многие просто голые. Считалось, что русалками становятся девушки, которые утонули или утопились от неразделённой, несчастной любви, а так же младенцы, умершие некрещёными. Днём русалки спят на дне водоёма, а вечером всплывают на поверхность и всё ночь плещутся в воде, веселятся. Когда наступает Русалочья неделя, русалки выходят из вод речных и устраивают на берегах водоёмов игрища с песнями и хороводами, они убегают в поля, в леса, плетут венки из цветов и трав, раскачиваются на ветвях деревьев. Наши предки считали, что в полях, где бегали русалки и водили хороводы, будет богатый урожай хлеба.
Встречаться с русалками опасно. Своим чарующим пением они заманивают путника к рекам и омутам, щекочут его до смерти и утаскивают под воду.   В Русалочью неделю не купались в реках и озёрах, да и старались стороной обходить берега водоёмов. Носили с собой траву полыни - как оберег, считалось, что русалки не выносят запах полыни, и если случилась встреча с русалкой, ей нужно показать полынь, и она не сможет зачаровать своим пением и навредить путнику. А если девушки или женщины в поле или на тропе встречались с голыми русалками, они обязательно должны были кинуть русалке платок или лоскут материи, оторвав его от своей одежды.   Славянские русалки рыбьих хвостов не имели, а девы с рыбьими хвостами назывались у наших предков фараонками и обитали в морских пучинах.
  • Встречаться с русалками опасно. Своим чарующим пением они заманивают путника к рекам и омутам, щекочут его до смерти и утаскивают под воду. В Русалочью неделю не купались в реках и озёрах, да и старались стороной обходить берега водоёмов. Носили с собой траву полыни - как оберег, считалось, что русалки не выносят запах полыни, и если случилась встреча с русалкой, ей нужно показать полынь, и она не сможет зачаровать своим пением и навредить путнику. А если девушки или женщины в поле или на тропе встречались с голыми русалками, они обязательно должны были кинуть русалке платок или лоскут материи, оторвав его от своей одежды. Славянские русалки рыбьих хвостов не имели, а девы с рыбьими хвостами назывались у наших предков фараонками и обитали в морских пучинах.

Быличка о русалке из очерка И.С. Тургенева «Бежин луг».

  • А знаете ли, отчего он такой всё невеселый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, — пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился; зашел — бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, — нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, — присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит — никого. Он опять задремал — опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со́ смеху, смеется... А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц — всё, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидят на ветке, словно плотичка какая или пескарь, — а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный... Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, господь его надоумил: положил-таки на себя крест... А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается... Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет... Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти... А только с тех пор вот он всё невеселый ходит.
Водяной Водяной - это злой дух, это водный царь и живет он в речных омутах, под водяными мельницами и на дне озёр.   Водяной это старик с большим животом, с лохматыми волосами, с бородой и усами. Волосы и всё тело покрыто зелёной тиной и грязью. Он ухаживает за реками и озёрами, пасет свои рыбьи стада, ездит на крупной щуке или соме. Может превращаться в крупную рыбу или прикинуться корягой или стволом дерева, плавающего в воде.   Водяного боялись и прежде чем зайти в воду старались задобрить пением или танцами на берегу реки или озера, а так же приносили в жертву плоды или животных.   Мельники и рыбаки заключали с водяным договор, и прежде чем ловить рыбу полагалось бросить лапоть в воду в дар водяному, чтобы была удачной рыбная ловля. Первую рыбу всегда отпускали, в дар водяному. Если водяной гневался, то поднимал бурю на воде, разгонял рыбу, разрушал запруды и даже мог утянуть человека на дно в своё подводное царство.   Наши предки не купались в реках и озёрах в Иванов, Ильин и Петров день, и в то время, когда цветёт рожь, а так же ночью.

