СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «Деревянное зодчество – быть или не быть?» Направление - Искусствоведение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объект исследования – Северное деревянное зодчество, Преображенская церковь Кижского архитектурного ансамбля, как уникальный пример северной архитектуры.

Предмет исследования – строение Преображенской церкви и возможность её сохранения.

Гипотеза:

Если не сохранять памятники деревянного зодчества, в ближайшие годы нас ожидает массовый падёж большинства памятников, а через 10-15 лет мы вообще их лишимся!

Цель исследовательской работы:

- выявить возможность сохранения памятников деревянного зодчества, а именно  церкви

Преображения Господня

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Деревянное зодчество – быть или не быть?» Направление - Искусствоведение»

РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление Искусствоведение













Исследовательская работа по теме:

«Деревянное зодчество – быть или не быть?»



Работу выполнила:

Лелекова Наталия

ученица 9 класса

Научный руководитель:

Выдрякова И.Н.

учитель Мировой художественной культуры

МОУ «Удимская № 1 СОШ»

















г. Котлас

Тема нашей исследовательской работы: Деревянное зодчество – быть или не быть?

Вступление «…Куполами деревянными приветствуя 
И. порадовав просторами Онежья, 
Остров Кижи мне навеял эту песню 
И забрал тоску на время прежнюю. 

Для язычников служил он капищем. 
Сохранив традицию в веках, 
Вере во Христа он стал пристанищем, 
Зодчеством церквей прославив край...»

Юлия Демянская

Объект исследования – Северное деревянное зодчество, Преображенская церковь Кижского архитектурного ансамбля, как уникальный пример северной архитектуры.

Предмет исследования – строение Преображенской церкви и возможность её сохранения.

Гипотеза:

Если не сохранять памятники деревянного зодчества, в ближайшие годы нас ожидает массовый падёж большинства памятников, а через 10-15 лет мы вообще их лишимся!

Цель исследовательской работы:

- выявить возможность сохранения памятников деревянного зодчества, а именно церкви

Преображения Господня

Основными задачами учебно-исследовательской работы являются:

- углубление знаний по истории деревянного зодчества

- выявление типов северных дер. храмов

- формирование у ребят интереса к памятникам северного деревянного зодчества

- исследование строения Преображенской церкви, её реставрации.

Основные формы учебно -исследовательской работы:

- работа с интернетом, фотографиями, и литературными источниками

- разработка анкет, анкетирование учащихся школы

- составление диаграммы по результатам анкет

- сбор видеоматериала о Кижском архитектурном ансамбле

Актуальность темы:

Мы начнём с того, что в наши дни мы живем в окружении зданий «из стекла и бетона», которые возводятся с помощью современной техники и из современных материалов. И в больших городах нашего времени не так уж трудно заблудиться, так как все дома похожи друг на друга как близнецы. Но современная архитектура развивается на основе знаний, полученных и накопленных веками.

Достижения древнерусского деревянного зодчества заслуживают нашего особого рассмотрения. Крестьяне вынуждены были обходиться деревом и научились с ним прекрасно работать. В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора. Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви. Они служили главным местом общественной и духовной жизни. Здесь собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. Время и пожары не пощадили многие памятники деревянной архитектуры, но и то, что осталось, особенно в северных землях (Архангельской, Вологодской областях, в Карелии), вызывает восхищение.

Мы решили исследовать один из уникальнейших примеров северной архитектуры. Им является Преображенская церковь Кижского архитектурного ансамбля.

План:

  1. Введение

  2. Определение деревянного зодчества и виды древесины

  3. Типы северных деревянных храмов

  4. Кижский архитектурный ансамбль

  5. Строение Преображенской церкви, как примера многоярусного типа.

  6. Сохранение и реставрация Преображенской церкви



Начнем с определения деревянного зодчества.

ДЕРЕВЯ́ННОЕ ЗО́ДЧЕСТВО — это область архитектуры, определяемая спецификой строительного материала — деревом. И, естественно, нужно сказать, какой именно вид древесины использовался. В основном деревянные храмы строились из сосны, ели, осины.

Древесина сосны имеет бледно-желтый или желтовато-красный цвет, а иногда с оранжевыми прожилками. Благодаря этому в помещениях, отделанных сосновой доской, создается ощущение дополнительного света, тепла и уюта. Сосна превосходит по прочности большинство пород и меньше подвержена загниванию.

Часто избы или церкви ставили исключительно из ели. Считалось, что в таком помещении легко дышится.

А осиновой древесине нипочем затяжные осенние дожди, и бурные летние ливни. Оттого купола и крыши знаменитых северных деревенских церквей покрывали только осиновым лемехом и тёсом, то есть тесаными досками. Осина забирает негативную энергию человека, способствует релаксации, снятию напряжения, обладает противомикробным, противовоспалительным действиями. И вот эти виды древесины как раз использовались в наших северных храмах.

А какие типы деревянной архитектуры существовали? Это Часовни, колокольни, храмы. Типы храмов тоже были разные: клетские, бочки, шатровые, многоверхие и т.д.

