СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по направлению краеведение на тему: «Третьяковское наследие алтайского казачества»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто приходится слышать такие громкие слова и выражения как: «Моя Родина», «Отчизна», «Патриот».

Я задаюсь вопросом: может ли стать настоящим патриотом и гражданином человек, который не знает ничего  о своем крае, своей родине - ни истории, ни культуры.

О какой гордости за свое отечество может говорить тот, человек, который не может рассказать о своём крае, его истории, культуре.

К сожалению, среди детей и взрослых наших земляков таких не мало.

Мы, дети, готовясь  к большой жизни, должны научиться гордится своей родиной, а значит узнать ее гораздо лучше.

Таким образом, проблемой выступает низкий уровень исторической и культурной осведомленности населения.

Как известно из истории заселения здешних мест - сначала Алтай был местом ссылки «непослушных»,  «бунтарей» и «староверов». Затем, местом переселения работных людей к горному округу, а в середине XVIII века по приказу Екатерины II по Колывано - Кузнецкой военной линии (основаной в середине 17 века) для охраны заводов и рудников, стали возводиться крепости и редуты вдоль р. Алей.

В результате начинается заселение сел и поселков казачьей гряды:  Верхалейское, Новоалейское, казаками-переселенцами с Дона.

Таким образом, происходит «слияние», своеобразное «смешивание» различных культур.

Именно поэтому я считаю, что феномен Третьяковского казачества очень интересен и многообразен для исследователей, но недостаточно изучен, что представляет огромное поле для исследовательской и описательной деятельности.

Меня очень интересует история заселения здешних мест, многообразие культурных связей и фольклора первых переселенцев.

Я уверена, что неоценимое богатство находится в недосягаемых для городского влияния, уединенных, окраинных селах Алтайского края.

Изучение чудом сохранившихся народных традиций приоткрывает завесу над  истоками нашего исторического прошлого, обнажает горизонты народной культуры, формировавшихся на протяжении всей истории заселения здешних мест.

Меня привлекает работа, которая позволяет почувствовать нашу русскую самобытность, прикоснуться к крупицам истории нашего народа и понять, что мне, как человеку из подрастающих поколений предстоит нести чувство благодарности и гордости за своё Русское, а если ближе, то алтайское, а если еще точнее - Третьяковское Отечество.

Я знаю, что если тихо-тихо прислушаться к  вольному ветру, внимательно всмотреться в переливы мастной речки, то тебе обязательно захочется побольше узнать об этих местах, их истории…

А если приложить немного усилий, то обязательно найдешь и разгадаешь тайну, которую они хранили для тебя, обязательно разглядишь и выяснишь,  кто же оставили невидимый след на этой земле для своих потомков.

Данная работа велась мною в рамках продолжения исследовательской работы 2011г. по краеведению под названием: «У истоков села Плоского».  В той работе автором сделан  акцент на оригинальную историю заселения села Плоского и сёл  нашего Третьяковского района. В ней были собраны и обобщены исторические данные  о селе  Плоском, его возникновении, традициях.

Знакомясь с работой, я смогла прикоснуться к истории моего родного села.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по направлению краеведение на тему: «Третьяковское наследие алтайского казачества»»









Содержание

.Введение

Глава I. «Анализ источников по истории казачества».

Казачество как феномен.

Появление казачества на Алтае.

Алтайское казачество по переписи 1917года.

Хозяйственный аспект Сибирского казачества.

Культурный аспект.

Выводы по главе I.

Глава II. Описание методики исследования.

2.1. Организация исследования.

2.2. Результаты исследования.

Выводы по главе II.

Заключение.

Список используемых источников и ресурсов.

Приложения.

































Введение

Очень часто приходится слышать такие громкие слова и выражения как: «Моя Родина», «Отчизна», «Патриот».

Я задаюсь вопросом: может ли стать настоящим патриотом и гражданином человек, который не знает ничего о своем крае, своей родине - ни истории, ни культуры.

О какой гордости за свое отечество может говорить тот, человек, который не может рассказать о своём крае, его истории, культуре.

К сожалению, среди детей и взрослых наших земляков таких не мало.

Мы, дети, готовясь к большой жизни, должны научиться гордится своей родиной, а значит узнать ее гораздо лучше.

Таким образом, проблемой выступает низкий уровень исторической и культурной осведомленности населения.

Как известно из истории заселения здешних мест - сначала Алтай был местом ссылки «непослушных», «бунтарей» и «староверов». Затем, местом переселения работных людей к горному округу, а в середине XVIII века по приказу Екатерины II по Колывано - Кузнецкой военной линии (основаной в середине 17 века) для охраны заводов и рудников, стали возводиться крепости и редуты вдоль р. Алей.

В результате начинается заселение сел и поселков казачьей гряды: Верхалейское, Новоалейское, казаками-переселенцами с Дона.

Таким образом, происходит «слияние», своеобразное «смешивание» различных культур.

Именно поэтому я считаю, что феномен Третьяковского казачества очень интересен и многообразен для исследователей, но недостаточно изучен, что представляет огромное поле для исследовательской и описательной деятельности.

Меня очень интересует история заселения здешних мест, многообразие культурных связей и фольклора первых переселенцев.

Я уверена, что неоценимое богатство находится в недосягаемых для городского влияния, уединенных, окраинных селах Алтайского края.

Изучение чудом сохранившихся народных традиций приоткрывает завесу над истоками нашего исторического прошлого, обнажает горизонты народной культуры, формировавшихся на протяжении всей истории заселения здешних мест.

Меня привлекает работа, которая позволяет почувствовать нашу русскую самобытность, прикоснуться к крупицам истории нашего народа и понять, что мне, как человеку из подрастающих поколений предстоит нести чувство благодарности и гордости за своё Русское, а если ближе, то алтайское, а если еще точнее - Третьяковское Отечество.

Я знаю, что если тихо-тихо прислушаться к вольному ветру, внимательно всмотреться в переливы мастной речки, то тебе обязательно захочется побольше узнать об этих местах, их истории…

А если приложить немного усилий, то обязательно найдешь и разгадаешь тайну, которую они хранили для тебя, обязательно разглядишь и выяснишь, кто же оставили невидимый след на этой земле для своих потомков.

Данная работа велась мною в рамках продолжения исследовательской работы 2011г. по краеведению под названием: «У истоков села Плоского». В той работе автором сделан акцент на оригинальную историю заселения села Плоского и сёл нашего Третьяковского района. В ней были собраны и обобщены исторические данные о селе Плоском, его возникновении, традициях.

Знакомясь с работой, я смогла прикоснуться к истории моего родного села.

Наиболее меня привлекла дореформенная история (до 1861г.) заселения здешних мест, когда Алтайский Горный округ был закрыт для массовых переселений и являлся очагом формирования северорусской культуры в сибирском варианте с обширными фрагментами культуры казачества.

Я предположила, что уровень общекультурной осведомлённости населения нашего села по проблеме казачьего наследия очень низок, что стало гипотезой для моего исследования.

Из всего вышеизложенного я выделяю предмет и объект своего собственного исследования.

Предмет - Алтайское казачество как историко - культурный феномен.

Объект - появление казачества на территории Третьяковского района, его отличительные черты. Особенности хозяйственной и культурной деятельности казаков в дореформенный период истории.

Актуальность данного исследования считаю очевидной, так как каждый из нас с вами - человек, частичка народа, носитель его культуры и традиций, формирующихся на протяжении многих веков. Считаю, что на сегодняшнем поколении третьяковцев лежит большая ответственность перед прошлым и перед будущем. Каждому из нас нужно суметь увидеть свои истоки, почувствовать непрерывную связь поколений.

Наш Сибирский регион отличается от других регионов России историей своего заселения русскими людьми, формированием культурно- бытовых традиций и казачьей культуры.

Наш Третьяковский район тоже не был исключением, поэтому, приступая к работе, я определила её цель: - Собрать и обобщить данные по истории Сибирского казачества на примере Третьяковского района.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

  1. Собрать и изучить доступные литературные источники, а также Интернет-ресурсы по тематике исследования.

  2. Организовать и провести культурно-историческое исследование Третьяковского казачества.

  3. Провести систематизацию и анализ полученных данных.

  4. Презентовать полученные данные на ежегодной общешкольной научной конференции.









    1. Казачество как феномен.

Роль казачества в государстве Российском на протяжении многих веков была ключевой. Само казачество формировалось в ходе длительного исторического процесса.

Изучение истории России неразрывно связано с анализом социально-экономического положения отдельных народов и сословий, а также с особенностями развития отдельных регионов. В этом плане известный интерес представляет исследование окраин Руси, которые были заселены и освоены казаками.

Противоречивость социального положения, своеобразие феодальных отношений, особое землепользование, роль в освоении новых земель, – всё это вызывает большой интерес у исследователей. Поэтому, историография казачества занимает особое место в российской исторической науке.