Водяной

  • Водяной - это злой дух, это водный царь и живет он в речных омутах, под водяными мельницами и на дне озёр. Водяной это старик с большим животом, с лохматыми волосами, с бородой и усами. Волосы и всё тело покрыто зелёной тиной и грязью. Он ухаживает за реками и озёрами, пасет свои рыбьи стада, ездит на крупной щуке или соме. Может превращаться в крупную рыбу или прикинуться корягой или стволом дерева, плавающего в воде. Водяного боялись и прежде чем зайти в воду старались задобрить пением или танцами на берегу реки или озера, а так же приносили в жертву плоды или животных. Мельники и рыбаки заключали с водяным договор, и прежде чем ловить рыбу полагалось бросить лапоть в воду в дар водяному, чтобы была удачной рыбная ловля. Первую рыбу всегда отпускали, в дар водяному. Если водяной гневался, то поднимал бурю на воде, разгонял рыбу, разрушал запруды и даже мог утянуть человека на дно в своё подводное царство. Наши предки не купались в реках и озёрах в Иванов, Ильин и Петров день, и в то время, когда цветёт рожь, а так же ночью.

Быличка о водяном из очерка И.С. Тургенева «Бежин луг»

  • Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд еще был глубок; только могилка его еще видна, да и та чуть видна: так — бугорочек... Вот на днях зовет приказчик псаря Ермила; говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит; собак-то он всех своих поморил: не живут они у него отчего-то, так-таки никогда и не жили, а псарь он хороший, всем взял. Вот поехал Ермил за поштой, да и замешкался в городе, но а едет назад уж он хмелён. А ночь, и светлая ночь: месяц светит... Вот и едет Ермил через плотину: такая уж его дорога вышла. Едет он этак, псарь Ермил, и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой, кудрявый, хорошенький, похаживает. Вот и думает Ермил: «Сем возьму его, — что ему так пропадать», да и слез, и взял его на руки... Но а барашек — ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша...»
 Знакомьтесь, наши бабушки:  Богданович Зинаида Васильевна.

Знакомьтесь, наши бабушки: Богданович Зинаида Васильевна.

Образ сказительницы: Зинаида Васильевна родилась 7 августа 1934 года в селе Шелаево в семье крестьянина. Проработала в колхозе 34 года дояркой. Была активисткой, избиралась в депутаты, участвовала в смотрах художественной самодеятельности и успевала по дому все сделать. Вышла замуж, родила четверых детей. По характеру веселая, энергичная, душа компании. И сейчас , в пожилом возрасте, она не унывает, просит у Бога здоровья себе, и своим детям, и внукам. Радушно встречает гостей, рассказывает охотно о своей прошлой жизни.

Образ сказительницы:

  • Зинаида Васильевна родилась 7 августа 1934 года в селе Шелаево в семье крестьянина. Проработала в колхозе 34 года дояркой. Была активисткой, избиралась в депутаты, участвовала в смотрах художественной самодеятельности и успевала по дому все сделать. Вышла замуж, родила четверых детей. По характеру веселая, энергичная, душа компании. И сейчас , в пожилом возрасте, она не унывает, просит у Бога здоровья себе, и своим детям, и внукам. Радушно встречает гостей, рассказывает охотно о своей прошлой жизни.
 Рассказала нам историю про домового:   - Когда была война с немцами, отца забрали на фронт. Мама работала на ферме, кормила свиней. Мать приходила ,а мы, дети , встречали ее на крыльце. Вечер. Пришла мама с работы. Сидим, света тогда не было, лампа горит, слышим, кто-то в углу плачет, потом резко так захохочет. Мы испугались, а мама говорит: «Не бойтесь! Это домовой предупреждает нас о чем-то. К добру или злу?». А домовой только охнул и ушел. В скором времени маму вызвали в сельсовет, сказали, что папка звонил, сказал, что ранен в руку и после госпиталя возвращается домой. Так домовой нас предостерег о беде и хорошем исходе, он же сначала плакал, а потом хохотал и охал. Видно , отцу после ранения не сладко пришлось…А мать плакала и благодарила Бога за такой исход, приговаривая: «Живой - это главное, голова на плечах, жить можно».