Самыми простыми были храмы, походившие на избы и отличавшиеся от них только крестом или маленькой главкой.— клетские. По размерам церкви эти были невелики, перекрывались кровлей на два ската. Характерным примером подобного типа является церковь Ризоположения из села Бородавы (Вологодская область)

С XVIII в. чаще стали устраивать крыши криволинейной формы «бочки». Ею перекрывали алтарь или использовали эту форму для установки главы. «Бочки» всегда покрывались лемехом. Единственным дошедшим до нас клетским храмом с покрытием «бочкой» является Благовещенская церковь (1719) в деревне Пустынька на реке Онеге, недалеко от Плесецка.

В отличие от клетских, шатровые храмы были очень большими по объему. «деревянный верх» был в виде многогранной башни. И, когда я была в Малых Корелах под Архангельском я поразилась красотой именно такой шатровой Георгиевской церкви.

Многоверхие развивались на основе клетских и шатровых церквей с увеличением количества глав, организованных чаще в виде пятиглавия, реже девятиглавия «по кругу» или в виде пирамиды. Примером является Вознесенская церковь в Малых Корелах.

Исследователь древней церковной архитектуры М. Красовский разделял архитектуру того времени на четыре группы: храмы «кубастые», пятиглавые, многоверхие и многоярусные.

Исследовательский опрос старшеклассников показал, что большинство из них, как и нас привлекает многоярусный тип храмов.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, Кижский исторический комплекс. Слово Кижи короткое и какое-то странное, загадочное, нерусское. Когда-то в далекие языческие времена карелы так называли место для игр. Здесь на маленьком островке стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры. Среди них - Церковь Преображения Господня (габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0)

И как показывает опять же опрос ребят нашей школы - из деревянных памятников они больше знают именно Кижский архитектурный ансамбль.

Обратимся конкретно к церкви Преображения Господня -1714 год. Она относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Схема восьмерика с четырьмя прирубами издавна была популярна на Руси. Об этом говорят и летописные источники, например, в Великом Устюге. Итак - «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. А почему именно со всех сторон света? Крестьяне, которые собирали деньги на церковь, проживали на островах и в деревнях вокруг острова Кижи. Все они подплывали к острову на своих лодках с разных сторон. И каждый хотел: «Что бы она встречала лично меня самым праздничным самым нарядным фасадом». Перед нашими древними зодчими стояла сложная задача, которую им удалось разрешить, построив всефасадное здание. И вы сами сможете убедиться, что она потрясающе, смотрится с любой стороны. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. Кровля имеет форму «бочки». На церкви Преображения Господня – двадцать две главы. Все главки разновеликие, и это опять же не случайно. Посмотрите перед вами конструкция, которая весит почти 600 тонн!!! Ну, разве она выглядит тяжелой, массивной, правда? Создается такое ощущение, что она парит в небе! Вот это именно благодаря системе разновеликих куполов. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца. Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы. Потолки в прирубах тоже были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине — на два потока (водостока), выходящих наружу. Лемех покрытий - осиновый городковой формы. Иконостас Церкви Преображения Господня представляет собой деревянную резную позолоченную раму с включенными в нее иконами, составлен из 102 икон. 2-ой половины XVIII века — начала XIX века. Две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров»- датируются концом XVII века.

Очень красиво о кровле и об осиновых главах сказали А.В.Ополовников и Г.С.Островский в книге «Русь деревянная». «Разметали в стороны свои крылья стрельчатые 'бочки', словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные купола с крестами, покрытые чешуёй серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся загадочным блеском; на закате, когда солнце опускается в воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь, то тусклые, свинцовые, то зеленые или бурые, как земля. Все выше и выше и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая эту грандиозную пирамиду». Строитель Преображенской церкви, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

Но мы вернёмся «на землю», и должны констатировать, что в наши дни деревянная архитектура переживает не лучшие времена. Это связано с объективными причинами - дерево – материал не столь долговечный, как камень. С другой стороны, при исследовании мы выяснили, что на сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. А признаки серьезной «болезни» деревянного памятника далеко не всегда видны с первого взгляда.

Даже небольшая прореха в кровле приводит к тому, что через 5-6 лет сгнивает переруб, а этого достаточно, чтобы еще через 3-4 года памятник обрушился. Возникает вопрос: что делать?

Сохранять!

В 1916 году архитектор М.В.Красовский называл Преображенскую церковь венцом деревянного зодчества, как в каменном зодчестве - московская церковь Василия Блаженного». На данном фоне парадоксальным выглядит сведение Волостного Исполкома в Петрозаводский Уездный Отдел Управления в 1919 году о том, что «… в пределах Кижской волости памятников старины не имеется»(!).

А что же делалось с начала 20 века?

В 1920 году по Преображенской церкви были составлены реставрационные материалы (анкеты, рапорты, обмеры и фотографии). В 1926 году Совнарком АКССР постановил выделить целых 200 руб. для реставрации кижских церквей.