К сожалению, в дореволюционной и в советской истории недостаточно специальных исследований, посвящённых проблемам социально-экономических отношений в Сибирском казачьем войске, несмотря на то, что оно сыграло главенствующую роль в присоединении к России Сибири и Казахстана.

Являясь пионером освоения порубежных земель, это войско на своих плечах вынесло все тяготы и невзгоды первопроходцев и положило начало хозяйственному и культурному общению русского народа с народами Западной и Восточной Сибири и Казахстана.

К изучению феномена сибирского казачества обращались некоторые российские исследователи: И. Завалишввили («Описание Западной Сибири» т.2, м.1862 г.); П. А. Соловцов («Историческое обозрение Сибири ХУ1 – ХУ111 веков». СПб, 1906 г.); П.М. Головачёв («Сибирь в Екатериновской комиссии» М, 1906 г. и «Очерки заселения Сибири» СПб, 1906 г.); Буцинский П. Н. («Заселение Сибири и быт её первых населенцев» Харьков, 1899 г.); В. К. Андреевич («Сибирь в Х1Х веке» СПб, 1889 г.); М. Красовский («Область сибирских киргиз» СПб, 1818 г.); Г. Ф. Миллер («История Сибири» т.1, м, 1937 г.); П. Небельсон («Покорение Сибири» ч. 2. СПб, 1854 г.); Ф. Усов («Статистическое описание Сибирского казачьего войска» СПб, 1879 г.) и др.

Эти труды не могут оставаться без внимания исследователей Сибирского казачьего войска. Однако, в указанных трудах, несмотря на их неоценимость, как правило, даются общие сведения, не всегда позволяющие проследить социально-экономические изменения в казачьей среде.

Историографические труды периода реформ конца ХIХ века также далеки от социально-экономической истории.

Наиболее ранней из опубликованных трудов является работа Ф. Усова, где автор, писавший по заданию Управления казачьих войск, приводит объёмный статистический материал о службе казаков, их хозяйстве, быте, войсковых капиталах, преступности и т. д. за 1875 – 1877 годы. Однако автор, приводя большое количество сведений и фактов, не пытается анализировать их.

Вышедшая в свет в 1891 году работа Н. Г. Путинцева представляет собой хорошо подобранный хронологический перечень фактов из истории Сибирского казачьего войска.

В 1902 году в Санкт-Петербурге был издан многотомный труд «Столетие Военного министерства», ХI том которого посвящён казачьим войскам России. Авторы тома – офицеры Управления казачьих войск, обращая главное внимание на законодательство, также не затрагивают ни общественных, ни социальных вопросов.

В советской историографии, в трудах С. В. Бахрушина, В. И. Шункова, З. Н. Бояршинова, Е. Бекмарханова также есть упоминания о штатах Сибирского казачьего войска, быте казаков, их хозяйствах. Но подробного анализа социально-экономических проблем явно недостаёт. Кроме того, эти исследования велись по социалистической методологии, с классовых позиций.

Приведённые выше труды демонстрируют некую односторонность в освещении роли Сибирского казачества и подтверждают необходимость постановки вопроса о подробном изучении социально-экономических проблем, в частности, исследования обстоятельств и фактов, связанных с особенностями образования Сибирского казачьего войска и тяжёлого экономического положения, в котором оно находилось с ХVI до первой четверти ХIХ века, а также роли Сибирского казачества в процессах хозяйственного и культурного общения с народами российских окраин, особенно с казахами.

Когда заходит речь о присоединении к России Сибири, первое, что вспоминается, конечно же, 1581 год, в котором легендарный казачий атаман Ермак со своею славною дружиной перешагнул Каменный пояс Уральских гор и двинулся на Восток к Иртышу. Уже в самом начале этого похода казачий отряд, численностью 500 человек наголову разбил на реке Чусовой войско мурзы Бегулия. Именно Ермаковская вольница стала основоположницей Сибирского казачьего войска, старшинство которого установлено с 5 декабря 1582 года. В этот день посланец Ермака атаман Иван Кольцо доложил царю Иоанну Грозному о покорении Сибири. За это дружина Ермака получила монаршее прощение и стала именоваться Царской служилой ратью.

Образ подлинной русской, казачьей судьбы явлен нам в жизни и подвиге Ермака. Этот образ слился в народном сознании с обликом былинных героев, живёт в песнях и сказаниях, которые веками чтит народ.

Поход казачьей дружины Ермака сыграл главную роль в подготовке процесса присоединения территорий Зауралья к Российскому государству. Он открыл возможность широкого хозяйственного освоения Сибири.


    1. Появление казачества на Алтае.

Крепости, форпосты, маяки оборонительной линии постепенно к XIX в. превратились в казачьи станицы и поселки, жизнь которых шла сообразно традициям и законам казачьего войска, но образ жизни и образ мыслей казачества многим отличались от крестьянского мировосприятия. В семейных и бытовых традициях казачество ближе стояло к городским жителям. В то же время нравственно-этические нормы казачьего сословия базировались на исконно русских традициях почитания мужества, чести, достоинства.

Имущественное положение и знатность фамилии «на круге» значения не имели. Своеобразие Алтайского казачества – во взаимодействии материальной и духовной культуры казаков разных областей России, участвовавших в формировании Алтайского отдела Сибирского казачьего войска.

Нет сомнения, что первыми русскими, побывавшими на Алтае и начавшими освоение края, были казаки. Собственно и Сибирь для России открыли казаки. А продвижение дружины Ермака положило начало присоединению Сибири к Российскому государству. Данные по вопросу освоения и заселения Алтая казаками содержатся в исследованиях известных историков и краеведов Ю.С. Булыгина и А.Д. Сергеева.

В 1618 году в верхнем течении реки Томь выросло одно из укреплений, призванных упрочить положение России на сибирских просторах, Кузнецкий острог (ныне г. Новокузнецк). В нем, как и в других острогах и городах, находились казаки и стрельцы. На них лежала обязанность охранять приходящих поселенцев от нападения войск кочевых феодалов, нести караульную службу. Под прикрытием Кузнецкого острога и начинается непосредственное освоение предгорных районов Алтая.

Весной 1632 года из Томского городка (г. Томск) к Телецкому озеру был послан отряд казаков под командой боярского сына Петра Собанского. Несмотря на сопротивление телеутов-кочевников, приверженцев Джунгарского ханства, отряд Собанского, развеяв кочевников, достиг места выхода Бии из Телецкого озера.

Экспедиции казаков к Алтайским горам с 1632 года становятся регулярными. В 1639 году на берегах Телецкого озера побывал казачий атаман из Кузнецкого острога Петр Дорофеев. В 1642 году отряд Дорофеева вновь подошел к берегам озера, но там не задержался. В этом же году на зиму у Телецкого озера остается со своим отрядом П.Собанский. Целью его экспедиции было ознакомление с озером, чтобы в удобном месте построить крепость для содержания целого гарнизона. Количественный состав его экспедиции характеризует тот факт, что за съестными припасами в Томск было отправлено 60 казаков, а с остальными он построил временные укрепления и зазимовал. Из-за неудобства местности постоянную крепость сооружать не стали, предложив оную соорудить на реке Лебедь.

Во второй половине XVII в. казачий отряд с рудознатцем Федькой Серебряным обнаружил у Телецкого озера серебряную руду. В 1673 году образцы были доставлены в Москву.

Наличие полезного ископаемого подтвердили многие казачьи экспедиции, направленные к отрогам Алтайских гор. Не А. Демидов, а казаки-первопроходцы указали на богатства Алтая.

Промышленное освоение Алтая («промышленник» - крестьянин, занимающийся каким-либо промыслом) требовало защиты от кочевников. Начинается строительство крепостей, положивших начало оборонительной линии. Особенно возникла необходимость в крепостях и форпостах в связи с началом горнопромышленного производства. Для охраны заводов создавалась своеобразная цепь форпостов и крепостей от Иртыша до Оби: Шульбинский, Убинский, Староалтайский форпосты, Колыванская (ныне р.п. Колывань Курьинского района) и Чагырская крепости, Чарышский форпост (ныне с.Карпово Краснощековского района), Кабанова защита, Барнаульская и Белоярская крепости (1717 г.), а в низовье Бии – Бийская крепость.

Гарнизоны первых крепостей составляли так называемые городовые казаки, не имевшие регулярного строя и подчинявшиеся воинскому начальству Кузнецкой крепости.

После того как Елизавета Петровна 24 мая 1747 года взяла заводы в собственность, русское правительство направило на южно-сибирскую границу 5 войсковых полков под командованием генерала Киндермана. К ним в помощь из сибирских городов были приданы 2 тысячи городовых казаков.