Рассказала нам историю про домового:

  • - Когда была война с немцами, отца забрали на фронт. Мама работала на ферме, кормила свиней. Мать приходила ,а мы, дети , встречали ее на крыльце. Вечер. Пришла мама с работы. Сидим, света тогда не было, лампа горит, слышим, кто-то в углу плачет, потом резко так захохочет. Мы испугались, а мама говорит: «Не бойтесь! Это домовой предупреждает нас о чем-то. К добру или злу?». А домовой только охнул и ушел. В скором времени маму вызвали в сельсовет, сказали, что папка звонил, сказал, что ранен в руку и после госпиталя возвращается домой. Так домовой нас предостерег о беде и хорошем исходе, он же сначала плакал, а потом хохотал и охал. Видно , отцу после ранения не сладко пришлось…А мать плакала и благодарила Бога за такой исход, приговаривая: «Живой - это главное, голова на плечах, жить можно».
Знакомьтесь, наши бабушки: Аношенко Аграфена Георгиевна

Знакомьтесь, наши бабушки: Аношенко Аграфена Георгиевна

Образ сказительницы: Аграфена Георгиевна родом из села Пея, которая расположена на берегу реки Бирюса. Кругом прекрасная природа: сосновый бор, в нем растет много грибов и ягод. Река кормит рыбой всех жителей села. Родилась Аграфена Григорьевна 18 октября 1929 года в семье крестьян. Семья была большая, надо было помогать матери по дому, поэтому с ранних лет пришлось ей много работать. После тяжелой работы, бежали на вечерки за околицу, петь и танцевать, утром рано вставать на работу в поле. Любит бабушка Груня ходить в лес по грибы да по ягоды. Утверждает, что никогда не заблудится в лесу, многих людей выводила из леса, кто плутал. Знает заветные слов, которые помогают в жизни. Лечит травами, заговаривает зубную боль, грыжу, рожу…Шустрая, добрая, энергичная, словоохотливая, приветливо встречает гостей и рассказывает удивительные истории:

Образ сказительницы:

  • Аграфена Георгиевна родом из села Пея, которая расположена на берегу реки Бирюса. Кругом прекрасная природа: сосновый бор, в нем растет много грибов и ягод. Река кормит рыбой всех жителей села. Родилась Аграфена Григорьевна 18 октября 1929 года в семье крестьян. Семья была большая, надо было помогать матери по дому, поэтому с ранних лет пришлось ей много работать. После тяжелой работы, бежали на вечерки за околицу, петь и танцевать, утром рано вставать на работу в поле.
  • Любит бабушка Груня ходить в лес по грибы да по ягоды. Утверждает, что никогда не заблудится в лесу, многих людей выводила из леса, кто плутал. Знает заветные слов, которые помогают в жизни. Лечит травами, заговаривает зубную боль, грыжу, рожу…Шустрая, добрая, энергичная, словоохотливая, приветливо встречает гостей и рассказывает удивительные истории:
Быличка про Еву. - Родители пошли в лес за грибами. Дети, мальчик и девочка Ева, с ими. Родители пошли в бор, а дети по боярку. Ева рядышком с братом была. Вдруг появилась красная собачка, залаяла, и за ней побежала девочка. Мальчик стал кричать: -Ева, Ева! Вернись!. Но девочка будто ничего не слышала, бежала и бежала за красной собачкой. Когда скрылась из глаз мальчика, тогда он стал звать на помощь своих родителей. Искали девочку три дня. Пошли к колдуну- тунгусу, просили помощи. Тот сказал, что пришли поздно, ничем не может помочь. Бабы взяли иконы в руки и пошли искать. Вдруг какая-то сила подняла икону, вырвав ее из рук женщины, повернула в воздухе и упала. Место, на которое упала икона, все тщательно обыскали, но все напрасно, не нашли Еву. На место, на которое упала икона, поставили крест.

Быличка про Еву.