Не замирала исследовательская работа по этой церкви и в годы войны. В период финской оккупации Заонежья финны осуществили фундаментальное изучение деревянного зодчества и живописи Заонежья. По предположениям Л.Петтерссона в основе конструкции храма лежит схема церкви Святой могилы в Иерусалиме.

В 1959 году по инициативе А.В.Ополовникова начали экспериментальные работы по химическому укреплению древесины.

В 1978 году профессора Л.М.Лисенко и С.В.Иванов разработали Проект сохранности Преображенской церкви. Он предусматривал создание внутреннего металлического каркаса для снятия основной нагрузки со срубов с целью усиления прочности основных элементов.

В 1989 году признали необходимость «…. скорейшей и полной переборки церкви с химической защитой всех деталей как единственный путь её спасения».

В 1995 году, была разработана «Комплексная защита архитектурного ансамбля Кижского погоста» Она предусматривала включение современных технических средств безопасности и технологии пожаротушения, в том числе: систему телевизионного наблюдения и контроля; радиосвязь и систему безпроводной охранно–пожарной сигнализации.

В настоящее время Преображенский собор находится в плохом состоянии и вся его конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Известная журналистка Юлия Латынина так описывает состояние интерьера Преображенского храма: «Церкви нет — есть чучело церкви, которое выпотрошено и натянуто на этот каркас. Все несущие конструкции уничтожены. Полы выпилены бензопилой. А, ведь, в этой церкви часть полов играет роль несущих балок, намертво зажатых между стенами». Принято решение, что реставрация должна проходить методом лифтинга. Автором проекта является господин Рахманов. Суть его состоит в следуюшем: вся эта конструкция поделена на 7 ярусов или 7 поясов. Каждый из этих ярусов имеет собственную систему домкратов, которые устанавливаются как изнутри, так и снаружи. (Вот эти металлические части-сл.). Реставрация начинается с нижнего яруса. Когда верхние 6 ярусов на домкратах приподнимаются, нижние брёвна реставрируют. Вот мы смотрим с вами на церковь, нам кажется, что она стоит. На самом деле она уже висит(!), прошлой осенью её вывесили. Это и есть метод лифтинга.

На начало 2010 года состояние работы по реставрации зафиксировано в следующем виде:

для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин.

демонтировано крыльцо церкви, трапезная, и их элементы реставрируются;

закончен монтаж системы лифтинга,

сруб церкви вывешен по реставрационным поясам и надежно зафиксирован в этом положении. В летнем сезоне 2011 г. закончены работы на фундаменте памятника. Проделана работа по частичной замене бревен нижнего пояса. Сейчас в реставрационном комплексе полностью собран нижний пояс храма.

По последним оценкам специалистов Института леса Карельского Научного Центра замене подлежит 20–30% старых брёвен. Завершить весь комплекс реставрационных работ планируется в 2014 году, к 300-летию Преображенской церкви.

Заключение:

Таким образом, подытоживая всё выше сказанное, мы можем сказать о том, что (в през-ю)

  1. Во-первых, мы должны сохранять дошедшую до нас национальную деревянную архитектуру и воспитывать в обществе отношение к ней как к национальному достоянию.

  2. Во-вторых, нужно это национальное наследие реставрировать, используя научный подход, возрождая исторические технологии. Этим историческим технологиям необходимо учиться и им необходимо обучать.

  3. В-третьих, должна быть предусмотрена комплексная защита, включающая современные технические средства безопасности и технологии пожаротушения

  4. Также памятник должен жить своей естественной жизнью, и все его «болячки» должны лечиться по мере их возникновения: если сгнил венец - заменили, кровля протекла – починили... Как сказал Борис Лурье: «Архитектор для этого не нужен, для этого нужен хозяин.»

Поэтому мы очень надеемся, что Преображенская церковь в Кижах, а также и все деревянные памятники русского Севера найдут своего хозяина и переживут столь трудные для них времена. И с каждым днем дороже нам следы былого, наша память, наша история



А на этом слайде вы видите мнения наших старшеклассников о деревянном зодчестве







Список источников:

М.В.Красовский «Курс истории русской архитектуры». 1916год

А.В.Ополовников и Г.С.Островский в книге «Русь деревянная»

Борис Дмитриевич Лурье…….?























Мнения ребят:

Нужно ли сохранять памятники деревянного зодчества и почему?

Я думаю нужно. Потому что в эту работу вложено много сил и времени. Да и просто это очень красиво. Сохраняя памятники, мы даём возможность полюбоваться ими новым поколениям.



Конечно, нужно, так как памятники – это наша история, это то, что оставили нам предки.



Памятники деревянного зодчества необходимо сохранять (восстанавливать), так как это произведения искусства, это очень красиво.



Памятники деревянного зодчества необходимо сохранять, так как они являются памятью о прошлой истории и нужно, чтобы молодое поколение знало историю этих памятников.



Да, для того чтобы знать историю появления древних построек, знать чем люди интересовались в то время.



Да, так как сейчас стало мало памятников культуры из дерева, сейчас все из камня и кирпича нужно сохранить эти памятники, чтобы подрастающее поколение знало какие памятники раньше и из чего их делали.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!