С 50-х годов XVII в. на Колыванскую оборонительную линию стали направлять посменные гарнизонные казачьи части из Донского и Яицкого казачьих войск – по 1 000 казаков на два года. Кроме того, периодически присылались отряды башкирских казаков и мещеряков. Многие из присланных казаков не возвращались обратно, часть их закреплялась на местах. В формировании казачьего населения участвовали и казаки-запорожцы. В 1770 году, например, сюда сослали 138 запорожцев, принимавших участие в антифеодальном движении. Их также включили в войско. О присутствии на Алтае терских казаков говорит топоним-станица Терская в современном Петропавловском районе.

Сибирское казачье войско, в отличие от самостоятельно складывавшихся казачьих общин на Дону, Яике, Тереке, формировалось административным путем. Алтайское казачество укомплектовывалось ранее созданными казачьими отрядами, которые переводились из различных крепостей Сибири, а также ссыльными казаками. (1, с. 117)














    1. Алтайское казачество по переписи 1917 года.

В 1917 г. была проведена Всероссийская сельскохозяйственная, земельная и городская перепись. В ноябре 1918 г. статистические отделы кооперативных союзов (потребительского и кредитного) приступили к составлению поселенных (по селениям) итогов важнейших экономических данных. Эта работа распространялась и на алтайское казачество, размещенное в станицах и поселках бывшей Бийской линии и подчиненное 3-му отделу Сибирского казачьего войска (Усть-Каменогорск).

К 1917 г. на линии было три станицы: Верх-Алейская с поселками Бобровский, Секисовский, Верх-Убинский, Ключевской, Белорецкий, Андреевский и Плоский; Чарышская с поселками Тигирекский, Яровской, Тулатинский, Сосновский, Маральевский; Антоньевская с поселками Маральевский, Терской, Слюденский, Николаевский, Смоленский и Ануйский. По переписи 1917 г. нет сведений по поселкам Плоскому, Слюденскому, Николаевскому и Ануйскому. Все они входили в Третий отдел Сибирского казачьего войска вместе с казачьими станицами и поселками Иртышской и Бухтарминской, линии. Штаб отдела находился в Усть-Каменогорске.

В станице Верх-Алейской в среднем на одно хозяйство приходилось 6,1 чел. (3,04 лиц мужского пола и 3,05 женского). В станице Чарышской на одно хозяйство приходилось 5,2 чел. (2,59 мужчин и 2,60 женщин), в Антоньевской станице — 5,47 чел. (2,68 мужчин и 2,78 женщин).

Таким образом, в казачьем обществе в половом отношении была достигнута почти идеальная пропорциональность. (см. приложение №1).

В некоторых хозяйствах (7,6% от общего числа) главой была женщина. В связи с отсутствием мужчин-глав семейства в таких семьях преобладали представительницы слабого пола (67%). Но если условно включить в состав этих 149 семей мужчин как потенциальных глав и поставить такие семьи в равные условия с полными семьями, то соотношение полов изменилось бы в пользу мужского населения: (239+149): 356 = 1,08: 1, или 52% мужского населения и 48% женского. Следовательно, половая структура неполных семей, в которых на момент переписи во главе стоит женщина, ничем не отличалась бы от структуры полных. К сожалению, причины формирования неполных семей по материалам переписи не выясняются. (см. приложение №2).

В станицах и поселках выявлено следующее количество больших семей (10 чел. и более): Верх-Алейская — 19, Бобровский — 8, Секисовский — 7, Верх-Убинский — 4, Ключевской — 11, Белорецкий — 5, Андреевский — 10,

Большинство казаков – 97,4% (11781 чел.) являлись старожилами (перепись относила к таковым всех поселившихся до 1861 г.). Переселенцев было немного – 2,5% (299 чел.). Выделенная программой переписи категория «прочие» (беженцы, военнопленные и т.п.) составляла 0,1% (15 чел.).

Старожилы проживали на Бийской линии повсеместно. В станице Верх-Алейской, посёлках Сосновском и Тулатинском старожилы - 99,6%.

(см. приложение № 3).

Можно отметить белорусов (9 чел. в станице Чарышской), татар (9 чел. в станице Верх-Алейской), алтайцев (8 чел. в станице Антоньевской), цыган (7 чел. в станице Николаевской). Необычным для жителей Бийской линии было присутствие среди них граждан Швейцарии, специалистов по сыро и маслоделию. В станице Антоньевской трудились братья Христиан Давидович и Давид Давидович Лергер, в станице Николаевской – Яков Иванович Витвер и Яков Яковлевич Леншин.

Сельскохозяйственная перепись даёт информацию об уровне грамотности казачьего населения. К категории грамотных отнесены: умеющие читать и писать, умеющие читать, учащиеся. Возрастные границы для вышеназванных групп – от 8 лет и старше.

Учитывая существенные различия в уровне грамотности мужчин и женщин, необходимо рассмотреть их отдельно друг от друга. Мужчины от 8 лет и старше составляли на Бийской линии 4615 чел. Читать и писать из них умели – 2454 чел. (53,2%), читать – 100 чел. (2,2%), являлись учащимися – 372 чел. (8%). Всего к категории грамотных относились 2926 чел.

Женщин от 8 лет и старше насчитывалось 4595 чел. Из них умели читать и писать – 541 чел. (11,8%), читать – 44 чел (1%), являлись учащимися – 208 чел. (4,5%). В целом категорию грамотных составляли 793 чел. (17,3%).

Сравнение показывает, что уровень грамотности мужского населения был значительно выше женского: 63,4% против 17,3%. Столь значительный разрыв объясняется, с одной стороны, общероссийской ситуацией, с другой – особенностями военной службы казачества, которая требовала от казаков знания грамоты. Являясь военным сословием, казаки традиционно занимали на Бийской линии привилегированное положение. Они владели 445830,85 десятин земли, имели хорошо налаженный быт и особо выделялись в Сибирском войске своей домовитостью.





















    1. Хозяйственный аспект сибирского казачества.

Исследуя хозяйственный аспект, мною были рассмотрены основные хозяйственные занятия - земледелие и скотоводство.

Земледелие. Суммарный размер пашни казачьих поселений составил 6067,79 дес. В расчёте на одно хозяйство площадь посевов изменялась от 1 дес. до 6,6 дес. (пос. Терский), составляя в среднем 3 дес. В расчёте на одного человека посевные площади изменялись от 0,3 (Ключевский, Белорецкий, Андреевский, Маральевский посёлки, Чарышская станица) до 1,1 дес. (пос. Терский) при средней величине посева 0,5 дес. на чел. Размеры посевов отдельных хозяйств изменялись от 0,05 (пос. Ключевский) до 0,1 дес. (пос. Белорецкий, Яровской и станица Чарышская). Максимальные посевы (50,1 дес.) отмечены в пос. Терском. Невысокой была обеспеченность землями казаков посёлков Белорецкий (максимальный посев — 3,85 дес.), Андреевский (6,5 дес.) и Тигирецкий (5,8 дес.).

Наилучшими природными условиями для земледелия обладали посёлки Антоньевской и Чарышской станиц: здесь речные террасы Ануя и Чарыша и увалы имели плодородные чернозёмные почвы. Особенно хорошо это выражено на производстве основных зерновых культур — яровой пшеницы и овса (См. приложение № 5).

Кроме яровой пшеницы и овса преобладала и такая культура как гречиха. Ее выращиванием занимались в станицах Верх-Алейской (0,4 дес.), Чарышской (0,2 дес.) и Антоньевской (0,5 дес.). Картофель почему-то не считался важной сельскохозяйственной культурой. Он выращивался на площади всего около 69 дес., в основном в посёлках Верх-Алейской станицы (всего 33 дес.). В среднем на одно хозяйство приходилось 0,035 дес. или, по- современному, около 3,5 соток.

Но в Верх-Алейском кусте казачьих поселков были гораздо худшие условия для занятия земледелием, здесь вследствие гористого рельефа и более засушливого климата плодородных почв было меньше. В Белорецком посёлке было 1,5 дес. на хозяйство и 0,3 дес. на человека при среднем размере посевов по линии на одно хозяйство 3,1 дес., на одного человека — 0,5 дес.

Несомненно, что алтайское казачество, особенно Антоньевской и Чарышской станиц, имело возможность заниматься земледелием в размерах, определяемых потребностью и возможностью казачьих семей.

Скотоводство.1 — Верх-Алейская (121 хозяйство, 761 чел. об. п.) с посёлками: 2 — Бобровский (59 хозяйств, 384 душ об. п.), 3 — Секисовский (71 хозяйство, 438 душ об. п.), 4 — Верх- Убинский (60 хозяйств, 334 душ об. п.), 5 — Ключевской (90 хозяйств, 543 душ об. п.), 6 — Белорецкий (48 хозяйств, 271 душ об. п.), 7 — Андреевский (76 хозяйств, 474 душ об. п.), 8 — по станице и посёлкам — 525 хозяйств и 3205 душ. (см. приложение №6).