  • - Родители пошли в лес за грибами. Дети, мальчик и девочка Ева, с ими. Родители пошли в бор, а дети по боярку. Ева рядышком с братом была. Вдруг появилась красная собачка, залаяла, и за ней побежала девочка. Мальчик стал кричать:
  • -Ева, Ева! Вернись!.
  • Но девочка будто ничего не слышала, бежала и бежала за красной собачкой. Когда скрылась из глаз мальчика, тогда он стал звать на помощь своих родителей. Искали девочку три дня. Пошли к колдуну- тунгусу, просили помощи. Тот сказал, что пришли поздно, ничем не может помочь. Бабы взяли иконы в руки и пошли искать. Вдруг какая-то сила подняла икону, вырвав ее из рук женщины, повернула в воздухе и упала. Место, на которое упала икона, все тщательно обыскали, но все напрасно, не нашли Еву. На место, на которое упала икона, поставили крест.
Знакомьтесь наши бабушки: Мотыко Валентина Никифоровна. Валентина Никифоровна родилась в селе Шелаево в 1935 году. Выросла, вышла замуж, родила двоих детей, которые уже взрослые и самостоятельные, работают в колхозе. Валентина Никифоровна проработала 34 года бухгалтером в колхозе. Добросовестная, ответственная, уважаемая на селе за доброту и приветливость. С ней можно обо всем поговорить: поймет, поддержит, поможет. Внуков своих любит, одаривает их подарочками. Последнее время сильно болеет, но не унывает, верит в скорое выздоровление. Встретила нас с улыбкой, разговорились:

Знакомьтесь наши бабушки: Мотыко Валентина Никифоровна.

  • Валентина Никифоровна родилась в селе Шелаево в 1935 году. Выросла, вышла замуж, родила двоих детей, которые уже взрослые и самостоятельные, работают в колхозе. Валентина Никифоровна проработала 34 года бухгалтером в колхозе. Добросовестная, ответственная, уважаемая на селе за доброту и приветливость. С ней можно обо всем поговорить: поймет, поддержит, поможет. Внуков своих любит, одаривает их подарочками. Последнее время сильно болеет, но не унывает, верит в скорое выздоровление. Встретила нас с улыбкой, разговорились:
Быличка от Валентины Никифоровны. -Произошло эта история с моей мамой. Умерла ее маленькая дочка, она долго о ней горевала. Ходила часто на кладбище, на могилку, долго плакала, так жаль было свою дочку. Возращалась она с работы через кладбище поздно вечером, провалилась в вырытую новую могилку и не может вылезти из нее, как будто кто-то держит ее за ногу. Кричит, просит помощи, всю ногу изранила, выдернуть не может. Кричала, кричала, на крик ее прибежал отец, помог ей вылезти из могилы и принес ее на руках домой. Долго болела мама.

Быличка от Валентины Никифоровны.

  • -Произошло эта история с моей мамой. Умерла ее маленькая дочка, она долго о ней горевала. Ходила часто на кладбище, на могилку, долго плакала, так жаль было свою дочку. Возращалась она с работы через кладбище поздно вечером, провалилась в вырытую новую могилку и не может вылезти из нее, как будто кто-то держит ее за ногу. Кричит, просит помощи, всю ногу изранила, выдернуть не может. Кричала, кричала, на крик ее прибежал отец, помог ей вылезти из могилы и принес ее на руках домой. Долго болела мама.
Знакомьтесь, бабушкины дочки: Васильева Нина Ивановна

Знакомьтесь, бабушкины дочки: Васильева Нина Ивановна

Быличка от Васильевой Нины Ивановны Нина Ивановна родилась в селе Пея. Замуж вышла за шелаевского парня и переехала в Шелаево. В семье двое детей, работала долгое время дояркой в колхозе. Заботливая, ласковая, добрая, надежда и опора в своей семье. С дочкой они- подружки. Дочь ей доверяет свои тайны, помогает по дому. Рассказала интересную историю: -Жила в деревне бабка. Ходила о ней дурная слава. Якобы умеет она превращаться в свинью. Один мужик возвращался поздно домой. Шел мимо дома этой бабки. Вдруг калитка отворилась, вышла оттуда свинья да как захрюкает, и да как побежит за мужиком. Он испугался, стал убегать, она от него не отстает. Схватил мужик палку и ударил свинью по голове. На другой день встречает эту бабку, а у ней перебинтована голова. Бабка была колдунья…