В разрезе станичных кустов коневодство наиболее развито в Чарышском — 221 голова на 100 душ м. п. В Верх - Алейском — 171 голова на 100 душ, в Антоньевском — 164, правда, здесь в подсчёт взяты сведения только по станице и двум посёлкам. При среднестатистическом показателе конского поголовья по хозяйствам (5,61) наиболее высокие показатели были в пос. Яровском (7,21), Тулатинском (6,43), станице Верх-Алейской (6,33) и пос. Андреевском (6,33), станице Чарышской (6,0). Наиболее низкий показатель численности поголовья в одном хозяйстве отмечен в пос. Сосновском (3,97), Секисовском (3,63), Смоленском (3,39) и Верх-Убинском (2,57).

Конепоголовье в казачьем хозяйстве было основной ценностью. Поэтому о состоятельности хозяйств можно судить по числу лошадей. Бедными хозяйствами можно считать безлошадные или с одной лошадью, середняцкими — с 2–5 лошадьми, богатыми — от 6 голов и более.

В частности, посёлки станицы Верх-Алейской, за исключением Андреевского, могут быть отнесены к категории наиболее бедных по коневодству. Пос. Андреевский и расположенные восточнее его посёлки Чарышского куста (все без исключения) являются зажиточными. Посёлки Антоньевского куста занимают по зажиточности промежуточное положение между Верх-Алейским и Чарышским.

Свиноводство. Разведением свиней занимались повсеместно, но поголовье их было незначительным — 2607 на 1968 хозяйств по всей бывшей Бийской линии. В среднем на одно хозяйство это составляло 1,3 головы. Свиноводство было наиболее развито в Верх-Алейском кусте казачьих посёлков, где на 10 хозяйств приходилось 19 голов, а на одного жителя — 0,3 головы.

Станица Верх - Алейская и её посёлки по условиям рельефа не имели столь богатых пастбищ и покосов, и казачье население вынуждено было разводить больше свиней для собственного потребления.

Овцеводство. Перепись зафиксировала на линии 6451 голову, что составило 33 головы на 10 хозяйств.

Казаки Верх-Алейской станицы и её посёлков занимались овцеводством очень мало: на 10 хозяйств здесь приходилось всего 22 головы, и только в самой станице на 10 хозяйств приходилось 40 голов. Не каждое хозяйство занималось разведением овец в пос. Секисовском (8 голов на 10 хозяйств) и Верх-Убинском (4 головы на 10 хозяйств). Причины такого отставания неясны, поскольку разведение овец не требует хороших пастбищных угодий и большого запаса сена на зиму.

Козоводство. Козы разводились не во всех посёлках бывшей Бийской линии. Перепись зафиксировала всего лишь 491 голову. Их максимальное количество (373 головы) приходилось на Чарышский куст посёлков. Выделялся пос. Тулатинский, где было 152 козы (6 голов на 10 хозяйств или 0,4 на одного жителя). В Верх- Алейском кусте было всего 90 животных (1,7 голов на 10 хозяйств или 0,03 на одного жителя). По Антоньевскому кусту зафиксировано 28 голов, из них 27 — в самой станице.











    1. Культурный аспект сибирского казачества.

Материальная культура казачьего сословия.

а) Этнографическое поселение - станицы.

При изучении истории и культуры казачества на Алтае, после истории освоения казачеством просторов приграничной зоны, стоит остановиться на теме материальной культуры казачьего сословия. Вполне логичным будет этнографическое изучение поселений.

Казачьи поселения на Алтае как особый тип, отличающийся от крестьянских, отмечают многие исследователи, особенно поселений на оборонительной линии. Они нередко основывались в местах малопригодных для жилья. В частности, В.А.Липинская, указывает на то, что крестьянские поселения располагались в непосредственной близости от водоемов (Липинская В.А. Поселения, жилище и одежда русского населения Алтайского края. // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. – Москва, 1969, стр. 21). Казачьи поселения нередко строились так, что для наполнения водой оборонительного рва приходилось рыть искусственную реку (например, в с.Тигирек, на территории современного Краснощековского района).

В ранний период завоевания Сибири строили «зимовья» - избы с бойницами и слуховыми окнами, приспособленные для отражения нападения противника. Строились так же и срубовые остроги с крепостными оградами, где размещались гарнизоны, а в случае необходимости и гражданское население.

При постройке Колывано-Кузнецкой линии остроги заменялись крепостями с бастионами, плацами, арсеналами. Изнутри, вдоль крепостных стен, стояли рядами казармы и дворы служащих. Казачьи гарнизоны первоначально располагались внутри крепостей в казармах. Однако постепенно при всех укреплениях вырастали поселения, где жили семьи казаков. Эти поселки, как и форпосты, редуты и маяки огораживали надолбами (вкопанными в землю деревянными сваями) и рогатками (наклонно укрепленными деревянными развилками). Казачьи поселки XVIII в. по типу застроек не отличались от крестьянских.

В XIX веке, когда военно-оборонительное значение Колывано-Кузнецкой линии снизилось, форпосты, маяки редуты постепенно превратились в казачьи поселения. Но в самом начале XIX века населенные пункты на оборонительной линии были разделены на две части: укрепления (с проживавшим там гарнизоном) и жилые поселки, станицы.

Размеры казачьих поселений, по сравнению с другими поселками на Алтае, в начале XIX в. были крупнее: более 60% имело свыше 160 дворов. Большинство крестьянских поселений уступало им по размерам в несколько раз. Более крупными были станицы, в которых размещался административно-управленческий аппарат, имелись церковь, цейхгауз, плац для учений.

13 марта 1861 г. выходит императорский указ «О преобразовании Сибирского линейного казачьего войска и наименовании его Сибирским казачьим войском». Кроме всего прочего, п.19 гласит: «Для образования сыновей офицеров и нижних чинов войска учредить в каждом округе по одному окружному училищу и в каждой станице – станичные школы». Таким образом, станица должна была иметь и учебное заведение.

Каждой крепости подчинялось несколько станиц; каждой станице несколько поселков, более мелких населенных пунктов, где обычно размещались лишь дома, в которых жили семьи казаков, служащих на линии.

Обратимся, к примеру, трех станиц Алтайского отдела Сибирского казачьего войска (данные на 1872-73 г.г.):

1. Станица Верх-Алейская.

Здесь располагалось станичное управление, было 57 дворов, имелись станичная школа, церковь, числилось 156 казаков, а всего 323 человека. Казаки держали 346 строевых лошадей.

К станице были приписаны поселки: Плоский – 60 дворов, поселковое училище (элементарная школа), питейное заведение, 164 казака, всего 352 жителя и 340 лошадей; Ключевое – 35 дворов, училище, 72 казака, всего 140 жителей, 211 лошадей; Белорецкий – 26 дворов, училище, 72 казака, всего 147 жителей, 122 лошади; Андреевский – 45 дворов, училище, 120 казаков, всего 247 жителей, 196 лошадей.

2. Станица Чарышская имела станичное правление, 135 дворов, станичную школу, церковь ярмарку 3 лавки питейное заведение. Здесь насчитывалось 410 казаков, всего 780 жителей, 1188 лошадей. К ней были приписаны поселки: Тигирецкий – 69 дворов, поселковое училище, 69 казаков, всего 396 жителей, 376 лошадей; Яровское – 55 дворов, училище, 150 казаков, всего 354 жителя, 440 лошадей; Сосновский – 45 дворов, поселковое училище, 113 казаков, всего 293 человека, 235 лошадей; Тулата – 122 двора, училище кабак, 325 казаков, всего 618 жителей, 928 лошадей.

3. Станица Антоньевская имела станичное правление, станичную школу, церковь, ярмарку, питейное заведение, 97 дворов, 267 казаков, всего 615 жителей, 690 лошадей.

К этой станице были приписаны поселки: Маральевский – 80 дворов, поселковое училище, 221 казак, всего 438 жителей, 476 лошадей; Смоленский – 62 двора, училище, 175 казаков, всего 395 жителей, 630 лошадей; Николаевский – 78 дворов, часовня, питейное заведение, 117 казаков, всего 481 житель, 278 лошадей; Терский – 78 дворов, часовня, питейное заведение, 206 казаков, всего 980 жителей, 350 лошадей; Смоленский (на реке Ануй) – 61 двор, 71 казак, всего 404 жителя, 243 лошади; Ануйский – 65 дворов, часовня, питейное заведение, 93 казака, всего 608 жителей, 196 лошадей.

В число казаков входили старики, строевые казаки, их дети мужского пола. Например, из 790 жителей станицы Чарышской только 410 казаков-мужчин, остальные 380 человек женщины-казачки и лица не казачьего сословия. Как уже отмечалось выше, крестьяне не могли соседствовать с казаками. Как правило, в казачьих станицах и поселках даже священники были лицами казачьего сословия.

Среди населенных пунктов Алтая казачьи поселки резко выделялись правильностью форм. Планировка селений была линейной. Дело в том, что с начала XIX в. на Сибирских оборонительных линиях проводились мероприятия, организовавшие быт казаков по типу военных поселений. В 1822 году из столицы рассылаются по всем войсковым штабам специальные альбомы с чертежами и рисунками в виде примера для застройки казачьих станиц и поселков по единому плану. Альбом был снабжен рекомендациями и предписаниями по застройке.

б) Казачьи избы.

Станицы и поселки застраивались по уличному типу. Дома стояли у переднего края усадьбы. Усадьба выходила узкой стороной на улицу. Что же представляли из себя казачьи дома? Г.Н.Потанин, писавший о быте казаков, отмечал однотипность строений: каждый дом состоял из избы и горницы, разделенных сенями, которые имели четыре двери: 2 в комнаты и по одной на улицу и во двор. Избы Г.Н.Потанин отмечает как редкость для казачьих селений. Тип строений, описанный Потаниным, назывался «связь» (две комнаты соединенными сенями). «Связь» - наиболее распространенная в середине XIX в. жилая постройка. Казачьи и крестьянские дома типа «связь» отличались и некоторыми деталями: оконные проемы казачьих домов были больше. Крыши менее крутые, чем у крестьянских домов. (Потанин Г.Н. Полгода в Алтае. //Русское слово, 1859, № 9/12).

В отличие от крестьянских усадеб в поселках казаков двор для скота, по требованию администрации, выносился за селение. Для содержания скота на усадьбе (если такое допускалось), в дальнем ее конце, сооружался «пригон» - участок, где днем содержался скот, не отгоняемый в стадо. Там же находились и въездные ворота. Переднюю часть усадьбы занимал жилой дом. Кроме скотного двора, на участке казаков могли находиться амбар, «завозни» - крыша над двором с глухой стеной, где хранили сбрую, телеги, сани и т.п. «Завозни» использовались в качестве дополнительного помещения для хранения инвентаря. На усадьбе сооружались погреб и «малушка» (рубленая избушка).

Дом-связь казачьего типа в селе Анос. Современная фотография.

Малушка – «стряпушка», стряпчая изба, обычно стояла позади дома. В ней имелась русская печь, как и в доме. Сеней малушка не имела. Зимой здесь содержали телят и птицу, а летом стряпали. Эту постройку возводили в первую очередь. В ней жила семья до возведения основного дома.

На Алтае, а особенно в селениях старообрядцев-«поляков», было принято расписывать красками, цветными узорами внутренние стены домов. Казаки дома не расписывали. Во 2-й половине XIX в.- начале XX в. стены или только передний угол (в зависимости от потребностей или материального благополучия) оклеивали покупными обоями, так называемыми шпалерами. Внутреннее убранство казачьих домов тоже отличалось от крестьянского. Если крестьяне могли на зиму брать птицу или молодняк в жилую избу, то казаки никогда. Для этого существовала «малушка». Интерьер казачьего дома был приближен к интерьеру жилых помещений мещан (горожан). На окнах висели занавески, как правило, не украшенные вышивкой в крестьянских традициях. Порядок в домах соответствовал порядку на улицах казачьих селений. Как отмечалось, в большинстве случаев скотные дворы устраивались за селениями. А поскольку усадьбы в поселках и станицах были небольшими, огороды для выращивания овощных культур также были вынесены за пределы станицы или поселка на специально выделенные земли.

Основное внимание обращалось на организацию центральной части поселения. Здесь располагались церковь, избы для общих сборов, запасные хлебные магазины, хозяйственные амбары, канцелярии дежурных офицеров, в станицах – станичное правление. Центральные улицы застраивались домами офицеро

Как и во всех казачьих войсковых областях, на Алтае существовала социальная дифференциация. Но, имея массу преимуществ и льгот, по сравнению с крестьянским сословием, казаку нужно было «постараться», чтобы обнищать в прямом смысле слова. Так что о бедности казаков можно говорить, лишь соотнеся их состояние внутрисословно.

Социальную дифференциацию, хорошо выраженную в застройке казачьих селений, отмечал в свое время генерал Н.Н.Анненков, писавший, что около 1/5 домов более похожи на жилище незначительных помещиков или купцов, чем простолюдинов, около 3/5 имеют вид домов нескудных простолюдинов, остальные 1/5 или ¼, а в некоторых станицах и 1/3, показывают бедность: «Дома сии почти во всех станицах построены на задних улицах».

В качестве примера можно рассмотреть одно из казачьих селений Алтая. Анализ приведенных ниже данных может воссоздать картину жизни в казачьих станицах. Так, в с.Алтайском (Каменка) в 1897 имелось две церкви (православная и единоверческая), церковно-приходская школа, станичное училище (школа), волостное правление Каменской волости, почтовое отделение, кожевенный завод, две маслобойни, два винных склада и несколько торговых точек: пять мануфактурных лавок, пять с мелочным товаром (итого 10), базар по пятницам и субботам, а на время с 1 по 8 ноября устанавливались временные ярмарочные ряды.

Существует надуманность мнения о скудном материальном состоянии Алтайского казачества.

в) Одежда казаков

В одежде казаков, кроме форменного платья для служащих, заметно больше, чем у других категорий русского населения Алтая, проявилось влияние костюма городского мещанства XIX в. C XIX форма Алтайского отдела Сибирского казачьего войска была коричневого цвета, брюки-шаровары шились обязательно с лампасами. Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи прикрывали боковой шов шароваров. У казаков лампас приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Кроме этого, лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символ казачьей независимости и обособленности. У Алтайских казаков лампасы были алого цвета. Брюки-шаровары и форменная рубашка дополнялись фуражкой с кокардой, шинелью, теплушкой, которую надевали под шинель. Унтер-офицер и офицеры носили бекешу. В зимнее время фуражка заменялась папахой с коротким мехом. Как правило, казаки имели два комплекта формы. Для ношения в станице шили милистиновую, а, собираясь в полк, надевали суконную форму. Форменное платье очень берегли, надевали только по праздникам, а повседневно носили только форменную фуражку, что выделяло казаков среди окрестного населения. На фуражку в летнее время надевали белый холщевый чехол, чтобы предохранить ее от выгорания. В зимнее время, оберегая папаху, казаки, как и крестьяне, носили колпак (башлык) вплоть до середины XIX в.

Казаки Бийской части оборонительной линии занимались сельским хозяйством больше, чем другие казачьи отделы Сибири. Поселки и станицы были расположены в плодородной черноземной полосе предгорья, линия имела большой фонд «юртовых земель», и, как отмечалось, в 1750, 1820 гг. командование делало попытки наладить здесь «казенное хозяйство». Поэтому в повседневном быту вполне возможно было носить обычную крестьянскую одежду, дополненную форменной фуражкой.

Казаки были зажиточнее крестьян. В.А.Липинская приводит сведения информаторов, что у крестьянина было до 4 холщевых рубах, а у казака десять рубах тонкого холста и двенадцать портов. (Лисинская В.А. Русское население Алтайского края). Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX в.в.). –М., 1987, стр. 143). Кроме того, в семье казака имелся всегда большой запас холста и цветного сукна. Во 2 половине XIX в. в казачьей среде стали модными широкие плисовые шаровары, заправленные в сапоги. Во многих местах домашней одеждой, а иногда и верхней, был халат, пришедший с Востока. Противопоставляя себя крестьянам, казаки как особая сословная группа в бытовых проявлениях материальной культуры стояли ближе к городскому населению, влияние которого шло через станичное начальство. Особенно влияние городской культуры оказывалось на женском костюме. В рассматриваемое время костюм казачек был менее декоративен и чаще шился из покупной ткани. Крестьянки называли казачек «непряхами» и «неткахами». В казачьей среде также не было принято заниматься вышивкой.

В начале XIX в. крестьянки носили традиционные русские сарафаны с рубахами. Кофты и юбки крестьянки одели только в конце столетия. В 1901 г. при описи имущества умершего казака Максима в сундуке с женскими вещами не было указано ни одного сарафана, но тридцать рубах и семь юбок, из них три «китаешные тафтяные» и по одной «гарнитуровой», атласной, тафтяной, «барситовой». С ними находилась одна душегрейка. Кроме этого, записано было «гарнитуру» одиннадцать аршин и шесть аршин «бархату», лежало одиннадцать платков шелковых «гарнитуровых» и тафтяных и два кушака. (Липинская В.А. Русское население…, стр.141).

Повседневным головным убором был бумажный платок, праздничным – пуховые «киргизские» платки, шелковые шали и полушалки. Кроме них, казачки носили и кружевные «наколки», украшенные лентами. В домашнем быту казачки редко пользовались фартуком, считая его крестьянской одеждой. Если фартук шили, то обязательно без грудки и не украшали его вышивкой.