Быличка от Васильевой Нины Ивановны

  • Нина Ивановна родилась в селе Пея. Замуж вышла за шелаевского парня и переехала в Шелаево. В семье двое детей, работала долгое время дояркой в колхозе. Заботливая, ласковая, добрая, надежда и опора в своей семье. С дочкой они- подружки. Дочь ей доверяет свои тайны, помогает по дому. Рассказала интересную историю:
  • -Жила в деревне бабка. Ходила о ней дурная слава. Якобы умеет она превращаться в свинью. Один мужик возвращался поздно домой. Шел мимо дома этой бабки. Вдруг калитка отворилась, вышла оттуда свинья да как захрюкает, и да как побежит за мужиком. Он испугался, стал убегать, она от него не отстает. Схватил мужик палку и ударил свинью по голове. На другой день встречает эту бабку, а у ней перебинтована голова. Бабка была колдунья…
Знакомьтесь бабушкины дочки: Борисенко Любовь Михайловна.

Знакомьтесь бабушкины дочки: Борисенко Любовь Михайловна.

Знакомьтесь бабушкины дочки: Борисенко Любовь Михайловна. Любовь Михайловна- учитель начальных классов, руководитель краеведческого музея «Русская изба». Родилась в Шелаево в 1959 году 10 января. Скромная и воспитанная девочка, в школе училась хорошо. Любовь к детям проявилась в юности, поэтому долго работала пионервожатой. Пионерские сборы, речовки, песни у костра, зарницы вдохновляли на активную работу с огоньком. Пионерская деятельность переросла в краеведческую и музейную .Любовь Михайловна выезжала со своими краеведами на археологические раскопки в Старый Акульшет, Новобирюсинск,Старый Замзор, Шелаево (озеро Солонечное, река Бирюса). Работали в архивах города Канск, Красноярск, Иркутск.

Знакомьтесь бабушкины дочки: Борисенко Любовь Михайловна.

  • Любовь Михайловна- учитель начальных классов, руководитель краеведческого музея «Русская изба». Родилась в Шелаево в 1959 году 10 января. Скромная и воспитанная девочка, в школе училась хорошо. Любовь к детям проявилась в юности, поэтому долго работала пионервожатой. Пионерские сборы, речовки, песни у костра, зарницы вдохновляли на активную работу с огоньком. Пионерская деятельность переросла в краеведческую и музейную .Любовь Михайловна выезжала со своими краеведами на археологические раскопки в Старый Акульшет, Новобирюсинск,Старый Замзор, Шелаево (озеро Солонечное, река Бирюса). Работали в архивах города Канск, Красноярск, Иркутск.
Быличка от Борисенко Любовь Михайловны Рассказала историю: - произошла эта история со мной. Сижу я как- то ночью, поурочные планы пишу. Вдруг под кроватью кто- то заплакал детским голосом. Стало очень неприятно и страшно. Так всю ночь кто- то плакал, а всю ночь просидела и глаз не сомкнула, боялась встать с места, чтобы пройти в спальную комнату. Через неделю муж умер. Старые люди говорили , что это домовой предупреждал о горе. Никогда не верила ни во что, а тут поверила. Есть что- то в жизни необъяснимое, которое не подчиняется нашему разуму.