Казаки времён присоединения Сибири к России

Сначала как праздничная, а затем и повседневная, у казачек появляется «парочка» - кофта и юбка из одинакового покупного материала. Юбку «парочки» шили широкую, заложенную складками у пояса; кофту – обтяжную, приталенную, на подкладке, с застёжкой на боку или сзади, со строчкой, рюшем, кружевами; рукава длинные, узкие, иногда с буфами у плеча. Женское платье дополнялось украшениями. Это и всевозможные бусы, и обязательные серьги, и кольца. Кольцо у казаков – типично женская символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. Серебряное колечко на правой руке означало, что девушка уже просватана. Если кольцо имело бирюзовую вставку – жених служит, (бирюза почиталась как камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведена (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа). Получив кольцо при венчании, казаки не носили его на руке. Иногда мужчины носили кольцо в ладанке.

Серьги не являлись у мужчин украшением. Они означали его роль и место в роду. Например, единственный сын у матери носил серьгу в левом ухе. Последний сын в роду, где не было кроме него наследников по мужской линии, имел серьгу в правом ухе. Две серьги обозначали, что казак – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения, языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует поберечь в бою.

Символическое значение у казаков имели атаманский кафтан и шапка. Они принадлежали казачьей общине и передавались вместе с иными символами атаманства. Хранилось у очередного атамана или в атаманском правлении.

Духовная культура казачества.

Говоря о культуре казачества, нельзя обойти вопросы духовной культуры, на формирование которой повлияли практически все казачьи районы Российской империи. И поэтому духовная культура алтайских казаков представляет собой сочетание культурных традиций казачества в целом. Духовная культура казачества многогранна, и одно из ее проявлений – песенное творчество.

а) песенное творчество казаков.

Песня занимает видное место в календарных, обрядовых и религиозных праздниках всего русского народа, и казачество здесь не исключение. Кроме традиционных обрядовых песен, жанровый состав песенного фольклора алтайских казаков был широким и разнообразным: свадебные, хороводные, лирические, скорые, плясовые, шуточные, походные, строевые, рекрутские песни, романсы (в том числе городские), баллады. Однако современные фольклористы при записи песен казаков сталкиваются с проблемой сохранности репертуара.

В современных селах Алтайского края, некогда бывших станицами и казачьими поселками, в основном, сохранился лирический репертуар. Обращаясь к текстовому содержанию казачьих песен, можно определить отправные точки культурного влияния. Лирическая протяжная песня «Поехал казак на чужбину», безусловно, украинского происхождения, поскольку автором поэтического текста является украинский писатель Евгений Гребенка. Приведем вариант записи, сделанный в селе Тулата Царышского района Алтайского края студией фирмы грамзаписи «Русский диск» в 1993 г. (расшифровка В.Фомина).

Поехал казак на чужбину

На своем добром коне вороном.

На век кинул свой край он,

На век кинул да спокинул.

Ему не вернуться в отеческий дом.

Напрасно его жена молодая

Выходила утро-вечер на север смотреть.

И все ждет-поджидает

С восточного края,

Когда к ней ее милый

Казак прилетит.

Особенным жанром казачьего песенного фольклора является строевая песня. Как правило, текст довольно короток, и «удлинение» песни происходит за счет повторений одной или двух строчек. Строевая песня «Невольно помнятся походы» поется куплетами в две строчки с повторением каждого куплета. Первый куплет поется (запевается) солистом:

Невольно помнятся походы

Да в горах Уральских и крутых.

Наш эскадрон пришел седлом

Да и встал биваком у реки.

Всего три дня мы простояли,

И пришел приказ вперед идти.

Запись этой песни сделана в Чарышском районе Алтайского края (здесь и далее: Традиционный фольклор Алтая. Русский диск, 1993), упоминание Уральских гор указывает на влияние «песельного» творчества Яицких (уральских) казаков на процесс складывания казачьего песенного фольклора на Алтае. Это же можно отнести и к кубанскому казачеству, оставившему свой след в лирическом подходе к походной песне алтайских казаков «Проснулась да станица»:

Проснулась да станица

Проснулась на рассвет.

На площади да в долине

Боец в оружие одет,

Он лихо марширует

На своем скакуне,

Поводьями да он правил,

Как ровно по струне.

Поехали кубанцы

Искать решения судьбы.

б) праздники казаков

Наряду с подобными образцами народного песенного творчества, на Алтае бытовали и песни, вошедшие в традиционную казачью песенную лирику под влиянием городской культуры. Так произошло с песней, некогда бытовавшей в казачьих станицах Алтая, «Последний-то день красы, братцы, моей» (перевод Ивана Козлова из Байрона). Но среди казачьего песенного фольклора встречаются и веселые, шутливые, плясовые, в ритме русского хоровода-танка. Например, плясовая «Хмелюшка-хмелек», записанная в с.Тулата. Чарышского района:


Хмелюшка-хмелек,

Где рос развивался?

Развевался мой хмелек

В лесе на тычине.

Ночевал казак – казак

У красной дивчины.

Жаловала девчоночка:

Зачем поздно ходишь?

Зачем, зачем поздно ходишь,

Дороженьку торишь?

Приходи, казак – казак,

Во пору, во время.

Я своего…,

Пошлю по калину.

«Ступай, старый бородач,

Калину ломати.

Молодого казака

Приведу до хаты»

Приводила, жаловала,

За столик сажала,

Сидит казак за столом,

Усы завивает.

Эх молодую молодицу

К сердцу прижимает,

К сердцу, сердцу прижимает,

Своей называет.


Безусловно, песня шуточная, исполнявшаяся в хороводе, где молодые люди могли повеселиться после трудового дня.

Ярким выражением духовной культуры казачества на Алтае является праздники. Наряду с общехристианскими на Алтае особой любовью пользовались Рождество, Пасха, Троица. Кроме того, каждый казак отмечал Престольный день своей станицы. Обязательным праздником был Войсковой праздник, т.е. день своего войска. На Алтае в XIX веке отмечали День Сибирского казачества (6 декабря по ст. стилю).

Более двухсот лет казаки праздновали День казачки, или День матери (21 ноября по ст. стилю и 4 декабря по новому). Казачество – довольно религиозное сословие, и поэтому такое количество религиозных войсковых праздников неудивительно. Отправляясь на службу, молодой казак должен был знать 16 обязательных молитв и 10 заповедей.

Своеобразным светским праздником были состязания в стрельбе и наездничестве, служившие главным итогом летних военных сборов. Этих состязаний ждали не только молодые казаки, чтобы показать свою удаль, но и всё население станицы. Тремя призами за лучшую стрельбу были винтовка, шинель с фуражкой или шашка и патронташ. Наиболее почетной, памятной на всю жизнь для казака была победа в состязаниях по наездничеству и джигитовке. Первый приз – казачье седло. Особым поощрением молодых победителей было объявление о результатах состязаний в приказе по Сибирскому казачьему войску.

Из календарных праздников особой любовью пользовалась Масленица. И здесь казаки устраивали конные состязания. Но обязательным в этот праздник было взятие снежного городка.



в) вечерки

Среди досуговых форм в казачьих семьях на Алтае необходимо отметить вечерки. Схема проведения казачьей вечерки не отличается от крестьянской, но на казачьи вечерки не допускалась молодежь других сословий. В поведении на вечерке сказывалось влияние городской культуры.

г) казачья свадьба

Изучая вопрос о духовной культуре казачества на Алтае, необходимо отметить особенности в казачьих свадебных обычаях и традициях. Русская свадьба явление, включающее в себя элементы , порождённые некогда имевшие сакральное значение. Но казачья свадьба, подобно другим элементам казачьей культуры, имеет некоторые особенности, порождённые бытом и идеологией казачьего сословия. Все свадебные обряды и обычаи группируются вокруг следующих главных моментов: сватовства, заручения, или рукобития, бранья, большого стола, похмельного стола, стола для дружки и поезжан и других хмельных и похмельных столов.

Одна из особенностей казачьей свадьбы – её внутрисословный характер и состав. Казаки практически не вступали в родство с крестьянами и представителями более низких социальных сословий. При заключении брака казаки брали жен лишь в казачьих станицах и поселках. Выйти замуж за «мужика» или жениться на «мужичке» было событием неслыханным. Казаки стали родниться с окружающим их населением только в годы советской власти, а до этого держались особняком.





















Выводы по главе I.

Анализируя различные источники по истории казачества, я смогла выяснить, что феномен «казачества» не достаточно изучен. С давних времён окраины Руси заселялись и осваивались казаками. А как они жили? Каково было их социальное положение, землепользование и какова роль в освоении новых земель?

Известно, что Сибирское казачье войско сыграло главенствующую роль в присоединении к России - Сибири и Казахстана. Являясь пионером освоения порубежных земель, это войско на своих плечах вынесло все тяготы и невзгоды первопроходцев и положило начало хозяйственному и культурному общению русского народа с народами Западной и Восточной Сибири и Казахстана.

Особым для рассмотрения остаётся вопрос о появлении казачества на Алтае.