Быличка от Борисенко Любовь Михайловны

  • Рассказала историю:
  • - произошла эта история со мной. Сижу я как- то ночью, поурочные планы пишу. Вдруг под кроватью кто- то заплакал детским голосом. Стало очень неприятно и страшно. Так всю ночь кто- то плакал, а всю ночь просидела и глаз не сомкнула, боялась встать с места, чтобы пройти в спальную комнату. Через неделю муж умер. Старые люди говорили , что это домовой предупреждал о горе. Никогда не верила ни во что, а тут поверила. Есть что- то в жизни необъяснимое, которое не подчиняется нашему разуму.
Знакомьтесь бабушкины внучки: Бахар Татьяна Михайловна.

Знакомьтесь бабушкины внучки: Бахар Татьяна Михайловна.

Быличка от Бахар Татьяны Михайловны Татьяна Михайловна – учитель истории. Работает в школе одиннадцать лет. Пришла в школу из медицины, закончила педагогический колледж, затем педагогический университет имени В.П. Астафьева. Целеустремленная, уверенная в себе, ответственная – все эти качества позволили стать заместителем директора по воспитательной работе. Рассказала историю , которую поведала ей ее бабушка. -Как-то шла она рано утром с работы по ясевскому переулку . Шла тихонько. Не смотрела по сторонам, смотрела под ноги. Вдруг посмотрела вперед и увидела длинного- предлинного человека,он стоял и смотрел на нее, молча. Подошла она к нему близко, а он раз и ушел в землю, будто растворился. Подивилась бедная старушка, еле- еле дошла до дому. Слегла с того времени и через некоторое время умерла.

Быличка от Бахар Татьяны Михайловны

  • Татьяна Михайловна – учитель истории. Работает в школе одиннадцать лет. Пришла в школу из медицины, закончила педагогический колледж, затем педагогический университет имени В.П. Астафьева. Целеустремленная, уверенная в себе, ответственная – все эти качества позволили стать заместителем директора по воспитательной работе. Рассказала историю , которую поведала ей ее бабушка.
  • -Как-то шла она рано утром с работы по ясевскому переулку . Шла тихонько. Не смотрела по сторонам, смотрела под ноги. Вдруг посмотрела вперед и увидела длинного- предлинного человека,он стоял и смотрел на нее, молча. Подошла она к нему близко, а он раз и ушел в землю, будто растворился. Подивилась бедная старушка, еле- еле дошла до дому.
  • Слегла с того времени и через некоторое время умерла.
Юные исследователи: Любознательные, заинтересованные, активные, любят путешествовать, Считают ,что умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, значит уметь рассказывать обо всем этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества. Это они собрали данный материал, оформили его в презентацию , выпустили журнал «Предания старины глубокой», получилась исследовательская работа.

Юные исследователи:

  • Любознательные, заинтересованные, активные, любят путешествовать, Считают ,что умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, значит уметь рассказывать обо всем этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества. Это они собрали данный материал, оформили его в презентацию , выпустили журнал «Предания старины глубокой», получилась исследовательская работа.
Знакомьтесь, бабушкины правнуки.

Знакомьтесь, бабушкины правнуки.

Юные исследователи сделали вывод: В быличке о домовом в произведении И.С. Тургенева и рассказах шелаевских бабушек и внучек есть сходства: домового никто не видит, а слышит. У И.С. Тургенева: все события происходят ночью: «ходит, доски гнутся, трещат, колесо завертелось , затем встало, дверь распахнулась, у чана форма зашевелилась, поднялась, походила по воздуху, кто- то закашлял , заперхал, словно овца».Все очевидцы испытывают страх: «ворохом свалились, друг под дружку полезли…Уж как же мы напужались!» В быличках бабушек: ночью тоже все происходит «кто-то плачет в углу , под кроватью, потом резко захохочет. Страх овладевает человеком: «всю ночь просидела и глаз не сомкнула, боялась встать с места».