Промышленное освоение Алтая требовало защиты от кочевников. Начинается строительство крепостей, положивших начало оборонительной линии. Особенно возникла необходимость в крепостях и форпостах в связи с началом горнопромышленного производства. Для охраны заводов создавалась своеобразная цепь форпостов и крепостей от Иртыша до Оби. Гарнизоны первых крепостей составляли так называемые городовые казаки, не имевшие регулярного строя и подчинявшиеся воинскому начальству Кузнецкой крепости. С 50-х годов XVII в. на Колыванскую оборонительную линию стали направлять посменные гарнизонные казачьи части.

Для обеспечения себя провиантом, казаки занимались хозяйственной деятельностью: земледелием (выращивались - пшеница, рожь, овёс, гречиха, картофель); скотоводством ( было распространено - коневодство, свиноводство, овцеводство, козоводство).

Казачьи поселки XVIII в. по типу застроек не отличались от крестьянских построений. В XIX веке, когда военно-оборонительное значение Колывано - Кузнецкой линии снизилось, форпосты, маяки редуты постепенно превратились в казачьи поселения. Но в самом начале XIX века населенные пункты на оборонительной линии были разделены на две части: укрепления (с проживавшим там гарнизоном) и жилые поселки, станицы. Казачьи дома, одежда - отличались своеобразием.

Говоря о культуре казачества, нельзя обойти вопросы духовной культуры, на формирование которой повлияли практически все казачьи районы Российской империи. И поэтому духовная культура алтайских казаков представляет собой сочетание культурных традиций казачества в целом.

Глава II. Описание методики исследования.

2.1. Организация исследования.

В процессе написания работы по теме «Третьяковское наследие алтайского казачества», я использовала такие методы исследования как:

  • Сбор и обработка информации по истории казачества.

  • Анкетирование жителей села по данной тематике.

  • Беседа со старожилами осведомителями.

Итак, чтобы достичь цели моего исследования, я для начала собрала всю доступную мне информацию, касающуюся развития казачества на Алтае. А потом отобрала ту, что касалась именно казаков, проживавших на территории Третьяковского района.

Отобранный мною материал позволил узнать, в какое время и каким образом шло освоение и заселение казаками территории Третьяковского района на протяжении нескольких десятков лет.

Данная часть исследования отображена мною в I главе работы.

Далее следовало на основе собранных данных составить анкету и провести опрос среди жителей нашего села, чтобы понять насколько хорошо они знают, в какое время и кем была заселена наша деревня. В опросе приняли участие 20 жителей села, среди них были как взрослое население, так и дети. Анкета состояла из 9 вопросов, касающихся истории освоения села Плоского и развития казачества на Алтае.

2.2. Результаты исследования.

Проведя анкету среди жителей нашего села, я получила следующие данные:

  1. В каком веке было основано наше село?

Только 10 человек из 20 ответили правильно - в18 веке.

  1. Благодаря кому Сибирь была присоединена к русской земле?

11 человек ответили верно - Атаман Ермак.

  1. Сколько лет исполнилось Сибирскому казачеству в декабре 2012 года?

Всего 5 человек из 20 опрошенных ответили верно, на данный вопрос -430 лет.

  1. Кому был воздвигнут памятник в г. Змеиногорске летом 2012 года?

12 человек дали верный ответ - Атаману Ермаку.

  1. Как вы считаете, что такое Колывано - Кузнецкая оборонительная линия?

7 человек ответили верно - это защитная линия из форпостов, редутов и маяков.

  1. Кто состоял на службе, и оборонял сибирские границы?

13 человек дали правильный ответ - казаки.

  1. Доподлинно известно, что алтайское казачество несло военную службу на окраинах Сибири, многие поселки были приписаны к станицам ( например: Плоское, Новоалейское к станице Верх-Алейское).

  2. Какую хозяйственную деятельность вели наши Третьяковские казаки?

9 человек ответили животноводство и растениеводство, без уточнения.

1 человек – земледелие, какие культуры выращивали, не указали.

3 человека – скотоводство.

7 человек затруднились ответить.

  1. Какие культурные особенности казачества вам известны?

К сожалению все опрошенные 20 человек не ответили на поставленный вопрос.

Это вновь обнажает проблему низкой исторической и культурной осведомленности населения, что подтверждает поставленную в исследовательской работе гипотезу о низком уровне общекультурной осведомлённости населения нашего села по проблеме казачьего наследия.

Кроме всего вышеизложенного к результатам данного исследования можно приобщить и собранный от осведомителей-старожилов фольклорный материал. Это и свадебный обряд, и казачьи песни.

Материал о свадебном обряде села Плоского. Информатор: Матвеева (в девичестве Беляева) Клавдия Николаевна 16 октября 1927 года рождения, жительница села Плоского.

Интервьюер: - Уважаемая Клавдия Николаевна! В селе Плоское вы живёте всю свою жизнь, не могли бы вы мне поведать, что ни будь старинное, традиционное для этой местности, то, что вы помните с самого детства.

Респондент: Ну, дощещка, если тощнее говорить, то родилась я в 1927 годе(у) шишнадцатого октября. Много пришлось пережить, и голодные трицатые годы и коллективизасыю и войну. С детства в работе, моя ты хорошая. Не дай бох вам такой ущисти.

Интервьюер: -Скажите, а ведь были же и хорошие времена, про которые хочется вспоминать, например замужество.

Респондент: Конечно были и такие времена. Взамуж я вышла за своего деда после войны, в 1949 году.

Интервьюер: - Клавдия Николаевна, а какой-нибудь свадебный обряд можете вспомнить?

Респондент: При советской то власти шибко обряды то не почитали, но помню ещё из детства своего кое што.

Интервьюер: - Поведайте мне, пожалуйста!

Респондент: Ну слушай, да не торопись, записывай, а где не поспеешь, то я повторю.

Интервьюер: - Хорошо, я готова вас слушать.

Респондент: В то время, когда заканчивались полевые работы, и был прибран весь урожай, обмолощены все зерновые, в полях становилося пусто и глуха, лава семьи – тятя или отес по-вашему, смотрел што можно продать, а скоко оставить на иду и семина. Избыток можно было свести к базару для продажи.

Для нас, рибитишек, наступала скушая пора. Дни становились короткие, серые, щасто шёл дождь, на дорогах была большая грясь. Приближалась зима и всё больше мы сидели дома по палатим, наблюдая за старшими щленами симьи.

По вещирам зажигали, свещки, лампадки-коптилки, свещки или лущинки и при тусклым свети пряли, вышивали. Отес подшивалл пимы к зиме, щинил штонибудь, а мать всё по дому хлопотала. Дети, што постарше были – помогали по хозйству родитилям, а посля, если парень, то по дереву резал, али еще каким промыслом занимался, например, сети мастерил или петли на сайсев вертел. А коли девушка, то пряла, вязала, ткала , вышивала, вобщим приданное сибе ладила.

Да, стоит сказать, што осинь – пора свадиб была, в ту пору замуж с шишнацати, симнацати лет отдавали, сильно ни засиживались и рожали сколь бох пошлёт, а не сколь хотели, поэтому то и семьи большие да крепкие были не то што сичас.

Но перед тем как свадьбу то сыграть, деваху снащала сосватыть надо было, сёдня это тожи встрищается, но раньши всё инащи проходило. В дом нивесты приходили сваты, к ним выходила хозяйка дома и кланилась в пояс, а гости ей кланились. Потом выходил хозяин дома. Хозяива и гости привествовыли друг друга, потом сваты нащинали говорить, што хощут вступить в родство. Што дощь хозяив мастериса и красависа, а ихней сын ей в стать будит. Родитили невесты благодарили за добрые слова и просили время для того штобы посоветыватся, да подумыть с роднёй, так как энто дело то сирьёзное и с горящки не ришаится. Отес говорил, в какой день сватам прийти за ответом. Уходя, сваты касались руками пещки и приговаривали: как эта пещка не сходит с места, так и от нас не отошла бы наша нивеста.

В назнащеный день ивлялись опять сваты, жениховы отес и мать кланились и просили принять хлеб ды соль. Мать нивесты принимала хлеб и говорила: «Дай Бох! В добрый щас». Это щиталась согласьем на выдание их дощири за сына сватов. С этово момента родитили жениха и невесты звались сватами.

В тот же день к вещеру сваты с женихом и родствинниками приходили дом своей сужиной, где собирася и её родня, там был уже приготовлин стол с угощениями, а сваты приносили с собо хмельное угощенье. Придя в дом нивесты у жинихо спрашивали, нравится ли иму молодая и он отвещал, што нравится, потом тот жи вопрос задавалсли и нивести. После этого отес невесты говорил: «Вот тибе, дощка, жиних. Да благославит Господь ваш союз». Все молилися и благославляли молодых с семейною иконой.