Юные исследователи сделали вывод:

  • В быличке о домовом в произведении И.С. Тургенева и рассказах шелаевских бабушек и внучек есть сходства: домового никто не видит, а слышит. У И.С. Тургенева: все события происходят ночью: «ходит, доски гнутся, трещат, колесо завертелось , затем встало, дверь распахнулась, у чана форма зашевелилась, поднялась, походила по воздуху, кто- то закашлял , заперхал, словно овца».Все очевидцы испытывают страх: «ворохом свалились, друг под дружку полезли…Уж как же мы напужались!»
  • В быличках бабушек: ночью тоже все происходит «кто-то плачет в углу , под кроватью, потом резко захохочет. Страх овладевает человеком: «всю ночь просидела и глаз не сомкнула, боялась встать с места».
Юные исследователи сделали вывод: Страшные истории, рассказанные мальчиками у костра, и нашими бабушками, и внучками посвящены одной общей теме - теме «нечистой силы». Ребята, бабушки и внучки беседуют о леших, водяных, домовых, призраках …Малограмотные и суеверные крестьянские дети искренне верят, что «нечистая сила» существует, а бабушки тоже искренне верят , а внучки сомневаются ,что существует «нечистая сила», потому что у них есть образование и многие природные явления можно объяснить научными довыдами.

Юные исследователи сделали вывод:

  • Страшные истории, рассказанные мальчиками у костра, и нашими бабушками, и внучками посвящены одной общей теме - теме «нечистой силы». Ребята, бабушки и внучки беседуют о леших, водяных, домовых, призраках …Малограмотные и суеверные крестьянские дети искренне верят, что «нечистая сила» существует, а бабушки тоже искренне верят , а внучки сомневаются ,что существует «нечистая сила», потому что у них есть образование и многие природные явления можно объяснить научными довыдами.
Юные исследователи сделали вывод: Обратим внимание на лексику, которую употребляют крестьянские дети , бабушки и внучки: У Тургенева : напужались, пошту, Ермил, куды, понятственно ( слова относятся к разговорному стилю, просторечной лексике). У бабушек: по боярку (грамматическая ошибка: падежная форма существительного). У внучек: грамотная речь.

Юные исследователи сделали вывод:

  • Обратим внимание на лексику, которую употребляют крестьянские дети , бабушки и внучки:
  • У Тургенева : напужались, пошту, Ермил, куды, понятственно ( слова относятся к разговорному стилю, просторечной лексике).
  • У бабушек: по боярку (грамматическая ошибка: падежная форма существительного).
  • У внучек: грамотная речь.
Результаты исследования: журнал «Предания старины глубокой…» В н о м е р е: 1.Домовой - добрый домашний дух. Быличка о домовом из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». 2.Леший – добрый дух леса. Быличка о лешем из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». 3.Водяной – злой дух воды. 4.Русалки - служанки водяного. Быличка о русалке из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». 5.Былички шелаевских бабушек: *образ сказительницы Богданович З.В. и рассказанные ею былички; * образ сказительницы Аношенко А.Г. и рассказанные ею былички; * образ сказительницы Мотыко В.Н. и рассказанные ею былички; 6.Былички бабушкиных дочек: *образ сказительницы Васильевой Н.И.и рассказанные ею былички; * образ сказительницы Бахар Т.М. и рассказанные ею былички; * образ сказительницы Борисенко Л.М. и рассказанные ею былички.

Результаты исследования: журнал «Предания старины глубокой…»

  • В н о м е р е:
  • 1.Домовой - добрый домашний дух. Быличка о домовом из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».
  • 2.Леший – добрый дух леса. Быличка о лешем из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».
  • 3.Водяной – злой дух воды.
  • 4.Русалки - служанки водяного. Быличка о русалке из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».
  • 5.Былички шелаевских бабушек:
  • *образ сказительницы Богданович З.В. и рассказанные ею былички;
  • * образ сказительницы Аношенко А.Г. и рассказанные ею былички;
  • * образ сказительницы Мотыко В.Н. и рассказанные ею былички;
  • 6.Былички бабушкиных дочек:
  • *образ сказительницы Васильевой Н.И.и рассказанные ею былички;
  • * образ сказительницы Бахар Т.М. и рассказанные ею былички;
  • * образ сказительницы Борисенко Л.М. и рассказанные ею былички.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!