После этого происходило «рукобитье» - на стол руку ложитла мать нивестина, на иё руку клал отес нивестин, на иво руку мать жиниха, а потом поверх и иго отес. Это было соглашение между родитилями. Здесь оговаривалось приданое и день когда нивесту забирать в дом жиниха. Посли этово пили, ели да гуляли.

Интервьюер:- Спасибо вам огромное, Клавдия Николаевна, дай вам Бог здоровья!

Респондент: Приходи ищё дощищка.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура казачества многогранна. Мы рассмотрели лишь часть культурно-исторических элементов, из которых складывалась жизнь казаков на алтайском отрезке сибирской оборонительной линии. Особенностью жизни и быта сибирского казачества явилось сочетание традиций и культурных влияний российских казаков, участвовавших в формировании Сибирского казачьего войска. Являясь принадлежностью замкнутой этнокультурной группы, казачья культура не подвергалась влиянию крестьянских культурно-бытовых традиций вплоть до 20-х годов ХХ века.

Изучение культурных традиций казаков Алтая помогло мне разобраться в процессе формирования русской культуры на Алтае, во влиянии различных категорий русских переселенцев на современное состояние народной культуры в нашем районе. Изучение культуры казачества на Алтае также помогает понять роль и место Российского казачества в истории культуры нашего Отечества.

Также можно сделать вывод, что временные рамки истории заселения нашего села, совпадают со временем созданием форпостов и крепостей от Иртыша до Оби, а также со временем взятия Колывано – Воскресенских заводов в царское ведомство в 1747 году








Таблица 1

«Число казачьих хозяйств, численность населения и его половой состав».

Станицы и поселки

Хоз-ва

Население

м. п.

ж. п.

Всего

на 1 хоз-во

Верх-Алейская

121

395 (50)

366

761

6,3

Бобровский

59

187 (49)

197

384

6,5

Секисовский

71

214 (49)

224

438

6,2

Верх-Убинский

60

157 (47)

177

334

5,6

Ключевской

90

271 (50)

272

543

6,0

Белорецкий

48

139 (51)

132

271

5,6

Андреевский

76

237 (50)

237

474

6,2

Всего

525

1600 (50)

1605

3205

6,1

Чарышская

335

862 (49)

914

1776

5,3

Тигирекский

140

399 (47)

452

851

6,0

Яровской

107

334 (52)

306

640

6,0

Тулатинский

228

629 (50)

620

1249

5,5

Сосновский

107

313 (51)

300

613

5,7

Маральевский

161

493 (52)

456

949

5,9

Всего

1078

3030 (50)

3048

6078

5,2

Антоньевская

232

614 (49)

634

1248

5,4

Терской

95

261 (47)

293

554

5,8

Смоленский

38

105 (54)

91

196

5,2

Всего

365

980 (49)

1018

1998

5,5

Итого

1968

5610

5671

11281

5,7















































Примечание: в скобках указаны проценты.















Таблица 2 «Численность хозяйств, возглавляемых женщиной».

Станицы и поселки

Хозяйства

Человек

м. п.

ж. п.

всего

1. Верх-Алейская

2(1,65)

-

7

7(0,9)

2. Бобровский

4(0,25)

7

10

17(4,43)

3. Секисовский

1(0,01)

1

1

2(10,5)

4. Верх-Убинский

3(5)

2

6

8(2,4)

5. Ключевской

2(2,22)

-

5

5(0,95)

6. Белорецкий

6(12,5)

12

12

24(8,86)

7. Андреевский

3(3,95)

4

4

8(1,69)

Всего

21(4)

26

45

71(2,2)

8. Чарышская

32(9,5)

40

69

109(6,14)

9. Тигирекский

11(7,86)

20

34

54(6,35)

10. Яровской

12(11,21)

31

31

62(9,65)

11. Тулатинский

13(5,20)

23

34

57(4,56)

12. Сосновский

4(3,74)

13

17

30(4,89)

13. Маральевский

9(5,59)

13

19

32(3,37)

Всего

81(7,5)

140

204

344(5,66)

14. Антоньевская

32(13,79)

49

67

116(9,29)

15. Терской

13(13,68)

20

32

52(9,39)

16. Смоленский

2(5,26)

4

8

12(6,12)

Всего

47(12,88)

73

107

180(9,0)

Итого

149(7,57)

239

356

595(5,27)

Примечание: в скобках указан процент от общего числа (см. табл. 1).





















Таблица 3 «Поселенческий статус населения Бийской линии по переписи 1917 г.».
(старожилы, переселенцы, прочие).

Населённый пункт

Казаки, чел.

Невойсковое население, чел.

старожилы

переселенцы

прочие

старожилы

переселенцы


Верх-Алейская

705

-

3

-

6

прочие

Бобровский

328

5

-

-

57

64

Секисовский

356

12

-

13

60

2

Верх-Убинский

262

5

-

10

69

8

Платовский

847

-

-

-

7

2

Ключевский

500

-

-

3

16

22

Белорецкий

273

-

-

-

-

28

Андреевский

441

22

-

-

-

3

Чарышская

1518

2

6

17

24

12

Тигирецкий

792

11

-

-

20

120

Яровской

593

-

6

-

15

23

Сосновский

528

2

-

11

24

6

Тулатинский

1143

5

-

7

39

18

Антоньевская

948

51

-

50

99

10

Маральевская

862

33

-

7

39

97

Слюденская

630

14

-

38

40

17

Николаевская

401

129

-

16

146

13

Терская

513

8

-

-

25

27

Смоленский

141

-

-

-

56

6

Всего, чел.

11781

299

15

172

742

-

В %

97,4

2,5

0,1

12,4

53,3

478







34,3











Таблица 4 «Национальный состав населения Бийской линии».

Населённый пункт

Казаки

Невойсковое население

русские

укра-
инцы

кир-
гизы

всего

рус-
ские

укра-
инцы

бело-
русы

эстон-
цы

та-
тары

кир-
гизы

алтай-
цы

цы-
гане

швей-
царцы

всего

Верх-Алейская

708

-

-

708

48

-

-

-

9

13

-

-

-

70

Бобровский

333

-

-

333

59

-

-

-

-

-

-

-

-

59

Секисовский

368

-

-

368

73

-

-

-

-

8

-

-

-

81

Верх-Убинский

267

-

-

267

81

-

-

-

-

-

-

-

-

81

Платовский

847

-

-

847

29

-

-

-

-

-

-

-

-

29

Ключевский

500

-

-

500

33

-

-

-

-

14

-

-

-

47

Белорецкий

273

-

-

273

3

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Андреевский

463

-

-

463

12

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Чарышская

1526

-

-

1526

118

4

9

3

-

27

-

-

-

161

Тигирецкий

803

-

-

803

43

-

-

-

-

-

-

-

-

43

Яровской

599

-

-

599

21

-

-

-

-

-

-

-

-

21

Сосновский

530

-

-

530

32

-

-

-

-

21

-

-

-

53

Тулатинский

1131

5

12

1148

53

-

-

-

-

3

-

-

-

56

Антоньевская

999

-

-

999

155

6

-

-

-

68

8

-

9

246

Маральевская

895

-

-

895

40

-

-

-

-

23

-

-

-

63

Слюденская

644

-

-

644

40

-

-

-

-

51

-

-

-

91

Николаевская

526

4

-

530

78

63

-

1

-

36

-

7

4

189

Терская

521

-

-

521

21

-

-

-

-

10

-

-

-

31

Смоленский

141

-

-

141

6

-

-

-

-

50

-

-

-

56

Всего, чел

12074

9

12

12095

945

73

9

4

9

324

8

7

13

1392

В %

99,83

0,07

0,1

100

67,89

5,24

0,65

0,29

0,65

23,28

0,57

0,5

0,93

100

Таблица 5 «Посевы яровой пшеницы и овса по станицам и посёлкам».

Станицы с посёлками

Число душ об. п.

Яровая пшеница

Овёс

дес.

на 1 душу

дес.

на 1 душу

Верх-Алейская

3205

817

0,25

444

0,14

Чарышская

6078

1415

0,23

653

0,11

Антоньевская

1998

1164

0,58

465

0,23













Таблица 6 «Численность скота в хозяйствах казаков».

Название

Лошади

Рогатый скот

Овцы

Козы

Свиньи

Всего скота

Рабочие

Всего

Коровы

Всего

Верх-Алейская

602

766

682

1251

489

38

215

2739

Бобровский

200

283

183

393

67

6

108

857

Секисовский

202

258

152

290

60

6

175

789

Верх-Убинский

130

154

109

215

26

1

80

476

Ключевской

435

559

422

817

187

16

172

1751

Белорецкий

185

229

198

394

55

-

142

820

Андреевский

363

481

443

803

262

23

82

1651

По станице и поселкам

2117

2730

2189

4163

1146

90

974

9083



Урядник Сибирской полусотни 3-й сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. 1914.



Обучение искусству джигитовки в Сибирском казачьем войске.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!